г. Тула |
|
29 августа 2024 г. |
Дело N А09-672/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.08.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.08.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Воронцова И.Ю., судей Капустиной Л.А. и Егураевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петруниной А.О., при участии в судебном заседании: от ООО "Агроресурс" - Кротова К.А. (доверенность от 09.01.2024, диплом), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях на решение Арбитражного суда Брянской области от 08.05.2024 по делу N А09-672/2024 (судья Частикова О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о признании незаконным решения от 29.12.2023 N40/169330 об отказе в выкупе земельных участков третье лицо: Управление Росреестра по Брянской области,
УСТАНОВИЛ:
указанным решением заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях от 29.12.2023 N 40/16930 об отказе ООО "Агроресурс" в выкупе земельных участков. Суд обязал Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях в 20-дневный срок с даты вступления в законную силу решения суда подготовить и направить в адрес ООО "Агроресурс" проекты договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами: 32:02:0390101 площадью 78 660 кв.м, 32:02:0390101:171 площадью 49 кв.м, 32:02:0390101:172 площадью 40 кв.м, 32:02:0390101:173 площадью 4 кв.м, 32:02:0390101:174 площадью 80 642 кв.м.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой о его отмене и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований. По мнению заявителя жалобы, в материалы дела не представлено заключение уполномоченного органа об отсутствии нарушений, выявленных в рамках государственного земельного надзора, что является обязательным условием приобретения земельных участков, сведения о зарегистрированном праве аренды ООО "Агроресурс" в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 32:02:0390101:170, 32:02:0390101:171, 32:0390101:172, 32:02:0390101:173; 32:02:0390101:174 в ЕГРН отсутствуют, а также отсутствуют оформленные договорные отношения на вышеуказанные участки. Полагает, что для возникновения права на выкуп вновь образованных земельных участков, заявителем должна быть соблюдена процедура заключения договоров аренды, регистрации их в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а в последствии обращение за выкупом.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором последний возражал по доводам жалобы и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал позицию, изложенную в отзыве.
Иные лица в суд представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном Интернет-сайте Двадцатого арбитражного апелляционного суда и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Федеральных арбитражных судов Российской Федерации.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Брянской области на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Агроресурс" на основании мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда Брянской области от 19.01.2016 по делу N А09- 15332/2015, являлось арендатором земельного участка с кадастровым номером 32:02:0390101:35, площадью 353000 кв.м. по договору аренды N 200 от 27.02.2008 (договор об уступке прав от 09.12.2014) сроком действия с 01.03.2007 по 28.02.2057.
Договор аренды зарегистрирован в ЕГРН (регистрационный номер 32- 32-02/004/2008- 422).
Указанный земельный участок с кадастровым номером 32:02:0390101:35 площадью 353000 кв.м. являлся собственностью Российской Федерации.
Во исполнение распоряжения Федерального дорожного агентства от 13.03.2019 N 597-р "О резервировании земель для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта "Реконструкция автомобильной дороги А141 Брянск-Смоленск до границы с Республикой Беларусь" и в соответствии с проектом планировки территории, утвержденным распоряжением Федерального дорожного агентства от 13.10.2017 N 2886-р, из земельного участка с кадастровым номером 32:02:0390101:35, площадью 353000 кв.м., выделены 5 земельных участков общей площадью 159395 кв.м., а именно: - земельный участок площадью 78660 кв.м., кадастровый номер 32:02:0390101:170; - земельный участок площадью 49 кв.м., кадастровый номер З2:02:0З90101:171; - земельный участок площадью 40 кв.м., кадастровый номер 32:02:0З90101:172; - земельный участок площадью 4 кв.м., кадастровый номер 32:02:0390101:173; - земельный участок площадью 80642 кв.м., кадастровый номер 32:02:0390101:174.
В отношении 5 указанных участков осуществлено резервирование для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта "Реконструкция автомобильной дороги А-141 Брянск - Смоленск до границы с Республикой Беларусь (через Рудню, на Витебск)".
Срок действия установленного ограничения прав и обременения объектов недвижимости с 03.04.2019 по 03.04.2022. 21.12.2022 во исполнение решения Арбитражного суда Брянской области от 22.09.2022 по делу N А09-5529/2021 между МТУ Росимущества и ООО "Агроресурс" заключен договор купли - продажи земельного участка с кадастровым номером 32:02:0390101:35 площадью 193 605 кв.м. (353000 - 159 395), право собственности общества зарегистрировано 20.01.2023.
15.03.2023 ООО "Агроресурс" обратилось в МТУ Росимущества с заявлениями о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами: 32:02:0390101 площадью 78 660 кв.м, 32:02:0390101:171 площадью 49 кв.м, 32:02:0390101:172 площадью 40 кв.м, 32:02:0390101:173 площадью 4 кв.м, 32:02:0390101:174 площадью 80 642 кв.м.
Ответом от 23.03.2023 N 40/3942 и N 40/3967 МТУ Росимущества отказало заявителю в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков по тем основаниям, что земельные участки зарезервированы для государственных нужд, сведения о прекращении ограничения на указанные земельные участки не внесены в ЕГРН.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Брянской области от 08.11.2023 по делу N А09-5942/2023 и от 09.11.2023 N А09-5947/2023 отказы МТУ Росимущества от 23.03.2023 N 40/3942 и N 40/3967 признаны недействительными.
