город Воронеж |
|
28 августа 2024 г. |
Дело N А35-4312/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Капишниковой Т.И., Миронцевой Н.Д., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полянской Е.А.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Бондаренко Александра Николаевича (ОГРНИП 322463200004195, ИНН 462300019750, далее - ИП Бондаренко А.Н. или заявитель):
от Министерства имущества Курской области (ОГРН 1024600947502, ИНН 4629011325, далее - Министерство):
от третьих лиц, участвующих в деле: |
представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
Олейников П.С. - представитель по доверенности от 20.05.2024 N 03.4-01.01-19/6584;
представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущества Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 21.02.2024 по делу N А35-4312/2023, принятое по заявлению ИП Бондаренко А.Н. к Министерству имущества Курской области о признании незаконным решения по отказу в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:23:190303:121, об обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 46:23:190303:121,
третьи лица: Бобровский Алексей Михайлович, Гильфанов Дмитрий Игоревич, Стрельникова Елена Васильевна, Бодашко Андрей Юрьевич, Абросимов Виктор Владимирович, Бакшеев Юрий Николаевич,
УСТАНОВИЛ:
ИП Бондаренко А.Н. обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству имущества Курской области о признании незаконным решения по отказу в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:23:190303:121, об обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 46:23:190303:121.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Бобровский А.М., Гильфанов Д.И., Стрельникова Е.В., Бодашко А.Ю., Абросимов В.В., Бакшеев Ю.Н.
Решением Арбитражного суда Курской области от 21.02.2024 по делу N А35-4312/2023 заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным решение Министерства имущества Курской области по отказу в заключении с ИП Бондаренко Александром Николаевичем договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:23:190303:121, площадью 31 531 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Курская область, Суджанский район, Пореченский сельсовет, изложенное в письме от 24.04.2023 N 01.01-32/799.
На Министерство имущества Курской области возложена обязанность заключить с индивидуальным предпринимателем - Главой КФХ Бондаренко Александром Николаевичем договор аренды земельного участка с кадастровым номером 46:23:190303:121, площадью 31 531 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Курская область, Суджанский район, Пореченский сельсовет.
С Министерства имущества Курской области в пользу ИП Бондаренко Александра Николаевича взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в котором просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на недопустимость предоставления земельного участка заявителю при наличии иных поступивших заявлений в отношении спорного земельного участка.
Судебное разбирательство по делу откладывалось на 31.05.2024, 05.07.2024, 23.08.2024.
Определениями суда апелляционной инстанции индивидуальному предпринимателю Бондаренко Александра Николаевича обосновать правовые и фактические (сослаться на доказательства) основания обращения в Министерство.
Во исполнение указаний суда 26.06.2024 ИП Бондаренко А.Н. представил отзыв на апелляционную жалобу.
Указанный документ приобщен к материалам дела протокольным определением от 05.07.2024.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что ИП Бондаренко А.Н. принял решение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (т.1 л.д. 23).
06.04.2023, ссылаясь на подпункт 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, статью 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, ИП Бондаренко А.Н. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 46:23:190303:121 (т.1 л.д. 54).
14.04.2023 Министерство сообщило заявителю об обеспечении опубликования извещения о предоставлении земельного участка.
Письмом от 24.04.2023 N 01.01-32/799 Министерство отказало заявителю в предоставлении земельного участка, ссылаясь на наличие иных заявлений в отношении указанного участка, что влечет необходимость проведения аукциона на право заключения договора аренды без проведения торгов.
Полагая, что оспариваемый отказ противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя, Бондаренко А.Н. обратился в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что заявителем в Министерство были представлены достаточные документы, обосновывающие, в том числе наличие статуса КФХ, а также иные основания приобретения земельного участка на испрашиваемых основаниях. Кроме того, судом указано на отсутствие оснований для проведения аукциона в рассматриваемом случае.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.
При этом Федеральным законом от 14.07.2022 N 316-ФЗ в Закон N 101-ФЗ была внесена статья 10.1, содержащая специальные правила предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона и статьей 39.18 ЗК РФ, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
На основании пункта 5 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности рассматриваются в порядке их поступления.
В пункте 7 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что помимо оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (далее - земельный участок, указанный в заявлении), или площадь земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учетом земельного участка, указанного в заявлении, не соответствует установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
2) земельный участок, указанный в заявлении, был предоставлен по заявлению о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, поступившему ранее.
Таким образом, в случае предоставления земельного участка в рамках процедуры, предусмотренной статьей 10.1 Закона N 101-ФЗ, уполномоченному органу надлежит проверить отсутствие оснований, установленных статьей 39.16 и пунктом 7 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ.
При этом, вопреки доводам подателя жалобы, по смыслу подпункта 2 пункта 7 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ получение уполномоченным органом иных заявлений о предоставлении указанного земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности не является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении участка по первоначальному заявлению и проведения аукциона, но вместе с тем, выступает основанием для отказа в предоставлении земельного участка последующим заявителям.
Материалами дела подтверждается, что на дату обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ (06.04.2023) иных заявлений в отношении спорного земельного участка уполномоченным органом получено не было, в связи с чем оснований для отказа в предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ у Министерства не имелось.
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона Курской области от 19.12.2011 N 104-ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области" предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, составляют: минимальный размер земельного участка - 1 га; максимальный размер земельного участка - 50 тыс. га.
