г. Санкт-Петербург |
|
29 августа 2024 г. |
Дело N А26-5877/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Балакир М.В.
судей Изотовой С.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: Марченко С.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11802/2024) Администрации Сегежского муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.02.2024 по делу N А26-5877/2023 (судья Колесова Н.С.), принятое по иску
Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия
к Администрации Сегежского муниципального района (правопреемник Администрации Валдайского сельского поселения)
3-е лицо: акционерное общество "Сегежский ЦБК"
об обязании выполнить очистку территории
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к акционерному обществу "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - ответчик, Общество) об обязании в квартале 84 выделах 66 и 73 Вожмогорского лесничества по лесоустройству Выгозерского участкового лесничества выполнить работы по очистке от отходов производства и потребления, привести территорию в состояние, пригодное для дальнейшего использования, в срок до 01.06.2024.
Определением от 26.10.2023 суд по ходатайству истца заменил ответчика - АО "Сегежский ЦБК" на Администрацию Валдайского сельского поселения, а также принял к рассмотрению уточнения исковых требований в части срока исполнения обязательства - до 01.06.2024.
Определением от 22.01.2024 суд заменил ответчика - Администрацию Валдайского сельского поселения на правопреемника - Администрацию Сегежского муниципального района.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 27.02.2024 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, в иске к Администрации отказать, ссылаясь на то, что у Администрации не имеется обязанности по устранению свалки, расположенной на арендованном третьим лицом земельном участке.
Установив, что при замене ответчика судом первой инстанции не был разрешен вопрос о процессуальном статусе АО "Сегежский ЦБК", апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество "Сегежский ЦБК".
Определением от 24.06.2024 апелляционный суд предложил истцу уточнить надлежащего ответчика по делу.
В настоящее судебное заседание представители сторон и третьего лица не явились.
Во исполнение определения апелляционного суда от 24.06.2024 истцом в материалы дела были направлены письменные пояснения, из которых следует, что Министерство считает надлежащим ответчиком Администрацию Сегежского муниципального района. В указанных письменных пояснениях истец также просил провести судебное заседание в отсутствие его представителя.
От третьего лица в материалы дела поступил отзыв.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 19.12.2008 года между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия и АО "Сегежский ЦБК" был заключен договор аренды лесного участка N 57-з (далее - Договор). Предметом Договора является лесной участок площадью 893426 га для использования в целях заготовки древесины. Срок действия договора до 31.12.2053.
Положительное заключение по проекту освоения лесов - приказ Министерства по природопользованию и экологии РК N 1733 от 28.09.2018 "Об утверждении положительного заключения экспертной комиссии".
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Карелия N 326-П от 26.09.2017, Министерство по природопользованию и экологии РК преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии РК.
05.05.2022 с 10 часов 00 мин. до 12 часов 00 мин. сотрудниками Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в ходе патрулирования территории лесного фонда было обнаружено следующее лесонарушение.
В Вожмогорском лесничестве по лесоустройству Выгозерского участкового лесничества ГКУ РК "Сегежское центральное лесничество" в квартале 67 выдел 83,2 на площади 0,01 га и в квартале 84 выделы 10 и 19 (выделы 73 и 66 по новому лесоустройству) на площади 0,27 га было обнаружено размещение в лесах отходов производства и потребления (несанкционированная свалка).
Площадь определена сертифицированной мерной лентой 50 метров N 15021 (Сертификат о калибровке N СК-ЛУИ-2021-325 от 06.05.2021). Произведена фотосъёмка.
Указанные участки лесного фонда находятся на территории, арендованной АО "Сегежский ЦБК" по Договору аренды лесного участка N 57-з от 19.12.2008 года.
Составлен акт административного обследования N 1 -В от 05.05.2022 года.
В адрес арендатора была направлена претензия N 459 от 25.05.2022 о необходимости произвести очистку территории от отходов производства и потребления в срок до 25.06.2022.
13.07.2023 года арендатором АО "Сегежский ЦБК" была произведена очистка несанкционированной свалки на участке лесного фонда в квартале 67 выдел 83,2, о чём был составлен акт осмотра N 26-12-2022 г. от 13.07.2023 года.
11.05.2023 года с 10 часов 00 минут до 18 часов 00 минут сотрудниками ГКУ РК "Сегежское центральное лесничество" в ходе патрулирования территории лесного фонда был проведен повторный осмотр обнаруженного ранее в 84 квартале выделы 73 и 66 (выделы 10 и 19 по старому лесоустройству) Вожмогорского лесничества по лесоустройству Выгозерского участкового лесничества ГКУ РК "Сегежское центральное лесничество" лесонарушения.
При осмотре было установлено, что обнаруженное ранее размещение в лесах отходов производства и потребления на площади 0,27 га до сих пор не устранено.
Кроме того, площадь свалки выросла до 0,43 га. В составленном акте патрулирования лесов N 43-Выг от 11.05.2023 г. сообщается, что лесной участок, на котором находится свалка, примыкает к несанкционированной свалке, находящейся на землях Валдайского сельского поселения Сегежского муниципального района Республики Карелия, и отходы производства и потребления с этой свалки разлетаются на расстояние до 250 метров вдоль автодороги Сегежа-Надвоицы-Полга-Вожмозеро, попадая, в том числе и на территорию лесного фонда.
Площадь определена сертифицированной мерной лентой 50 метров N 15021 (Сертификат о калибровке N СК-ЛУИ-2022-367 от 20.05.2022). Произведена фотосъёмка.
Указанный участок лесного фонда находятся на территории, арендованной АО "Сегежский ЦБК" по Договору аренды лесного участка N 57-з от 19.12.2008 года.
Составлен акт административного обследования N 43 от 11.05.2023.
По мнению истца, были нарушены подпункты "а" и "в" пункта 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённые Постановлением Правительства РФ N 2047 от 09.12.2020 г., пункт 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ N 1614 от 07.12.2020, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования к Администрации, пришел к выводу о том, что виновными лицами в загрязнении спорного лесного участка являются жители посёлка Валдай, а также Администрация не организовавшая вывоз мусора с территории поселения.
Апелляционный суд не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции.
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципе сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения (статья 1 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ)).
Согласно пункту 3 части 5 статьи 12 ЛК РФ при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В соответствии с частью 1 статьи 50.7 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия.
Статьей 60.12 ЛК РФ установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с ЛК РФ, Законом об охране окружающей среды и другими федеральными законами (часть 1); охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с ЛК РФ и Законом об охране окружающей среды (часть 3).
На основании пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 60.3 ЛК РФ правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, подпунктом "а" пункта 20 которых предусмотрено, что в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление на землях соответствующих категорий.
В связи с изложенным, обязанность по уборке несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных вне земель населенных пунктов, должна быть возложена на собственников земельных участков в случае, если данная обязанность не передавалась третьим лицам по договору.
В данном случае земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, передан АО "Сегежский ЦБК" на основании договора аренды.
Согласно п. 34 "Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023) обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на лесном участке, находящемся в аренде, возлагается на арендатора, в том числе при несанкционированном размещении отходов третьими лицами на арендуемом земельном участке.
Установленный законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия. Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них.
Доказательств того, что отходы находились на территории лесного участка до момента его передачи в аренду лицу, то есть что арендуемое имущество было передано в указанном состоянии, не представлено.
Следовательно, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на лесном участке, находящимся в аренде, возлагается на арендатора, ответственного за содержание имущества, вне зависимости от наличия либо отсутствия его вины в размещении отходов.
Как указывалось выше, определением от 24.06.2024 апелляционный суд предложил истцу уточнить надлежащего ответчика по делу. Во исполнение определения апелляционного суда от 24.06.2024 истцом в материалы дела были направлены письменные пояснения, из которых следует, что Министерство считает надлежащим ответчиком Администрацию Сегежского муниципального района.
Однако с учетом изложенного, оснований для удовлетворения предъявленных к Администрации требований не имеется, поскольку оснований для возложения спорной обязанности на Администрацию не имеется.
Таким образом, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а оспариваемое решение суда первой инстанции - отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.02.2024 по делу N А26-5877/2023 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В иске отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Балакир |
Судьи |
С.В. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5877/2023
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Сегежское центральное лесничество", Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчик: Администрация Сегежского муниципального района, АО "СЕГЕЖСКИЙ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ"
Третье лицо: Администрация Валдайского сельского поселения, АО Сегежский ЦБК, администрация Сегежского муниципального округа