г. Москва |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А41-17928/24 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи : Семушкиной В.Н.,
судейКоновалова С.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Малышевой В.А.,
при участии в судебном заседании:
от ЗАО "Богородская фабрика художественной резьбы по дереву"- Ефимова И.А. по доверенности от 16.02.2024
от ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор" - Филиппович Т.Г. по доверенности от 30.11.2023
от Комитета по ценам и тарифам Московской области - представитель не явился, был извещен надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Богородская фабрика художественной резьбы по дереву" на решение Арбитражного суда Московской области от 22.05.2024 по делу N А41-17928/24
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "БОГОРОДСКАЯ ФАБРИКА" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ РО" (далее - ответчик) об обязании произвести перерасчет стоимости оказанных услуг по обращению с ТКО по договору от 30.12.2018 N СПРО-2018-0003075 за период с января 2021 по октябрь 2023 на сумму 50 040,84 рублей, об обязании ответчика не добавлять НДС к стоимости оказанных услуг при дальнейших начислениях.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.05.2024 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ЗАО "БОГОРОДСКАЯ ФАБРИКА" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указал, что Ответчик, начиная с января 2020 г. по октябрь 2023 г., выставляет счета на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из единого предельного тарифа на услуги регионального оператора с добавлением НДС 20%, когда тариф с НДС установлен только для категории потребителя "население". Истец добросовестно оплачивал за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно выставленным счетам. В течение 2020 г. Истец производил оплату за услуги регионального оператора согласно начислениям с добавлением НДС. С января 2021 г. счета оплачиваются своевременно, но без учета НДС согласно пп.36 п.2 ст.149 НК РФ.
За период с января 2021 г. по октябрь 2023 г. ответчиком было начислено за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами 300 245,05 руб. в том числе НДС в размере 50 041,20 руб. Истец, ссылаясь на нормы Налогового кодекса РФ, производил оплату за период с января 2021 г. по октябрь 2023 г. на сумму 250 204,21 руб. не учитывая начисления НДС. По мнению заявителя, такое увеличение не может быть признано правомерным.
При вынесении решения суд ссылается на Постановление Правительства Московской области от 18.11.2019 N 835/38-ДСП, в соответствии с которым предусмотрено утверждение единых тарифов региональных операторов с учетом НДС, когда операции по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемые региональными операторами, утверждены подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Налоговый кодекс РФ является федеральным законодательным актом, который устанавливает и регулирует систему налогов и сборов в РФ. По мнению заявителя, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, для которых утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора без учета НДС, с 01.01.2020 не подлежат налогообложению, Ответчик необоснованно увеличивал суммы единого предельного тарифа на 20 % НДС за 2020,2021,2022,2023 годы. Также доводы истца подтверждаются сложившейся судебной практикой изложенной в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.10.2022 N Ф02-4751/2022 по делу N АЗ3-28515/2021.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До начала заседания от ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор" поступили письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
Представитель ЗАО "Богородская фабрика художественной резьбы по дереву" поддержал доводы своей жалобы, просит обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор" возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, между истцом (потребителем) и ответчиком (региональным оператором) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 30.12.2018 N СПРО-2018- 0003075, по условиям которого истец принял на себя обязательства принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а ответчик обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 2 договора объем твердых коммунальных отходов, места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору.
Пунктом 4 договора определена дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - 01.01.2019.
Сроки и порядок оплаты согласованы сторонами в разделе II договора.
Пунктом 6 договора предусмотрена обязанность потребителя оплачивать услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем. В котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 15 договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В пунктах 26 и 27 договора предусмотрено, что договор заключается на срок один год с даты начала оказания услуг и считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2019 N 403-р для прочих потребителей утвержден предельный единый тариф на услугу регионального оператора - ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор" - по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2020 - 2022 годов на территории Московской области: на 2020 год в размере 721,75 рублей без учета НДС, на 2021 год в размере 751,49 рублей без учета НДС, на 2022 год в размере 754,47 рублей без учета НДС.
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.11.2022 N 205-р для прочих потребителей утвержден предельный единый тариф на услугу регионального оператора - ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор" - по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2023 - 2028 годов на территории Московской области: на 2023 год в размере 858,40 рублей без учета НДС.
Как указал истец, несмотря на требования вышеуказанных нормативно-правовых актов, за период с января 2021 по октябрь 2023 ответчик начислил плату за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 300 245,05 рублей, в том числе НДС в размере 50 041,20 рублей (20%), в то время как тариф с НДС установлен только для категории потребителя "население".
В течение 2020 истец производил оплату за услуги регионального оператора согласно начислениям с добавлением НДС.
Вместе с тем, за период с января 2021 по октябрь 2023 истец произвел оплату на сумму 250 204,21 рублей без учета начисления НДС.
Полагая необоснованным начисление НДС к стоимости услуг, истец обратился к ответчику с досудебной претензией от 17.07.2023 N 42.
Поскольку требование истца оставлено ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметом залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В силу пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
На основании подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В целях указанного подпункта к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога на добавленную стоимость.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01.01.2020.
Таким образом, операции по реализации услуг по обращению с ТКО, осуществляемые региональным оператором по обращению с ТКО, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость только при установлении предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС.
В силу пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость, в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 72 поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа).
В связи с тем, что главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации определены особенности порядка налогообложения НДС для юридических и физических лиц, тарифы на все виды коммунальных услуг (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, обращение с ТКО) в случае, если ресурсоснабжающая организация является плательщиком НДС, устанавливаются для прочих потребителей (юридических лиц) без указания НДС, а для населения (и потребителей, приравненных к населению) - с указанием НДС.
В то же время, юридические лица (прочие потребители) оплачивают стоимость коммунальных услуг с учетом НДС, аналогично физическим лицам (населению), поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
Принятие решение об установлении тарифа с учетом НДС или без учета НДС является правом органа тарифного регулирования.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в числе прочего, утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с Положением о Комитете по ценам и тарифам Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 01.11.2011 N 1321/46 (далее - Положение о Комитете), Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, проводящим государственную политику и осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевое управление, координацию по вопросам государственного регулирования и осуществления контроля за применением цен (тарифов), а также функциональное регулирование в указанной сфере деятельности.
Согласно пункту 12.41 Положения о Комитете в полномочия Комитета входит утверждение предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО на второй и последующие годы действия соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО.
Предельные единые тарифы для ООО "СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР" по обращению с ТКО на спорный период (с 01.01.2021 по 10.10.2023) установлены следующими распоряжениями Комитета:
- от 20.12.2019 N 403-Р "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2020- 2022 годов на территории Московской области" (в редакции распоряжений от 18.12.2020 N 294-Р, от 18.06.2021 N 98-Р, от 20.12.2021 N 290-Р);
- от 20.11.2022 N 205-Р "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность на территории Московской области, на 2023-2028 годы" (в редакции распоряжений от 21.08.2023 N 145-Р, от 20.12.2023 N 299-Р).
В распоряжении Комитета от 24.02.2022 N 20-Р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2021 N 290-Р "О внесении изменений в Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2019 N 403-Р "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2020-2022 годов на территории Московской области" было принято решение об установлении тарифов для региональных операторов с учетом НДС, в связи с чем, региональные операторы, действующие на территории Московской области, от обложения НДС не освобождены.
Указанное решение отражено в постановлении Правительства Московской области от 18.11.2019 N 835/38-ДСП, в соответствии с которым предусмотрено утверждение единых тарифов региональных операторов с учетом НДС.
Таким образом, региональный оператор при оказании услуг по обращению с ТКО на территории Московской области прочим потребителям обязан предъявлять налог на добавленную стоимость при оплате указанной услуги в соответствии с ч. 1. ст. 168 НК РФ.
Данная правовая позиция подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 05.10.2023, оставленным без изменения постановлениями Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2023 и Арбитражного суда Московского округа от 04.04.2024 по делу N А41-41577/23, а также решением Московского областного суда от 16.08.2023 по делу N 3а-718/2023.
Учитывая изложенные обстоятельства, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неверном произведении расчета и выставления счетов, УПД с учетом НДС, отклоняются апелляционным судом, поскольку противоречит условиям договора и действующему законодательству.
На территории Московской области принято решение об установлении тарифов для региональных операторов с учетом НДС, в связи с чем, региональные операторы, действующие на территории Московской области, от обложения НДС не освобождены, что отражено в постановлении Правительства Московской области от 18.11.2019 N2 835/38-ДСП, в соответствии с которым предусмотрено утверждение единых тарифов региональных операторов с учетом НДС.
В этой связи Распоряжением N 20-Р установлено, что "Тарифы для всех категорий потребителей применяются с учетом налога на добавленную стоимость (пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ (часть вторая) не применяется)". Аналогичное примечание содержится во всех последующих распоряжениях Комитета об установлении тарифов для региональных операторов на территории Московской области, в том числе, на 2023 год.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материальном права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 22.05.2024 по делу N А41-17928/24 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17928/2024
Истец: ЗАО "БОГОРОДСКАЯ ФАБРИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ"
Ответчик: ООО "СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР"
Третье лицо: Комитет по ценам и тарифам Московской области