г. Киров |
|
29 августа 2024 г. |
Дело N А82-16393/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кормщиковой Н.А.,
судей Дьяконовой Т.М., Шаклеиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русиновой А.И.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Поваренкова С.М. по доверенности от 18.07.2024
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ярославской области на определение Арбитражного суда Ярославской области от 01.07.2024 по делу N А82-16393/2023
по заявлению Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ярославской области (ИНН 7604380485, ОГРН 1217600018151)
о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Трэлл" (ИНН 7606100408, ОГРН 1157627016964), как отсутствующего должника, вопрос о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве),
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ярославской области (далее - заявитель, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "Трэлл" (далее - ООО "Трэлл", Общество, должник) несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре отсутствующего должника.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 01.07.2024 производство по делу N А82-16393/2023 о несостоятельности (банкротстве) ООО "Трэлл" прекращено.
Федеральная налоговая служба России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ярославской области (далее также заявитель жалобы) с принятым определением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Ярославской области о 01.07.2024 по делу N А82-16393/2024 и принять по делу новый судебный акт о признании ООО "Трэлл" несостоятельным (банкротом) по правилам банкротства отсутствующего должника.
Заявитель жалобы указывает, что отсутствует бухгалтерская отчетность должника, начиная с 2022 года (последняя бухгалтерская отчетность в налоговый орган представлена 31.03.2022 за 2021 год). Отсутствуют сведения о наличии дел по взысканию должником дебиторской задолженности с контрагентов (по сведениям сервиса https://kad.arbitr.ru "Картотека арбитражных дел"). Зарегистрированное за должником транспортное средство (ЛАДА KS015L LADA LARGUS, 2015 г.в., гос.рег. знак Х434К076; VIN: XTAKS0Y5LF0872145) не обладает признаками высокой степени ликвидности ввиду наличия сведений об его повреждении в результате ДТП от 12.07.2022 и от 29.11.2022. Имущество находится в залоге у уполномоченного органа. Проводятся мероприятия по обращению взыскания в судебном порядке. Иное имущество, зарегистрированное за должником или подлежащее государственной регистрации, не установлено. Согласно выписке о движении денежных средств, на протяжении 2023 года организацией не осуществлялись операции, свидетельствующие о ведении финансово хозяйственной деятельности. Последнее движение по расчетному счету осуществлено 02.09.2022 в размере 97 021,06 рубль "По решению о взыскании N 6407 от 01.09.2022 на основании ст.46 НК РФ от 31.07.1998 г. N 146-ФЗ". Налоговая отчетность за 2023 год содержит нулевые показатели. Судом не дана оценка поведению должника на предмет добросовестности. При рассмотрении заявления уполномоченного органа представитель должника возражал против удовлетворения заявления, указывал на то, что должник не является отсутствующим. Вместе с тем, доказательства возможности выхода из финансового кризиса он не представил, готовность к заключению мирового соглашения не подтвердил. Поведение должника требующего прекращения процедуры банкротства без намерения инициировать примирительные процедуры по погашению имеющейся задолженности, не отвечает признакам добросовестного поведения и не подлежит судебной защите. Неблагоприятные последствия непредставления должником бухгалтерской отчетности в налоговый орган по состоянию на дату возбуждения дела о банкротстве, выразившиеся в затруднительности установления фактического наличия иного имущества, не могут быть возложены на заявителя. Судом не установлены обстоятельства наличия у должника денежных средств или иного имущества, за счет которого могут быть полностью погашены расходы на проведение в отношении него процедур наблюдения и конкурсного производства в общем порядке. В ситуации неполного исследования обстоятельств дела, касающихся ведения/прекращения хозяйственной деятельности должника, а также касающихся достаточности его имущества постановка вопроса о возможности продолжения рассмотрения дела в общем порядке была преждевременной.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 20.08.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 21.08.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Иные участвующие по делу лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено при имеющейся явке
Законность определения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Трэлл" зарегистрировано в качестве юридического лица 18.08.2015 за основным государственным регистрационным номером 1157627016964 по юридическому адресу: 150044, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Выставочная, д. 5, офис 309, состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Ярославской области. Основной вид деятельности - Производство прочих машин и оборудования общего назначения, не включенного в другие группировки.
Из представленной в материалы дела расшифровки задолженности следует, что заявлена для включения в реестр требований кредиторов должника в состав второй очереди задолженность в сумме: 3 281 756,04 руб., в состав третьей очереди: 2 511 858,56 руб., в том числе: основной долг - 1 886 040,14 руб., пени - 607 792,17 руб., штрафы - 18 026,25 руб.
Ссылаясь на наличие у ООО "Трэлл" неоплаченной задолженности, уполномоченный орган обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании Общества несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника.
Отказывая в удовлетворении требований, Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу об отсутствии у должника признаков отсутствующего банкрота.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения определения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, в редакции на момент принятия судебного акты), части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 6 Закона о банкротстве требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.
