город Ростов-на-Дону |
|
29 августа 2024 г. |
дело N А53-8955/2024 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Пименов С.В.,
рассмотрев в порядке упрощённого производства без вызова сторон апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.05.2024 по делу N А53-8955/2024
по исковому заявлению отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494, ОГРН 1026103162579)
к отделу имущественных и земельных отношений администрации города Зверево (ИНН 6146004980, ОГРН 1066146000392)
о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее - Отделение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области исковым заявлением к Отделу имущественных и земельных отношений администрации города Зверево (далее - Отдел администрации) о взыскании 5000 руб. штрафа в связи с привлечением к ответственности по части 3 статьи 15.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 225-ФЗ "Об обязательном социальном страховании, на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 225-ФЗ).
В соответствии со статьями 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьёй первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.05.2024 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Отделение обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что страхователем не представлено документального подтверждения о фактическом получении запроса территориального органа.
Страхователь не представил доказательства отсутствия вины в неисполнении обязанности, не указал других причин, не позволивших ему выполнить требования законодательства, соответственно судом не исследована добросовестность Отдел администрации.
Факт своевременного получения информации страхователем о закрытии листка нетрудоспособности N 910172557982 в отношении застрахованного лица Алентьева М.И. подтверждён формированием проактивного процесса 07.04.2023 и направлением Отделом запроса страхователю 07.04.2023.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В установленный апелляционным судом срок, Отдел представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьёй единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощённом производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощённом производстве с особенностями, предусмотренными статьёй 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьёй единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
С целью проверки соблюдения страхователем соблюдения срока предоставления сведений по застрахованному лицу Алентьеву М.И. для выплаты пособия по временной нетрудоспособности по электронному листку нетрудоспособности N 910172557982 за период с 03.04.2023 по 07.04.2023 Отделением была проведена камеральная проверка.
В связи с наступлением страхового случая застрахованное лицо Алентьев М.И. (в ФГИС ЕИИС "Соцстрах" 07.04.2023 сформирован проактивный процесс N 173421411 на основании закрытого электронного листка нетрудоспособности N 910172557982.
07.04.2023 для подтверждения выплаты по проактивному процессу N 173421411 Отделением страхователю направлен запрос на проверку, подтверждение, корректировку сведений в отношении застрахованного лица Алентьева М.И. по электронного листка нетрудоспособности N 910172557982 за период с 03.04.2023 по 07.04.2023.
Ответ на запрос на проверку, подтверждение, корректировку сведений по проактивному процессу N 173421411 по электронного листка нетрудоспособности N 910172557982 в течение трёх рабочих дней от страхователя получен не был.
Отделение пришло к выводу о том, что в нарушение части 8 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ, пункта 22 Правил получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 N 2010, сведения по застрахованному лицу Алентьеву М.И. подтверждены и представлены страхователем 14.04.2023 со сроком нарушения 2 рабочих дня, в связи с чем, реестр на выплату пособия по временной нетрудоспособности был сформирован 14.04.2023.
Результаты проверки были зафиксированы в акте камеральной проверки от 16.08.2023 N 612623400003401. Результаты рассмотрения материалов камеральной проверки отражены в протоколе от 26.09.2023.
Рассмотрев акт камеральной проверки от16.08.2023 N 612623400003401, Отделением принято решение от 27.09.2023 N 612623400003403 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения по части 3 статьи 15.2 Федерального закона N 255-ФЗ с наложением штрафа в размере 5000 рублей.
Отделение направило страхователю требование от 19.10.2023 N 6126231000001701 об уплате штрафа в размере 5000 рублей. Требование оставлено Отделом администрации без исполнения.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счёт средств страхователя), по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком осуществляются страховщиком.
Согласно пункта 6 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ страхователи не позднее трёх рабочих дней со дня получения данных о закрытом листке нетрудоспособности, сформированном в форме электронного документа, передают в информационную систему страховщика в составе сведений для формирования электронного листка нетрудоспособности сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, подписанные с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 N 2010 утверждены "Правила получения Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком" (далее - Правила), пунктом 3 который установлено, что назначение и выплата пособий осуществляются страховщиком на основании сведений и документов, представляемых страхователем, сведений, имеющихся в распоряжении страховщика, а также сведений и документов, запрашиваемых страховщиком у государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией (пункт 16 Правил).
В соответствии с пунктом 22 Правил страхователи не позднее 3 рабочих дней со дня получения данных о закрытии электронного листка нетрудоспособности по запросу страховщика размещают в информационной системе страховщика подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью документы и сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности.
Материалами дела установлено, что в нарушение части 3 статьи 15.2 Федерального закона N 255-ФЗ страхователем сведения по проактивному процессу по электронному листку нетрудоспособности Алентьева М.И., в установленный законом срок, в Отделение не представлены.
Отдел администрации, с учётом акта камеральной проверки, направил в адрес начальника отдела проверок N 3 Отделения ответ от 22.09.2023 N 55.10/2223, в котором сообщил, что за период временной нетрудоспособности Алентьева М.И. с 03.04.2023 по 07.04.2023 Отделом администрации был получен запрос недостающих сведений о закрытии электронного листка нетрудоспособности, который поступил 14.04.2023 в 10:36.
На данный запрос Отдел администрации направил ответ 14.04.2023 в 10:51, а в 11:01 того же дня были получены квитанции о доставке и о приеме ответа.
Данная информация подтверждается снимком с экрана с электронной системы отчетности Контур. Экстерн. (приложение к возражениям на исковое заявление в электронном виде л.д. 8-10).
В рассматриваемом случае ответ на запрос направлен страхователем в день получения запроса территориального органа - 14.04.2023, доказательства получения страхователем запроса территориального органа ранее указанной даты в материалы дела не представлены.
Таким образом, Отделом администрации не был нарушен предусмотренный пунктом 22 Постановления N 2010, срок подачи сведений по застрахованному Алентьеву М.И..
На основании изложенного, в действиях Отдела администрации отсутствует состав правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 15.2 Федерального закона N 255-ФЗ.
С учётом изложенного, требования Отделения о взыскании штрафа в размере 5000 рублей удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на несогласие и переоценку сделанных судом выводов и не содержат фактов, которые опровергали бы их, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощённого производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрению в порядке упрощённого производства.
Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании части 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Отделение освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.05.2024 по делу N А53-8955/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Кодекса.
Судья |
С.В.Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-8955/2024
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ОТДЕЛ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЗВЕРЕВО