г. Киров |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А28-9908/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Бычихиной С.А., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алеевой А.А.
при участии в судебном заседании во Втором арбитражном апелляционном суде представителей заявителя - Николаевой И.Н., действующей на основании доверенности от 04.03.2024, Огородова И.П., действующего на основании доверенности от 23.05.2024,
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции представителей заинтересованного лица - Клементьевой О.В., действующей на основании доверенности от 03.04.2023, Поплякова Е.А., действующего на основании доверенности от 21.12.2023.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Кировской области от 25.03.2024 по делу N А28-9908/2023
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук" (ИНН: 5902292103, ОГРН: 1025900517378)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю (ИНН 4345353389, ОГРН 1134345007103)
заинтересованное лицо: министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ИНН 5902293298, ОГРН 1065902004354), третьи лица: министерство агропромышленного комплекса Пермского края (ИНН:5906002581, ОГРН: 1025901364411), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ИНН: 5902293114, ОГРН: 1045900116162),
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук (далее - заявитель, Учреждение, ПФИЦ УрО РАН) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю (далее - ответчик, Управление Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю) о признании незаконным отрицательного решения созданной приказом Управления Россельхознадзора от 22.08.2022 N 01-03/43-588 межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений об использовании земельных участков в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, оформленного в виде протокола от 24.11.2022 N 2, о возможности использования земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения; о возложении на межведомственную комиссию Управления Россельхознадзора обязанности устранить нарушенные права заявителя путем принятия положительного решения о возможности использования земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство агропромышленного комплекса Пермского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 25.03.2024 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отрицательное решение созданной приказом Управления Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю от 22.08.2022 N 01-03/43-588 межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений об использовании земельных участков в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, оформленное в виде протокола от 24.11.2022 N 2, о возможности использования земельного участка с кадастровым номером 59:32:3960006:6596 в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. Суд возложил на Управление Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю (на межведомственную комиссию по рассмотрению заявлений об использовании земельных участков в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения) обязанность в течение десяти рабочих дней после вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Федерального государственного бюджетного учреждения науки ПФИЦ УрО РАН от 26.09.2022 об использовании земельного участка с кадастровым номером 59:32:3960006:6596 в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, с учетом обстоятельств и выводов, указанных в решении Арбитражного суда Кировской области по делу N А28-9908/2023.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Управление Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобами.
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в апелляционной жалобе просит отменить решение, отказать в удовлетворении требований ПФИЦ УрО РАН. Министерство настаивает на том, что материалами дела подтвержден факт отнесения спорного участка к землям лесного фонда. Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края считает, что первичными источниками информации об отнесении земельного участка к землям лесного фонда и доказательствами, подтверждающими отнесение земельного участка к землям лесного фонда, являются: материалы лесоустройства - информация о лесном участке; план лесного участка, характеристика лесного участка и его насаждений, лесотаксационного описания. Все эти документы приобщались к материалам дела, помимо правоустанавливающих документов - свидетельства о регистрации права собственности РФ и выписки из ЕГРН. В обоснование своей правовой позиции Министерство ссылается на определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2022 N 301-ЭС21-25438. Министерство считает, что спорный участок не использовался и физически не мог использоваться в сельскохозяйственных целях; доказательств обратного заявитель не представил.
Управление Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю в апелляционной жалобе просит отменить решение суда. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что по информации ГФЗД земельный участок с кадастровым номером 59:32:3960006:6596 расположен на землях, не являющихся сельхозугодиями (леса). Управление полагает, что суд необоснованно не привлек к участию в деле в качестве третьего лица Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). Также заявитель жалобы не согласен с возложением на него обязанности по возмещению судебных расходов, поскольку оспариваемое решение принято комиссией.
Управление Росреестра по Пермскому краю в отзыве поддержало позицию, занятую в отзыве от 14.02.2024.
ПФИЦ УрО РАН в отзывах на апелляционные жалобы указывает, что вопрос о том, имеется ли пересечение у земельного участка с кадастровым номером 59:32:3960006:6596 с землями лесного фонда, не входит в предмет рассматриваемого спора. Заявитель считает, что зарегистрированное в ЕГРН право может быть оспорено только в судебном порядке.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 07.05.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 08.05.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось с 10.06.2024 на 08.07.2024, с 08.07.2024 на 13 часов 00 минут 26.08.2024.
Определением от 08.07.2024 в соответствии со статьей 18 АПК РФ и в связи с невозможностью (по причине нахождения в отпуске) дальнейшего участия судьи Ившиной Г.Г. в рассмотрении настоящего дела произведена ее замена на судью Волкову С.С., после замены судьи рассмотрение дела начато с самого начала.
