г. Хабаровск |
|
29 августа 2024 г. |
А73-20047/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Брагиной Т.Г.
судей Воронцова А.И., Коваленко Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
при участии в заседании:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края: Минкаилова Юлия Насрадиновна, представитель по доверенности N 05.1-12-6645 от 25.12.2023;
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лопатина Евгения Константиновича: Жолондзь Дмитрий Владимирович, представитель по доверенности N 27 АА 2089069 от 25.04.2023; Лопатина Юлия Валерьевна, представитель по доверенности N 27 АА 1656221 от 17.03.2021.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
на решение от 04.06.2024
по делу N А73-20047/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Лопатину Евгению Константиновичу
о взыскании 1 237 863 руб. 78 коп.
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края (ОГРН 1022700922221, ИНН 2721025245, далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Лопатину Евгению Константиновичу (ОГРНИП 316272400095763, ИНН 272391662726, далее - глава КФХ Лопатин Е.К.) с исковым заявлением о взыскании 1 237 863,78 руб. средств субсидии.
Решением суда от 14.04.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.11.2023 принятые по делу судебные акта отменены, дело направлено на новое рассмотрение суда. Направляя дело в суд первой инстанции, суд кассационной инстанции указал на необходимость проверки суммы субсидии, заявленной к возврату, с учётом особенностей предоставления субсидии, касающихся установленного финансового периода (2020 год) и объема подтвержденных затрат на закупку кормов, возможность использования которых не ограничена текущим финансовым периодом.
По результатам нового рассмотрения решением суда от 04.06.2024 в иске отказано.
Законность, обоснованность принятого по делу судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по апелляционной жалобе истца, который, ссылаясь на наличие оснований, предусмотренных статьёй 270 АПК РФ, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы об отсутствии оснований для применения к рассматриваемым правоотношениям положений бюджетного законодательства Российской Федерации, поскольку получатели субсидии не являются участниками бюджетного процесса. Кроме того, заявитель апелляционной жалобы считает, что ответчиком завышены фактические затраты на один килограмм молока, что привело к завышению размера субсидии над суммой фактически произведенных ответчиком затрат на один килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока.
Ответчик в отзыве на иск и его представители в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в решении суда.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции оснований для отмены принятого по делу судебного акта не установил.
Как следует из материалов дела, министерством и главой КФХ Лопатиным Е.К. в соответствии с Порядком и условиями предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на поддержку собственного производства молока утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 N 34-пр (в редакции от 20.02.2020) заключено соглашение от 17.04.2020 N 27 (далее - соглашение) о предоставлении субсидии из краевого бюджета на поддержку собственного производства молока в редакции дополнительного соглашения N1 от 28.12.2020.
Предметом соглашения является предоставление из краевого бюджета в 2020 году субсидии в целях возмещения части затрат (без учета НДС) получателя, связанных с производством, реализацией и (или) отгрузкой на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока собственного производства (в физическом весе) (субсидия, молоко).
Согласно пункту 3.1.2. субсидия предоставляется при предъявлении получателем главному распорядителю средств краевого бюджета документов, подтверждающих факт произведенных получателем затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия, в соответствии с Правилами предоставления субсидии и настоящим соглашением, а также иных документов, определенных главным распорядителем бюджета.
В целях контроля целевой направленности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2020 году Министерством проведена проверка главы КФХ Лопатина Е.К., в ходе которой установлено, что ответчиком не в полном объеме представлены документы, подтверждающие затраты на цели, указанные в пункте 1.3. Порядка.
В соответствии с актом проверки от 22.10.2021 N 5, заключением по результатам рассмотрения объяснений главы КФХ Лопатина Е.К. по акту проверки достоверность сведений о достижении КФХ цели предоставления субсидии (возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) сельскохозяйственных товаропроизводителей края на производство, реализацию и (или) отгрузку на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока собственного производства (в физическом весе), а также условия предоставления субсидии о наличии документально подтвержденных затрат на цели, указанные в пункте 1.3 раздела 1 Порядка и условий, подтверждены частично в сумме 832 796 руб. 57 коп.
В заключении по результатам рассмотрения объяснений главы КФХ Лопатина Е.К. от 10.06.2022, а именно в пункте 5 по пункту 6 акта проверки, указано, что совместно с объяснениями от 13.04.2022 повторно представлены, в том числе копии реестров расходования кормов (ведомости расходования кормов) и актов списания кормов (помесячно) за 2020 год, ранее рассмотренные Комиссией в рамках подготовки Заключения от 14.12.2021.
При сравнении данных, отраженных в копиях ведомостей расходования кормов и актах списания кормов, представленных совместно с объяснениями по акту проверки соблюдения крестьянским (фермерским) хозяйством, главой которого является Лопатин Е.К., условий, целей и порядка предоставления субсидии из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на поддержку собственного производства молока от 22.10.2021 N 5 (письмо от 30.11.2021 входящий N 15015), объяснениями от 13.04.2022, и сведений, указанных в копиях ведомостей расходования кормов, представленных КФХ в ходе проведения проверки, выявлены расхождения, а именно: изменены нормы расходования кормов, объем и вид израсходованных кормов, документы подписаны разными лицами, что, по мнению Министерства, указывает на создание формального документооборота; обоснованные пояснения по поводу направления документов, содержащих сведения, отличные от представленных в ходе проверки и подписанные другим лицом в объяснениях от 30.11.2021, 13.04.2022 КФХ, не поступили.
В связи с не устранением выявленных по результатам проверки нарушений, Министерством в адрес ответчика направлено требование от 18.08.2022 N 05.1-16-4884 о возврате в течение 10 рабочих дней со дня получения требования в краевой бюджет полученных средств субсидии в размере 1 237 863 руб. 78 коп. (2 070 660 руб. 35 коп. - 832 796 руб. 57 коп.) средств субсидии, предоставленных КФХ в 2020 году.
Отказ ответчика в добровольном удовлетворении указанного требования и возврате средств субсидии послужил основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
При новом рассмотрении дела, суд исходя из оценки представленных в материалы дела доказательств (счетов на приобретение кормов на молодняк, затрат на списание кормов на молодняк за 2020 год, ведомости расхода кормов, актов на списание кормов N N 1-12 за 2020 г. и NN 1-3 за 2021 г. (на дойное стадо), актов переработки зерна за октябрь 2020 года и сведений раздельного учета расходования кормов по видам кормов и половозрастным группам животных, в том числе по группе "фуражные коровы" (дойные (молочные) коровы), пояснений в отношении плохо сохранившихся копий кассовых чеков, пришел к выводу о доказанности расходов связанных с производством и реализацией молока в 2020 году в размере, превышающем выше ставки субсидии на возмещение затрат. Отказывая в удовлетворении требований со ссылкой на положения статей 34, 162, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд исходил их недоказанности факта нецелевого использования субсидии.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в иске исходя из следующего.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (статья 1).
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая, в том числе, путем предоставления им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6, часть 2 статьи 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства").
Законом Хабаровского края от 26.07.2005 N 288 "О поддержке сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае" предусмотрено (пунктом 1 статьи 2, подпунктом 1 пункта 2 статьи 3 право сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих свою деятельность на территории края, получать краевую государственную поддержку, предусмотренную настоящим законом. Краевая государственная поддержка осуществляется, в том числе, в форме предоставления субсидий (грантов).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.08.2012 года N 277-пр утверждена государственная программа Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013 - 2020 годы", для реализации которой на региональном уровне осуществляется финансирование ее подпрограмм и основных мероприятий. Подпрограммой "Развитие подотрасли животноводства" предусматривается предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на реализуемую продукцию животноводства (на один килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока высшего и первого сорта).
В рамках реализации подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства" государственной программы Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением правительства Хабаровского края от 17.08.2012 N 277-пр, принято постановление Правительства Хабаровского края от 15.02. 2017 N34-пр, которым утверждены Порядок и условия предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.3. Порядка (в редакции действующей на дату заключения соглашения) субсидии предоставляются в целях возмещения части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) сельскохозяйственных товаропроизводителей края, связанных с производством, реализацией и (или) отгрузкой на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока собственного производства (в физическом весе) (далее - молоко).