В рассматриваемом случае площадь испрашиваемого земельного участка составляет 31 531 кв.м., что соответствует предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, в связи с чем оснований для отказа в предоставлении земельного участка по подпункту 1 пункта 7 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ у Министерства также не имелось.
Судом первой инстанции также обоснованно установлено отсутствие оснований для предоставления земельного участка, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ.
Доводы подателя жалобы об отсутствии у индивидуального предпринимателя статуса КФХ были правомерно отклонены судом первой инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ), фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В силу пункта 4 статьи Закона N 74-ФЗ фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона N 74-ФЗ крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную или иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
КФХ может быть создано одним гражданином.
Согласно статье 5 Закона N 74-ФЗ КФХ считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Согласно статье 4 Закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств является Федеральная налоговая служба (постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506).
Представленной в материалы настоящего дела выпиской ЕГРИП в отношении заявителя подтверждается, что ФНС зарегистрировала Бондаренко А.Н. в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, урегулированном нормами Закона N 129-ФЗ за ОГРНИП: 322463200004195, ИНН: 462300019750, дата присвоения ОГРНИП: 03.02.2022.
В указанный период времени в качестве документа, определяющего порядок подачи заявления о государственной регистрации действовал приказ ФНС России от 31.08.2020 N ЕД7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", в пункте 2.2 которого утверждены следующие формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств: форма N Р24002 "Заявление о внесении изменений в сведения о крестьянском (фермерском) хозяйстве, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей" согласно приложению N 11 к настоящему приказу и форма N Р26002 "Заявление о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства" согласно приложению N 12 к настоящему приказу.
Форма заявления о государственной регистрации физического лица или индивидуального предпринимателя в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства применительно к пункту 3 статьи 1 Закона N 74-ФЗ данным приказом утверждена не была, в связи с чем у заявителя отсутствовала возможность соответствующей регистрации.
Судом апелляционной инстанции учитывается, что с 01.01.2017 документом, подтверждающим факт внесения записи в ЕГРИП при приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо создании крестьянского (фермерского) хозяйства, являлся лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по форме Р60009, что следовало из Приказа ФНС России от 12.09.2016 N ММВ-7-14/481@ "Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, признании утратившими силу отдельных приказов и отдельных положений приказов Федеральной налоговой службы".
Вместе с тем, указанный приказ ФНС от 12.09.2016 на момент государственной регистрации заявителя утратил свою силу в связи с Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, которым внесение соответствующей записи при регистрации индивидуального предпринимателя не предусмотрена.
В то же время, апелляционная коллегия полагает, что отсутствие формального отражения статуса КФХ в выписке ЕГРИП само по себе не свидетельствует о его фактическом отсутствии.
Так, осуществление предпринимательской деятельности в качестве специального субъекта - главы крестьянского фермерского хозяйства предполагает занятие лицом определенным видом производственной или иной хозяйственной деятельности - производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции.
Указанный вывод согласуется с позицией Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 28.04.2022 по делу N А35-9504/2019
Материалами настоящего дела подтверждается, что согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности заявителя является 01.11.1 Выращивание зерновых культур, дополнительными - 01.11.14 Выращивание кукурузы, 01.13.51 Выращивание сахарной свеклы, 01.19 Выращивание прочих однолетних культур и др.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учитывается, что в период рассмотрения дела судом апелляционной инстанции в ЕГРИП в отношении заявителя внесена запись от 01.03.2024 N 424460000076810 о наличии статуса КФХ в соответствии со статьей 23 ГК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о фактическом ведении Бондаренко А.Н. КФХ в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что заявление предпринимателя поступило в отношении ранее сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения; основанием предоставления заявителем указана в том числе статья 10.1 Закона N 101-ФЗ как самостоятельное основание приобретения права; спорный участок испрашивается в аренду на срок пять лет в целях сенокошения в площади 31 531 кв.м (3,1531 га), то есть в пределах минимального и максимального размеров, предусмотренных законом субъекта; земельный участок не предоставлен по заявлению, поступившему ранее; оснований для отказа в предоставлении земли, предусмотренных статей 39.16 ЗК РФ, не установлено; до вступления решения суда в законную силу предприниматель подтвердил статус КФХ, у Министерства отсутствовали основания для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 46:23:190303:121.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлениях от 09.08.2024 по делам N N А35-4311/2023, А35-4367/2023.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости публикации извещения в рассматриваемом случае (в отношении заявления о предоставлении сформированного земельного участка) в соответствии с положениями статьи 39.18 ЗК РФ подлежат отклонению, как противоречащие смыслу пункта 8 статьи 39.14 ЗК РФ в редакции Закона N 316-ФЗ (вступившей в силу с 01.01.2023).
При таких обстоятельствах требования заявителя правомерно удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 21.02.2024 по делу N А35-4312/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущества Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-4312/2023
Истец: ИП Бондаренко Александр Николаевич
Ответчик: Министерство имущества Курской области
Третье лицо: Абросимов Виктор Владимирович, Бакшеев Юрий Николаевич, Бобровский Алексей Михайлович, Бодашко Андрей Юрьевич, Гильфанов Дмитрий Игоревич, Стрельникова Елена Васильевна