г. Челябинск |
|
30 августа 2024 г. |
Дело N А07-21472/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Киреева П.Н., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.05.2024 по делу N А07-21472/2023.
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Гайнетдиновой Р.Ф. - Юмагужин А.А. (доверенность от 19.08.2024, паспорт, диплом).
Индивидуальный предприниматель Гайнетдинова Розалия Фаткисламовна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Гайнетдинова Р.Ф.) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - ответчик, Минэкологии РБ) о признании незаконными приказов заместителя министра природопользования и экологии РБ N 320п от 07.04.2023 "Об отмене приказа Министерства природопользования и экологии РБ N 1356п от 23.12.2022", N 343п от 11.04.2023 "О прекращении права пользования недрами с целью добычи строительного камня на участке Бриш-3".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура Республики Башкортостан в лице Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры Республики Башкортостан (далее - Прокуратура).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.05.2024 заявленные требования удовлетворены: приказы заместителя министра природопользования и экологии РБ N 320п от 07.04.2023 "Об отмене приказа Министерства природопользования и экологии РБ N 1356п от 23.12.2022", N343п от 11.04.2023 "О прекращении права пользования недрами с целью добычи строительного камня на участке Бриш-3" признаны незаконными, с Минэкологии РБ в пользу предпринимателя взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Минэкологии РБ, не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году", положения которого позволяют продлить срок действия лицензии на 12 месяцев, вступило в законную силу 14.03.2022, тогда как срок действия лицензии УФА N 02448 ТЭ истек 31.01.2022. Фактически лицензия прекратила свое действие, тогда как продление срока действия утратившей силу лицензии законодательно не установлено. Следовательно, применение Министерством положений постановления N353 в настоящем случае является незаконным и необоснованным. Выявив указанное нарушение Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой Республики Башкортостан в Министерство направлено представление с требованием устранить допущенное нарушение. Однако до истечения установленного Приказом от 14.04.2022 N 498п срока действия лицензии ИП Гайнетдиновой Р.Ф. 13.12.2022 подана заявка N 326568 на повторное продление срока действия лицензии УФА 02448 ТЭ. В целях возврата недропользователя к отношениям, существовавшим до продления срока действия лицензии как на основании приказа от 14.04.2022 N 498п, так и приказа от 23.12.2022 N 1356п, а именно к моменту истечения срока действия лицензии, Министерством принят приказ от 07.04.2023 N 320п которым приказ N 1356п от 23.12.2022 "О внесении изменений в лицензию УФА 02448 ТЭ на пользование недрами на участке Бриш-3" отменен. В связи с отменой приказа о продлении срока действия лицензии, она считается непродленной и, следовательно, прекратившей свое действие. Продление срока пользования недрами возможно только по основаниям, предусмотренным действующим законодательством. В случае если такое продление осуществлено при отсутствии предусмотренного действующим законодательством права, такое пользование, а также лицензия, признаются незаконными, не влекущими правовые последствия. В настоящем случае Министерство, фактически, повторно предоставило ИП Гайнетдиновой Р.Ф. право пользования недрами после истечения срока действия лицензии.
В представленном отзыве предприниматель просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Рассмотрение настоящего дела в судебном заседании реализовано с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (судебные онлайн-заседания). Организация участия в судебном заседании посредством системы онлайн-заседания осуществляется в порядке, установленном статьями 153, 154 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Минэкологии РБ выдана лицензия сер УФА N 02448 ТЭ от 02.12.2005 (далее - Лицензия) ИП Гайнетдиновой Р.Ф. на право пользования недрами в целях добычи строительного камня на участке Бриш-3 в муниципальном районе Белорецкий район Республики Башкортостан сроком действия до 31.12.2010.
Срок окончания действия лицензии продлен до 31.12.2020.
Приказом Минэкологии РБ N 679п от 29.09.2020 срок действия лицензии продлен до 31.01.2022.
Приказом министра природопользования и экологии РБ N 498п от 14.04.2022 срок действия Лицензии продлен до 31.01.2023.
13.12.2022 ИП Гайнетдинова Р.Ф. подана заявка N 326568, через региональный портал государственных услуг, на продление срока действия лицензии УФА 02448 ТЭ.
Заявка рассмотрена на заседании Комиссии по рассмотрению заявок на предоставление права пользования участками недр, внесение изменений, дополнений, переоформление лицензий, а также прекращение, досрочное прекращение, приостановление или ограничение права пользования недрами на территории Республики Башкортостан по участкам недр местного значения (далее - Комиссия) от 19.12.2022 (протокол N 102 от 19.12.2022).
Решением Комиссии лицензия УФА 02448 ТЭ ИП Гайнетдинова Р.Ф. продлена на срок до 31.01.2033.
Согласно приказу Минэкологии РБ от 23.12.2022 N 1356п о внесении изменений и лицензию УФА 02448 ТЭ на пользование недрами на участке Бриш-3 срок действия лицензии указан как 31.01.2033.
14.02.2023 в Минэкологии РБ поступило представление Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры Республики Башкортостан от 10.02.2023 N Прдр-20800071-5-23/6-20800071 (вх. N М09-3777).
Согласно названного представления после истечения срока действия лицензии (дата окончания действия лицензии - 31.01.2022) на пользование недрами УФА 02448 ТЭ, предоставленной ИП Гайнетдиновой Р.Ф., приказом Минэкологии РБ от 14.04.2022 N 498п со ссылкой на протокол заседания комиссии по рассмотрению заявок на предоставление права пользования участками недр, внесение изменений, дополнений, переоформление лицензий, а также прекращение, досрочное прекращение, приостановление или ограничение права пользования недрами на территории Республики Башкортостан по участкам недр местного значения от 23.03.2022 N 92, постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" продлен срок ее действия до 31.01.2023.
При этом ранее письмом первого заместителя министра Гарифуллина И.В. от 25.03.2022 N М06-08-3836/исх. указанному недропользователю обоснованно было отказано в продлении срока действия лицензии УФА 02448 ТЭ в связи с подачей заявки на продление после истечения срока действия лицензии со ссылкой на то же самое решение Комиссии по рассмотрению заявок от 23.03.2022.
Во исполнение представления Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры Республики Башкортостан от 10.02.2023 N Прдр-20800071-5-23/6-20800071 на заседании Комиссии по рассмотрению заявок на предоставление права пользования участками недр, внесение изменений, дополнений, переоформление лицензий, а также прекращение, досрочное прекращение, приостановление или ограничение права пользования недрами на территории Республики Башкортостан (далее - Комиссия) от 24.03.2023 рассмотрен вопрос отмены приказа о продлении лицензии и прекращении права пользования недрами по инициативе Минэкологии РБ.
Названное заседание комиссии проходило при участии заместителя Башкирского природоохранного межрайонного прокурора - Хайртдинова Р.Р.
Комиссией принято рекомендательное решение отменить приказ о продлении срока действия лицензии УФА 02448 ТЭ ИП Гайнетдинова Р.Ф. и прекратить по истечению срока действие лицензии.
Приказом от 07.04.2023 N 320п отменен приказ N 1356п от 23.12.2022 "О внесении изменений в лицензию УФА 02448 ТЭ на пользование недрами на участке Бриш-3".
Приказом заместителя министра природопользования и экологии РБ от 11.04.2023 N 343п прекращено право пользования недрами в целях добычи строительного камня на участке Бриш-3 в муниципальном районе Белорецкий район Республики Башкортостан.
В приказе N 343п от 11.04.2023 указано, что право пользования недрами прекращено в связи с истечением срока действия лицензий на пользование недрами с целью добычи строительного камня на участке Бриш-3 в соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации "О недрах", статьей 19 Закона Республики Башкортостан "О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан", протоколом от 24.03.2023 N 108 Комиссии по рассмотрению заявок на предоставление права пользования участками недр, внесение изменений, дополнений, переоформление лицензий, а также прекращение, досрочное прекращение, приостановление или ограничение права пользования недрами на территории Республики Башкортостан по участкам недр местного значения Заявитель с решениями ответчика о прекращении права на пользование недрами по лицензии УФА N 02448 ТЭ от 02.12.2005 (приказ N 343п от 11.04.2023), об отмене приказа о внесении изменений в Лицензию (приказ 320п от 07.04.2023) не согласен. Считает, что заявка на продление срока действия лицензии подана в срок, установленный законом.
Полагая, что оспариваемые приказы Минэкологии РБ не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, предприниматель обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми заявлениями.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), в силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь бремя доказывания нарушения прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на заявителя.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (абзац 1).
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (абзац 3).
В статье 20 Закона о недрах определены исчерпывающие основания прекращения права пользования недрами и основания досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона о недрах, для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется в пользование на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр.
В соответствии с ч. 5 ст. 23 Закона о недрах к числу основных требований по рациональному использованию и охране недр относится обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.
Согласно ст. 10 Закона о недрах, срок пользования участком недр в случаях, указанных в пунктах 1 - 3 и 6 части второй настоящей статьи, продлевается по инициативе пользователя недр при необходимости завершения им геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых и подземных вод, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или необходимости ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, при условии отсутствия нарушений условий лицензии на пользование недрами данным пользователем недр. Срок разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых на участке недр, предоставленном в пользование в соответствии с абзацем двенадцатым пункта 4 части первой статьи 10.1 настоящего Закона, продлевается однократно на срок до 3 лет, а на участке недр, предоставленном в пользование в соответствии с пунктом 5 части первой статьи 10.1 настоящего Закона, - на срок до 5 лет без ограничения количества продлений. Заявка на внесение изменений в лицензию на пользование недрами в случае продления срока пользования участком недр подается не позднее чем за три месяца до его истечения. Восстановление срока пользования участком недр, право пользования которым в установленном порядке досрочно прекращено, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 20 настоящего Закона.
Таким образом, положения ст. 10 Закона о недрах не устанавливают такое основание для отказа в продление срока действия лицензий, как нарушение срока подачи заявки в случае необходимости продления срока пользования участком недр.
Приказом Минэкологии РБ N 679п от 29.09.2020 срок действия лицензии продлен до 31.01.2022.
Приказом министра природопользования и экологии РБ N 498п от 14.04.2022 срок действия лицензии продлен до 31.01.2023.
13.12.2022 ИП Гайнетдиновой Р.Ф. подана заявка N 326568, через региональный портал государственных услуг, на продление срока действия лицензии УФА 02448 ТЭ.
Заявка рассмотрена на заседании Комиссии по рассмотрению заявок на предоставление права пользования участками недр, внесение изменений, дополнений, переоформление лицензий, а также прекращение, досрочное прекращение, приостановление или ограничение права пользования недрами на территории Республики Башкортостан по участкам недр местного значения (далее - Комиссия) от 19.12.2022 (протокол N 102 от 19.12.2022).
Решением Комиссии, лицензия УФА 02448 ТЭ ИП Гайнетдинова Р.Ф. продлена на срок до 31.01.2033 (приказ N 1356п от 23.12.2022).
14.02.2023 в Минэкологии РБ поступило представление Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры Республики Башкортостан от 10.02.2023 N Прдр-20800071-5-23/6-20800071 (вх. NМ09-3777).
В материалы дела представлено заявление исх. N 9 от 31.01.2022 о продлении срока действия лицензии УФА N 02448 ТЭ в рамках закона РФ "О недрах" в части завершения добычных работ на лицензионном участке и отработки запасов строительного камня участка Бриш-3 в муниципальном районе Белорецкий район Республики Башкортостан. Указанное заявление поступило в Минэкологии РБ от 31.01.2022 входящий штамп ответчика от 31.01.2022).
Согласно выписке из протокола N 92 Комиссии по рассмотрению заявок Минэкологии РБ от 23.03.2022, комиссией принято рекомендательное решение продлить срок действия лицензий УФА 02448 ТЭ на 1 год со ссылкой на Постановление Правительства РФ N 353 от 12.03.2022.
Таким образом, заявление о продлении срока лицензии подавалось заявителем дважды - 31.01.2022 и 13.12.2022.
Законом о недрах и Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее - Положение N3314-1), на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах, выполнение условий, установленных лицензией, а также своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами и прочих обязательных платежей.
В статье 20 Закона о недрах определены основания прекращения права пользования недрами.
На основании данной нормы право пользования недрами прекращается: 1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия; 2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами; 3) при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами; 4) в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 настоящего Закона; 5) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях: 1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; 2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии; 3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами; 4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие); 5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах; 6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование; 7) по инициативе владельца лицензии; 8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, непредставления или нарушения сроков представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения); 9) по инициативе недропользователя по его заявлению (часть 2 статьи 20 Закона о недрах).
Аналогичные основания досрочного прекращения права пользование недрами предусмотрены и пунктом 15.2 Положения 3314-1.
Закон о недрах устанавливает различный порядок прекращения права пользования недрами, а именно: по основаниям, прямо указанным в Законе, лицензии или Условиях пользования недрами, при наступлении определенных обстоятельств (часть 1 статьи 20 Закона о недрах); досрочное прекращение права пользование недрами при наличии соответствующих обстоятельств по решению уполномоченного органа (часть 2 статьи 20 Закона о недрах).
Порядок досрочного прекращения права пользования недрами определен статьей 21 Закона о недрах и пунктом 15.4 Положения N 3314-1, в соответствии с которыми в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части второй статьи 20 Закона о недрах, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Однако, необходимо учитывать, что нормы Закона о недрах, в частности часть 2 статьи 20, регулирующие порядок досрочного прекращения права пользования недрами, не являются императивными, устанавливающими безусловную обязанность лицензирующего органа при наличии перечисленных в статьях 20, 21 Закона о недрах условий принять решение о досрочном прекращении лицензии на право пользования участками недр, поскольку закрепляют лишь право органа, выдавшего лицензию, досрочно прекратить, приостановить или ограничить действие лицензии в случае наличия перечисленных обстоятельств, а не его соответствующую обязанность.
