г. Киров |
|
29 августа 2024 г. |
Дело N А29-9447/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Чернигиной Т.В., Малых Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
при участии в судебном заседании представителя ответчика - Копыловой Е.В. по доверенности от 01.02.2024,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.04.2024 по делу N А29-9447/2023
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
к акционерному обществу "Монди Сыктывкарский ЛПК" (ИНН: 1121003135, ОГРН: 1021101121194),
третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства (ИНН: 7705598840, ОГРН: 1047796366298),
о взыскании задолженности и пени,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК" (далее - ответчик, Общество) 1 522 212 76 копеек задолженности по арендным платежам по срокам оплаты 15.02.2023, 15.03.2023, 15.04.2023, 15.05.2023, неустойки за несвоевременное внесение арендной платы по договору аренды N 15 по сроку оплаты 15.02.2023 в размере 0,1% от суммы 380 553 рубля 19 копеек за каждый день просрочки, начиная с 16.02.2023 по день фактической уплаты основного долга, неустойки за несвоевременное внесение арендной платы по договору аренды N 15 по сроку оплаты 15.03.2023 в размере 0,1% от суммы 380 553 рубля 19 копеек за каждый день просрочки, начиная с 16.03.2023 по день фактической уплаты основного долга, неустойки за несвоевременное внесение арендной платы по договору аренды N 15 по сроку оплаты 15.04.2023 в размере 0,1% от суммы 380 553 рубля 19 копеек за каждый день просрочки, начиная с 18.04.2023 по день фактической уплаты основного долга, неустойки за несвоевременное внесение арендной платы по договору аренды N 15 по сроку оплаты 15.05.2023 в размере 0,1% от суммы 380 553 рубля 19 копеек за каждый день просрочки, начиная с 16.05.2023 по день фактической уплаты основного долга.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.04.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Рослесхоз с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить требования Министерства в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, не соответствуют обстоятельствам дела выводы суда об отсутствии доказательств, подтверждающих правомерность доначисления арендной платы по новым объемам расчетной лесосеки. Действующим нормативным регулированием не предусмотрен расчет с применением средневзвешенного лесотаксового разряда при исчислении арендной платы. Заявитель указывает, что в расчеты Министерства не включены новые (ранее несогласованные) объемы лесопользования, расчетами не меняется площадь предоставленного в аренду участка. Товарное распределение лесных ресурсов на арендованном участке приведено Министерством отдельно по каждому лесотаксовому разряду в целях применения к ним той ставки, которая прямо следует из постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310). При этом само товарное распределение лесных ресурсов не зависит от воли сторон, а обусловлено произрастающей на лесном участке растительностью, может изменяться в силу естественных процессов и лесопользования. Спорный договор заключен не по результатам торгов, а значит применение новых расчетов не может затрагивать права и законные интересы иных лиц.
Министерство в отзыве апелляционную жалобу Рослесхоза просит удовлетворить, отменив решение и приняв по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу доводы жалобы мотивированно отклоняет, просит оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 19.06.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 20.06.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания.
В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство откладывалось.
В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда производились замены, в связи с чем судебное разбирательство в процессе рассмотрения дела осуществлялось с самого начала.
В судебном заседании представитель ответчика поддержала возражения против доводов жалобы, дала дополнительные пояснения по своей позиции.
Министерство и Рослесхоз явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 25.03.2020 N 15 (далее - договор), по условиям Обществу во временной пользование передан лесной участок площадью 98459 га с видом разрешенного использования: заготовка древесины.
Местонахождение лесного участка: Республика Коми, Прилузский район, Прилузское лесничество: Ношульское участковое лесничество, кварталы N N 8, 22-24, 28-35, 51-56, 63, 64, 73-99, 101-107, 109-113, Объячевское участковое лесничество, кварталы NN 429-433, 440,441, Матяшское участковое лесничество кварталы NN 3, 4, 7-15, 19, 27-32, 38-43, 51-54, 62, 63, 65-68, 74 (пункты 1.1, 1.2 договора).
Разделом II договора предусмотрен порядок начисления и внесения арендной платы.
Размер арендной платы подлежит изменению в соответствии с коэффициентами к ставам платы, установленными Постановлением N 310 для соответствующего года (пункт 2.2 договора).
В приложении N 2 к договору указаны характеристики лесного участка.
В приложении N 3 к договору (в редакции дополнительного соглашения от 21.11.2022) указан ежегодный объем заготовки древесины.
Сроки внесения арендной платы предусмотрены приложением N 5 к договору (пункт 2.4 договора).
В приложении N 4 к договору приведен расчет арендной платы на 2020 год. Согласно расчету, размер арендной платы определен с использованием средневзвешенного лесотаксового разряда (4,83).
В ноябре 2021 года рослесхозом проведена плановая документарная и выездная проверка исполнения Министерством переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий за 2019-2020 годы, истекший период 2021 года, по итогам которой установлены нарушения требований законодательства в деятельности Министерства и подведомственных ему учреждений.
По результатам проверки Рослесхозом в адрес Министерства направлено предписание от 03.02.2022 N 41/2021 "Об устранении выявленных нарушений при исполнении Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" (далее - Предписание).
В соответствии с пунктом 9 Предписания, Министерству предписано принять меры по недопущению применения средневзвешенного разряда такс при расчете арендной платы по договорам аренды лесных участков, заключенным для заготовки древесины со ссылкой на статьи 73, 94 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 3 и 4 примечания к таблице 1 Постановления N 310.