Определением от 26.08.2024 в соответствии со статьей 18 АПК РФ и в связи с невозможностью (по причине нахождения в отпуске) дальнейшего участия судьи Волковой С.С. в рассмотрении настоящего дела произведена ее замена на судью Ившину Г.Г., после замены судьи рассмотрение дела начато с самого начала.
Управление Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства, поскольку представитель Управления Яковенко Л.Ф. находится в стационаре на лечении.
Рассмотрев ходатайство Управления Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю, суд апелляционной инстанции полагает, что оно не подлежит отклонению на основании следующего.
Части 3 и 4 статьи 158 АПК РФ предусматривают право, но не обязанность суда отложить судебное разбирательство в случае заявления лицом, участвующим в деле, такого ходатайства с обоснованием причины неявки в судебное заседание и при условии, что эти причины будут признаны судом уважительными.
Обязательное отложение судебного заседания предусмотрено только в двух случаях: когда это прямо предусмотрено АПК РФ и в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о месте и времени судебного разбирательства (часть 1 статьи 158 АПК РФ).
На основании части 5 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, возникновения у суда обоснованных сомнений относительно того, что в судебном заседании участвует лицо, прошедшее идентификацию или аутентификацию, либо относительно волеизъявления такого лица, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи либо системы веб-конференции, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
При этом вопрос об удовлетворении или неудовлетворении ходатайства об отложении слушания дела решается судом с учетом всех обстоятельств дела и представленных заявителем ходатайства документов по своему внутреннему убеждению.
В данном случае Управление ссылается на невозможность участия в судебном заседании представителя Яковенко Л.Ф. в связи с нахождением указанного лица на лечении в стационаре. Между тем Управление не подтвердило факт нахождения указанного представителя на лечении после 23.08.2024. Кроме того невозможность участия в судебном заседании конкретного представителя Управления не является для последнего препятствием к реализации им своих процессуальных прав, поскольку он не лишен возможности представлять доказательства, подтверждающие свои доводы и возражения в письменном виде, а также отстаивать свои интересы через другого представителя.
В данном случае явка Управления в заседание суда апелляционной инстанции обязательной не признана, позиция Управления Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю изложена письменно, коллегии судей понятна и пояснений не требует. Из содержания ходатайства об отложении судебного заседания не следует, что заявитель ходатайства намеревался представить какие-либо конкретные дополнительные доказательства, которые не смог представить ранее; аргументов, свидетельствующих о невозможности рассмотрения апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, не приведено.
При изложенных обстоятельствах ходатайство Управления Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю об отложении судебного разбирательства подлежит отклонению.
26.08.2024 в судебном заседании представители УрО РАН, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края поддержали занятые по делу правовые позиции.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 59:32:0000000:95 (единое землепользование) находится в собственности Российской Федерации (т.1 л.д.22) и передан ПФИЦ УрО РАН на праве постоянного (бессрочного) пользования. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования - для научно-исследовательской деятельности, семеноводства и развития племенного животноводства (т.1 л.д.23-54).
В пределах земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:95 (единое землепользование) располагается земельный участок с кадастровым номером 59:32:3960006:6596. Категория земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - для научно - исследовательских целей.
26.09.2022 Учреждение направило в Управление Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю заявление об использовании земельного участка с кадастровым номером 59:32:3960006:6596 в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (т.1 л.д.63-65).
17.11.2022 Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края направило в Управление Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю письмо N 30-01-15.2-1622, в котором указало на соответствие значений количественных и качественных характеристик лесных насаждений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 59:32:3960006:6596, критериям, установленным пунктом 1 Положения N 1509. На земельном участке произрастает лес в виде сосны, ели, березы, осины возрастом более 10 лет, высота деревьев более 10 м.
Вместе с тем из указанного письма следует, что названные леса относятся к лесам, расположенным на землях лесного фонда. Земельный участок с кадастровым номером 59:32:3960006:6596 расположен на землях, не являющихся сельхозугодиям (т.1 л.д.127-128).
24.11.2022 Межведомственная комиссия приняла отрицательное решение о возможности использования земельного участка с кадастровым номером 59:32:3960006:6596 в связи с тем, что основания для использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, отсутствуют. При этом Межведомственная комиссия указала на сведения Министерства природных ресурсов от 17.11.2022 N 30-01-15.2-1622.
Не согласившись с указанным отрицательным решением, ПФИЦ УрО РАН обратился в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120 - 123 настоящего Кодекса.
