город Воронеж |
|
29 августа 2024 г. |
Дело N А64- 1378/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Капишниковой Т.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
В судебное заседание представители от ПАО "Россети Центр", УФАС по Тамбовской области, МУП ТС г. Моршанска, конкурсный управляющий МУП ТС г.Моршанска Агапов Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.04.2024 по делу N А64- 1378/2024, рассмотренному по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) о признании незаконными и отмене постановления Управления федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 05.02.2024 по делу N068/04/9.21-749/2023 о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.9.21 КоАП РФ,
третьи лица: МУП ТС г.Моршанска, конкурсный управляющий МУП ТС г.Моршанска Агапов Д.С.,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россетти Центр" (далее - ПАО "Россетти Центр", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) от 05.02.2024 по делу N 068/04/9.21- 749/2023 о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде 600 000 руб. штрафа.
Дело рассматривалось при участии третьих лиц МУП ТС г.Моршанска, конкурсный управляющий МУП ТС г.Моршанска Агапова Д.С.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25.04.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "Россетти Центр" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
В апелляционной жалобе указывает на отсутствие событий административного правонарушения.
Считает назначенный штраф несоразмерным и подлежащим снижению на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, а правонарушение -малозначительным.
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от УФАС по Тамбовской области.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени судебного заседания, извещены надлежащим образом.
В материалах дела имеется ходатайство от ПАО "Россетти Центр" о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителя.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
На территории Тамбовской области деятельность по технологическому присоединению к электрическим сетям осуществляет филиал ПАО "Россети Центр" - "Тамбовэнерго".
30.06.2023 МУП ТС г.Моршанска обратилось в адрес ПАО "Россети Центр" с заявлением о заключении договора об оказании услуг по передаче электрической энергии в отношении объектов теплоснабжения, переданных заявителю на основании договора о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения.
ПАО "Россети Центр" проект договора в адрес МУП ТС г.Моршанска направлен не был.
08.09.2023 в Управление поступило заявление МУП ТС г.Моршанска по вопросу правомерности сроков направления сетевой организацией проекта договора об оказании услуг по передаче электрической энергии в отношении объектов теплоснабжения, переданных заявителю на основании договора о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения.
Уведомлением от 26.09.2023 N 3867/23 Общество было извещено о составлении протокола об административном правонарушении 17.10.2023.
17.10.2023 уполномоченным должностным лицом УФАС по Тамбовской области в отношении ПАО "Россети Центр", в присутствии защитника Общества, действующего на основании доверенности Злобиной К.Е. составлен протокол об административном правонарушении N 068/04/9.21-749/2023 по ч.2 ст.9.21 КоАП РФ.
Как следует из протокола, обществу вменено нарушение п. 20, 21 Правил технологического присоединения N 861, выразившееся в нарушении срока (30 дней) направления подписанного сетевой организацией проекта договора или мотивированного отказа его заключения, либо протокола разногласий по проекту договора.
05.02.2024 Тамбовским УФАС России были рассмотрены материалы административного дела N 068/04/9.21-749/2023, ПАО "Россети Центр" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с назначенным штрафом, ПАО "Россети Центр" обратилось в суд с заявлением о признании постановления незаконным.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 500 000 рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 000 до 1 000 000 рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в области энергетики.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение правил установленного недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям субъекта естественной монополии.
Субъектом правонарушения являются, в том числе, юридические лица.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает, как указано выше, Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 названного Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила ТП N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, регламентируют процедуру технологического присоединения, устанавливают существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения.
В силу пункта 20 Правил ТП N 861 сетевая организация в течение 30 дней с даты получения документов, предусмотренных в пункте 18 настоящих Правил, обязана их рассмотреть и направить заявителю подписанный сетевой организацией проект договора или мотивированный отказ от его заключения либо протокол разногласий к проекту договора в установленном порядке.
Согласно пункту 21 Правил ТП N 861 в случае отсутствия в представленных документах сведений, указанных в подпункте "а" пункта 18 настоящих Правил, сетевая организация в течение 6 рабочих дней уведомляет об этом заявителя и в 30-дневный срок с даты получения недостающих сведений рассматривает заявление.
Как усматривается из материалов дела, ПАО "Россети Центр" должно было направить МУП ТС г.Моршанска подписанный сетевой организацией проект договора или мотивированный отказ от его заключения либо протокол разногласий к проекту договора в установленном порядке в срок не позднее 30.07.2023, а в случае некомплектности заявки ПАО "Россети Центр" должно было не позднее 10.07.2023 уведомить об этом заявителя.
ПАО "Россети Центр" установленные Правилами ТП N 861 сроки были нарушены, проект договора в адрес заявителя направлен не был.
Факт нарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 17.10.2023; информацией о поданной заявке на технологическое присоединение к электросетям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения - совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 КоАП РФ).
Наличие повторности как квалифицирующего признака вмененного правонарушения подтверждается тем фактом, что на дату совершения вмененного деяния, Общество было привлечено за алогичные правонарушения постановлениями о привлечении ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР" к административной ответственности N 068/04/9.21-94/2022, вступившим в законную силу 01.11.2022.
Деяние квалифицировано верно.
Срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Наличие объективной стороны правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.
Обстоятельств, исключающих вину Общества, не установлено.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности события и состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Административный штраф назначен обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Оснований для его снижения не установлено.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица или суда и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.
Кроме того, неоднократное совершение аналогичных правонарушений может расцениваться и как обстоятельство, свидетельствующее о пренебрежительном отношении субъекта ответственности к исполнению своих публичных обязанностей.
Доказательств тяжелого финансового положения, наличия иных исключительных обстоятельств, чрезмерным ограничением прав и свобод, что послужило бы основаниями для замены административного штрафа на предупреждение, также не представлено.
В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований обоснованно отказано.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции является верным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.04.2024 по делу N А64- 1378/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-1378/2024
Истец: ПАО "Россети Центр" в лице филиала "Россети Центр" - "Тамбовэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы (Тамбовское УФАС России)
Третье лицо: МУП ТС г. Моршанска Тамбовской области, 19 Арбитражный апелляционный суд, Агапов Д.С., Кокурсный управляющий Агапов Д.С.