г. Санкт-Петербург |
|
29 августа 2024 г. |
Дело N А42-664/2024 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Целищева Н.Е.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16976/2024) Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области, изготовленное в виде резолютивной части, от 29.03.2024 (мотивированное решение изготовлено 11.04.2024) по делу N А42-664/2024 (судья О.А. Евтушенко), принятое
по иску Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
к индивидуальному предпринимателю Вязову Константину Николаевичу
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к индивидуальному предпринимателю Вязову Константину Николаевичу о взыскании 70 901,25 руб. задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания; 35 586,72 руб. пеней за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, начисленных по состоянию на 05.10.2023; 25,25 руб. пеней за несвоевременную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 4-й квартал 2018 года, рассчитанных за период с 31.01.2019 по 19.03.2019; 2,16 руб. пеней за несвоевременную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 4-й квартал 2019 года, рассчитанных за период с 31.01.2020 по 04.02.2020; пеней, начисленных на сумму долга 70 901,25 руб. исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период, начиная с 06.10.2023 по дату фактической оплаты.
Впоследствии истец, уточнив исковые требования, просил суд взыскать с ответчика 74 086,95 руб. задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 3-4 кварталы 2011 года, за 1-4 кварталы 2012 года, за 1-4 кварталы 2013 года, за 1-3 кварталы 2014 года, за 1-4 кварталы 2015 года, за 1-4 кварталы 2016 года, за 1-4 кварталы 2017 года, за 1-3 кварталы 2018 года; 45 278,36 руб. пеней за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, начисленных по состоянию на 09.02.2024, а начиная с 10.02.2024 пеней, начисленных на сумму долга 74 086,95 руб. исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период, по дату фактической оплаты.
Уточнение размера исковых требований принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства без вызова сторон по правилам главы 29 АПК РФ.
Решением суда от 29.03.2024, изготовленным в виде резолютивной части, в иске отказано.
По ходатайству истца 11.04.2024 судом первой инстанции составлено мотивированное решение.
Не согласившись с указанным решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неверное исчисление судом первой инстанции срока исковой давности по заявленным в иске требованиям, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предприниматель Вязов К.Н. является оператором сети связи общего пользования, осуществляет свою деятельность на основании соответствующей лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Как указал истец в обоснование заявленных требований, ответчик, являясь оператором сети связи общего пользования, не исполнил предусмотренную Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) обязанность по осуществлению обязательных отчислений (по уплате неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Истец направил в адрес ответчика уведомление от 28.03.2023 N П14-1-09-200-21509 о необходимости оплаты задолженности по обязательным платежам в резерв универсального обслуживания и соответствующих пеней.
Неисполнение ответчиком указанных требований в добровольном порядке послужило поводом для обращения Министерства в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции, посчитав, что истцом пропущен срок исковой давности в отношении заявленных в иске требований, отказал в удовлетворении иска.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Подпунктом 12 статьи 2 Закона N 126-ФЗ установлено, что оператор связи - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.
Деятельность операторов сети связи общего пользования является лицензируемой.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности ответчика является деятельность в области документальной электросвязи. Ответчик осуществляет свою деятельность на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, то есть является оператором сети связи общего пользования. Следовательно, предприниматель Вязов К.Н. обязан производить отчисления в резерв универсального обслуживания. Данное обстоятельство ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Закона N 126-ФЗ в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров формируется резерв универсального обслуживания.
Правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи (пункт 2).
В силу пункта 1 статьи 60 Закона N 126-ФЗ источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники.
Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета (пункт 2 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2 процента. Размер обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования рассчитывается им самостоятельно как соответствующая указанной в пункте 3 настоящей статьи ставке процентная доля доходов, определяемых в соответствии с настоящей статьей (пункты 3, 4 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
Согласно пункту 5 той же статьи операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.
В соответствии с пунктом 6 статьи 60 Закона N 126-ФЗ в случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Пунктом 9 статьи 68 Закона N 126-ФЗ предусмотрено, что в случае несвоевременной или неполной уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания такой оператор сети связи общего пользования уплачивает пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания начиная со дня, следующего за установленным днем осуществления отчислений, по день уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей на день начисления пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Министерство осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предусмотренных Положением о Министерстве, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418 (далее - Положение N 418).
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 Положения N 418 Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания.
В иске (с учетом уточнения) Министерство предъявило к взысканию с предпринимателя задолженность по обязательным отчислениям (неналоговым платежам) в резерв универсального обслуживания за периоды 3 квартал 2011 года - 3 квартал 2014 года, 1 квартал 2015 года - 3 квартал 2018 года в сумме 74 086,95 руб., а также пени за несвоевременную, неполную уплату обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания за указанные периоды, начисленные за период с 18.05.2017 по 09.02.2024, в размере 45 278,36 руб.
Ответчик в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявил о пропуске истцом срока исковой давности в отношении заявленных в иске требований.
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (статья 195 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно пункту 2 статьи 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление N 43), срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
В данном случае, исходя из установленного пунктом 5 статьи 60 Закона N 126-ФЗ срока оплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания, последним днем уплаты ответчиком обязательных отчислений за 3 квартал 2018 года являлось 30.10.2018. Следовательно, трехлетний срок исковой давности по требованиям за последний из рассматриваемых периодов - 3 квартал 2018 года - истек не позднее 31.10.2021.
Согласно статье 207 ГК РФ с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию (пункт 1).
Истец обратился в суд с настоящим иском 29.01.2024, то есть за пределами срока исковой давности.
Согласно пункту 3 статьи 202 ГК РФ течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку. В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
По смыслу пункта 3 статьи 202 ГК РФ соблюдение сторонами предусмотренного законом претензионного порядка в срок исковой давности не засчитывается, фактически продлевая его на этот период времени.
В соответствии с частью 5 статьи 4 АПК РФ гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
Как видно из материалов дела, Министерство прибегло к процедуре внесудебного разрешения спора, направив предпринимателю 29.03.2023 уведомление с требованиями о погашении задолженности и пеней.
Вместе с тем, поскольку досудебная претензия была направлена ответчику за пределами трехлетнего срока исковой давности, течение этого срока в порядке пункта 3 статьи 202 ГК РФ не приостанавливалось.
Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Поскольку Министерством пропущен установленный законом срок для защиты в судебном порядке нарушенного права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Довод подателя жалобы о том, что Министерство, являющееся правопреемником Федерального агентства связи, не могло узнать о наличии у ответчика задолженности по уплате обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания ранее 13.10.2021, отклонен апелляционным судом.
Так, на основании Указа Президента Российской Федерации от 20.11.2020 N 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций" Федеральное агентство связи упразднено, его функции переданы Министерству. При этом пунктом 3 названного указа установлено, что Министерство является правопреемником упраздняемого Федерального агентства связи, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Федеральное агентство связи ликвидировано 13.10.2021.
Между тем, как следует из разъяснений, данных в пункте 6 Постановления N 43, по смыслу статьи 201 ГК РФ переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления. В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
С учетом изложенного позиция Министерства отклонена судом апелляционной инстанции как безосновательная.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции по существу настоящего спора у апелляционного суда не имеется.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (части 1, 2 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71, пункт 2 части 4 статьи 170 АПК РФ).
Суд правильно установил обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные сторонами доказательства и дал им надлежащую правовую оценку; обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
В связи с изложенным у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.04.2024 по делу N А42-664/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.Е. Целищева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-664/2024
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Вязов Константин Николаевич