г. Пермь |
|
29 августа 2024 г. |
Дело N А50-29102/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой О.Г.,
судей Коньшиной С.В., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харисовой А.И.,
при участии:
от истца: Стеблова Е.А., паспорт, доверенность от 26.10.2023, диплом;
от ответчика, третьих лиц: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью "Вэрт",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 31 мая 2024 года
по делу N А50-29102/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Вэрт" (ОГРН 1035900509875, ИНН 5904085744)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ОГРН 1045900116162, ИНН 5902293114)
третье лицо: государственное бюджетное учреждение Пермского края "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" (ОГРН 1175958027410, ИНН 5902044157)
об исправлении реестровой ошибки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вэрт" (далее - истец, ООО "Вэрт") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление) о признании реестровой ошибкой внесение в данные Росреестра сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости (склад) с кадастровым номером 59:01:4411477:374; об исключении указанных данных из сведений Росреестра с момента их внесения; о восстановлении кадастровой стоимости объекта в размере 3 760 332 руб. 83 коп.
На основании статьи 51 АПК РФ в качестве третьего лица привлечено государственное бюджетное учреждение Пермского края "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" (далее - ГБУ "ЦТИ ПК").
Решением арбитражного суда от 31.05.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Вэрт" обратилось в апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель приводит доводы о том, что внесение изменений в данные Росреестра относительно года постройки и материала стен не является технической ошибкой, поскольку влечет за собой изменение его кадастровой стоимости. Указывает, что материал стен и год постройки были известны Управлению как минимум с 2002 года, а проведенная работа направлена исключительно на то, чтобы изменить кадастровую стоимость объекта в сторону увеличения. Внесенные изменения, по мнению истца, являются реестровой ошибкой. Также истец указывает на то, что сведения о привязке объекта недвижимости к земельному участку с кадастровым номером 59:01:0000000:86 внесены в данные Росреестра в 2010 году, не изменялись. Указание на это обстоятельство как на основания для изменения кадастровой стоимости неправомерно и составляет недостовреность, а именно реестровую ошибку. Кроме того, заявитель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда о том, что истец должен был избрать иной способ защиты, а именно оспаривать кадастровую стоимость. Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не предоставлено право принимать решение о наличии или отсутствии реестровой ошибки.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, обществу "Вэрт" на праве собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером 59:01:4411477:374 площадью 1025 кв.м. по адресу ул. Маршрутная, 10 г. Перми, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 04.06.2003.
Согласно выкопировки из приложения N 1 к отчету N01/КС ОН/2018 об итогах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края от 21.09.2018 следует, что объект недвижимости с кадастровым номером 59:01:4411477:374 не имеет указаний на такие характеристики как материал стен, год постройки, год ввода в эксплуатацию.
Управлением 09.11.2019 исправлена техническая ошибка в части внесения в характеристики объекта недвижимости сведений о материале стен - кирпичные, годе завершения строительства - 1962. Данная информация Управлением в ГБУ "ЦТИ ПК" в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) не была направлена по техническим причинам.
Публично-правовая компания "Роскадастр" по Пермскому краю письмом от 16.05.2023 N 01-15/1859/23 направила в ГБУ "ЦТИ ПК" перечень вновь уточненных объектов недвижимости, ранее учтенных в ЕГРН для определения кадастровой стоимости среди которых объект истца (л.д.45), на основании которого ГБУ "ЦТИ ПК" составлен акт об определении кадастровой стоимости АОКС-59/2023/002974 от 25.05.2023 (п. 51 объект истца).
Согласно выкопировки из приложения N 1 к отчету N01/ОН ПК/2023 об итогах государственной кадастровой оценки зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Пермского края от 03.10.2023 в отношении объект недвижимости истца указано на год постройки 1962 и материал стен - кирпичные. В результате чего кадастровая стоимость определена в размере 6 458 798 руб. 49 коп.
По мнению истца, при исправлении реестровой ошибки относительно года постройки и материала стен объекта была допущена ошибка органа регистрации прав, который не внес полную информацию о регистрируемом объекте недвижимости, несмотря на то, что она была предоставлена в полном объеме. Информация о привязке объекта к земельному участку является реестровой ошибкой, поскольку она дублирует уже ранее внесенную информацию в данные Росреестра. Данная информация не влечет изменений характеристик объекта недвижимости.