В Определении от 09.03.2017 N 565-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "ВУМН" на нарушение конституционных прав и свобод положениями части второй статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах" Конституционный Суд Российской Федерации дополнительно пояснил, что решение уполномоченного органа о досрочном прекращении (приостановлении, ограничении) пользования недрами следует расценивать как специальную меру государственного принуждения, которая должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты не только публичных интересов государства, связанных с его экономической и экологической безопасностью, но и частных интересов физических и юридических лиц как субъектов правоотношений в сфере недропользования.
Понятие существенного условия лицензии относится к числу оценочных, широко используемых в законодательной технике, и в силу особенностей, которые могут быть присущи каждому участку недр (геологических, географических, климатических, экономических и т.п.), не представляется возможным дать единое нормативное определение этого термина. На практике при выдаче лицензии уполномоченные органы указывают непосредственно в прилагаемых к лицензии условиях пользования недрами (в лицензионных соглашениях), какие из них относятся к "существенным" для целей применения норм Закона о недрах, в частности норм о досрочном прекращении права пользования недрами.
Как указано в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 NС1-7/СМП-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие", меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. Европейский суд по правам человека допускает, что государство может в исключительных случаях ограничивать частные имущественные права во имя поддержания публичного общественного порядка, такие ограничения не должны носить фискального характера.
По инициативе уполномоченного органа право пользования недрами может быть досрочно прекращено только в случаях, предусмотренных в части 2 статьи 20 Закона о недрах.
Из обстоятельств настоящего дела усматривается, что приказом от 11.04.2023 ответчик прекратил право пользования недрами с целью добычи строительного камня на участке Бриш-3 по лицензии добычи строительного камня на участке Бриш-3" УФА N 02448 ТЭ от 02.12.2005.
Основанием для досрочного прекращения обозначенного права явилось основанием для принятия решения о прекращении лицензии явилось представление Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры Республики Башкортостан от 10.02.2023 N Прдр-20800071-5-23/6-20800071 на отмену приказа о продлении лицензии и прекращение права пользования недрами по истечению срока действия лицензии УФА 02448 ТЭ.
В соответствии со ст. 24 Закона РФ "О прокуратуре РФ" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Само по себе наличие представления прокурора об устранение нарушений закона не является основанием для его беспрекословного исполнения, лицом, в отношении которого оно внесено, и в случае несогласия с ним, вправе дать мотивированный ответ в установленный срок.
В выписке из протокола N 108 Комиссии по рассмотрению заявок на предоставление права пользования участками недр, внесение изменений, дополнений, переоформление лицензий, а также прекращение, досрочное прекращение, приостановление или ограничение права пользования недрами на территории Республики Башкортостан по участкам недр местного значения (далее - Комиссия по рассмотрению заявок Минэкологии РБ) от 24.03.2023 указано, что по инициативе Минэкологии РБ в соответствии с представлением Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры Республики Башкортостан от 10.02.2023 N Прдр-20800071-5-23/6-20800071 на отмену приказа о продлении лицензии и прекращение права пользования недрами по истечению срока действия лицензии УФА 02448 ТЭ (дата государственной регистрации - 02.12.2005) принято рекомендательное решение отменить приказ о продлении Лицензии и прекратить по истечению срока действия лицензии.
Суд считает, что фактически совершенные ответчиком действия по прекращению права пользования недрами не отвечают требованиям ни части 1, ни части 2 статьи 20 Закона о недрах.
В представлении Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры РБ содержатся сведения о допущенных нарушениях закона со стороны заявителя.
Представление Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры РБ от 10.02.2023 N Прдр-20800071-5-23/6-20800071 не содержит сведений о выявленных нарушениях при издании приказа первого заместителя министра природопользования и экологии РБ N 1356п от 23.12.2022 о продлении срока действия Лицензии до 31.01.2033.
По результатам рассмотрения указанного выше представления прокурора ответчиком принято решение (приказ N 320п от 07.04.2023) об отмене приказа первого заместителя министра природопользования и экологии РБ N 1356п от 23.12.2022 без какого-либо обоснования.
Согласно ответу ответчика от 13.06.2023 исх.N М09-06-10395, действие Лицензии прекращено по истечению срока действия на основании указанного выше приказа N 343п от 11.04.2023. Дата окончания действия лицензии - 31.01.2023.
Таким образом, фактически действие Лицензии было прекращено досрочно, а не по сроку истечения.
От ответчика не поступали в адрес заявителя какие-либо уведомления о допущенных им нарушениях закона.
При этом принятие решения о досрочном прекращении действия лицензии в порядке части 2 статьи 20 Закона о недрах требовало направления в адрес недропользователя уведомления о допущенных им нарушениях (о необходимости выполнить Условия пользования недрами), чего в данном случае сделано не было.
Не направляя в адрес недропользователя уведомление о допущенных им нарушениях, содержащее предупреждение о возможном досрочном прекращении права пользования недрами в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 21 Закона, Минэкология РБ лишила заявителя возможности принять какие-либо меры по их устранению и соблюдению сроков, установленных уведомлением.
Изложенное также свидетельствует о наличии правовой неопределенности относительно оснований прекращения права пользования недрами и, соответственно, порядка прекращения этого права, что является недопустимым при применении специальной меры государственного принуждения.
В связи с введением в отношении Российской Федерации внешней санкционной политики Правительством РФ приняты меры по поддержке бизнеса, в том числе в сфере лицензирования и в разрешительных режимах.
Приложением N 11 к Постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 N353 (ред. от 13.06.2023) "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах", установлены особые разрешительные режимы в сфере геологии и недропользования.
Таким образом, на момент рассмотрения Комиссией по рассмотрению заявок Минэкологии РБ (23.03.2023) заявления предпринимателя о продлении срока действия Лицензии постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 вступило в законную силу.
Тем самым, Комиссией по рассмотрению заявок Минэкологии РБ (протокол N 92 от 23.03.2022) при принятии решения о продлении срока действия Лицензии обоснованно сделана ссылка на постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353.
Закон о недрах, определяя, как указано в его преамбуле, правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр и устанавливает разрешительный режим пользования недрами: согласно части первой его статьи 11 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии; участки недр в зависимости от целей недропользования предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока (части первая и вторая статьи 10). При этом интересы государства как собственника недр, наряду с иным, обеспечиваются возможностью отказа пользователю недр в продлении срока пользования участком недр в случае нарушения им условий лицензии на недропользование (статья 1.2, часть третья статьи 10 Закона о недрах).
Конституционный Суд Российской Федерации, обращаясь к вопросам полномочий уполномоченных органов власти в сфере недропользования, указывал на то, что их решения должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой мерой для защиты не только публичных интересов государства, связанных с его экономической и экологической безопасностью, но и частных интересов физических и юридических лиц как субъектов правоотношений в сфере недропользования (определения от 21 декабря 2011 года N 1862-О-О, от 9 марта 2017 года N 565-О и др.).
С учетом этого, положение части 3 статьи 10 Закона о недрах, предполагающее по своему содержанию возможность продления срока действия лицензии в отсутствие нарушений со стороны недропользователя, направлено на обеспечение рационального использования и охраны недр, а также защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а предусмотренный законодателем механизм обеспечивает судебную защиту прав пользователя недр и не исключает возможности учета совокупности всех фактических обстоятельств в рамках дела об обжаловании решения уполномоченного органа (определение Конституционного Суда РФ от 25.03.2021 N 575- О).
Аналогичная позиция обозначена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 412- О-О, где разъяснено, для целей защиты интересов государства как собственника недр обязательным условием продления срока пользования участком недр является отсутствие у недропользователя нарушений условий лицензий.
При этом как установлено судом, нарушение лицензионных требований со стороны предпринимателя основанием для принятия оспариваемых приказов не являлись.
Судом также отмечено, что с учетом последовательной поддержки Правительством субъектов предпринимательской деятельности, это прямо позволяет сделать вывод о том, что установленные частью 3 статьи 10 Закона о недрах и соответственно ч. 4 статьи 10 Закона N 144-з сроки подачи документов (заявок) не носят характер пресекательных. Следует отметить, что, исходя из сложившихся в судебной практике правовых подходов, расширительное толкование не допускается в отношении ограничительных норм, к примеру, в случаях, когда такое толкование приводит к ограничению прав и свобод человека и гражданина (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 г. N 15-П, от 30 июня 2011 г. N 14-П, от 30 октября 2014 г. N 26-П и др.).
С учетом приведенных обстоятельств, арбитражный суд пришел к выводу, что оспариваемые приказы не отвечают требованиям действующего законодательства о недрах и, как следствие, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству и не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность определения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе обстоятельствам не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.05.2024 по делу N А07-21472/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-21472/2023
Истец: Гайнетдинова Р Ф
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: Башкирская природоохранительная прокуратура, ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