Суд обязал МТУ Росимущества осуществить повторное рассмотрение заявлений от 15.03.2023.
Во исполнение вышеуказанных решений МТУ Росимущества повторно рассмотрев заявления ООО "Агроресурс" в письме от 29.12.2023 N 40/16930 отказало в предоставлении в собственность земельных участков на основании п. 9 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Посчитав отказ незаконным и нарушающим законные права и интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В соответствии подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
МТУ Росимущества, отказывая обществу в выкупе земельных участков, руководствовалось вышеуказанными нормами права.
Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 указанного кодекса. К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 ЗК РФ).
В статье 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2 этой статьи (пункт 1).
В частности, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2).
В силу пункта 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В пункте 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) определено, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Указанные законоположения предусматривают возможность приобретения без торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу.
При этом для приобретения земельного участка по данному основанию требуется соблюдение нескольких условий.
Во-первых, возможность приобрести земельный участок в собственность имеет только арендатор такого земельного участка. Указанная возможность возникает по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу.
Во-вторых, у уполномоченного органа должна отсутствовать информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
В-третьих, заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов должно быть подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, из буквального толкования подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что трехлетний срок аренды, по истечении которого арендатор вправе приобрести участок в собственность, подлежит исчислению с момента заключения договора аренды при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных в этот период нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка.
В обоснование доводов о наличии права на приобретение земельных участков в собственность без проведения торгов заявитель ссылался на определение об утверждении мирового соглашения от 19.01.2016 по делу N А09-15332/2015, акт приема-передачи недвижимого имущества от 20.01.2016, договор об уступке прав по договору аренды от 09.12.2014 по договору аренды от 27.02.2098 N 200. При этом заявитель указал, что более 8 лет является арендатором земельного участка с кадастровым номером 32:02:0290101:35, общей площадью 353000 кв.м, срок аренды по договору от 27.02.2008 N 200 установлен с 01.03.2007 по 28.02.2057. Право аренды перешло к заявителю на основании вышеуказанных документов (определение об утверждении мирового соглашения от 19.01.2016 по делу N А09- 15332/2015, акт приема-передачи недвижимого имущества от 20.01.2016, договор об уступке прав по договору аренды от 09.12.2014 по договору аренды от 27.02.2008 N 200). Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 13.03.2019 N 597-р установлено, что для реконструкции автомобильной дороги А141 Брянск-Смоленск до границы с Республикой Беларусь зарезервированы (сроком на три года с 03.04.2019 по 03.04.2022) части земельного участка арендуемого ООО "Агроресурс" с кадастровым номером 32:02:0390101:35 (площадью 353 000 кв.м), а именно: - под размещение объекта Федерального значения (постоянный отвод): 78 660 кв.м, 49 кв.м, 40 кв.м, 4 кв.м, итого: 78 753 кв.м; - под размещение объекта Федерального значения (временный отвод): 80 642 кв.м; - оставшаяся (свободная от обременений) часть земельного участка составляла - 193 605 кв.м (53 000 - (78753+80642)).
Образованные земельные участки из земельного участка общей площадью 353 000 кв.м с кадастровым номером 32:02:0390101:35 были поставлены на кадастровый учет. Земельный участок с кадастровым номером 32:02:0390101:35 площадью 193 605 кв.м. был выкуплен по договору купли-продажи от 21.12.2022, право собственности зарегистрировано за ООО "Агроресурс".
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.8 ЗК РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Порядок по внесению в ЕГРН записи об обременении правом аренды вновь образованного земельного участка установлен ч. 12 ст. 41 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которому в случае, если в отношении исходного объекта недвижимости в ЕГРН зарегистрированы ограничения прав и обременения такого объекта недвижимости, на основании заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образуемые из него объекты недвижимости и одновременно с такими государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав осуществляются государственная регистрация ограничений прав и обременений образуемых объектов недвижимости, если в соответствии с Федеральным законом такие ограничения и обременения переходят (сохраняются) в отношении образованных объектов.
Данная правовая позиция нашла отражение в п. 31 Обзора судебной практики ВС РФ N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019).
Повторно рассмотрев довод МТУ Росимущества о том, что для возникновения права на выкуп вновь образованных земельных участков, заявителем должна быть соблюдена процедура заключения договоров аренды, регистрации их в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а в последствии обращение за выкупом, судебная коллегия его отклоняет, поскольку указанный довод противоречит вышеуказанной позиции Верховного Суда Российской Федерации.
Каких-либо доказательств наличия выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельных участков в нарушение статьи 65 АПК РФ заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ, учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении заявителем условий приобретения испрашиваемых земельных участков в собственность в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, основания для отказа обществу в выкупе земельных участков у МТУ Росимущества отсутствовали и правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, которая была известна суду первой инстанции и получила надлежащую оценку в судебном акте; указанные доводы направлены на переоценку выводов суда. Рассмотрев спор повторно, апелляционная инстанция оснований для такой переоценки не нашла.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии с правилами статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 08.05.2024 по делу N А09-672/2024 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Воронцов |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-672/2024
Истец: ООО "Агроресурс"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КАЛУЖСКОЙ, БРЯНСКОЙ И СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТЯХ
Третье лицо: Управление Росреестра по Брянской области