г. Санкт-Петербург |
|
30 августа 2024 г. |
Дело N А26-10633/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В., судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: Кортехов Е.А. по доверенности от 01.09.2022,
от ответчика: Гужва Н.Л. по доверенности от 11.10.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21299/2024) Благотворительного фонда "Мама-Дом" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.05.2024 по делу N А26- 10633/2023, принятое
по заявлению Благотворительного фонда "Мама-Дом"
к Министерству финансов Республики Карелия
о признании незаконным представления,
УСТАНОВИЛ:
Благотворительный фонд "Мама-Дом" (далее - заявитель, Фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству финансов Республики Карелия (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконным представления N 6872/18.1-08/МФ-и от 24.08.2023.
Решением суда от 21.05.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, суд пришел к неверному выводу о том, что согласие Фонда на осуществление контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии органом финансового контроля, отраженное в заявлении о предоставлении субсидии, наделяет Фонд статусом объекта государственного финансового контроля. Нарушений условий предоставления субсидии по результату контрольных мероприятий не выявлено. В обоснование оспариваемого представления неправомерно указан вывод о неподтверждении Фондом оказания социально-бытовых услуг.
В судебном заседании представитель заявителя доводы жалобы поддержал; представитель ответчика выразил несогласие с доводами жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства финансов Республики Карелия от 15.03.2023 N 149 "О проведении выездной проверки" в соответствии с планом контрольных мероприятий Министерства финансов Республики Карелия в сфере внутреннего государственного финансового контроля на 2023 год, утвержденным приказом Министерства финансов Республики Карелия от 27.12.2022 N 990, Министерством проведена проверка предоставления субсидий юридическим лицам и соблюдения условий соглашений (договоров) об их предоставлении на компенсацию расходов поставщикам социальных услуг в рамках реализации мероприятий Регионального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" государственной программы Республики Карелия "Совершенствование социальной защиты граждан" в отношении Благотворительного фонда "Мама-Дом" за период с 2021 года по истекший период 2023 года.
Устав Фонда утвержден протоколом общего собрания от 07.12.2016 N 1. Действующая редакция Устава Фонда принята общим собранием, что подтверждается протоколом от 30.07.2021 N 01 -МД. Устав Фонда в действующей редакции зарегистрирован решением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия от 24.08.2021 N 301 -р.
Субсидия в соответствии с Порядком N 70-П предоставляется в качестве компенсации поставщику социальных услуг за оказание гражданину социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг. Условием для предоставления субсидии является нахождение поставщика социальных услуг в соответствующем реестре, при этом он не должен участвовать в выполнении государственного задания (заказа).
Фонд включен Министерством социальной защиты Республики Карелия в реестр поставщиков услуг социального обслуживания Республики Карелия 29.12.2016 под учетным номером 02-00021 и не участвует в выполнении государственного задания (заказа).
Согласно карточке поставщика социальных услуг Фонд осуществляет деятельность по следующим направлениям:
- помощь беременным женщинам, оказавшимся без поддержки близких;
- помощь семьям, имеющим деток с ограниченными возможностями здоровья;
- предоставление временного места для проживания матери с ребенком или беременной женщине в кризисной ситуации.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Фонда является 87.90 "Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая", среди дополнительных видов деятельности 88.91 "Предоставление услуг по дневному уходу за детьми"; 88.99 "Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки".
На основании пункта 2.3 Устава Фонд осуществляет следующие виды деятельности, затраты на которые компенсируются субсидией:
- оказание гуманитарной помощи, срочной адресной помощи и социальной поддержки семьям с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию, многодетным семьям, а также семьям, имеющим детей с ограничениями здоровья в виде продуктов, медикаментов, вещей, предоставления места временного пребывания;
- предоставление социальных услуг малообеспеченным семьям без обеспечения проживания, одиноким родителям и их детям с обеспечением проживания;
- оказание социальных услуг в качестве поставщика социальных услуг, согласно индивидуальным программам получателей социальных услуг;
- содействие в организации, организация совместного досуга и оздоровительных мероприятий для семей с детьми, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации;
- содействие в социальной, интеллектуальной, физической, психологической, иной реабилитации и адаптации благополучателей Фонда;
- содействие благополучателям Фонда в приобретении навыков самозанятости и содействие им в трудовой социализации.
Согласно регламентам предоставления социальных услуг, утвержденных приказом Фонда от 01.12.2021 N 21/12/01 МД (далее - Регламенты), получатели могут обратиться для оказания им социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, услуг по повышению коммуникативности получателей и срочных социальных услуг.
Оказание социальных услуг осуществляется через заключение договоров (соглашений о сотрудничестве) с физическими и юридическими лицами на безвозмездной либо платной основе. В проверяемом периоде Фондом на оказание социальных услуг заключены следующие договоры (соглашения о сотрудничестве):
Социально-медицинские услуги:
- от 01.06.2021 с ООО "Хеликс Костомукша" на оказание первичной, доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи амбулаторно, оказание социально-психологической поддержки в рамках реабилитации женщин в кризисной ситуации и для организации оздоровительных и консультативных мероприятий без определения стоимости услуг без ограничения срока действия.
Социально-психологические услуги:
- от 01.01.2021 N 21/01/01 - п/н МД с Кабановой Л.И. с целью оказания услуг по социально-психологической поддержке безвозмездно без ограничения срока действия;
- от 12.03.2021 с АНО "Центр социально-психологической поддержки" (Кабанова Л.И.) с целью оказания услуг по социально-психологической поддержке, организации группы психологической поддержки и социальной адаптации с использованием методов арт-терапии и экзистенциальной терапии на индивидуальных/групповых мероприятиях без определения стоимости услуг без ограничения срока действия;
- от 12.04.2022 N 22/04/14 с Гусевой М.А. с целью оказания психологических, педагогических услуг без определения стоимости услуг с периодом действия до 31.12.2022,
- от 10.01.2023 N 23/01/01 с Гусевой М.А. с целью оказания психологических, педагогических услуг без определения стоимости услуг с периодом действия до 31.12.2023.
Социально-педагогические услуги:
- от 01.01.2021 N 21/01/января МД с Белявской Е.Л. с целью проведения занятий по прикладному искусству безвозмездно без ограничения срока действия;
- от 01.01.2022 N 23/мес/день-п/н МД с Моряковой О.С. с целью оказания социально-педагогических услуг безвозмездно без ограничения срока действия;
- от 10.01.2023 N 23/01/10-п/н МД с Карповой Т.В. в качестве педагога безвозмездно без ограничения срока действия;
Социально-правовые услуги:
- от 16.01.2022 N 23/08/16-п/н МД с Корхонен А.С. с целью оказания юридических консультаций безвозмездно без ограничения срока действия.
Оказание социальных услуг осуществлялось специалистами с подтвержденным уровнем квалификации.
Договоры (соглашения о сотрудничестве) на оказание социально-бытовых; социально-трудовых услуг, услуг по повышению коммуникативности получателей и срочных социальных услуг не заключались.
По ежемесячным графикам мероприятий установлено осуществление благотворителями Фонда отдельных элементов разовых социальных услуг, направленных па оздоровление, досуг, психологическую поддержку, консультации по юридическим вопросам в интересах получателей социальных услуг. Также президентом Фонда и волонтерами осуществляется периодическое оказание срочных социальных услуг в виде предоставления продуктовых наборов и выдачи вещевого имущества.
Контрольным мероприятием Министерство установило, что в 2021 году Фонд не являлся получателем субсидии па компенсацию расходов поставщикам социальных услуг в рамках реализации мероприятий регионального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" государственной программы Республики Карелия "Совершенствование социальной защиты граждан" (далее - субсидия).
В 2022 году и истекшем периоде 2023 года (январь, февраль) средства субсидии предоставлялись Фонду в заявительном порядке без оформления соглашений (договоров) на основании Порядка N 70-П.
По результатам контрольных мероприятий Министерством составлен акт N 18.1-06/-23 выездной проверки (далее - акт). Ознакомившись с выводами, изложенными в акте, Фонд 26.06.2023 представил свои возражения.
24.08.2023 Министерством в адрес Фонда направлено представление N 6872/18.1-08/МФ-и (далее - Представление). Министерство посчитало, что Фондом при получении субсидии из бюджета Республики Карелия на основании части 8 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закона N 442-ФЗ) в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Республики Карелия от 22.02.2017 года N 70-П, допущены нарушения, повлекшие за собой предъявление к возмещению излишних затрат, а также иные нарушения требований действующего законодательства. Представление содержит требование устранить нарушения путем возврата средств субсидий в бюджет Республики Карелия в сумме 3 355 185,02 руб., принять меры по устранению их причин и условий в срок до 24.10.2023. Приказом Министерства N 611 от 25.09.2023 жалоба Фонда N 2407/МФ-в от 07.09.2023 оставлена без удовлетворения.
02.11.2023 Фондом получено Предписание Министерства финансов Республики Карелия N 8776/18-03/МФ-и от 31.10.2023, содержащее повторное требование о возврате средств субсидий в бюджет Республики Карелия в сумме 3 355 185,02 руб., принять меры по устранению их причин и условий в срок до 15.12.2023 (далее - Предписание).
08.11.2023 в Министерство Фондом направлена жалоба N 23/11/08 МД на предписание, результат рассмотрения жалобы Фондом не получен.
Полагая, что оспариваемые Предписание и Представление незаконны и нарушают право Фонда на компенсацию расходов как поставщика социальных услуг в соответствии с гарантиями, установленными Законом N 442-ФЗ и бюджетным законодательством, Фонд обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 БК РФ при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок, предусмотренных подпунктом 5 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 08.10.2010 N 210-П, Министерство финансов Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим полномочия органа внутреннего государственного финансового контроля.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ) источниками финансового обеспечения социального обслуживания являются, в том числе средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктами 4, 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ определено, что поставщикам, которые оказывают гражданам услуги, предусмотренные индивидуальной программой, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), выплачивается компенсация путем предоставления субсидии в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации Размеры и порядок выплаты компенсации поставщику утверждены порядком предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг на компенсацию расходов поставщикам социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой получателя социальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 22.02.2017 N 70-П (далее - Порядок N 70-П).
Согласно пункту 2 Порядка N 70-П целью предоставления субсидии является возмещение затрат поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Республики Карелия, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа) (далее - поставщик социальных услуг), на оказание гражданину социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг в соответствии с перечнем социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, определенным Законом Республики Карелия от 16.12.2014 N 1849-ЗРК "О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в Республике Карелия", в рамках подпрограммы "Развитие системы социального обслуживания населения" государственной программы Республики Карелия "Совершенствование социальной защиты граждан", утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 02.06.2014 N 169-П (далее - государственная программа), в том числе в целях реализации мероприятий федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография".
В соответствии с пунктами 7, 8 Порядка N 70-П для получения компенсации поставщик ежемесячно представляет в Министерство социальной защиты Республики Карелия заявление о предоставлении субсидии вместе со следующими документами:
- справки, подтверждающие соответствие поставщика требованиям пункта 6 Порядка N 70-П, подписанные руководителем;
- документы о получателях услуг: перечень лиц, договора о предоставлении услуг, индивидуальные программы, акты приемки оказанных услуг;
- отчет о затратах в связи с предоставлением услуг по каждому получателю, указанному в перечне получателей услуг.
Такое заявление содержит согласие получателя субсидии на осуществление контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии Министерством социальной защиты Республики Карелия и органом финансового контроля, в соответствии с требованиями подпункта 5 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и подпункта "а" пункта 9 Общих требований к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1492.
Фонд является поставщиком социальных услуг, включен в реестр поставщиков услуг социального обслуживания, размещенный на официальном сайте Министерства социальной защиты Республики Карелия.
Следовательно, Фонд, как получатель субсидии, направляя заявления в 2022, 2023 годах на предоставление субсидии, согласился на осуществление контроля Министерством финансов Республики Карелия за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии, в том числе и на проверку достоверности информации, представленной получателем субсидии.
Как следует из пункта 1 Представления, в нарушение пункта 2 Порядка N 70-П Фондом не подтверждены затраты на оказание социально-бытовых услуг, предусмотренных индивидуальной программой, в общей сумме 7 716 197,18 руб., на компенсацию которых Министерством социальной защиты Республики Карелия предоставлена субсидия в общем размере 3 355 185,02 рублей.
Согласно части 3 статьи 16 Закона N 442-ФЗ индивидуальная программа для поставщика социальных услуг (далее также - ИППСУ) имеет обязательный характер. На основании ИППСУ между Фондом и гражданами (получателями социальных услуг) в 2022 и 2023 годах заключены соответствующие договоры о предоставлении социальных услуг.
Порядки предоставления услуг совершеннолетним и несовершеннолетним гражданам (далее - получатели услуг) поставщиками утверждены приказами Министерством социальной защиты Республики Карелия от 23.05.2018 N 302-П, от 05.08.2020 N 566-П соответственно (далее - Порядки предоставления услуг).
В ходе контрольного мероприятия при анализе документов, представленных Фондом для получения субсидии, а также документов и информации, представленных Министерством социальной защиты Республики Карелия, установлено, что в 2022, 2023 годах Фондом на каждого получателя услуги оформлен договор, составлен перечень предоставляемых услуг в соответствии с индивидуальной программой. Акты приемки оказанных услуг подписаны получателями услуг. Отчет о затратах в связи с предоставлением услуг по каждому получателю услуг отражает данные по услугам, предусмотренным индивидуальной программой.
С целью проверки фактов оказания услуг в полустационарной форме контролером-ревизором отдела внутреннего государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Карелия в присутствии президента Фонда Набиренковой Л.А. 28.04.2023 проведен осмотр помещений фонда, используемых для оказания социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания, затраты на оказание которых компенсируются субсидией из бюджета Республики Карелия, составлен акт осмотра от 28.04.2023 N 1, который подписан Набиренковой Л.А. без замечаний.
В ходе осмотра установлены следующие факты: для предоставления площади жилых помещений предусмотрено 4 комнаты для 12 получателей услуг (в карточке поставщика в реестре поставщиков социальных услуг Республики Карелия - 36 мест); обеспечение питанием - одно помещение для самостоятельного приготовления пищи с числом посадочных мест - 12; стирка и ремонт мягкого инвентаря - 2 бытовых стиральных машины, ремонт силами получателей услуг; предоставление мебели по мере необходимости; уборка жилых помещений силами получателей услуг; медицинские, психологические, педагогические, правовые услуги оказываются волонтерами и на основании договоров в помещениях Фонда либо по месту нахождения медицинской организации.
При проведении контрольного мероприятия проведена проверка на соответствие надлежащим образом учтенных фактов оказания социальных услуг сведениям, содержащимся в отчетах Фонда, прилагаемых к заявлению о предоставлении субсидии.
Согласно части 1 статьи 9, части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2021 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон от 06.12.2021 N 402-ФЗ), каждый факт хозяйственной жизни оформляется первичным учетным документом, данные из которого подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
Пунктом 4 приложения N 1 к Порядку N 302-П установлено, что оказание каждой услуги фиксируется в учетно-отчетной документации поставщика социальных услуг, а также в актах сдачи-приемки оказанных социальных услуг.
Согласно пункту 5 договоров, заключенных с получателями социальных услуг в проверенном периоде, в обязанности Фонда включено ведение учета оказанных услуг в соответствии с индивидуальной программой.
Следовательно, каждая оказанная услуга согласно требованиям Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 4 приложения N 1 к Порядку N 302-П, пунктам 5 договоров подлежит со стороны Фонда оформлению первичным учетным документом.
Проверкой установлено, что Фондом в проверяемый период не осуществлялась фиксация в учетно-отчетной документации фактов оказанных услуг. Факты оказанных услуг отражались только в актах сдачи-приемки оказанных социальных услуг.
В нарушение части 1 статьи 9, части 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 21 учетной политики Фондом в бухгалтерском учете не формируется стоимость оказанных услуг, какие-либо расчёты с контрагентами по оказанию социальных услуг и не отражается дебиторская задолженность Министерства по предоставлению субсидии на основании оформленных первичных учетных документов.
Также в ходе проверки в Фонде запрошены документы, подтверждающие оказание услуг (графики посещения получателей услуг, акты оказания услуг по договорам с волонтерами и пр.). Анализ предоставленных документов Фонда показал, что в соответствии с планами деятельности Фонда психологические, педагогические, медицинские, правовые услуги регулярно оказываются волонтерами.
Журналы выдачи продуктов и мягкого инвентаря Фондом не ведутся. Справки о выдаче гуманитарной помощи подтверждают выдачу продуктов и вещевого имущества разово в качестве срочной социальной услуги, которая не предусмотрена индивидуальными программами, поэтому не подлежит компенсации.
График уборки помещений и планы деятельности Фонда подтверждают, что социально-бытовые услуги в этой части не оказываются, но предъявляются к компенсациям.
В соответствии со стандартами оказания услуг, установленными приложением N 1 к Порядкам оказания услуг N 302-П, N 566-П, социально-бытовые услуги в полустационарной форме оказываются при нахождении получателей услуг в помещениях поставщика более 4-х часов в сутки.
Фондом не подтверждено нахождение получателей услуг в помещениях поставщика более 4-х часов в сутки в каждый конкретный день действия индивидуальной программы.
Таким образом, в нарушение пункта 2 Порядка N 70-П Фондом не подтверждены затраты на оказание социально-бытовых услуг, предусмотренных индивидуальной программой, в общей сумме 7 716 197,18 руб., на компенсацию которых Министерством предоставлена субсидия в общем размере 3 355 185,02 рублей., тем самым нарушены условия и порядок предоставления субсидии в части достоверности информации, используемой при определении размера компенсации понесенных затрат.
По пункту 1 Представления Фонду предлагается устранить нарушение путем возврата в бюджет Республики Карелия указанной суммы и принять меры по устранению причин и условий нарушений в срок до 24.10.2023. По Предписанию Фонд обязан принять меры по возмещению причиненного ущерба бюджету Республики Карелия путем возврата средств в сумме 3 355 185 руб. 02 коп.
Осмотр помещений Фонда проводился при непосредственном участии представителя объекта контроля - президента Фонда Набиренковой Л.А. Акт подписан без замечаний, какие-либо пояснения со стороны президента Фонда Набиренковой Л.А. не предоставлялись. Документы, представленные Фондом в ходе проверки, данные бухгалтерского учета не подтверждают факт и объем оказания социальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 Представления в нарушение пункта 2 Порядка N 70-П, пунктов 14 Порядка N 302-П, пункта 9 Порядка N 566-П Фондом в проверяемом периоде не соблюдены требования по кадровому обеспечению поставщика социальных услуг.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Закона N 442-ФЗ поставщики социальных услуг обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с положениями Закона N 442-ФЗ, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Подпунктом 3 части 2 статьи 4 Закона N 442-ФЗ предусмотрено, что социальное обслуживание осуществляется также на принципах достаточности кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг, что влияет на качество предоставления социальных услуг.
Поставщики социальных услуг предоставляют социальные услуги в соответствии с Порядком предоставления социальных услуг, утвержденным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации обязательным для исполнения поставщиками социальных услуг.
Порядки предоставления услуг совершеннолетним и несовершеннолетним гражданам поставщиками утверждены приказами Министерства социальной защиты Республики Карелия от 23.05.2018 N 302-П, от 05.08.2020 N 566-П.
Пунктами 9 и 14 Порядка N 302-П и Порядка N 566-П установлены требования к кадровому обеспечению поставщика социальных услуг:
поставщик социальных услуг должен располагать количеством персонала, необходимым для качественного предоставления социальных услуг;
работники поставщика социальных услуг должны иметь образование, квалификацию и профессиональную подготовку, необходимые для исполнения должностных обязанностей, установленные квалификационными требованиями и профессиональными стандартами;
работники поставщика социальных услуг осуществляют деятельность в соответствии с должностными инструкциями, определяющими круг их должностных обязанностей, устанавливающими права и ответственность, требования к образованию, квалификации и опыту работы, предъявляемые к занимаемой должности;
поставщик социальных услуг обеспечивает повышение квалификации работников в установленном порядке, прохождение ими аттестации с периодичностью, установленной нормативными актами.
Штатными расписаниями Фонда от 01.01.2022, от 01.07.2022, от 01.01.2023 утверждено 7,5 штатных единиц, фактически занята одна должность - президент Фонда. Штатными расписаниями утверждены только должности управленческого персонала (исполнительный директор, бухгалтер, администратор, комендант, кладовщик). Штатными расписаниями не предусмотрены должности, в служебные обязанности которых включено оказание социальных услуг. За президентом Фонда закреплены административные функции по обеспечению деятельности Фонда.
Фактически оказание социальных услуг осуществляется через заключение договоров (соглашений о сотрудничестве) на безвозмездной либо платной основе с физическими и юридическими лицами, которые не являются работниками Фонда.
В соответствии с пунктом 2.3 Устава Благотворительного фонда "Мама-дом" Фонд оказывает социальные услуги в качестве поставщика социальных услуг согласно индивидуальным программам получателей социальных услуг.
На основании индивидуальных программ предоставления социальных услуг между Фондом и гражданами (получателями социальных услуг) в 2022 и 2023 годах заключены соответствующие договоры о предоставлении социальных услуг в полустационарной форме.
В соответствии с пунктом 7 всех заключенных договоров о предоставлении социальных услу исполнитель не вправе передавать исполнение обязательств по настоящему договору третьим лицам (в соответствии с пунктом 7 Примерной формы договора предоставлении социальных услуг, утверждённой Приказом Минтруда России от 10.11.2014 N 874н).
В нарушение обязательных требований, установленных статьями 15, 16 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктами 9 и 14 Порядка N 302-П и Порядка N 566-П, а также пункта 7 договоров о предоставлении социальных услуг, услуги в Фонде оказвались третьими лицами, трудовые отношения с которыми не оформлялись трудовыми договорами.
Несоблюдение указанных требований влечет нарушение Фондом порядка и условий предоставления субсидии при определении размера компенсации для возмещения затрат, понесенных поставщиком социальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 Представления в нарушение пункта 2 Порядка N 70-П, части 2 статьи 19 Закона N 442-ФЗ Фондом не установлено определенное время суток для оказания услуг в полустационарной форме.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона N 442-ФЗ социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.
В соответствии со стандартами оказания услуг, установленными приложением N 1 к Порядкам оказания услуг N 302-П, N 566-П, социально-бытовые услуги в полустационарной форме оказываются при нахождении получателей услуг в помещениях поставщика более 4-х часов в сутки.
Согласно части 1 статьи 13, части 1 статьи 17 Федерального закона N 442-ФЗ поставщики социальных услуг формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к данным ресурсам посредством размещения их на информационных стендах в своих помещениях, в средствах массовой информации, в сети "Интернет", в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания, при этом взаимоотношения поставщика и получателя регулируются договором о предоставлении услуг.
Проверкой установлено, что индивидуальные программы получателей составлены на предоставление услуг в полустационарной форме.
В ходе контрольного мероприятия изучены стенды Фонда, порядки оказания услуг и иные представленные Фондом документы, а также установлено, что официальный сайт не функционирует.
Сплошным порядком проверены договоры с получателями. В результате установлен следующий факт: Фонд не установил определенное время суток для оказания услуг в полустационарной форме.
Следовательно, Фондом не подтверждено нахождение получателей услуг в помещениях поставщика более 4-х часов в сутки в каждый конкретный день действия индивидуальной программы.
Несоблюдение указанных требований влечет нарушение Фондом порядка и условий предоставления субсидии при определении размера компенсации для возмещения затрат понесенных поставщиком социальных услуг.
Доказательства, опровергающие обстоятельства, установленные в ходе проверки, Фондом не представлены.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Фондом требований.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Фонда и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21 мая 2024 года по делу N А26-10633/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Благотворительного фонда "Мама-Дом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10633/2023
Истец: Благотворительный фонд "Мама-Дом"
Ответчик: Министерство финансов Республики Карелия
Третье лицо: Котрехов Евгений Андреевич