В соответствии с пунктом 2.3. Порядка выплата субсидий производится ежемесячно за месяц, в котором сельскохозяйственный товаропроизводитель края реализовал и (или) отгрузил на собственную переработку молоко.
Согласно пункту 3.1. Порядка субсидии предоставляются по ставке на один килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в физическом весе.
Ставка субсидии на возмещение части затрат, понесенных сельскохозяйственными товаропроизводителями края с 01 декабря года, предшествующего текущему, по 30 ноября текущего финансового года (C) составляет 6,50 рубля.
Как следует из материалов дела ответчику, в целях возмещения части затрат за период с марта по декабрь 2020 года из бюджета Хабаровского края предоставлена субсидия в размере, определенном по правила пункта 3.2 Порядка.
В соответствии с указанной нормой размер субсидии, предоставляемой i-му заявителю, в отношении которого в текущем финансовом году принято решение о предоставлении субсидии на один килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока в физическом весе (Wi), определяется дифференцированно в зависимости от показателя молочной продуктивности коров за год, предшествующий году обращения за предоставлением субсидии, по отношению к уровню предшествующего ему года и рассчитывается по формуле:
Wi = C x M x d,
где:
M - объем реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока i-го заявителя за месяц, предшествующий месяцу, в котором заявитель обратился за предоставлением субсидии;
d - коэффициент, определенный в зависимости от показателя молочной продуктивности коров по итогам года, предшествующего году обращения за предоставлением субсидии, по отношению к уровню предшествующего ему года, устанавливается министерством.
Пунктом 3.3 Порядка установлено, что в случае если размер субсидии, определенный в соответствии с пунктом 3.2 настоящего раздела, превышает сумму фактически произведенных и документально подтвержденных получателем субсидии затрат на один килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, субсидия предоставляется в размере фактически произведенных и документально подтвержденных затрат по направлениям, предусмотренным в пункте 1.3 раздела 1 настоящих Порядка и условий.
Таким образом, из взаимосвязанных положений пунктов 1.1, 1.3, 3.1, 3.2, 3.3 Порядка следует, что затраты сельскохозяйственных товаропроизводителей края, связанных с производством, реализацией и (или) отгрузкой на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока собственного производства компенсируются за счёт средств бюджета Хабаровского края в целях повышения продуктивности в молочном скотоводстве частично.
Кроме того, согласно пункту 3.2 Порядка размер субсидии рассчитывается на килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока в физическом весе исходя из объема реализации, предшествующего месяцу, в котором заявитель обратился за предоставлением субсидии.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается то, что ответчик соответствует условиям предоставления субсидии, показатели результативности использования субсидии (производство молока 123,4 тонн в году предоставления субсидии) им достигнуты, соответственно, понесены и затраты. Понесенные сельхозпроизводителем затраты соответствуют направления затрат, связанных с производством, реализацией и (или) отгрузкой на собственную переработку коровьего молока собственного производства (в физическом весе), документально подтверждены.
Иного из материалов дела не следует.
Факт нарушения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии Министерством не доказан, выявленные проверкой отдельные нарушения оформления документов (расхождения сведений о расходовании кормов, подписание документов разными лицами) о завышении затрат не свидетельствуют и постановлением Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 N 34-пр в качестве основания для возврата субсидии, предоставленной в целях частичного возмещения затрат сельхозпроизводителем, не предусмотрены.
Таким образом, требования Министерства о возврате средств субсидии в размере 1 237 863 руб. 78 коп. со ссылкой на недоказанность затрат, в целях частичного возмещения которых предоставлена субсидия, являются необоснованными.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеуказанных выводов суда и не влияют на правильность принятого судом решения,которое подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.06.2024 по делу N А73-20047/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Г. Брагина |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-20047/2022
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
Ответчик: Глава крестьянско-фермерского хозяйства Лопатин Евгений Константинович, Глава КФХ Лопатин Е.К.
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2024 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5346/2024
29.08.2024 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3924/2024
04.06.2024 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-20047/2022
08.11.2023 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4631/2023
05.07.2023 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2728/2023
14.04.2023 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-20047/2022