В силу статьи 123 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1509 утверждено Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (далее - Положение N 1509).
Пунктом 1 Положения N 1509 установлено, что в целях применения настоящего Положения к лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, относятся лесные насаждения и (или) древесно-кустарниковая растительность, расположенные на земельных участках сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса (далее - земельные участки) площадью более 0,5 га с деревьями высотой более 5 метров и лесным растительным покровом, составляющим более 75 процентов площади земельного участка, с показателями сомкнутости крон древесного и кустарникового яруса 0,8 - 1 при одновременном наличии указанных признаков.
В силу пункта 4 Положения N 1509 использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1 - 8, 10, 10.1, 13 - 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается размещение в соответствующих лесах зданий, строений, сооружений, не предусмотренных пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Положения N 1509 правообладатель либо уполномоченное им лицо до 1 октября 2023 г. или в течение 2 лет со дня возникновения права на соответствующий земельный участок вправе направить по форме согласно приложению заявление об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (далее - заявление), в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору с указанием сведений о количественных и качественных характеристиках лесных насаждений, расположенных на соответствующих земельных участках, составленных по форме приложения к заявлению.
В заявлении должен быть указан вид (или виды) использования лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в целях, указанных в пункте 4 настоящего Положения.
К заявлению прилагаются:
выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, в отношении которого подается заявление;
правоустанавливающие документы на земельный участок, в отношении которого подается заявление, в случае, если сведения о правах на земельный участок отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости;
согласие собственника земельного участка в случае, если заявление подано правообладателем, не являющимся собственником такого земельного участка;
документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя;
заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
материалы фото- и (или) видеофиксации лесных насаждений, расположенных на земельном участке, соответствующие требованиям, предусмотренным пунктом 7(1) настоящего Положения.
В силу пункта 7(2) Положения N 1509 территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления направляет указанные в заявлении сведения о качественных и количественных характеристиках лесных насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также приложенные к заявлению материалы фото- и (или) видеофиксации лесных насаждений, расположенных на земельном участке, в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, для получения экспертного заключения, а также информирует о поступлении заявления орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, в течение 30 рабочих дней со дня поступления указанных в абзаце втором настоящего пункта сведений и материалов представляет в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору экспертное заключение о соответствии лесных насаждений и (или) древесно-кустарниковой растительности критериям отнесения их к лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, указанным в пункте 1 настоящего Положения.
Территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в течение 10 рабочих дней со дня поступления такого экспертного заключения организует рассмотрение заявления межведомственной комиссией по рассмотрению заявлений об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (далее - межведомственная комиссия), в состав которой входят представители территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, и органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном Положением о межведомственной комиссии.
Из пункта 7(3) Положения N 1509 следует, что создание и обеспечение деятельности межведомственной комиссии осуществляет территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
В соответствии с пунктом 7(4) Положения N 1509 по результатам рассмотрения заявления межведомственной комиссией принимается положительное решение о возможности использования земельного участка для использования лесов (далее - положительное решение) или отрицательное решение о невозможности использования земельного участка для использования лесов (далее - отрицательное решение).
Межведомственная комиссия принимает отрицательное решение при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
в экспертном заключении сделан вывод о несоответствии лесных насаждений и (или) древесно-кустарниковой растительности критериям отнесения их к лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, которые указаны в пункте 1 настоящего Положения;
отсутствуют сведения о правах на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости или отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, в отношении которого подано заявление, а в случае, предусмотренном пунктом 10 настоящего Положения, также отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
земельный участок отнесен в соответствии с законодательством Российской Федерации либо законодательством субъектов Российской Федерации к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.
Принятие отрицательного решения по иным основаниям, не предусмотренным настоящим пунктом, не допускается.
Территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в течение 3 рабочих дней со дня принятия межведомственной комиссией положительного решения или отрицательного решения информирует о принятом положительном решении или отрицательном решении правообладателя, направившего заявление, и уведомляет территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а также орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальный земельный контроль по месту нахождения земельного участка.
В случае принятия отрицательного решения правообладатель, направивший заявление, информируется также обо всех основаниях принятия такого решения.
В течение 5 рабочих дней со дня принятия межведомственной комиссией положительного решения территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору представляет в органы, осуществляющие в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации ведение государственного лесного реестра, информацию об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.
Положительное решение или отрицательное решение направляются правообладателю посредством почтовой связи заказным письмом или в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.
Как видно из материалов дела, Межведомственная комиссия приняла отрицательное решение о возможности использования земельного участка с кадастровым номером 59:32:3960006:6596, в связи с тем, что основания для использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, отсутствуют.
