г. Владимир |
|
30 августа 2024 г. |
Дело N А43-782/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.08.2024.
Полный текст постановления изготовлен 30.08.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройСервис плюс" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.05.2024 по делу N А43-782/2024,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройСервис плюс" (ОГРН 1105256001641, ИНН 5256094279) к Министерству лесного хозяйства и охраны животного мира Нижегородской области о признании недействительным пункта 8 Перечня закрепленных охотничьих угодий, прием результатов зимних учетов численности в которых осуществляется при участии комиссии в Приложении N 3 к Приказу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области от 28.12.2023 N 1412,
при участии в деле третьего лица - Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Между обществом с ограниченной ответственностью "СтройСервис плюс" (далее - Общество, ООО "СтройСервис плюс") и Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области 25.08.2015 заключено охотхозяйственное соглашение N 68 (далее - Соглашение).
Письмом от 07.12.2023 N Исх-331-658496/23 Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее - Министерство) направило в адрес Общества предложение о проведении совместных учетов численности охотничьих ресурсов.
В ответ на указанное письмо Общество письмом от 13.12.2023 сообщило, что зимние учеты численности охотничьих ресурсов на территории охотхозяйства Общества в 2024 году будут проводиться ответственным лицом Общества самостоятельно.
Министерством 28.12.2023 вынесен приказ N 1412 "О проведении зимних учетов численности охотничьих ресурсов на территории Нижегородской области в 2024 году" (далее - Приказ N 1412).
Приложение N 3 к Приказу N 1412 содержит Перечень закрепленных охотничьих угодий, прием результатов зимних учетов численности в которых осуществляется при участии комиссии, в пункте 8 которого поименовано Общество.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным пункта 8 Перечня закрепленных охотничьих угодий, прием результатов зимних учетов численности в которых осуществляется при участии комиссии в Приложении N 3 к Приказу Министерства от 28.12.2023 N 1412.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура.
Решением от 16.05.2024 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что судом первой инстанции при рассмотрении дела не применено Положение о федеральном государственном охотничьем контроле (надзоре), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1065 (далее - Положение N 1065), а также не учтены положения части 12 статьи 36 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-Ф "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте), неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Общество настаивает на том, что Министерство в рамках государственного мониторинга не вправе создавать в целом какую-либо комиссию для приемки результатов учета и утверждать порядок работы комиссии по оценке результатов зимних учетов, так как это дополняет (изменяет) Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, утвержденный Приказом Минприроды России от 27.07.2021 N 512. Утверждение такого порядка не относится к компетенции Министерства и противоречит статье 33 и части 12 статьи 36 Закона об охоте.
Общество считает, что поскольку у Министерства отсутствуют полномочия по определению порядка работы комиссии по оценке результатов зимних учетов, оно под видом государственного мониторинга проводит контрольные мероприятия, в ходе которых проверяет учеты охотпользователей и решает судьбу ведомости учетного маршрута (результата учета).
Как объясняет Общество, отказ охотпользователя в проведении совместного учета и отсутствие дальнейшего правового регулирования проверки учета в соответствии с охотхозяйственным соглашением и законодательством об охоте обязывает Министерство применять для контроля требования Положения N 1065.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, иной подход является либо изменением охотхозяйственного соглашения, так как возлагает дополнительные обязательства, либо является изменением порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды.
Министерство в возражениях на апелляционную жалобу просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура отзыв на апелляционную жалобу в суд не направила.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1, 3, 5, 6, 10 части 1 статьи 33 Закона об охоте Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов:
- организация и осуществление сохранения и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
- регулирование численности охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
- ведение государственного охотхозяйственного реестра на территории субъекта Российской Федерации и осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
- заключение охотхозяйственных соглашений (в том числе организация и проведение аукционов на право заключения таких соглашений, выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации);
- осуществление федерального государственного охотничьего контроля (надзора) на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В соответствии с частями 1 - 4 статьи 36 Закона об охоте государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за:
1) численностью охотничьих ресурсов и объемами их изъятия (далее - учет охотничьих ресурсов);
2) распространением охотничьих ресурсов, их состоянием и динамикой изменения их численности по видам;
3) состоянием среды обитания охотничьих ресурсов.
Данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются в целях выявления изменений состояния охотничьих ресурсов и среды их обитания под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценки и прогноза этих изменений, формирования государственного охотхозяйственного реестра, а также в целях организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32 - 34 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 36 Закона об охоте учет охотничьих ресурсов и объемов их изъятия осуществляется:
1) в общедоступных охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
2) в закрепленных охотничьих угодьях - юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения;
3) на особо охраняемых территориях федерального значения - федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями.
Из части 6 статьи 36 Закона об охоте следует, что в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, учет численности охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях может осуществляться юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, совместно с представителями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В соответствии с частью 10 статьи 36 Закона об охоте регулярные наблюдения за распространением охотничьих ресурсов, их состоянием, динамикой изменения их численности по видам, состоянием среды обитания охотничьих ресурсов в целях государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) - комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды.
Статьей 40 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" предусмотрено, что пользователи животным миром обязаны:
- осуществлять только разрешенные виды пользования животным миром;
- соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром;
- применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ;
- не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира;
- осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания;
- проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира;
- оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;
- обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения;
применять при пользовании животным миром гуманные способы.
В соответствии с пунктом 3.2.10 постановления Правительства Нижегородской области от 15.03.2021 N 185 "Об утверждении положения о министерстве лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области" Министерство осуществляет ведение государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира и среды их обитания, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Приказом Минприроды России от 27.07.2021 N 512 утвержден Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания является частью государственного экологического мониторинга и представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью охотничьих ресурсов и объемами их изъятия; распространением охотничьих ресурсов, их состоянием и динамикой изменения их численности по видам; состоянием среды обитания охотничьих ресурсов.
Согласно пункту 4.1.2 Порядка в рамках осуществления государственного мониторинга проводится учет численности охотничьих ресурсов и объемов их изъятия, который обеспечивается в закрепленных охотничьих угодьях - юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
При этом пунктом 2 Порядка предусмотрено, что государственный мониторинг осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32 - 34 Закона об охоте.
Положениями пункта 4.2 Порядка предусмотрено, что регулярные наблюдения за распространением охотничьих ресурсов, их состоянием, динамикой изменения их численности по видам, состоянием среды обитания охотничьих ресурсов в целях государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 15.03.2021 N 185 "Об утверждении положения о министерстве лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области" Министерство осуществляет ведение государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира и среды их обитания, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также государственный охотничий контроль (надзор) на территории Нижегородской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что между Обществом и Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области заключено охотхозяйственное соглашение от 25.08.2015 N 68.
Из содержания данного Соглашения следует, что Общество обязано проводить учет численности объектов охоты на территории охотхозяйства, предоставлять отчеты в Министерство, не препятствовать свободному доступу должностных лиц Министерства в охотничьи угодья для контроля за исполнением условий соглашения. Министерство имеет право проверять выполнение Обществом обязательств, предусмотренных Соглашением, в соответствии с действующим законодательством, выполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что Министерство уполномочено осуществлять проверку соблюдения условий Соглашения, в частности, исполнения обязательств по проведению зимнего учета численности охотресурсов.
Доводы Общества об отсутствии правовых оснований для включения охотничьих угодий Общества в Перечень закрепленных охотничьих угодий, прием результатов зимних учетов численности в которых осуществляется при участии комиссии, судом первой инстанции правомерно отклонены.
В силу пункта 11 Порядка учет численности охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях, указанных в подпункте 4.1.2 пункта 4 настоящего Порядка, может осуществляться юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, совместно с представителем уполномоченного органа.
Предварительный письменный запрос об осуществлении учета охотничьих ресурсов совместно с представителем уполномоченного органа должен быть направлен юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, заключившему охотхозяйственное соглашение, не позднее чем за 5 рабочих дней до начала проведения полевых работ, запланированных лицом осуществляющим учет по адресу местоположения юридического лица, индивидуального предпринимателя, указанному в охотхозяйственном соглашении, а также при наличии указания в охотхозяйственном соглашении, продублирован на адрес его электронной почты.
Согласно части 7 статьи 36 Закона об охоте учет охотничьих ресурсов, в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются лимит добычи и квота их добычи, осуществляется на основании научно обоснованных методик, не являющихся нормативными правовыми актами, рекомендованными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и размещенными в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Приказом от 14.11.2022 N 74 ФГБУ "ФНИЦ Охота" утверждена Методика учета численности охотничьих ресурсов методом зимнего маршрутного учета.
Приказом от 22.11.2023 N 49 утверждена Методика учета численности охотничьих ресурсов методом шумового прогона. В данной методике предусмотрено, что в ходе проведения учета охотопользователем и должностным лицом уполномоченного органа оценивается и подписывается ведомость учета зверей и птиц (приложение 2 к названной Методике).
Указанные Методики опубликованы на сайте Минприроды России.
Приказом Министерства от 28.12.2023 N 1412, в том числе, определено:
1. Провести на территории Нижегородской области в период с 15 января по 25 марта 2024 года зимние учеты численности охотничьих ресурсов, руководствуясь методиками зимнего маршрутного учета (далее - ЗМУ), учета методом шумового прогона, учета в местах искусственных концентраций, авиаучета, опубликованными на сайте Минприроды России (далее - Методики учетов).
2. Определить лиц, ответственных за проведение зимних учетов численности охотничьих ресурсов в муниципальных и городских округах Нижегородской области (далее - лица, ответственные за проведение зимних учетов численности), согласно приложению 1 к настоящему приказу.
3. Организовать совместное с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере охотничьего хозяйства, проведение зимних учетов численности в закрепленных охотничьих угодьях, осуществляющих свою деятельность на основании долгосрочных лицензий на право пользования животным миром, а также в закрепленных охотничьих угодьях, осуществляющих свою деятельность на основании охотхозяйственных соглашений и давших свое согласие на проведение зимних учетов численности совместно с Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области в соответствии с приложением 2 к настоящему приказу.
4. Осуществлять в закрепленных охотничьих угодьях в соответствии с приложением 3 к настоящему приказу прием результатов зимних учетов численности при участии комиссии по приему зимних учетов численности охотничьих ресурсов (далее - комиссия).
Формулировки приказа от 28.12.2023 N 1412 не противоречат вышеприведенным нормативным положениям, включая предусмотренный в пункте 4 названного приказа прием результатов зимних учетов численности при участии комиссии, поскольку Министерство уполномочено осуществлять проверку соблюдения условий Соглашения, исполнения обязательств по проведению зимнего учета численности охотресурсов.
Как верно указал суд первой инстанции, проверка соблюдения условий охотхозяйственных соглашений не относится к плановым или внеплановым проверкам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимым в рамках государственного контроля (надзора). Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и не относится к контрольно-надзорным мероприятиям, в связи с чем не регламентируется положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федерального закона 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
В своей письменной позиции от 24.04.2024 Общество подтвердило, что 12.12.2023 Министерство направило в адрес Общества запрос о проведении учета охотничьих ресурсов совместно с представителем уполномоченного органа на территории закрепленного за Обществом охотничьего угодия.
Письмом от 13.12.2023 Общество сообщило, что зимние учеты численности охотничьих ресурсов на территории охотхозяйства Общества в 2024 году будут проводиться ответственным лицом Общества самостоятельно. Тем самым Общество отказалось от проведения совместного с Министерством зимнего учета численности охотничьих ресурсов в 2024 году.
Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том. Что включив закреплённое за Обществом охотничье угодье в Перечень закрепленных охотничьих угодий, прием результатов зимних учетов численности в которых осуществляется при участии комиссии, Министерство реализовало регламентированное законом полномочие по учету объектов животного мира в целях осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов, установления лимитов и квот их добычи, обеспечения эффективного проведения ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней.
Кроме того, доказательств того, что действиями Министерства по включению охотничьего угодья Общества в названный Перечень нарушены его права и законные интересы, учитывая отсутствие факта согласования совместного учета со стороны Общества, последним не представлено.
Из материалов дела не усматривается, что прием результатов зимних учетов численности в отношении охотничьего хозяйства Общества осуществлялся комиссией, результаты которого повлекли для Общества какие-либо негативные последствия.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.05.2024 по делу N А43-782/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройСервис плюс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-782/2024
Истец: ООО "СТРОЙСЕРВИС ПЛЮС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура