г. Ессентуки |
|
29 августа 2024 г. |
Дело N А15-10960/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.08.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.08.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Цигельникова И.А., судей: Луговой Ю.Б., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., в отсутствие представителей Управления Роскомнадзора по Республике Дагестан (ОГРН 1040502627120, ИНН 0562058182), индивидуального предпринимателя Чурилова Сергея Егоровича (г. Москва), третьего лица - АО "Почта России" (ОГРН 1197746000000, ИНН 7724490000), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Управления Роскомнадзора по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.04.2024 по делу N А15-10960/2023,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Чурилов Сергей Егорович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Управлению Роскомнадзора по Республике Дагестан (далее - Управление) о признании незаконным и отмене определения от 15.12.2023 N ОО-05/4/196 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "Почта России".
Решением суда от 16.04.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован истечением на момент рассмотрения дела в суде, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) срока давности привлечения АО "Почта России" к административной ответственности.
Не согласившись с принятым решением, Управление обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда в части определения даты истечения срока давности привлечения к административной ответственности АО "Почта России" и признать определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 15.12.2023 N ОО-05/4/196 законным, обоснованным. Считает, что судом первой инстанции не установлены все фактические обстоятельства.
Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Управления, считает решение суда законным и обоснованным. Просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие Предпринимателя (его представителя), представителей Управления и АО "Почта России".
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
21.11.2023 в адрес Управления поступило обращение (заявление) Предпринимателя (вх. N 02-66-393/05) о возбуждении в отношении АО "Почта России" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. В данном обращении (заявлении) Предприниматель указал, что почтовое отправление N 36793187805777 было принято 19.09.2023 в ОПС г. Махачкала 367000, прибыло в место вручения 04.10.2023 ОПС г. Москва 127572. АО "Почта России" пропустило срок пересылки почтового отправления N 36793187805777, не обеспечило оказание услуги почтовой связи надлежащего качества, поэтому должно быть привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)
На основании изложенного, 15.12.2023 должностным лицом Управления вынесено определение N ОО-05/4/196 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АО "Почта России" по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Полагая, что указанное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении нарушает его права и законные интересы, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 названной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 данной статьи (часть 3 статьи 28.1 КоАП РФ).
Согласно части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 данной статьи поводов, может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.5 данной статьи и статьей 28.6 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ.
Порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности урегулирован параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Частью 2 статьи 207 данного Кодекса установлено, что производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Управление, отказав в возбуждении дела об административном правонарушении, указало на возможность возбуждения дела об административном правонарушении в отношении АО "Почта России" (оператора почтовой связи) только по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного в рамках Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), с учетом ограничений, установленных Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336). Обращение Предпринимателя не является основанием для проведения Управлением внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
Однако Управлением не учтено, что установление Постановлением N 336 исключительных оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий не препятствует возбуждению дела об административном правонарушении, в том числе по жалобам граждан, в соответствии с правилами, предусмотренными КоАП РФ.
Постановлением N 336 введены ограничения на проведение в 2022 - 2023 годах плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, осуществляемых в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации которых регулируется Законом N 248-ФЗ и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В пункте 9 Постановления N 336 указано, что должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.03.2021 N 9-П, проверка содержащихся в обращении физического или юридического лица данных, указывающих на событие административного правонарушения, в целях установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения дела об административном правонарушении может осуществляться путем проведения мероприятий по контролю. Вместе с тем проведение контрольных мероприятий не меняет порядка рассмотрения обращений, предусмотренного КоАП РФ, предполагая в итоге принятие должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении.
Введение Правительством Российской Федерации ограничений для возбуждения дел об административных правонарушениях по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля не отменяет предусмотренные КоАП РФ процессуальные механизмы получения доказательств по делу и производства по нему, включая возможность проведения административного расследования. Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Комплекс контрольных (надзорных) мероприятий и действий, осуществляемых в соответствии с главами 13, 14 Закона N 248-ФЗ при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не подменяет собой порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренный КоАП РФ (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2022 N АКПИ22-494).
В данном случае, вопреки выводу Управления, Закон N 248-ФЗ и Постановление N 336 не относятся к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении в силу статьи 24.5 КоАП РФ.
Управление в оспариваемом определении указало, что обращение Предпринимателя не является основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении АО "Почта России". Иных оснований для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении Управление не привело.
При таких обстоятельствах Управление фактически уклонилось от рассмотрения обращения Предпринимателя по существу.
В статьях 16, 20 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" установлено, что услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату.
Правила регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности операторов и пользователей.
Нормативами частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденными приказом Министерства цифрового развития Российской Федерации от 29.04.2022 N 400, установлено, что срок пересылки письменной корреспонденции составляет 5 дней (не включая день приема).
Согласно информации официального сайта АО "Почта России" об отслеживании почтовых отправлений, а также из представленных в материалы дела доказательств, следует, что почтовой организацией было допущено нарушение контрольных сроков пересылки почтового отправления N 36793187805777, которое прибыло место вручения только 04.10.2023, что свидетельствует о несоблюдении подпунктов "а", "в" пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. В этой связи АО "Почта России" могло быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в течение трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.1 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.05.2022 N 19-П, исчисление срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ должно осуществляться начиная со дня совершения административного правонарушения.
При этом на основании пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Принимая во внимание, что срок привлечения к административной ответственности на момент вынесения судебного акта истек, а истечение срока давности является обстоятельством, препятствующим возбуждению производства по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ), суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования Предпринимателя. Данный вывод суда согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда северо-Кавказского округа от 26.12.2023 по делу N А25-2256/2023.
Выводы Управления о наличии оснований для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении являются неправомерными, поскольку при наличии обращения заявителя (Предпринимателя), содержащего достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, имелись основания для возбуждения дела и проверки фактов, указанных в обращении, а не для отказа в возбуждении дела по мотиву невозможности проведения проверки.
Фактические обстоятельства по делу установлены судом первой инстанции, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения. Решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.04.2024 по делу N А15-10960/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Луговая Ю.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-10960/2023
Истец: Чурилов Сергей Егорович
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Третье лицо: АО "ПОЧТА РОССИИ", Горовенко Анатолий Витальевич, Дядюра Максим Иванович