г. Пермь |
|
28 августа 2024 г. |
Дело N А60-61042/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Якушева В.Н.,
судей Герасименко Т.С., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 10 апреля 2024 года по делу N А60-61042/2023
по заявлению муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа N 13 (ИНН 6632015475, ОГРН 1026601816780)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928),
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "ОМС-Лечебное питание", индивидуальный предприниматель Седышев Владимир Игоревич, индивидуальный предприниматель Розенбах Евгения Олеговна,
о признании недействительными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 13 (далее - заявитель, МАОУ СОШ N 13, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Свердловское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительными решения N 066/01/18.1-2971/2023 от 30.08.2023 и предписания N 066/01/18.1-2971/2023 от 30.08.2023.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "ОМС-Лечебное питание", ИП Седышев В.И., ИП Розенбах Е.О.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.04.2024 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Так, Свердловское УФАС России отмечает, что из совокупного толкования ч. 1 и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" следует, что данный закон о закупках является вышестоящим нормативно-правовым актом по отношению к Положению о закупке товаров, работ, услуг, утвержденного решением наблюдательного совета МАОУ СОШ N 13 и последнее должно соответствовать императивным требованиям указанного закона. Положения ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, допускающих участие нескольких юридических или несколько физических лиц в закупке не могут применяться к закупкам, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, поскольку положения чч. 19.1 - 19.3 ст. 3.4 Закона о закупках являются специальными нормами, применяемыми в приоритетном порядке над общими положениями ч. 5 ст. 3 Закона о закупках. Вышеизложенное подтверждается в т.ч. правовой позицией Министерства финансов России, изложенной в письме от 20.06.2023 N 24-07-09/56775.
МАОУ СОШ N 13 и ИП Седышев В.И. представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в соответствии с которыми просили суд обжалуемое антимонопольным органом решение оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
ООО "ОМС-Лечебное питание", ИП Розенбах Е.О. отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Приложенное антимонопольным органом к апелляционной жалобе письмо Министерства финансов России от 20.06.2023 N 24-07-09/56775 и приложенное ИП Седышевым В.И. к отзыву на жалобу письмо Министерства финансов России от 02.09.2022 N 24-07-07/85718, судом апелляционной инстанции к материалам дела не приобщаются на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ, поскольку не являются доказательствами по делу и находятся в свободном доступе в сети Интернет.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу частей 3 и 5 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 08.08.2023 я МАОУ СОШ N 13 в Единой информационной системе на сайте http://zakupki.gov.ru было размещено извещение и конкурсная документация о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по организации и обеспечению горячим питанием обучающихся в период с 01.09.2023 по 31.05.2024 (извещение N 32312655605). Начальная (максимальная) цена договора 11 399 691,60 руб.
В соответствии с итоговым протоколом N 32312655605-03 от 18.08.2023 подведения итогов конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства заявке ИП Седышева В.И. присвоено 1 итоговое место.
ООО "ОМС-Лечебное питание" занявшее 2 место, не согласившись с решением, отраженным в итоговом протоколе, обратилось в Свердловское УФАС России с жалобой (вх. N 18135-ЭП/23 от 21.08.2023) с информацией о нарушении заказчиком в лице МАОУ СОШ N 13 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон N 223-ФЗ) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по организации и обеспечению горячим питанием обучающихся МАОУ СОШ N 13 (извещение N 32312655605), соответствующая требованиям части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения жалобы Свердловским УФАС России принято решение N 066/01/18.1-2971/2023 от 30.09.2023, согласно которому жалоба ООО "ОМС-Лечебное питание" признана обоснованной. В действиях заказчика в лице МАОУ СОШ N 13 выявлено нарушение ч. 1 ст. 3.4, ч. 19.3 ст. 3.4 Закона о закупках. Заказчику, оператору электронной площадки выдано предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.
Полагая, что вынесенные антимонопольным органом решение и предписание являются незаконными и необоснованными, учреждение обратилось в арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.
Заявленные требования признаны судом обоснованными и удовлетворены.
Заинтересованные лицо по доводам жалобы настаивает на том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статью 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65 АПК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 части 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 данного закона (часть 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Целями регулирования Закона N 223-ФЗ являются, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями регулирования названного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В пункте 1 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ определено, что настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В частях 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В силу части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам такой закупки; иные сведения, определенные положением о закупке.
Требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 названного Закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно и включаются в положения о закупке (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площади для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, регламентированы ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ.
В соответствии с частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, учредительный документ, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является юридическое лицо;
2) фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, адрес места жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является индивидуальный предприниматель;
3) идентификационный номер налогоплательщика участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);
4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является юридическое лицо, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц;
5) копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением случаев подписания заявки;
6) копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "е" пункта 9 настоящей части;
7) копия решения о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки, если требование о наличии указанного решения установлено законодательством Российской Федерации и для участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключение по результатам такой закупки договора либо предоставление обеспечения заявки на участие в такой закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке), обеспечения исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке) является крупной сделкой;
8) информация и документы об обеспечении заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении такой закупки, документацией о конкурентной закупке;
9) декларация, подтверждающая на дату подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства;
10) предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки;
11) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
12) наименование страны происхождения поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона;
13) предложение о цене договора (единицы товара, работы, услуги), за исключением проведения аукциона в электронной форме.
Как следует из материалов дела, закупка осуществлялась заказчиком в соответствии с нормами Закона о закупках на основании Положения о закупке товаров, работ, услуг, утвержденного решением наблюдательного совета МАОУ СОШ N 13 (протокол N 4/2023 от "04" августа 2023 г.) (далее - Положение) и размещенного в единой информационной системе 07.08.2023 в редакции N 21.
Согласно разделу "Термины, определения" Положения о закупке товаров, участник закупки - любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ.
Коллективный участник закупки - участник закупки, состоящий из нескольких лиц (физических либо юридических лиц), выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридических лиц, являющихся иностранными агентами в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ, либо несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физических лиц, являющихся иностранными агентами в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ.
В соответствии с п. 1.15.7 Положения, коллективный участник закупки должен соответствовать требованиям, указанным в извещении об осуществлении конкурентной закупки, документации о закупке, в совокупности, а не отдельно взятое юридическое лицо, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, выступающее в составе коллективного участника закупки, за исключением случаев, установленных действующим законодательством и настоящим положением.
Согласно п. 1.16.6 Положения, в ходе проведения процедуры рассмотрения заявок (отборочной стадии) закупочная комиссия в отношении каждой поступившей заявки осуществляет проверку участника процедуры закупки (в том числе всех лиц, выступающих на стороне одного участника процедуры закупки) на соответствие требованиям, установленным в извещении, документации о закупке.
В соответствии с п. 1.16.10 Положения, комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки, в том числе в случае несоответствия коллективного участника закупки требованиям, установленным пунктом 1.15.7 настоящего положения, либо предоставление недостоверных сведений в отношении своего соответствия данным требованиям.
Согласно п. 7 Положения, установлен порядок закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых, а именно: пунктом 7.3 установлено, что конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Их участниками могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются способами, предусмотренными пунктом 1.3 настоящего положения. Их участниками могут быть любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с п. 1 термины и определения, раздела 1.1. части 1 конкурсной документации, о проведении конкурса в электронной форме участие в котором могут принять только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по организации и обеспечению горячим питанием обучающихся в период с 01.09.2023 года по 31.05.2024 года, (далее - конкурсная документация) участник закупки - любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Согласно п. 2.6.1 конкурсной документации установлено, что в настоящем конкурсе может принять участие любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника конкурса, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника конкурса, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника конкурса, которые соответствуют требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с конкурсной документацией.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с итоговым протоколом N 32312655605-03 от 18.08.2023 подведения итогов конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства заявке ИП Седышева В.И. присвоено 1 итоговое место.
При этом, ИП Седышевым В.И. в составе заявки, предоставлены документы, подтверждающие квалификацию участников закупки, в том числе наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, в соответствии с соглашением о коллективном участии в определении победителя конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора об оказание услуг по обеспечению горячим питанием обучающихся МАОУ СОШ N 13 в период с 01.09.2023 по 31.05.2024 от 08.08.2023, заключенным с ИП Розенбах Е.О.
Пунктом 4 Соглашения установлено, что заявка от имени всех участников соглашения, подписывается ИП Седышевым В.И., который уполномочен самостоятельно или через представителя, принимать участие в Конкурсе в интересах всех лиц, выступающих на стороне Участника и имеет право подавать/отзывать Заявку, направлять запросы на разъяснение Документации о закупке, подписывать сведения о распределении обязательств по исполнению договора между членами коллективного участника, а также осуществлять иные права и обязанности, которые принадлежат Участнику Конкурса в соответствии с законодательством, Положением о закупке товаров, работ, услуг МАОУ СОШ N 13 и Документацией о закупке.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявка ИП Седышевым В.И. была подана в соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о закупках и условиями конкурсной документации в числе нескольких индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, в которой установлено лицо, представляющее интересы коллективного участника закупки (лидер коллективного участника закупки), что не противоречит общим положениям Закона 223-ФЗ, связанным с проведением конкурентных процедур, на что прямо указано в ч. 1 ст. 3.4 Закона 223-ФЗ, в связи с чем заказчик не лишен возможности предусмотреть право коллективных участников на участие в закупках, проводимых среди СМСП.
Отмечая, что Положением о закупке, конкурсной документацией, каких-либо дополнительных документов от участников конкурса в подтверждении подачи коллективной заявки не требовалось, суд признал оспариваемое решение УФАС по Свердловской области от 30.08.2023 и выданное на его основании предписание незаконными.
Между тем, при вынесении оспариваемого судебного акта судом не учтено, что нормы статьи 3.4 Закона о закупках являются специальными по отношению к иным положениям указанного закона, в том числе, к части 5 статьи 3 Закона о закупках, определяющей общее понятие участника закупки.
Так часть 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках предусматривает исчерпывающий перечень информации и документов, требование о предоставлении которых может установить заказчик при проведении закупки среди субъектов МСП.
При этом согласно указанной норме предоставляемые документы и сведения определены только для двух случаев:
- когда участником закупки является юридическое лицо;
- когда участником закупки является индивидуальный предприниматель.
То есть перечень документов и информации, требование о предоставлении которых при осуществлении закупки среди субъектов МСП вправе установить заказчик, для случаев, когда участником закупки являются несколько юридических лиц или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, Законом о закупках не предусмотрен.
При этом, согласно части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные частями 19.1 и 19.2 указанной статьи.
В связи с этим, исходя из положений статьи 3.4 Закона о закупках, возможность установления в документации о закупке требований к документам и информации, предоставляемым коллективным участником, фактически отсутствует. Включение в документацию о закупке требований о предоставлении дополнительных документов и информации, прямо не предусмотренных статьей 3.4 Закона о закупках, без чего рассмотрение заявок коллективных участников невозможно, являлось бы прямым нарушением части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках.
Кроме того, необходимо отметить, что при рассмотрении спорной ситуации необходимо отдавать приоритет специальным нормам статьи 3.4 Закона о закупках, исходя из буквального толкования положений которой в существующей редакции, не предусмотрено участие в закупках, проводимых среди субъектов МСП, нескольких лиц, выступающих на стороне одного участника закупки.
Специальный порядок проведения закупок у субъектов МСП, который не предусматривает подачу субъектами МСП коллективных заявок, соответствует целям правового регулирования.
Одной из основных целей закупочной деятельности является целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пп. 3 п. 1 ст. 3 Закона о закупках).
Исходя из этого, заказчики заинтересованы в том, чтобы в закупках участвовали наиболее квалифицированные и надежные лица.
Предусмотренная ч. 5 ст. 3 Закона о закупках множественность лиц на стороне участника закупки (коллективное участие) полностью соответствует данной цели, так как, подавая коллективные заявки, различные лица объединяют свои капиталы (ресурсы) и компетенции, что позволяет совместно сделать заказчику закупки наилучшее предложение и претендовать на победу в закупке.
В то же время, применительно к закупкам у субъектов МСП наряду с общей целью наиболее полного и эффективного удовлетворения потребности заказчика в товарах (работах, услугах) необходимо принимать во внимание публичный интерес в поддержке малого и среднего бизнеса.
В Российской Федерации действует Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который закрепляет поддержку малого и среднего бизнеса в качестве общественной ценности, устанавливает понятия и правовой статус субъектов МСП.
Согласно ст. 4 указанного закона для отнесения к числу субъектов МСП среднесписочная численность работников и доход лица не должны превышать установленных лимитов.
При превышении указанных лимитов лицо перестает относиться к числу субъектов МСП и лишается соответствующей государственной поддержки и привилегий.
Обязательное проведение части закупок у субъектов МСП в соответствии с Законом о закупках является одной из мер поддержки малого и среднего бизнеса, без ущерба для интересов заказчиков. Существуют категории товаров (работ, услуг), которые могут быть своевременно и качественно поставлены / выполнены субъектами МСП даже в условиях ограниченности ресурсов таких субъектов.
Таким образом, если для обычных закупок укрупнение капиталов и компетенций участников закупки путем их объединения в рамках коллективной заявки является позитивным явлением, то для закупок у субъектов МСП такое укрупнение позитивным не является ввиду особых целей проведения закупок у субъектов МСП.
Объединение нескольких субъектов при закупке у МСП снижает вероятность победы в закупке небольших предприятий или индивидуальных предпринимателей, которые не имеют возможности объединиться с другими, что лишает их гарантий государственной поддержки, связанной именно с небольшим масштабом их бизнеса.
Именно поэтому специальная норма ст. 3.4 Закона о закупках в отличие от общей нормы ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, исходя из ее буквального прочтения, не предусматривает множественности лиц на стороне участника закупки среди субъектов МСП.
Соответствующая правовая позиция подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2023 N 305-ЭС23-19590.
Следовательно, толкование законодательства, на которое ссылается антимонопольный орган, соответствует не только буквальному прочтению норм закона, но и его смыслу.
Таким образом, антимонопольный орган правомерно пришел к выводу о том, что в действиях МАОУ СОШ N 13 имеется нарушение ч. 1 ст. 3.4, ч. 19.3 ст. 3.4 Закона о закупках, выразившееся в формировании излишних требований к участникам закупки, а также указания на возможность подачи коллективной заявки на участие в конкурсе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что принятые антимонопольным органом решение и предписание соответствуют закону, оснований для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными не имеется, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, обжалуемое решение суда первой инстанции отмене на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 апреля 2024 года по делу N А60-61042/2023 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Н. Якушев |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-61042/2023
Истец: МАОУ СОШ N13
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО ОМС-ЛЕЧЕБНОЕ ПИТАНИЕ, Седышев Владимир Игоревич, ИП РОЗЕНБАХ ЕВГЕНИЯ ОЛЕГОВНА