город Москва |
|
29 августа 2024 г. |
дело N А40-166827/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12.08.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.08.2024.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Витязь Ъ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2024
по делу N А40-166827/23,
по заявлению ООО "Витязь Ъ"
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости
г. Москвы
третьи лица: Государственное бюджетное учреждение г. Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости", Департамент экономической политики и развития г. Москвы
о признании незаконными действий;
при участии:
от заявителя - Канарек В. по доверенности от 02.08.2022, Тимохин В.Д. по доверенности от 02.08.2022;
от заинтересованного лица - Джилавян Л.А. по доверенности от 27.12.2023;
от третьих лиц - Волохова В.В. по доверенности от 10.01.2024, Новикова В.И. по доверенности от 19.12.2023;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2024 в удовлетворении заявленных ООО "Витязь Ъ" требований о признании незаконными действий Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы по определению 25,99 % (760.86 кв.м.) общей площади нежилого здания, расположенного по адресу: Москва, Лихоборская набережная, дом 18А, общей площадью 2.927,5 кв.м., кадастровый номер 77:09:0001029:1092, как площади, используемой для размещения офисов и фиксации данного заключения в п. п. 6.1. - 6.4. акта N 91233578/ОФИ от 26.04.2023 о фактическом использовании нежилого здания (строения, сооружения) для целей налогообложения, о признании недействительным акта N 91233578/ОФИ от 26.04.2023 о фактическом использовании нежилого здания (строения, сооружения) для целей налогообложения, об обязании Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Витязь Ъ", отказано.
ООО "Витязь Ъ" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Государственное бюджетное учреждение г. Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" и Департамент экономической политики и развития г. Москвы.
Представители лиц, участвующих в деле в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Через канцелярию суда от Департамент экономической политики и развития г. Москвы поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что инспекцией по итогам проведения мероприятия по определению вида фактического использования в отношении Здания, с кадастровым номером 77:09:0001029:1092, общей площадью 2.927,5 кв.м., расположенного по адресу: Москва, Лихоборская набережная, дом 18А составлен акт обследования N 91233578/ОФИ от 26.04.2023, согласно раздела 6 акта 25,99 % общей площади здания используется для размещения офисов.
Заявитель указывает на то, что основную часть здания использует ПК "Полимер-Комплекс" для основного вида своей деятельности - производство машин и оборудования для переработки пластмасс и резины, а оставшуюся часть здания сдает в субаренду организациям, также занимающимся производственной деятельностью. Обществом в материалы дела представлены договоры аренды и субаренды помещений.
Не согласившись с результатами мероприятий по определению вида фактического использования нежилого здания, положенными в основу оспариваемого акта, а также действий, выразившиеся в неправильном определении вида фактического использования здания в части площадей, которые были отнесены к разряду офисного сегмента заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что ООО "Витязь Ъ" на праве собственности принадлежит нежилое здание общей площадью 2.927,5 кв.м., расположенное по адресу: Москва, Лихоборская набережная, дом 18А.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Согласно положениям подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в частности, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 % его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 5 ст. 378.2 НК РФ).
Таким образом, в порядке исключения из общего правила, в соответствии с которым налог на имущество уплачивается организациями исходя из среднегодовой остаточной стоимости основных средств, в отношении отдельных видов коммерческой недвижимости налоговая база подлежит исчислению по кадастровой стоимости этого имущества.
Установление указанных особенностей налогообложения, начиная с 01.01.2014, имело своей целью переход к более справедливому распределению налоговой нагрузки за счет использования кадастровой стоимости при расчете налоговой базы, увеличение уровня налоговой нагрузки на объекты коммерческой недвижимости, в том числе офисно-делового и торгового назначения, при условии введения региональных льгот для объектов промышленного производства.
В обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости такого имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), концентрирующих потенциально доходную недвижимость. При этом значимой с точки зрения налогообложения является концентрация потенциально доходной недвижимости, когда назначение, разрешенное использование или наименование помещений, составляющих не менее 20 % общей площади здания (строения, сооружения), предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, что определяет распространение по этому признаку повышенной налоговой нагрузки на все помещения соответствующего центра (комплекса) (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.2021 N 374-О).
При этом, согласно подп. 4 п. 1.4. постановления Правительства г. Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения" под офисом понимается здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в котором оборудованы стационарные рабочие места, используемое для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов, оборудованное оргтехникой и средствами связи, не используемое непосредственно для производства товаров.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений п. п. 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Мероприятия по определению вида фактического использования осуществляются в целях выявления видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.3 Порядка).
В соответствии с п. 3.5 Порядка определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется инспекцией по недвижимости на основании результатов мероприятий по определению вида фактического использования, проведенных ГБУ г. Москвы "МКМЦН".
По итогам проведения мероприятия по определению вида фактического использования (ВФИ), инспекцией составлен акт обследования от 26.04.2023 года N 91233578/ОФИ в отношении здания.
Согласно п. п. 6.1. - 6.4. акта 2023 года 25,99 % (760,86 кв.м.) общей площади здания используется для размещения офисов.
Фототаблица (раздел 5), являющаяся неотъемлемой частью акта подтверждает факт использования значительного количества помещений в здании для размещения: офисов, на фотографиях N 9 (стр. 22), 13-14 (стр. 24), 15 (стр. 25), 20 (стр. 27), 22 (стр. 28), 23-24 (стр. 29), 30 (стр. 32), 31 (стр. 33), 40 (стр. 37), фототаблицы акта 2023 запечатлены помещения, оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов; фототаблица акта 2023 подтверждает, что инспекторы обследовали все помещения в здании и вывод об использовании 25,99 % здания для размещения офисов был сделан на основании фактического обследования здания.
В соответствии с заключительной частью акта 2023 (раздел 6.5) нежилое здание (строение, сооружение) фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 3.9 Порядка предусмотрено, что в случае несогласия с результатами проведения мероприятия по определению ВФИ собственник объекта нежилого фонда или организация, владеющая таким объектом на праве хозяйственного ведения, вправе обратиться в целях повторного проведения мероприятия в срок не позднее 90 календарных дней года, следующего за годом, в котором проведено мероприятие по определению ВФИ, в Департамент, который обеспечивает рассмотрение соответствующего вопроса на заседании Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в г. Москве.
В материалах дела отсутствуют доказательства обращения общества в Департамент с заявлением о несогласии с результатами проведения мероприятий по определению ВФИ.
Расчеты в акте 2023 произведены в соответствии с разделом 2 Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденной постановлением N 257.
Таким образом, акт 2023 подтверждает использование помещений в здании для размещения офисов.
Из материалов дела следует, что в соответствие с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "Витязь Ъ" как общества является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом (код 68.2).
Вместе с тем, основной вид деятельности расположенных в здании организаций не имеет правового значения при определении вида фактического использования объекта недвижимости для целей налогообложения.
Вид фактического использования здания определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий.
Согласно п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое, в частности, фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Условия признания объекта недвижимости торговым центром (комплексом) установлены п. 4 ст. 378.2 Кодекса.
Налоговый кодекс Российской Федерации разделяет фактическое использование здания для собственных нужд, не связанных с производством (административное назначение), и коммерческого использования (сдача в аренду под офисы).
Подпунктом 4 п. 1.4 Порядка определено понятие офиса, офис - здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.
Деятельность собственных служб организации представляет собой руководство и управление предприятием, осуществление бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, взаимодействие с другими организациями, клиентами, потребителями и прочее, то есть виды деятельности, непосредственно связанные с обработкой и хранением документов.
С учетом положений ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 1.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" деятельность, осуществляемая собственником здания, не имеет правового значения в вопросе определения фактического использования здания для целей налогообложения.
Пункт 2 ст. 1.1 Закона о налоге на имущество организаций предусматривает отнесение к объектам недвижимого имущества, налогооблагаемая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Кроме того, законодательство о налогах и сборах не содержит обязательных требований к видам деятельности арендаторов для отнесения занимаемых ими помещений к офисным, равно как не содержат указания на невозможность отнесения к офисным тех помещений, которые используются арендаторами для размещения собственных административных служб.
Деятельность административных служб связана с осуществлением руководства и управления предприятия, в том числе осуществлением бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, взаимодействия с другими организациями. Данные виды деятельности непосредственно связаны с обработкой и хранением документов, из чего следует, что помещения, используемые под размещения административных служб, полностью соответствуют понятию "офис".
Законодательство о налогах и сборах не предусматривает налоговых преференций для собственников зданий, передающих принадлежащие им помещения в аренду иным организациям, независимо от вида их деятельности в случае, если такие помещения отвечают признакам офисов.
Расчеты произведены в соответствии с разделом 2 Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, являющейся приложением 1 к Порядку.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2024 по делу N А40-166827/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-166827/2023
Истец: ООО "ВИТЯЗЬ Ъ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКИЙ КОНТРОЛЬНО-МОНИТОРИНГОВЫЙ ЦЕНТР НЕДВИЖИМОСТИ", ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