При этом Межведомственная комиссия указала на сведения Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 17.11.2022 N 30-01-15.2-1622, согласно которым названные леса относятся к лесам, расположенным на землях лесного фонда; земельный участок с кадастровым номером 59:32:3960006:6596 расположен на землях, не являющихся сельхозугодиям.
В обжалуемом решении суд первой инстанции обоснованно заключил, что указанные основания для принятия Межведомственной комиссией решения о невозможности использования земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, не соответствуют основаниям, установленным пунктом 7.4 Положения N 1509. При этом принятие отрицательного решения по иным основаниям, не предусмотренным настоящим пунктом, не допускается.
В этой связи требования Учреждения о признании незаконным отрицательного решения Межведомственной комиссии, оформленного в виде протокола от 24.11.2022 N 2, справедливо удовлетворены судом.
Аргументы Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о том, что спорные леса по сведениям государственного лесного реестра относятся к лесам, расположенным на землях лесного фонда уже получили оценку суда первой инстанции, обоснованно отклонены им.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В данном случае из ЕГРН следует, что земельный участок с кадастровым номером 59:32:0000000:95 относится к землям сельскохозяйственного назначения. Данные сведения ЕГРН не оспорены.
Из части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) следует, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 и 9 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Из представленных суду первой инстанции пояснений Управления Росреестра по Пермскому краю следует, что согласно актуальным данным ЕГРН земельный участок, уточненной площадью 559190 кв.м, с кадастровым номером 59:32:3960006:6596, расположенный по адресу: Пермский край, р-н Пермский, входит в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:95.
Земельный участок с кадастровым номером 59:32:0000000:95, уточненной площадью 84792304 кв.м, расположенный по адресу: Пермский край, Пермский район, Лобановское с/п, земли ПНИИСХ, категорий земель - земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования - для научно-исследовательской деятельности, семеноводства и развития племенного животноводства принадлежит на праве собственности Российской Федерации и на основании Свидетельства о праве собственности на землю от 16.03.1993 N 256 принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному бюджетному учреждению науки Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук.
Постановка на государственный кадастровый учет ранее учтенного земельного участка 59:32:0000000:95 была осуществлена 07.06.2006, в период действия Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре)), в соответствии с Указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, утвержденных 10.04.2001 и требованиями письма Росземкадастра от 12.05.2004 N СС/618 "О направлении новой редакции документов для проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков".
Границы указанного земельного участка были установлены на основании межевого плана от 21.09.2012, подготовленного кадастровым инженером Гориной В.В. в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади единого землепользования с кадастровым номером 59:32:0000000:95, состоящего из 26 обособленных участков, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Лобановское с/п, земли ПНИИСХ.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. Как следует из заключения кадастрового инженера, данный земельный участок был предоставлен Пермскому научно-исследовательскому институту сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук с. Лобаново на основании решения Администрации Пермского муниципального района Пермской области N 130 от 19.02.1993 года. Таким образом, границами земельного участка являлись границы, существующие на местности (на момент их уточнения) около 20 лет.
При этом в разделе ЕГРН, открытом на земельный участок с кадастровым номером 59:32:0000000:95, не содержится сведений об отнесении данного земельного участка к категории земель лесного фонда.
С учетом изложенного суд обоснованно руководствовался сведениями ЕГРН при оценке законности решения Межведомственной комиссии, оформленного в виде протокола от 24.11.2022 N 2.
Суд также учел пояснения Учреждения о том, что заявление об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения была направлено во исполнение требований Управления Россельхознадзора по Пермскому краю, изложенных в предостережении от 20.01.2021 N 10-02/21П.
Данным предостережением на Учреждение возложена обязанность, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:32:3960006:6596, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, для защиты сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной и древесной растительностью, провести комплекс мероприятий по коренному улучшению земель в виде проведения культуртехнической мелиорации для вовлечения земельных участков в сельскохозяйственный оборот.
При этом культуртехническая мелиорация земель включает расчистку мелиорируемых земель от деревьев, кустарников и травянистой растительности, кочек, пней и мха (статья 8 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель").
Ссылка Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края на определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2022 N 301-ЭС21-25438 (далее - Определение N 301-ЭС21-25438) также оценена судом первой инстанции.
Как правильно указано в решении, Определение N 301-ЭС21-25438. вынесено по делу N А43-33065/2020, в рамках которого рассматривается спор о признании недействительными сведений Государственного лесного реестра в части наложения земельных участков с лесным участком и приведении сведений в Государственном лесном реестре (далее - ГЛР) в соответствие со сведениями ЕГРН. При этом спорные земельные участки находятся в собственности заявителя - общества с ограниченной ответственностью. Верховный Суд Российской Федерации в Определении N 301-ЭС21-25438 указал применительно к Федеральному закону от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", что при возникновении спора о праве положениями названного закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
В рамках настоящего дела спор о праве не рассматривается. Земельный участок с кадастровым номером 59:32:3960006:6596 находится в собственности Российской Федерации и передан заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 59:32:3960006:6596 относится к землям сельскохозяйственного назначения. Заявитель просит о возможности использования земельного участка с кадастровым номером 59:32:3960006:6596 в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. О признании недействительными сведений ГЛР Учреждение не заявляет.
В отличие от спора, рассмотренного судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, в данном случае оспаривается отрицательное решение созданной приказом Управления Россельхознадзора от 22.08.2022 N 01-03/43-588 Межведомственной комиссии. В рассматриваемом случае в предмет доказывания входит наличие у Межведомственной комиссии оснований для принятия отрицательного решения о невозможности использования земельного участка для использования лесов применительно к пункту 7(4) Положения N 1509. Формально установив, что Межведомственная комиссия приняла отрицательное решение по мотивам, не предусмотренным пунктом 7(4) Положения N 1509, суд первой инстанции удовлетворил заявленные Учреждением требования.
Учитывая, что Арбитражному суду в силу статьи 49 АПК РФ не предоставлено право выходить за пределы заявленных требований, оснований для исследования в настоящем спора вопроса о законности возникновения прав на земельный участок апелляционный суд не усматривает.
Поскольку в рамках настоящего спора не рассматривается вопрос о вхождении спорного земельного участка в земли лесного фонда, суд первой инстанции также обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным отрицательное решение созданной приказом Управления Россельхознадзора от 22.08.2022 N 01-03/43-588 Межведомственной комиссии.
Довод Управления Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю о необоснованном взыскании с него государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции, подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 1 Типового положения о межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденного приказом Минсельхоза России N 901, Минприроды России N 926 от 27.12.2022 (далее - Типовое положение), Межведомственная комиссия по рассмотрению заявлений об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, создается территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
На основе настоящего типового положения территориальный орган Службы разрабатывает и утверждает положение о Комиссии (пункт 3 Типового положения).
На основании пунктов 8, 9 Типового положения территориальный орган Службы, осуществляющий свои полномочия на территории нескольких субъектов Российской Федерации, формирует состав Комиссии отдельно по каждому субъекту Российской Федерации. В состав Комиссии входят председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь, члены Комиссии.
Председателем Комиссии является руководитель территориального органа Службы либо его заместитель. Председатель Комиссии: осуществляет общее руководство работой Комиссии; определяет место, дату и время проведения заседания Комиссии, утверждает повестку дня заседания Комиссии; председательствует на заседаниях Комиссии; подписывает протоколы заседаний Комиссии; ежеквартально направляет в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации отчеты о решениях, принятых на заседаниях Комиссии. В случае отсутствия председателя Комиссии его обязанности и полномочия осуществляет заместитель председателя Комиссии (пункты 10, 11 Типового положения).
В материалы дела представлен Приказ Управления Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю от 22.08.2022 N 01-03/43-588 об утверждении Межведомственной комиссии.
Поскольку Межведомственная комиссия, будучи органом, наделенным публичными полномочиями, не имеющим статуса юридического лица, создана при территориальном органе Службы, который осуществляет руководство ее деятельностью, принятые данной комиссией решения для целей их обжалования в судебном порядке суд рассмотрел как решение территориального органа Службы.
Учитывая, что решение Межведомственной комиссии признано незаконным, возложение на Управление Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю обязанности по возмещению судебных расходов (государственной пошлины) заявителю является обоснованным.
Из содержания пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ следует, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В данном случае суд мотивированно, в целях обеспечения полного и всестороннего рассмотрения компетентным органом возникшего вопроса о возможности использования земельного участка с кадастровым номером 59:32:3960006:6596 в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, возложил на Управление Россельхознадзора (на Межведомственную комиссию) обязанность в течение десяти рабочих дней после вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ПФИЦ УрО РАН от 26.09.2022 об использовании земельного участка с кадастровым номером 59:32:3960006:6596 в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, с учетом обстоятельств и выводов, указанных в решении Арбитражного суда Кировской области по делу N А28-9908/2023.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 25.03.2024 по делу N А28-9908/2023 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-9908/2023
Истец: ФГБУН Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю
Третье лицо: Министерство агропромышленного комплекса Пермского края, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Управление Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю