г. Москва |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А40-44171/24 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Птанской,
судей Д.В. Пирожкова, О.Н. Лаптевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Хрущак,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Акционерного общества "Согаз"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03 июня 2024 года по делу N А40- 44171/24,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Трансойл" (ИНН 7816228080)
к Акционерному обществу "Согаз" (ИНН 7736035485)
о взыскании ущерба.
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Александрова Н.Н. по доверенности от 01.01.2024,
от ответчика - Медведев А.И. по доверенности от 01.02.2024.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Трансойл" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Акционерному обществу "Согаз" (далее - ответчик) о взыскании 3 510 328 руб. 61 коп. ущерба.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 июня 2024 года исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Ответчик не согласился с принятым решением и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
06 августа 2024 года через канцелярию Девятого арбитражного апелляционного суда от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам представленного им отзыва в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 03 июня 2024 года на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, между ООО "Трансойл" и ОАО "СК "РЕГИОНГАРАНТ" были заключены договоры страхования, объектом страхования по которым являлись имущественные интересы страхователя, связанные с владением средствами железнодорожного транспорта - цистернами: вагон N 50545151 страховой полис серия 20/ЖД 461/16 от 01.10.2016 (выгодоприобретатель Трансойл), вагон N 51202802 страховой полис серия 20/ЖД 439/16 от 01.06.2016 (выгодоприобретатель Трансойл), вагон N 51773331 страховой полис серия 20/ЖД 442/16 от 01.07.2016 (выгодоприобретательТранспортный лизинг), вагон N 50781442 страховой полис серия 20/ЖД 469/16 от 16.11.2016 (выгодоприобретательТрансойл).
Все перечисленные вагоны были застрахованы на условиях Правил комбинированного страхования средств железнодорожного транспорта ОАО "СК "РЕГИОНГАРАНТ" N 43-2 от 20.01.2014 г. и особых условий комбинированного страхования средств железнодорожного транспорта ОАО "СК "РЕГИОНГАРАНТ" от 31.03.2017 г.
Согласно договору страхования и упомянутых Правил страховым случаем признается утрата, гибель или повреждение средств ЖТ в результате, в том числе "Аварии средств железнодорожного транспорта" (п. 3.2.3.3 Правил). Возмещению в данном случае подлежат убытки Страхователя, возникшие в результате повреждения застрахованного средства железнодорожного транспорта при его столкновении с другими средствами железнодорожного транспорта или сходе подвижного состава с путей на перегонах и станциях.
17.04.2020 произошёл сход вагонов N 50545151, N 51202802, N 51773331. Документами, подтверждающими указанное обстоятельство, являются: акт общей формы от 17.04.2020 N 60, акты о повреждении вагона от 18.04.2020 N 302, N 303, N 304, акт предварительного осмотра повреждённых вагонов в результате схода на железнодорожной станции Омск-Восточный от 17.04.2020, протокол аудиосовещания у начальника станции Омск-Восточный от 20.04.2020, техническое заключение от 21.04.2020. Более того, из указанных документов следует, что вагоны подлежат деповскому ремонту.
22.04.2020 произошел сход вагона N 50781442.
Документами, подтверждающими указанное обстоятельство, являются: акт общей формы от 22.04.2020 N 18, акты о повреждении вагона от 22.04.2020 N 98, протокол совещания у начальника железнодорожной станции Томск II станции Омск-Восточный от 23.04.2020. Из указанных документов следует, что вагон подлежат текущему ремонту в объеме ТР-2.
Таким образом, указанные документы подтверждают факт возникновения страхового случая, согласно п. 3.2.3.3 Правил.
ООО "Трансойл" были понесены расходы на ремонт указанных вагонов в размере 3 600 098 руб. 78 коп. (без НДС) (убытки страхователя), из которых подлежат возмещению с учетом франшизы 3 278 776 руб. 89 коп.
Документы, подтверждающие факт возникновения страхового случая и понесенные расходы ООО "Трансойл", были представлены АО "СОГАЗ" в сентябре - октябре 2021 г. Однако до настоящею времени сумма страхового возмещения так и не была перечислена на расчетный счет ООО "Трансойл".
В соответствии с п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Согласно п. 10.4.6. Правил Страхователь имеет право потребовать от страховщика уплаты пени в размере 0.01% от суммы невыплаченного в установленный срок страхового возмещения за каждый день необоснованной просрочки в выплате страхового возмещения. По расчету истца размер пеней составляет 231 551 руб. 72 коп.
Исходя из доказанности вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно удовлетворяет заявленные требования в полном объёме.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению исходя из следующих оснований.
По мнению ответчика обстоятельства, произошедшие с застрахованными вагонами, следует квалифицировать как "конструктивная гибель вагонов", возникавшая в результате крушения средств железнодорожного транспорта (п. 3.2.3.1 Правил).
Все перечисленные вагоны были застрахованы на условиях Правил комбинированного страхования средств железнодорожного транспорта ОАО "СК "РЕГИОНГАРАНТ" N 43-2 от 20.01.2014 г. (далее - Правила) и Особых условий комбинированного страхования средств железнодорожного транспорта ОАО "СК "РЕГИОНГАРАНТ" от 31.03.2017 г.
Согласно договору страхования и упомянутых Правил страховым случаем признается утрата, гибель или повреждение средств ЖТ в результате, в том числе "Аварии средств железнодорожного транспорта" (и. 3.2.3.3 Правил). Возмещению в данном случае подлежат убытки Страхователя, возникшие в результате повреждения застрахованного средства железнодорожного транспорта при его столкновении с другими средствами железнодорожного транспорта или сходе подвижного состава с путей на перегонах и станциях. Согласно Правилам под аварией средств железнодорожного транспорта следует понимать:
Авария средств железнодорожного транспорта - столкновения пассажирских или грузовых средств железнодорожного транспорта, сходы подвижного состава в пассажирских или грузовых средствах железнодорожного транспорта на перегонах и станциях, не имеющие последствий крушения средств железнодорожного транспорта, но в результате которых повреждены средства железнодорожного транспорта (локомотивы, вагоны) в объемах ремонта, сложного или капитального ремонта.
Согласно распоряжению ОАО "РЖД" от 20.07.2021 N 1560/р "Об утверждении Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО "РЖД" под аварией следует понимать столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, транспортным средством, сход железнодорожного подвижного состава на перегоне или железнодорожной станции, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, в результате которых причинен тяж-кий вред здоровью менее 5 человек, либо возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало менее 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности менее 100 человек, либо поврежден железнодорожный подвижной состав и для восстановления его исправного состояния требуется проведение капитального ремонта.
Правилами не предусмотрено понятие крушения средств железнодорожного транспорта (п. 3.2.3.1 Правил). Согласно упомянутому распоряжению ОАО "РЖД" под крушением следует понимать столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, транспортным средством или сход железнодорожного подвижного состава на перегоне или железнодорожной станции при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, в результате которых погиб один и более человек, либо причине)! тяж-кий вред здоровью 5 и более человек, либо возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало 10 и более человек, либо поврежден.железнодорожный подвижной состав до степени исключения из инвентаря, либо нарушены условия нормальной жизнедеятельности 100 и более человек.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно определить, что крушение относится к более масштабным событиям и имеет более глобальные последствия в отличие от аварии. При крушении железнодорожный подвижной состав поврежден до степени его исключения из парка. В рассматриваемом деле вагоны ремонтировались в рамках деповского и текущего ремонтов.
17.04.2020 произошёл сход вагонов N 50545151, N 51202802, N 51773331. Документами, подтверждающими указанное обстоятельство, являются: акт общей формы от 17.04.2020 N 60, акты о повреждении вагона от 18.04.2020 N 302, N 303, N 304, акт предварительного осмотра повреждённых вагонов в результате схода на железнодорожной станции Омск-Восточный от 17.04.2020, протокол аудиосовещания у начальника станции Омск-Восточный от 20.04.2020, техническое заключение от 21.04.2020. Более того, из указанных документов следует, что вагоны подлежат деповскому ремонту.
22.04.2020 произошел сход вагона N 50781442. Документами, подтверждающими указанное обстоятельство, являются: акт общей формы от 22.04.2020 N 18, акты о повреждении вагона от 22.04.2020 г. N 98, протокол совещания у начальника железнодорожной станции Томск II станции Омск-Восточный от 23.04.2020. Из указанных документов следует, что вагон подлежат текущему ремонту в объеме ТР-2.
При изложенных обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, рассмотрены судом апелляционной инстанции, сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции и неверному толкованию действующего законодательства, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, суд оценив их в совокупности на основании статей 67 - 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал им надлежащую оценку, что и отразил в мотивировочной части решения.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для изменения или отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03 июня 2024 года по делу N А40-44171/24 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Птанская |
Судьи |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-44171/2024
Истец: ООО "ТРАНСОЙЛ"
Ответчик: АО "СТРАХОВОЕ ОБЩЕСТВО ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ"