г. Тула |
|
29 августа 2024 г. |
Дело N А68-15512/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.08.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Егураевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокиной О.С., при участии в судебном заседании от акционерного общества "Тулачермет" - представителя Борисовой А.А. (доверенность N 1314 от 14.10.2024), в отсутствие истца и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тулачермет" на определение Арбитражного суда Тульской области от 24.06.2024 по делу N А68-15512/2022 (судья Нестеренко С.В.),
УСТАНОВИЛ:
АО "Газпром газораспределение Тула" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), к АО "Тулачермет" о взыскании 135 377 678 руб. 48 коп. долга, 3 030 787 руб. 53 коп. неустойки, неустойки по день фактической оплаты долга.
АО "Тулачермет" обратилось в суд со встречным иском к АО "Газпром газораспределение Тула" со встречным иском о признании договора транспортировки газа незаключенным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ привлечены ООО "Газпром межрегионгаз Тула", ООО "Тулачермет-Сталь", ООО "Газпром трансгаз Москва" и ООО "Промсорт-Тула".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 06.10.2023, с учетом определения об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок от 09.10.2023, первоначальные исковые требования удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречного иска отказано, распределены расходы по уплате государственной пошлины.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 решение Арбитражного суда Тульской области от 06.10.2023 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
10.06.2024 судебный пристав-исполнитель СОСП по Тульской области ГМУ ФССП России Ильина Г.В. обратилась с заявлением о разъяснении порядка исполнения исполнительного документа в части расчета суммы пени с 24.03.2023 по день фактической оплаты задолженности.
Определением Арбитражного суда Тульской области от 24.06.2024 разъяснено, что положения постановления Правительства РФ от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022-2024 годах" (далее - постановления Правительства РФ от 26.03.2022 N 474) при расчете суммы пени с 24.03.2023 по день фактической оплаты задолженности применению не подлежат; расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем самостоятельно по учетной ставке Банка России, действующей на дату исполнения/оплаты судебного решения.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Тулачермет" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции. Апеллянт возражает против выводов суда о том, что положения постановления Правительства РФ от 26.03.2022 N 474 при расчете суммы пени с 24.03.2023 по день фактической оплаты долга применению не подлежат, так как ответчик имеет статус теплоснабжающей организации.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела. Истец просил отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика ходатайствовал о приобщении к материалам дела документов, приложенных к апелляционной жалобе, а также передал суду в судебном заседании для приобщения к материалам дела копий дополнительных соглашений к договору N 37311 от 01.03.2010 на поставку тепловой энергии в горячей воде, датированных от 10.01.2022, 09.01.2023, 09.01.2024.
На основании статьи 268 АПК РФ данные документы приобщены к материалам дела в целях оценки доводов апеллянта.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил определение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Истец и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей не направили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Оценив представленные доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя ответчика, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 179 АПК РФ вопросы разъяснения решения, исправления описок, опечаток, арифметических ошибок рассматриваются арбитражным судом в десятидневный срок со дня поступления заявления в суд без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле, и других лиц, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи. По результатам рассмотрения вопросов выносится определение, которое может быть обжаловано.
Согласно толкованию статьи 179 АПК РФ, приведенному в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 108-О, путем разъяснения решения создаются необходимые условия для его правильного понимания и исполнения, а также устранения тех или иных недостатков.
Основаниями для разъяснения судебного акта могут являться неопределенность его резолютивной части и сам текст судебного акта, допускающие неоднозначное толкование и препятствующие его исполнению.
В заявлении судебный пристав-исполнитель СОСП по Тульской области ГМУ ФССП России Ильина Г.В. указала следующее: 27.03.2024 возбуждено исполнительное производство N 34454/24/98071-ИП. Ответчик оплатил задолженность 02.04.2024 по исполнительному документу от 31.01.2024 N ФС 044503720 в сумме 139 836 509 руб. 27 коп.
В соответствии с требованиями данного исполнительного документа подлежат начислению пени с 24.03.2023 по 02.04.2024.
Судебный пристав-исполнитель СОСП по Тульской области ГМУ ФССП России Ильина Г.В. запросила расчеты у сторон.
АО "Тулачермет" полагало, что следует исходить из минимального значения ключевой ставки Банка России - 7,5% годовых в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 26.03.2022 N 474.
Истец исходил из того, что должна использоваться ключевая ставка Банка России, действовавшая в соответствующий период:
24.03.2023 - 23.07.2023 = 7,5%
24.07.2023 - 14.08.2023 = 8,5%
15.08.2023 - 17.09.2023 = 12%
18.09.2023 - 29.10.2023 = 13%
30.10.2023 - 17.12.2023 = 15%
18.12.2023 - 31.12.2023 = 16%
01.01.2024 - 02.04.2024 = 16%
При таких обстоятельствах судебный пристав-исполнитель просит разъяснить порядок расчета пени за период с 24.03.2023 по 02.04.2024, а именно: подлежат ли применению положения постановления Правительства РФ от 26.03.2022 N 474.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 202 ГПК РФ, статья 179 АПК РФ).
В соответствии с абзацем 2 статьи 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа и услуг по его транспортировке потребитель газа обязан уплатить поставщику пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
В соответствии с пунктами 1, 2 постановления Правительства РФ от 26.03.2022 N 474
- (ред. от 29.12.2023) до 01.01.2025 начисление и уплата пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из минимального значения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации из следующих значений: ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая по состоянию на 27.02.2022, и ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на день фактической оплаты;
- (в ред. постановления Правительства РФ от 23.09.2022 N 1681) начисление и уплата пени в случае просрочки исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов по договорам, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из минимального значения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации из следующих значений: ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая по состоянию на 27.02.2022, и ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на день исполнения обязательства;
- (в ред. постановления Правительства РФ от 23.09.2022 N 1681) при включении условия о рассрочке в договор об установке индивидуального, общего (для коммунальной квартиры) или коллективного (общедомового) прибора учета используемого энергетического ресурса, заключаемый в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении с гражданином - собственником жилого дома, садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением такой рассрочки, рассчитываемая исходя из минимального значения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации из следующих значений: ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая по состоянию на 27.02.2022, и ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на день начисления процентов.
Постановление Правительства РФ от 26.03.2022 N 474 (ред. от 29.12.2023) распространяется на правоотношения, возникшие с 28 февраля 2022 г.
Взаимоотношения истца и ответчика основаны на транспортировке газа за период с октября 2022 года по февраль 2023 года и не регулируются жилищным законодательством, в связи с чем суд области обоснованно указал на то, что постановление Правительства РФ от 26.03.2022 N 474 к рассматриваемым отношениям сторон не применимо. Для такой категории субъектов энергетического рынка, как истец и ответчик, ранее были установлены самостоятельные меры государственной поддержки.
Так, Федеральным законом от 01.05.2022 N 127-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" дополнены частями двадцать третьей и двадцать четвертой следующего содержания:
"В 2022 году Правительство Российской Федерации в целях обеспечения устойчивого функционирования сферы газоснабжения Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления, уплаты и списания неустоек (штрафов, пеней) и применения иных мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате газа и услуг по его транспортировке.
В случае установления Правительством Российской Федерации особенностей начисления, уплаты и списания неустоек (штрафов, пеней) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате газа и услуг по его транспортировке вместо ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, применяемой в соответствии с настоящей статьей, начиная с 28 февраля 2022 года применяется величина, определенная в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
На 2022 год такой порядок определен в постановлении Правительства РФ от 20.05.2022 N 912 (ред. от 02.06.2023) "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях установления особенностей правового регулирования отношений в сферах электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения", он действовал с 28.02.2022 по 31.12.2022, в частности, при применении порядка начисления пеней за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по оплате газа и услуг по его транспортировке, предусмотренного статьей 25 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", взамен ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, использовалось минимальное значение ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации из следующих значений: ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая по состоянию на 27.02.2022, и ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на день фактической оплаты.
На 2023 и 2024 годы каких-либо особенностей начисления неустоек в сферах электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации не установлено.
В указанный период (с 24.03.2023 по 02.04.2024) не действовали названные выше ограничения размера неустойки размером ключевой ставки ЦБ РФ, действовавшей по состоянию на 28.02.2022, то есть размером 9,5% годовых. Поэтому подлежат применению общие правила начисления неустойки.
Так, согласно ответу на вопрос 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, статьей 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статьей 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьей 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена неустойка за просрочку исполнения обязательства по оплате потребления соответствующих энергетических ресурсов. Согласно указанным нормам размер неустойки определяется в зависимости от ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок сумму. Следовательно, при добровольной уплате названной неустойки ее размер подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа. При этом закон не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке.
Вместе с тем, по смыслу данной нормы, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения. Данный механизм расчета неустойки позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде. Разъяснения, изложенные в ответах на вопросы 1 и 3 названного Обзора, распространяются исключительно на случаи, когда основной долг не погашен.
При присуждении неустойки по день фактического исполнения обязательства расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, по смыслу п. 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 1 ст. 7, ст. 8, п. 16 ч. 1 ст. 64 и ч. 2 ст. 70 Закона об исполнительном производстве) по ставке, действующей на дату исполнения судебного решения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возможности разъяснить способ и порядок исполнения исполнительного документа по заявлению судебного пристава-исполнителя с учетом разных расчетов сторон, не выходя за пределы разъяснения исполнения судебного акта.
Возражения ответчика сводятся к несогласию с выводами суда области о том, что положения постановления Правительства РФ от 26.03.2022 N 474 при расчете суммы пени с 24.03.2023 по день фактической оплаты задолженности применению не подлежат.
Вместе с тем, данные возражения не влияют на правильность обжалуемого судебного акта, так как по смыслу статьи 179 АПК РФ, путем разъяснения решения создаются необходимые условия для его правильного понимания и исполнения.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают допущенной судом при рассмотрении ходатайства ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем, отсутствуют основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на определение о разъяснении судебного акта уплата государственной пошлины не предусмотрена.
Руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьями 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Тульской области от 24.06.2024 по делу N А68-15512/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.В. Егураева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-15512/2022
Истец: АО "Газпром газораспределение Тула", АО "Газпром газораспределение Тула"
Ответчик: АО "Тулачермет"
Третье лицо: ООО "Газпром Межрегионгаз Тула", ООО "Газпром трансгаз Москва", ООО "Тулачермет Сталь", ООО "Тулачермет-Сталь"
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-685/2024
08.10.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-685/2024
29.08.2024 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4274/2024
25.01.2024 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7815/2023
06.10.2023 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-15512/2022