город Ростов-на-Дону |
|
28 августа 2024 г. |
дело N А53-40238/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.
судей Сороки Я.Л., Шапкина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
при участии:
от истца - представитель Пилипенко И.Ю. по доверенности от 12.12.2022;
от ответчика - представитель Рысикова А.А. по доверенности от 10.01.2024;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 06.06.2024 по делу N А53-40238/2023 по иску ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" к ООО "Жилкоммунсервис" о взыскании задолженности, пени,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - истец, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону") обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкоммунсервис" (далее - ответчик, ООО "Жилкоммунсервис") с требованием о взыскании задолженности 27 781,44 руб., пени 791,77 руб., пени по день фактической оплаты.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 06.06.2024 в иске отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, ответчиком не доказана необоснованность расчета, произведенного истцом.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, отзыв не предоставил, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (гарантирующий поставщик) и обществом с ограниченной ответственностью "Жилкоммунсервис" (покупатель) заключен договор энергоснабжения N 270200613 от 28.02.2017.
Согласно п. 1.1 договора гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а покупатель обязуется принимать, оплачивать электрическую энергию, в том числе потребляемую в целях индивидуального потребления электрической энергии потребителями покупателя и потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Расчетным периодом устанавливается месяц с 01 числа по 30 (31) включительно, в феврале по 28 (29) число (п. 6.5 договора).
В п. 6.6 договора указано, что оплата за электрическую энергию производится до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Как указывает истец, ответчик оплату за поставленную электроэнергию не произвел, в связи с чем, за ним образовалась задолженность. Согласно расчету истца, размер неоплаченной задолженности составила 27 781 рубль 44 копеек за июль 2023 г.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате принятой электроэнергии в полном объеме послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании задолженности и пени в судебном порядке.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с нормами Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статей 539 и 540 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка электрической энергии осуществляется на основании договора энергоснабжения.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, а порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 72 Основных положений и п. 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с п. 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
В соответствии с ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).
В ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с п. 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании п. 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с Федеральным законом.
Таким образом, при наличии в доме управляющей организации соответствующие расходы возложены на нее, даже если между собственниками помещений существуют прямые договоры.
Кроме того, согласно п. 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
Обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов, заключить договор ресурсоснабжения с ресурсонабжающей организацией в случаях, установленных в п. 21.1 Правил N 214 исходит из положений ч. 12 ст. 161 ЖК РФ, в соответствии с которой управляющие организации товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, договоров ресурсонабжения с ресурсоснабжающей организацией.
Аналогичный вывод содержится в п. 4 информационного письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 и в письме Минстроя от 16.08.2016 N 26361-02/04.
Исходя из положений п. 21, 21(1) Правил N 124, управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Как указывает истец, ответчиком надлежащим образом не исполнена обязанность по оплате поставленного коммунального ресурса в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за июль 2023 г., что повлекло образование задолженности в размере 27 781,44 руб.
Ответчик, возражая против удовлетворения иска, указал, что включение спорного количества в объем электороэнергии, потребленной на общедомовые нужды МКД N 3/3, расположенному по адресу: г. Красный Сулин, ул. Комарова, является необоснованным, поскольку фактически данный объем электроэнергии потреблен собственником квартиры N 16.
Согласно материалам дела, 25.08.2021 истцом получены показания индивидуального прибора учета электроэнергии собственника квартиры N 16 в многоквартирном доме по адресу: г. Красный Сулин, ул. Комарова д. 3/3 (что подтверждается выгрузкой по лицевому счету абонента), которые составляли 3 800 кВт.ч.
До июля 2023 г. собственник квартиры N 16 не передавал показания индивидуального прибора учета, ввиду чего, за период с сентября 2021 г. по июнь 2023 г. данному собственнику начисление электроэнергии происходило по нормативу, который рассчитан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 и составляет 238 кВт.ч.
Однако, в июле 2023 г. собственником указанной квартиры переданы показания индивидуального прибора учета электроэнергии 3 800 кВт.ч через личный кабинет по средствам сети Интернет, что подтверждается выгрузкой по лицевому счету абонента, на основании чего истцом собственнику был сделан перерасчет в сторону уменьшения (-4 128 кВт.ч) исходя из полученных показаний индивидуального прибора учета.
Ответчик ссылается на то, что собственником квартиры N 16 переданы неверные показания приборов учета и считает что объем потребленной электроэнергии для содержания общего имущества многоквартирного дома за июль 2023 г. должен быть уменьшен на 4 128 кВт.ч.
При этом, собственником квартиры N 16 через личный кабинет 23.08.2023 были переданы показания индивидуального прибора учета электроэнергии 7 928 кВт.ч (что подтверждается выгрузкой по лицевому счету абонента), на основании полученных показаний собственнику квартиры N 16 за август 2023 г. было начислено 4 128 кВт.ч.
Собственник квартиры N 16 не предоставлял доступ к прибору учета в течение длительного времени, что подтверждается представленными ответчиком актами об отказе в доступе к прибору учета от 25.07.2023, 26.06.2023, 26.12.2023, в связи с чем у ответчика отсутствовала возможность провести проверку представленных потребителем показаний прибора учета.
Вместе с тем, в процессе рассмотрения настоящего спора, представителями публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" проведена проверка прибора учета в спорной квартире, по результатам которой составлен акт от 07.05.2024. Согласно акту зафиксированы показания прибора учета 16 433.
Указанное подтверждает доводы ответчика о том, что собственником квартиры N 16 предоставлялись значительно заниженные показания прибора учета, что истцом не оспаривается.
Объем электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды (СОИД) определяется как разница между общим объемом электроэнергии, поставленной в многоквартирный дом, и суммарным объемом индивидуального потребления электроэнергии всех расположенных в нем помещений, в соответствии с требованиями действующего законодательства (пункты 40, 42 Правил N 354).
Таким образом, собственником квартиры N 16 передавались заниженные показания приборов учета, что привело к увеличению объема электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды.
В этой связи, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции признал обоснованными доводы ответчика в данной части.
Доводы истца о необходимости перерасчета платы в будущих периодах, судом правомерно отклонены.
Порядок сторнирования произведенных платежей предусмотрен для обычной хозяйственной деятельности, когда при выявлении недостоверности данных или ошибочности расчетов энергоснабжающая организация производит перерасчет долга в следующих расчетных периодах. Суд находит недопустимым вынесение судебного акта о взыскании задолженности под условием последующего ее возврата истцом в будущем (путем зачета взысканной задолженности в счет платы за будущие периоды). Такое взыскание лишено законного основания, поскольку задолженность фактически отсутствует.
Между тем, как указано выше, в силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится именно и только за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правомерному выводу о том, что ответчиком доказано отсутствие задолженности по оплате коммунального ресурса, потребленного для целей содержания общего имущества, за июль 2023 г. Следовательно, в удовлетворении требований обоснованно отказано.
По вышеизложенным основаниям апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.06.2024 по делу N А53-40238/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
Я.Л. Сорока |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-40238/2023
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Ответчик: ООО "ЖИЛКОММУНСЕРВИС"