г. Пермь |
|
30 августа 2024 г. |
Дело N А60-12606/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Муравьевой Е.Ю., Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, акционерного общества "ГАЗЭКС",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 июня 2024 года
по делу N А60-12606/2024
по заявлению акционерного общества "ГАЗЭКС" (ИНН 6612001379, ОГРН 1036600620440)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании недействительным предостережения от 14.12.2023 N 29-22-48-1682,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ГАЗЭКС" (далее - заявитель, АО "ГАЗЭКС") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 14.12.2023 N 29-22-48-1682.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11 июня 2024 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить полностью и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы приведены доводы о том, что для исполнения предостережения N 29-22-48-1682 от 14.12.2023 АО "ГАЗЭКС" будет обязано возобновить подачу газа в жилое помещение, что приведет к возобновлению угрозы жизни и здоровью граждан проживающих не только в жилом помещении, но и во всем многоквартирном жилом доме.
В представленном отзыве Департамент просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в порядке статей 156, 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Департаментом 14.12.2023 объявлено предостережение N 29-22-48-1682 в связи с нарушением Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила 410), а именно - не обеспечение соблюдения обязательных требований Правил N 410 в части возобновления подачи газа в жилое помещение, расположенное по адресу: г. Ревда, ул. Спартака, д. 7, кв. 40.
Не согласившись с вынесенным предостережением АО "ГАЗЭКС" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области о признании его недействительным.
Судом первой инстанции принято вышеизложенное решение.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 ЖК РФ).
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного и регионального государственного строительного надзора, регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области, лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля на территории Свердловской области, обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Свердловской области.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 56 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) наблюдение за соблюдением обязательных требований является контрольным (надзорным) мероприятием, проводимым без взаимодействия с контролируемым лицом.
Согласно части 3 статьи 74 Закона N 248-ФЗ, если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, контрольным (надзорным) органом могут быть приняты следующие решения:
1) решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 настоящего Федерального закона;
2) решение об объявлении предостережения;
3) решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона, в случае указания такой возможности в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта Российской Федерации о виде контроля;
4) решение, закрепленное в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта Российской Федерации о виде контроля в соответствии с частью 3 статьи 90 настоящего Федерального закона, в случае указания такой возможности в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта Российской Федерации о виде контроля.
Таким образом, предостережение выдано уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий.
Объявление предостережения является видом профилактического мероприятия контрольного (надзорного) органа (ст. 45 Закона N 248).
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона N 248 профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей: 1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами; 2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; 3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Как следует из материалов дела, в рамках рассмотрения поступившего в Департамент письменного обращения от 10.11.2023 N 29-01-70-28832/1 установлено, что АО "ГАЗЭКС" 22.10.2023 была приостановлена подача газа в жилом помещении N 40 в многоквартирном доме 7 по ул. Спартака в г. Ревда, в связи с обнаружением нарушений по использованию внутриквартирного газового оборудования (водонагреватель проточный газовый BOSH) ввиду отсутствия притока воздуха в количестве, необходимом для полного сжигания газа при использовании газоиспользующего оборудования. Причиной приостановления подачи газа явилось подключение ВПГ в вентиляционный канал.
Основанием приостановления подачи газа АО "ГАЗЭКС" обусловлено подпунктом "б" пункта 77 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410).
При этом, вопреки доводам заявителя жалобы, собственниками обеспечено устранение выявленных нарушений, о чем собственники уведомили АО "ГАЗЭКС" с предоставлением актов проверки и очистки дымовых и вентиляционных каналов от 30.10.2023, о техническом состоянии вентиляционных и дымовых каналов от 30.10.2023, что свидетельствует о выполнении обязанности исполнителя по пункту 84 Правил N 410.
Иного из материалов дела не следует, заявителем жалобы не доказано.
Сама по себе незаконная перепланировка автоматически не свидетельствует о нарушении воздухообмена помещения или об отсутствии притока воздуха в количестве необходимом для полного сжигания газа.
Вместе с тем, АО "ГАЗЭКС" возобновление поставки газа не обеспечено по причине отсутствия сведений о воздухообмене помещения, в котором установлено газоиспользующее оборудование.
Однако, в ходе оценки достоверности указанных в обращении сведений АО "ГАЗЭКС" в адрес Департамента не предоставлены подтверждающие сведения, что воздухообмен помещения, в котором установлено газоиспользующее оборудование, нарушен.
Поскольку по результатам оценки достоверности в действиях АО "ГАЗЭКС" усматривались признаки нарушения требований Правил N 410 в части несоблюдения обязательных требований Правил N 410 в части возобновления подачи газа потребителю, Департаментом в адрес контролируемого лица обвялено предостережение от 14.12.2023 N 29-22-48-1682 о недопустимости нарушения обязательных требований.
Оспариваемым предостережением АО "ГАЗЭКС" указано на недопущение нарушения обязательных требований в части недопустимости нарушения требований Закона и соблюдения установленного порядка возобновления подачи газа потребителю. Указанное соотносится с правовой природой предостережения, цель которого - предупреждение правонарушений (превентивный характер).
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, объявленное Департаментом АО "ГАЗЭКС" предостережение от 14.12.2023 N 29-22-48-1682 о недопустимости нарушения обязательных требований является законным и обоснованным, не нарушает прав и законных интересов контролируемого лица.
Доводы жалобы судом апелляционной инстанции отклонены в полном объеме, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, противоречат фактическим обстоятельствам дела, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены лишь на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 июня 2024 года по делу N А60-12606/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-12606/2024
Истец: АО "ГАЗЭКС"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