Во исполнение данного предписания Министерством утверждена методика определения ежегодной арендной платы по договорам аренды лесных участков, заключенных с целью заготовки древесины (приказ от 10.06.2022 N 853).
В соответствии с указанной методикой Министерством рассчитана арендная плата для Общества на 2023 года без использования средневзвешенного лесотаксового разряда.
По расчету Министерства, арендная плата составила 28 269 543 рубля 81 копейку (19 537 094 рубля 36 копеек в федеральный бюджет, 8 732 449 рублей 45 копеек в бюджет Республики Коми). Указанный расчет направлен Министерством в адрес Общества.
Письмом от 14.03.2023 Общество вернуло расчет без подписания, указав, что в расчеты Министерства включены новые (ранее несогласованные) объемы лесопользования отдельно по каждому разряду такс, в то время как договорами аренды установлены объемы лесопользования по средневзвешенному разряду такс, а также представило собственные расчеты (с использованием средневзвешенного лесотаксового разряда 4,83).
Претензиями от 22.03.2023, 24.04.2023, 17.05.2023 Министерство, указав на наличие задолженности по арендным платежам со сроками внесения 15.02.2023, 15.03.2023, 15.04.2023, 15.05.2023, предложил добровольно погасить имеющуюся задолженности и уплатить неустойку за нарушение сроков оплаты.
Общество в возражениях на претензию в удовлетворении требований Министерства отказал, указав, что арендная плата, определенная договором, оплачена Обществом в полном объеме в установленные сроки.
Указанное послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
В статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что все изменения к договору оформляются в письменной форме и подписываются сторонами.
Таким образом, в данном случае изменение договора возможно только по соглашению сторон. Поскольку в установленном порядке условия договора аренды не изменялись, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии возможности исчисления арендной платы в ином порядке, отличном от условий договора.
В приложении N 3 к договору указан ежегодный объем заготовки древесины; в приложении N 4 к договору - объем заготовки древесины по породам, крупности и лесничеству.
С даты заключения договора при расчете арендной платы применялся средневзвешенный разряд такс, основанный на общих объемах лесных насаждений на всем участке. Определение арендной паты по средневзвешенному разряду такс учитывает все имеющиеся на лесном участке лесотаксовые разряды, количество лесных кварталов по каждому разряду, объемы древесины по породам и категориям крупности, а также установленные ставки платы.
Произведенный Министерством расчет основан на изменении средневзвешенного разряда такс на разряд такс отдельно для каждого лесного квартала.
В то же время, договором согласован только общий объем расчетной лесосеки по лесному участку, объемы заготовки древесины по разрядам такс отдельно для каждого лесного квартала не установлены ни договором, ни проектом освоения лесов.
В силу части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Расчетной лесосекой является допустимый объем изъятия древесины.
Ставки платы установлены Постановлением N 310 и дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине, категориям крупности, расстоянию вывозки и разрядам такс. Таким образом, разряд такс представляет собой один из элементов цены, а перераспределение лесных ресурсов по разрядам такс влечет изменение арендной платы - чем выше разряд такс, тем больше ставка платы.
В то же время Министерством не исполнены разъяснения, содержащиеся в письме Рослесхоза от 25.03.2022, согласно которым в целях исполнения пункта 9 Предписания для установления количественных и качественных характеристик лесного участка и новых объемов расчетной лесосеки Министерству необходимо обратиться в судебные органы целью приведения договоров аренды лесных участок в соответствие с требованиями действующего законодательства.
При этом, используемый Министерством метод процентного соотношения по общему запасу лесных насаждений не может быть применен, поскольку не предусмотрен действующим законодательством.
Министерством не представлено доказательств, устанавливающих объем расчетной лесосеки по разрядам такс, не представлено сведений об установлении объема изъятия лесных ресурсов отдельно по породам древесины и категории крупности. Сведения из системы Topol.L не содержат сведений о значениях расчетной лесосеки ни по общему объему, ни по разрядам такс; информация о товарной структуре лесных насаждений не отражает непосредственно объемы, предоставленные Обществу к заготовке в текущем и (или) последующих годах. Сведения из Государственного лесного реестра доводы Министерства не подтверждают, поскольку при расчете доначисления арендной платы применены сведения, противоречащие сведениям, содержащимся в ГЛР.
Предписание Рослесхоза не содержит конкретных расчетов арендной платы по договору аренды, также в нем не указаны объемы изъятия лесных ресурсов по разрядам такс.
Поскольку договор заключен не на торгах, изменение договора в силу статей 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно только по соглашению сторон, а при не достижении такого соглашения - по решению суда.
В данном случае Министерство произвело перерасчет арендной платы по ранее не установленным объемам лесопользования, что не допускается без внесения соответствующих изменений в договор аренды. Дополнительного соглашения к договору аренды об изменении размера арендной платы ввиду перераспределения лесного участка по разрядам такс сторонами не заключено.
Министерство не подтвердило документально объем расчетной лесосеки по разрядам такс, в связи с чем стороны до проведения мероприятий по лесоустройству или до проведения таксации стороны должны руководствоваться методикой, которая установлена при заключении договора аренды.
Повторно исследовав и оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы сторон, апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, которое не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.04.2024 по делу N А29-9447/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
Т.В. Чернигина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-9447/2023
Истец: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
Ответчик: АО "Монди Сыктывкарский Лпк"
Третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства