г. Хабаровск |
|
29 августа 2024 г. |
А73-16371/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Брагиной Т.Г.
судей Воронцова А.И., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Доброторг": Михайлов Е.Л., представитель по доверенности N 10 от 01.12.20233;
от общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ": Мазитова И.В., представитель по доверенности N 38 от 09.01.2024.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Доброторг"
на решение от 11.03.2024
по делу N А73-16371/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ"
к обществу с ограниченной ответственностью "Доброторг"
о взыскании 850 459 руб. 25 коп.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (ОГРН 1162724068352, ИНН 2723187548, далее - региональный оператор, ООО "Хабавтотранс ДВ") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Доброторг" (ОГРН 1132721002853, ИНН 2721201187, далее - потребитель, ООО "Доброторг"), уточнив его в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) просило взыскать задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.07. 2022 по 04.04.2023 в размере 459 554 руб. 72 коп., неустойку за период с 11.09.2022 по 12.12.2023 в размере 122 186 руб. 19 коп.
Решением суда от 11.03.2024 исковые требования удовлетворены.
Законность, обоснованность принятого по делу судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 АПК РФ по апелляционной жалобе ООО "Доброторг", который, ссылаясь на наличие оснований, предусмотренных статьёй 270 АПК РФ, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о недоказанности факта оказания услуг по вывозу ТКО и отсутствии правовых оснований для расчёта стоимости услуг по нормативу в случае регистрации контейнерной площадки и размещении на ней контейнеров для накопления ТКО.
Региональный оператор в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, решение суда считают законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав пояснения представителей лиц, принимавших участие в судебном заседании, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Хабавтотранс ДВ" осуществляет деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ "Город Хабаровск", с 01.07.2022 является региональным оператором.
ООО "Доброторг", являясь собственником ТКО, образуемых на территории объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу г. Хабаровск, ул. Морозова Павла Леонтьевича, д. 53Б, направил в адрес регионального оператора заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в ответ на которую региональным оператором 15.07.2022 в адрес потребителя направлен проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-241/ЮЛ от 01.07.2022.
По условиям договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-241/ЮЛ от 01.07.2022 региональный оператор принял на себя обязательства оказывать услуги по приему ТКО в объеме и в месте (площадке) накопления ТКО, обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 договора объем ТКО, принимаемый от потребителя ежемесячно, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов (КТО), периодичность вывоза ТКО, информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов), а также иные условия оказания услуг по настоящему договору определяются согласно Приложению N 1 к договору.
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - "01" июля 2022 года, согласно пункту 5 договора.
Приложением N 1 к договору согласованы следующие объемы и место (площадка) накопления ТКО: место нахождения объектов потребителя - 680009, г. Хабаровск, ул. Морозова Павла Леонтьевича, д. 53Б, порядок коммерческого учета ТКО - расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, объем принимаемых ТКО в мес. - 70,6 куб.м.
14.09.2022 потребитель в адрес регионального оператора направил протокол разногласий, в соответствии с которым ООО "Доброторг" предложило изменить способ коммерческого учета объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, в ответ региональный оператор письмом N 5150/ХБДВ от 15.08.2022 разъяснил потребителю о невозможности применения коммерческого учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, в связи с тем, что на дату подачи заявки в реестре мест (площадок) накопления ТКО, размещенном на сайте администрации города Хабаровска, отсутствовала информация о месте накопления ТКО, расположенном по адресу ул. Морозова П.Л., д. 53Б. Кроме того, указанным письмом региональный оператор направил потребителю протокол рассмотрения разногласий от 10.08.2022 к договору.
Региональным оператором для оплаты услуг по обращению с ТКО выставлены потребителю универсальные передаточные документы (УПД ) N БИ07-000547 от 31.07.2022 г., N БИ08- 000719 от 31.08.2022, N БИ09-000667 от 30.09.2022, N БИ10-000776 от 31.10.2022, N БИ11-001181 от 30.11.2022, N БИ12-001330 от 31.12.2022, БИ01-001757 от 31.01.2023, БИ02-002168 от 28.02.2023, БИ03-001524 от 31.03.2023, БИ04-001802 от 30.04.2023, БИ05-001790 от 31.05.2023, БИ06-001982 от 30.06.2023, БИ07-000834 от 31.07.2023, стоимость которых рассчитана исходя из объема оказанных услуг, предусмотренного договором и норматива потребления ТКО по виду деятельности.
Потребитель, ссылаясь на направление извещения региональному оператору о согласовании имеющейся на территории супермаркета "Амбар" контейнерной площадки и уведомление Управления ЖКХ N 9.1-19/5265 от 22.08.2022 о включении площадки накопления ТКО по адресу ул. Морозова П.Л., д. 53Б в Реестр мест (площадок) накопления ТКО городского округа "Город Хабаровск" (УИН площадки 057325, количество контейнеров -1, объемом по 0,75куб.м.) оплатил услуги по вывозу ТКО частично, исходя из фактического объема контейнера и периодичности вывоза ТКО (три раза в неделю).
Поскольку требования претензии N 11035/ХБДВ от 22.11.2022 об оплате задолженности за период с 01.07.2022 по 04.04.2023 в размере 459 554 руб. 72 коп. потребителем оставлены без удовлетворения, региональный оператор обратился с иском в суд.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона об отходах, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Доброторг" в целях предпринимательской деятельности (супермаркет "Амбар") пользовалось объектами недвижимого имущества - нежилые помещения N N 5-12, 14-24 (площадь 850,6 кв.м., кадастровый номер 27:23:0050712:43, расположенными по адресу : г. Хабаровск, ул. Морозова Павла Леонтьевича, д.53Б на основании соглашения о перенайме по договору нежилого помещения N 539-27 от 10.08.2021 (договор аренды нежилого помещения N 539-27 от 19.08.2019), подало заявку на заключение договора с региональным оператором и 14.09.2022 направило уведомление Управления ЖКХ N9.1-19/5265 от 22.08.2022 о включении площадки накопления ТКО по адресу ул. Морозова Павла Леонтьевича, д. 53Б в Реестр мест (площадок) накопления ТКО городского округа "Город Хабаровск".
Региональный оператор, рассчитывая стоимость вывоза ТКО по нормативу, считал, что для изменения порядка расчётов по договору необходимо заключение дополнительного соглашения
Между тем, по условиям пункта 6 договора N ТКО-241/ЮЛ от 01.07.2022 стоимость услуг подлежит изменению, в том числе в случае получения региональным оператором уведомления от потребителя, предусмотренного пунктом 14.11 договора, а именно об изменении количества и (или) вида расчетных единиц, а также типа и (или) объема и (или) количества накопителей в местах их накопления.
Соответственно, после получения такого уведомления изменение платы по договору региональный оператор должен был отразить в УПД (за соответствующий расчётный период), как это предусмотрено пунктом 12.6 договора. Указанное изменение является изменением в договор и считается действующим без подписания дополнительного соглашения к настоящему договору, что ошибочно не учтено судом первой инстанции.
Далее, в силу положений статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ фактически оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами подлежат оплате.
Исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности).
Отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается.
Порядок осуществления накопления, сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов урегулирован Правилами N 1156.
Пунктами 9,15 Правил предусмотрена обязанность потребителя осуществлять складирование отходов в местах накопления, определенных договором, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами и обязанность оператора, осуществляющего транспортирование отходов, вести маршрутный журнал в отношении каждого мусоровоза с указанием информации о его движении и загрузке/выгрузке отходов, и обеспечить доступ соответствующих лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации (пункт 30).
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
По общим правилам доказывания, учитывая вышеприведенное законодательство и предмет заявленного иска, на региональном операторе лежит обязанность, в том числе документально подтвердить факт оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов с места их накопления, определенного органом местного самоуправления.
При рассмотрении спора по существу судом установлено, что на момент рассмотрения заявки потребителя сведения в отношении источника образования ТКО и мест накопления ТКО, в отношении нежилых помещений N N 5-12, 14-24 площадью 850,6 кв.м., кадастровый номер 27:23:0050712:43, расположенных по адресу: г. Хабаровск, ул. Морозова Павла Леонтьевича, д.53Б в территориальную схему обращения с отходами Хабаровского края, утвержденную Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.12.2016 N477-пр (приложение N19 Приложения N1 и приложение N19 Приложения N4) не включены.
В качестве доказательств оказания услуг истец ссылался на презумпцию образования отходов потребителем и возможность их складирования в иных общедоступных местах накопления.
Вместе с тем, при отсутствии согласованного места накопления ТКО (отсутствии его в территориальной схеме) региональный оператор не вправе ссылаться на презумпцию продуцирования ТКО, поскольку обязан прямо доказать факт оказания услуг непосредственно ответчику, не подменяя такое доказывание абстрактной возможностью складирования ТКО в иных местах (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944, от 05.10.2023 N 306-ЭС23-9063)
Таким образом, в ситуации, когда место накопления ТКО потребителя не входит в территориальную схему, письменный договор в виде одного подписанного сторонами документа не заключен, региональный оператор, настаивающий на оказании услуг по обращению с ТКО потребителю и необходимости их оплаты, обязан доказать фактическое оказание услуг именно этому потребителю (принятие от него ТКО).
Однако истец не представил суду документов, из которых возможно достоверно установить факт загрузки/выгрузки ТКО, образующихся от деятельности ООО "Доброторг" в мусоровозы регионального оператора с целью их дальнейшего перемещения.
Тогда как из пояснений ответчика следует, что региональный оператор услуги по вывозу ТКО оказывал нерегулярно, на что потребителем составлялись акты и подавались жалобы в государственные органы.
Доводы регионального оператора о возможности складирования ответчиком ТКО в иных общедоступных местах накопления подлежат отклонению, ещё и потому, что презумпции продуцирования отходов потребителем в совокупности с возможностью их складирования в иных общедоступных местах накопления недостаточно для вывода о предполагаемом (презюмируемом) оказании услуг региональным оператором, учитывая, что в такой ситуации не соблюдается прозрачность движения отходов, что препятствует обеспечению безопасности и минимизации причиняемого ими вреда (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944).
При недоказанности факта оказания услуг по вывозу ТКО правовых оснований для взыскания стоимости услуг не имеется.
Неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, в силу статьи 270 АПК РФ является основанием к отмене решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ суд взыскивает с истца в пользу ответчика понесенные им судебные расходы по оплате государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.03.2024 по делу N А73-16371/2023 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (ОГРН 1162724068352, ИНН 2723187548) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Доброторг" (ОГРН 1132721002853, ИНН 2721201187) расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Г. Брагина |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16371/2023
Истец: ООО "Хабавтотранс ДВ"
Ответчик: ООО "ДОБРОТОРГ"