город Воронеж |
|
29 августа 2024 г. |
Дело N А64-10723/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Капишниковой Т.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от ИП Соколова С.С.: Телегин Г.И.- представитель по доверенности 68 АА 1417684 от 25.08.2021, сроком действия на 5 лет, предъявлен паспорт, диплом;
от УФАС по Тамбовской области, Министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области: представитель не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Соколова Сергея Сергеевича на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.04.2024 по делу N А64-10723/2023, рассмотренному по заявлению индивидуального предпринимателя Соколова Сергея Сергеевича (ОГРНИП 315682000005353, ИНН 680401929502) о признании незаконным и отмене решения Управления федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (ОГРН 1026801156172, ИНН 6831001163) от 03.11.2023 по делу N 068/10/18.1- 777/2023,
третье лицо: Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Соколов Сергей Сергеевич (далее - ИП Соколов С.С.) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - УФАС России по Тамбовской области, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене решения от 03.11.2023 по делу N 068/10/18.1- 777/2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.04.2024 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Соколов С.С. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что требование о представлении копии паспорта к заявке на участие в аукционе, распространяется исключительно на граждан, не имеющих статуса индивидуальных предпринимателей. При этом Соколов С.С. обладает специальным статусом индивидуального предпринимателя, а не физического лица.
Ссылается на возможность организатора электронного аукциона ознакомления с паспортом участника на электронной торговой площадке.
К материалам дела приобщены отзывы на апелляционную жалобу поступившие от УФАС по Тамбовской области, Министерства.
В судебном заседании представитель ИП Соколова С.С. поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
На сайте https://torgi.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона N 21000011920000000085.
Предмет торгов и описание лота: земельный участок сельскохозяйственного назначения, расположенный в границах Знаменского муниципального округа Тамбовской области с кадастровым номером 68:04:2111003:28, площадью 554 600 кв.м. Земельный участок сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Тамбовская область, Знаменский район, на территории СХПК "Знаменский", пашня: отделение N 1, полевой севооборот, поле IV, часть рабочего участка 4, с кадастровым номером 68:04:2111003:28, площадью 554 600 кв.м.
Извещения о проведении электронного аукциона, разделом 7 определен Перечень требуемых для участия в аукционе в электронной форме документов и требования к их оформлению, согласно которому, для участия в аукционе в электронной форме одновременно с заявкой на участие в аукционе представляются электронные образы документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронно-цифровую форму путем сканирования с сохранением их реквизитов), подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе:
заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка (Приложение N 1);
копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);
документы, подтверждающие внесение задатка.
Заявители декларируют свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства или физическим лицам, не являющимися индивидуальными предпринимателями и применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (самозанятые), путем представления в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства или реестра физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (самозанятые).
Указанные документы в части их оформления и содержания должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации (раздел 7 Перечня).
На участие в аукционе было подано 5 заявок, в том числе заявка ИП Соколовым С.С. (заявка от 30.08.2023).
К заявке индивидуального предпринимателя были представлены следующие документы:
выписка из ЕГРИП;
свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе; выписка из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства;
свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; платежное поручение от 22.08.2023 N 424;
уведомление об изменении объекта налогообложения.
Протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 19.10.2023 к участию в аукционе была допущена одна заявка - ИП Архипова А.В. Остальные заявки, в том числе заявка ИП Соколова С.С. была отклонена в связи с непредставлением необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений (ч.8 ст.39.12 ЗК РФ).
24.10.2023 в адрес Тамбовского УФАС России поступила жалоба ИП Соколова С.С. на действия Министерства при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка.
В жалобе индивидуальный предприниматель указал, что ему неправомерно отказано в допуске к участию в аукционе по причине не предоставления документа, удостоверяющего личность, тогда как заявитель является индивидуальным предпринимателем, и сведения о нем можно было получить из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в порядке межведомственного взаимодействия.
Решением УФАС от 03.11.2023 по делу N 068/10/18.1-777/2023, жалоба ИП Соколова С.С. признана необоснованной.
Полагая, что указанное решение не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы Соколов С.С. обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198, пунктов 4 и 5 статьи 200 АПК РФ оспаривание ненормативных правовых актов допускается в случае, когда такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на лицо какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положениями части 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) предусмотрена возможность обжалования в антимонопольный орган действий (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии лицами, подавшими заявки на участие в торгах.
Согласно частям 3, 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям осуществляется только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров; порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 данной статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Согласно части 1 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);
3) надлежащим образом, заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
4) документы, подтверждающие внесение задатка.
Частью 8 статьи 39.12 ЗК РФ установлен перечень оснований для отказа допуска к участию в аукционе, в том числе непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений (пункт 1).
В силу положения части 1 раздела 1 "Общие положения" Положения о паспорте гражданина Российской Федерации образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя к документам, удостоверяющим личность гражданина РФ нормами права не отнесено.
Таким образом, участник аукциона в качестве копии документа, удостоверяющего личность, предоставляя копию паспорта гражданина Российской Федерации, обязан предоставить копии всех 20-ти страниц данного паспорта с точным воспроизведением текста.
Копия документа, удостоверяющего личность, ИП Соколовым С.С. к заявке приложена не была.
При этом довод о том, что на индивидуальных предпринимателей требование о приложении к заявке копии паспорта не распространяется, не основан на законе. Нормы права не содержат подобных оговорок.
Кроме того, следует учесть, что статус индивидуального предпринимателя присваивается физическому лицу, гражданину РФ, личность которого устанавливается по паспорту гражданина РФ, а физическое его существование на дату совершения юридически значимого действия - его предъявлением. Таким образом обеспечивается актуальность и достоверность сведений о фактическом участнике торгов с использованием электронных сервисов.
В соответствии со статьей 11 НК РФ индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Следовательно, наличие у заявителя, зарегистрированного в установленном порядке, статуса индивидуального предпринимателя, не исключает и не может подменять наличия у заявителя статуса гражданина, подтверждаемого документом, удостоверяющим личность.
Представленные к заявке на участие в аукционе документы, подтверждающие наличие статуса индивидуального предпринимателя, не исключало необходимости выполнения им императивных требований пункта 2 части 1 статьи 39.12 ЗК РФ о необходимости представления копии документов, удостоверяющих личность заявителя, поскольку заявитель является гражданином.
Довод жалобы о возможности организатора электронного аукциона ознакомится с паспортом участника на электронной торговой площадке также подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку подтверждение физического существования лица, указанного в качестве участника электронных торгов, данные о его личности должны быть актуальными на момент подачи заявки. Поскольку регистрация на электронной площадке в рассматриваемом случае имела место ранее и не совпадает с моментом подачи заявки на участие в торгах, документы, поданные на момент регистрации на электронной торговой площадке, не свидетельствуют об исполнение требований ЗК РФ и не обеспечивают актуальности и достоверности сведений о фактическом заявителе в указанном выше аспекте.
Следовательно, решение антимонопольного органа соответствует действующему законодательству и не нарушает законные права заявителя.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании правовых норм и не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.04.2024 по делу N А64-10723/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-10723/2023
Истец: ИП Соколов Сергей Сергеевич
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы (Тамбовское УФАС России)
Третье лицо: Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области, 19 Арбитражный апелляционный суд