На основании абзаца 2 пункта 2 статьи 7 Закона о банкротстве право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения, указанного в абзаце втором пункта 3 статьи 6 настоящего Закона.
При этом параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве установлены правила о банкротстве отсутствующего должника, которые являются специальными по отношению к общим правилам Закона о банкротстве, касающимся возбуждения производства по делу о несостоятельности, в частности, в отношении заявления уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 227 Закона о банкротстве в случаях, если гражданин - должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
В статьей 230 Закона о банкротстве определено, что положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются также в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность.
Таким образом, для применения упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника в соответствии с пунктом 1 статьи 227 Закона о банкротстве должны быть установлены либо факт прекращения должником своей деятельности и отсутствие руководителя должника (или невозможность установления места его нахождения), или факт отсутствия у должника имущества, достаточного для погашения судебных расходов в связи с делом о банкротстве, факт отсутствия в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом операций по банковским счетам должника.
Вышеназванная позиция также отражена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2021 N 303-ЭС21-5541.
Для применения статьи 230 Закона о банкротстве достаточно одного из приведенных в ней оснований:
- отсутствие имущества должника или денежных средств, необходимых для введения банкротства;
- отсутствие операций по банковским счетам должника в течение последних двенадцати месяцев;
- наличие иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Поскольку уполномоченный орган обратился с заявлением о признании должника банкротом по упрощенной процедуре отсутствующего должника, то именно на заявителя возложено бремя доказывания обстоятельств, являющихся в силу параграфа 2 главы XI Закона о банкротстве основаниями для квалификации лица в качестве отсутствующего.
В подтверждение доводов о наличии у должника признаков отсутствующего уполномоченный орган сослался на отсутствие у Общества имущества, позволяющего покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве.
Вместе с тем, за должником зарегистрировано 1 транспортное средство: ЛАДА КS015L LАDА LАRGUS, гос.рег. знак Х434КО76; VIN: XTAKS0Y5LF0872145, средняя рыночная стоимость которого составляет 700 тыс. руб.
Руководитель должника в процессе рассмотрения заявления уполномоченного органа занимал активную процессуальную позицию, участвовал в судебных заседания, представлял возражения по заявлению, в которых указал на осуществление Обществом деятельности, наличие имущества и основных средств на сумму более 30 млн. руб., дебиторской задолженности, наличие действующего государственного контракта на выполнение работ. Данные обстоятельства заявителем не оспорены.
Общество имеет открытый счет в банке, по которому в течение последних двенадцати месяцев осуществлялись как приходные, так и расходные операции, в том числе погашение задолженности по обязательным платежам
Поскольку наличие у должника активов, неликвидность которых не подтверждена, исключает применение упрощенной процедуры, Арбитражный суд Ярославской области правомерно пришел к выводу о том, что указанные выше обстоятельства являются в соответствии со статьей 53 Закона о банкротстве основанием для отказа в принятии решения о признании должника банкротом по упрощенной процедуре отсутствующего должника.
В соответствии с пунктом 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.11.2021 если при рассмотрении вопроса о признании должника банкротом по упрощенной процедуре суд приходит к выводу об отсутствии признаков отсутствующего должника, то следует поставить перед заявителем вопрос о возможности продолжения рассмотрения дела в общем порядке (введении процедуры наблюдения, возможности возложения расходов на заявителя по делу и т.д.).
Однако в суде первой инстанции уполномоченный орган отказался от финансирования общей процедуры банкротства Общества, в апелляционной жалобе заявитель также настаивает на признании банкротом именно по признакам отсутствующего должника (статья 230 Закона о банкротстве).
В то же время отказ в принятии решения о признании должника банкротом в порядке упрощенной процедуры банкротства не влечет освобождения Общества от дальнейшего исполнения обязательств и не препятствует исполнению законно установленной обязанности по уплате налогов ни добровольно, ни в порядке совершения исполнительных действий службой приставов, а также не создает уполномоченному органу препятствий к инициированию, при наличии к тому достаточных оснований, банкротства должника по общим правилам Закона о банкротстве без учета особенностей, установленных параграфом 2 главы XI этого Закона.
При данных обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы уполномоченного органа и отмены оспариваемого определения суда первой инстанции отсутствуют. Доводы жалобы сводятся к несогласию заявителя с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены.
Апелляционная жалоба уполномоченного органа удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган освобожден об уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ярославской области от 01.07.2024 по делу N А82-16393/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.А. Кормщикова |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-16393/2023
Должник: ООО "ТРЭЛЛ"
Кредитор: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 10 ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Ассоциация Ведущих Арбитражных Управляющих "Достояние", Горбунов Алексей Витальевич, Дзержинский районный суд г. Ярославля, Дзержинское районное отделение судебных приставов г. Ярославля УФССП России по Ярославской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Ярославской области, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области, Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, Филиал ППК "Роскадастр" по Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2024 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5890/2024