Полагая, что в действиях Управления по изменению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 59:01:4411477:374 до 6 458 798 руб. 49 коп. содержится реестровая ошибка, подлежащая исправлению, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных исковых требований отказал, установив, что действия Управления по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости соответствуют требованиям закона.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) представляет собой свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Законом сведений (часть 2).
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (часть 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец указывает на наличие реестровой ошибки в части установления кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 59:01:4411477:374 в размере 6 458 798 руб. 49 коп. с момента их внесения по настоящее время.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона N 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение) (ч. 2 ст. 6 Закона N 237-ФЗ).
Полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки являются в том числе: определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик (пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 7 Закона N 237-ФЗ).
Результаты определения кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки утверждаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (ч. 1 ст. 15 Закона N 237-ФЗ).
Частью 6 ст. 16 Закона N 237-ФЗ установлено, что по результатам определения кадастровой стоимости в отношении объектов, кадастровая стоимость которых установлена не в порядке государственной кадастровой оценки, а в связи с образованием объектов либо изменением их характеристик, бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона N 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению юридических и физических лиц, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 22.03.2017 N 121-п "О реализации положений Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости с 01.07.2017 наделено государственное бюджетное учреждение Пермского края "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края".
Судом установлено, что в отношении объекта недвижимости истца осуществлен учет изменений его характеристик, исправлена допущенная техническая ошибка (год, материал стен).
Согласно п. 11 Приказа Росреестра от 06.08.2020 N П/0283 "Об утверждении Порядка формирования и предоставления перечней объектов недвижимости" (далее - Приказ П/0283), в перечень объектов недвижимости, формируемый в соответствии со ст. 16 Закона N 237-ФЗ, включаются актуальные по состоянию на день формирования такого перечня сведения ЕГРН о вновь учтенных объектах недвижимости, ранее учтенных объектах недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектах недвижимости, в сведения ЕГРН о которых, предусмотренные пунктами 1, 3, 8 - 19, 23, 24, 27 части 4 и пунктами 2 - 12. 17, 18, 21, 24 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ, внесены изменения (за исключением сведений об объектах недвижимости, в отношении которых в ЕГРН отсутствуют сведения хотя бы об одной из характеристик, указанных в пункте 13 Приказа П/0283).
В соответствии с данным приказом Публично-правовая компания "Роскадастр", в соответствии со ст. 16 Закона N 237-ФЗ такой перечень направила в ГБУ "ЦТИ ПК", который составил акт об определении кадастровой стоимости в размере 6 458 798 руб. 49 коп.
Согласно части 8 статьи 38 Закона N 218-ФЗ при поступлении от бюджетного учреждения по определению кадастровой стоимости акта об определении кадастровой стоимости, рассчитанной в порядке, установленном статьей 16 Закона о кадастровой оценке, сведения о такой кадастровой стоимости вносятся в ЕГРН в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления такого акта в орган регистрации прав.
Данный закон не предусматривает оснований, по которым сведения о кадастровой стоимости, поступившие от органа, специально созданного для проведения государственной кадастровой оценки, в компетенцию которого входит проверка всех имеющихся у него документов относительно оцениваемых объектов, не могут быть не внесены в ЕГРН Управлением.
Доводы истца о том, что внесенные изменения являются реестровой ошибкой, отклоняются, поскольку, как верно установил суд первой инстанции, действия Управления по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости соответствуют требованиям закона.
Результаты определения кадастровой стоимости истцом могут быть оспорены в комиссии или в суде в рамках самостоятельного дела (ч. 1 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).
Ссылка истца на то, что судом не исследован факт того, что 12.05.2023 в отношении объекта недвижимости (склад) осуществлен учет изменений в части привязки данного объекта к земельному участку с кадастровым номером 59:01:0000000:86, является несостоятельной. В рассматриваемом случае кадастровая стоимость объекта недвижимости изменена в связи с изменением характеристик объекта.
При изложенных обстоятельствах, перечисленные в статье 61 Закона N 218-ФЗ случаи устранения реестровых ошибок в данном случае не применимы, следовательно, реестровая ошибка по смыслу, предусмотренному положениями указанной правовой нормы, в рассматриваемой ситуации отсутствует, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в удовлетворении иска отказал.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, по существу сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств дела, не свидетельствуют о нарушении судом норм права и подлежат отклонению.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено. Решение суда отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 31 мая 2024 года по делу N А50-29102/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
О.Г. Дружинина |
Судьи |
С.В. Коньшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-29102/2023
Истец: ООО "Вэрт"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ГБУ Пермского края "ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ"