г. Санкт-Петербург |
|
29 августа 2024 г. |
Дело N А56-105494/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Балакир М.В.
судей Изотовой С.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: Марченко С.А.
при участии:
от истца (заявителя): представитель Данилова В.В. по доверенности от 10.08.2023
от ответчика (должника): представитель Попов Р.А. по доверенности от 29.12.2023
от 3-го лица: представитель Павлов О.В. по доверенности от 26.03.2024
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14208/2024) (заявление) гаражно-стояночного потребительского кооператива "Автоград" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2024 по делу N А56-105494/2023 (судья Новикова Е.В.), принятое по заявлению
гаражно-стояночного потребительского кооператива "Автоград"
к Комитету по градостроительству и архитектуре
3-е лицо: акционерное общество "Аэропорт "Пулково"
о признании, об обязании
УСТАНОВИЛ:
Гаражно-стояночный потребительский кооператив "Автоград" (далее - Кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по градостроительству и архитектуре (далее - Комитет, заинтересованное лицо) о признании незаконным Заключения Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга N 01-47-5-27216/23 от 31.07.2023 о несогласовании проекта благоустройства элементов благоустройства; о признании незаконным Заключения Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга N 01-47-5-33892/23 от 18.09.2023 о несогласовании проекта благоустройства элементов благоустройства; обязании Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга принять решение о согласовании Проектной документации N 12/ЗК-03512, направленной исходящим письмом N 55419645 от 07.07.2023.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2024 в удовлетворении заявления было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, ссылаясь на то, что Комитетом в оспариваемых отказах не приведено надлежащего правового основания оснований для отказа в согласовании спорного проекта благоустройства.
В настоящее судебное заседание явились представители сторон и третьего лица.
Представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители заинтересованного лица и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы. От третьего лица в материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Гаражно-стояночным кооперативом "Автоград" и Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга заключен договор аренды N 18/ЗК-03512 от 25.11.2020 земельного участка с кадастровым номером 78:14:0007708:1003, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Штурманская улица, участок 107 (у дома 8, литера А) (далее - "Земельный участок").
Земельный участок предоставлен Кооперативу для хранения транспортных средств некоммерческими организациями автовладельцев без права возведения объектов капитального строительства.
26.07.2021 Комитетом по градостроительству и архитектуре Кооперативу выдано задание на разработку проекта благоустройства земельного участка N 44149157 (далее - "Задание от 26.07.2021"), которое предусматривало разработку проектных решений элементов благоустройства: некапитальные нестационарные строения и сооружения - будка; устройства декоративные, технические, конструктивные - ограждения (шлагбаумы, технические ограждения).
Согласно п. 1.6. Задания от 26.07.2021, в отношении Сведений об особенностях архитектурного облика Санкт-Петербурга, эстетического состояния территории Санкт-Петербурга, стилистики окружающих архитектурных объектов (для конкретного объекта благоустройства) установлено следующее задание: размещаемый объект должен соответствовать статусу некапитальных, нестационарных строений и сооружений, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений; при проектировании размещения элементов благоустройства предусмотреть: организацию въездов (выездов) в соответствии с планировочной ситуацией территории, в увязке с красными линиями улично-дорожной сети, инженерно-техническое обеспечение, требуемое нормативное озеленение согласно действующему законодательству, а также соблюдение экологических, санитарных, противопожарных правил и нормативов. Будка - некапитальное нестационарное строение служебного назначения, размещаемое на территории, земельном участке в целях обеспечения соответствующего использования объекта благоустройства, площадью не более 8 кв. м, высотой не более 4 м.
В пункте 2 задания представлена схема границ проектирования объекта благоустройства.
В соответствии с Заданием от 26.07.2021 Кооперативом подготовлена Проектная документация N 12/ЗК-03512 (далее - "Проект N 1") и представлена на согласование Комитету в порядке, предусмотренном разделом 5.1. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" (далее -"Постановление N 961"). Документация направлена за исх. N 53599671 от 07.03.2023.
Заключением Комитета N 01-47-5-9087/23 от 30.03.2023 в согласовании проекта благоустройства отказано.
Принимая во внимание замечания, указанные в заключении Комитета от 30.03.2023, Кооперативом скорректирована Проектная документация N 12/ЗК-03512 и представлена в Комитет исходящим письмом N 54745131 от 17.05.2023 (далее - "Проект N 2").
При этом, все обозначенные в заключении Комитета замечания Кооперативом, по его мнению, были полностью устранены.
Несмотря на это, заключением Комитета N 01-47-5-19440/23 от 09.06.2023 в согласовании проекта благоустройства отказано.
В Заключении от 09.06.2023 Комитет указал, что Кооперативом не учтены замечания, изложенные в отрицательном заключении от 30.03.202, хотя при выдаче заключения от 09.06.2023 указал новые замечания, которые в первом заключении отсутствовали.
Согласно заключению Комитета от 09.06.2023, Комитет указал на наличие следующих нарушений в проекте: пункт 5.1.8.1 приложения N 3 к Правилам благоустройства - нарушение архитектурного облика Санкт-Петербурга, эстетического состояния территории Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительного облика зданий и сооружений.
Принимая во внимание замечания, указанные в заключении Комитета от 09.06.2023, Кооперативом скорректирована Проектная документация N 12/ЗК-03512 и представлена в Комитет исходящим письмом N 55419645 от 07.07.2023 (далее - "Проект N 3").
Заключением Комитета N 01-47-5-27216/23 от 31.07.2023 (далее - "Заключение от 31.07.2023") в согласовании проекта благоустройства элементов благоустройства отказано.
Кооперативом в четвертый раз был представлен Проект благоустройства (исходящий N 56104195 от 28.08.2023) (далее - "Проект N 4"), однако, Заключением N 01-475-33892/23 от 18.09.2023 (далее - "Заключение от 18.09.2023") Комитетом было отказано в его согласовании со ссылкой на пункт 5.1.8.8 приложения N 3 к Правилам благоустройства - отсутствие задания на разработку проекта благоустройства, выданного Комитетом. В соответствии с п. 2.2.10 приложения N 3 к Правилам благоустройства срок действия задания составляет два года.
Заявитель полагает незаконными Заключения Комитета от 31.07.2023 и от 18.09.2023, которыми проект благоустройства Земельного участка не согласован, в связи с чем обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение не подлежит отмене ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о Комитете по градостроительству и архитектуре, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1679 (далее-Положение).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения задачами Комитета является разработка и реализация мероприятий, направленных на проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления в области градостроительства и архитектуры, формирование архитектурного облика Санкт-Петербурга.
Пунктом 3.13-2 Положения Комитет уполномочен на осуществление согласования проектов благоустройства.
Пунктом 5.1.6 приложения N 3 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила благоустройства) определено, что Комитет подготавливает заключение о согласовании либо о несогласовании проекта благоустройства.
Порядок предоставления государственной услуги по согласованию проектов благоустройства элементов благоустройства регулируется Административным регламентом, утвержденным распоряжением Комитета от 09.08.2017 N 13-н (далее -Административный регламент).
Основанием для отказа в согласовании проектов благоустройства элементов благоустройства являются в соответствии с приложением N 3:
5.1.8.1 нарушение архитектурного облика Санкт-Петербурга, эстетического состояния территории Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительного облика зданий, сооружений (для фасадов);
5.1.8.7 несоответствие проекта благоустройства элементов благоустройства утвержденной электронной форме и составу, установленному настоящим приложением;
5.1.8.8 отсутствие задания на разработку проекта благоустройства, выданного КГА в соответствии с настоящим приложением.
Аналогичные основание для отказа предусмотрены пунктом 2.9.1 Административного регламента.
При осуществлении процедуры согласования проектов благоустройства элементов благоустройства задачи Комитета сводятся к оценке проекта благоустройства на соответствие законодательству в сфере градостроительства и архитектуры в Санкт-Петербурге, эстетическому состоянию Санкт-Петербурга, архитектурному облику Санкт-Петербурга (пункт 5.1.4 приложения N 3 к Правилам благоустройства).
Учитывая изложенное, Комитет в отказе от 31.07.2023 сообщил о необходимости обоснования цветового решения будки с учетом окружающей застройки и отказал на основании пункта 5.1.8.1 приложения N 3 к Правилам благоустройства. Сведения об обосновании проектных решений элемента благоустройства с учетом окружающего архитектурного облика в пояснительной записке отсутствовали.
Вопреки доводам заявителя, в ранее полученных заключениях Комитета от 30.03.2023 N 01-47-5-9087/22, от 09.06.2023 N 01-47-5-19440/23 в основаниях для отказа также был указан пункт 5.1.8.1 приложения N 3 к Правилам благоустройства - нарушение архитектурного облика Санкт-Петербурга, эстетического состояния территории Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительного облика зданий и сооружений.
Отказ правомерно обоснован также пунктом 5.1.8.7 приложения N 3 к Правилам благоустройства - несоответствие проекта благоустройства элементов благоустройства утвержденной электронной форме и составу, установленному настоящим приложением, поскольку из проекта N 3 следует, что информация в текстовой части не соответствует графическим материалам.
Кроме того, Комитет неоднократно сообщал Заявителю в отказах о несоответствии проектных решений (размещение грузового автотранспорта) заключенному с КИО договору аренды.
Согласно материалам дела, 18.08.2021 N 01-21-5-26536/23 Комитетом выдано задание на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства на основании договора аренды с Комитетом имущественных отношений (далее - КИО) от 25.11.2020 N 18/ЗК-03512, в целях предоставления земельного участка для хранения транспортных средств некоммерческими организациями автовладельцев без права возведения объектов капитального строительства.
Статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 03.06.2015 N 288-48 (в редакции от 08.11.2019, действующей при заключении договора) "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не являющиеся объектами недвижимости, для размещения которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов" предусмотрены основания для назначения земельного участка при его предоставлении в аренду без торгов.
Так, пунктом 4 статьи 2 указанного Закона предусмотрено основание "использоваться для хранения транспортных средств некоммерческими организациями автовладельцев".
Отдельное основание для хранения грузовых транспортных средств предусмотрено в пункте 11 статьи 2 "для размещения грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3.5 тонны".
Устройство стоянки грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны договором Заявителя с КИО не предусмотрено.
Основанием для отказа N 01-47-5-33892/23 от 18.09.2023 является пункт 5.1.8.8 приложения N 3 к Правилам благоустройства - отсутствие задания на разработку проекта благоустройства, выданного Комитетом.
В соответствии с пунктом 2.2.10 приложения N 3 к Правилам благоустройства срок действия задания составляет два года. Следовательно, срок задания, на основании которого разрабатывается проект благоустройства, истек 19.08.2023.
В поданном проекте благоустройства Заявитель представил обоснование проектных решений элемента благоустройства - будки.
При этом, Комитет повторно сообщил Заявителю о нарушении условий договора аренды, заключенного с КИО.
Таким образом, действуя в пределах своих полномочий, определенных Положением, Комитет обоснованно отказал ГСПК "Автоград" в согласовании проекта благоустройства. Доводы заявителя в части необоснованности наличия оснований, указанных в решениях об отказе, являются не соответствующими действительности.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно счел, обоснованными решения Комитета от 31.07.2023 N 01-47-5-27216/23 и N 01-47-5-33892/23 от 18.09.2023 об отказе в согласовании проекта благоустройства элементов благоустройства.
Кроме того, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-58545/2023 от 15.03.2024 договор аренды земельного участка с кадастровым номером 78:14:0007708:1003, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Штурманская улица, участок 107 (у дома 8, литера А) N 18/ЗК-03512 от 25.11.2020, заключенный между Гаражно-стояночным кооперативом "Автоград" и Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга, в отношении которого заявителем разрабатывался проект благоустройства, прекращен.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания апелляционной жалобы обоснованной и ее удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2024 по делу N А56-105494/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Балакир |
Судьи |
С.В. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-105494/2023
Истец: АО "АЭРОПОРТ "ПУЛКОВО", ГАРАЖНО-СТОЯНОЧНЫЙ "АВТОГРАД"
Ответчик: Комитет по градостроительству и архитектуре
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15778/2024
29.08.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14208/2024
16.03.2024 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-105494/2023