г. Киров |
|
30 августа 2024 г. |
Дело N А31-15043/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Чернигиной Т.В., Малых Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
при участии в судебном заседании:
представителей ответчиков - Смирновой С.В. по доверенности от 18.01.2024, Макарушиной Е.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальное хозяйство г. Макарьев"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 09.12.2020 по делу N А31-15043/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Коммунальное хозяйство г. Макарьев" (ИНН: 4416004796, ОГРН: 1174401005932)
к администрации городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области (ИНН: 4416003619, ОГРН: 1054434573984)
об обязании включить требования в реестр требований кредиторов и выплатить суммы долга,
и встречному иску администрации городского поселения городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальное хозяйство г. Макарьев"
о признании недействительными соглашений о предоставлении субсидии,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальное хозяйство г. Макарьев" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к администрации городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области (далее - ответчик, Администрация) об обязании включить требования в реестр требований кредиторов и выплатить сумму долга по соглашениям о предоставлении субсидии в целях возмещения недополученных доходов и по договорам подряда.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Костромской области с встречным иском к Обществу о признании недействительными соглашений о предоставлении субсидий.
Определением Арбитражного суда Костромской области от 09.10.2020 в отдельное производство выделены требования Общества к Администрации о включении в реестр требований кредиторов требования по уплате задолженности по договорам подряда; в отдельное производство выделены встречные требования Администрации к Обществу о признании недействительными соглашений о предоставлении субсидии.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 09.12.2020 Обществу отказано в удовлетворении исковых требований об обязании включить требования в реестр требований кредиторов и выплатить сумму долга по соглашениям о предоставлении субсидии.
Истец с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, удовлетворить заявленные требования.
По мнению заявителя жалобы, Администрация является органом, формирующим, исполняющим, распоряжающимся и получающим средства местного бюджета, в связи с чем довод об отсутствии лимитов бюджетных обязательств должен быть трактован как неправомерный односторонний отказ от принятых расходных обязательств.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу не согласилась с доводами жалобы, просит оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения. Обязанность по компенсации затрат на федеральном и региональном уровне данной категории хозяйствующего субъекта не установлена. Также Администрация указала, что Порядком предоставления субсидий, действующим в спорный период на территории города Макарьев, предусмотрено, что в случае, если общий объем фактически недополученных доходов превышает лимит бюджетных обязательств на текущий финансовый год, предоставление субсидий осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 25.01.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 26.01.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания.
Определением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021 производство по делу N А31-15043/2019 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А31-14658/2020.
Определением от 25.04.2023 производство по настоящему делу возобновлено, дело назначено к рассмотрению в судебном заседании.
Определением от 24.10.2023 по настоящему делу назначено проведение судебной бухгалтерской экспертизы, проведение экспертизы поручено обществу с ограниченной ответственностью "Аудит Центр"; производство по делу приостановлено.
Определением от 09.07.2024 производство по делу возобновлено, дело назначено к рассмотрению в судебном заседании.
В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство неоднократно откладывалось. В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 08.08.2023 объявлен перерыв до 15.08.2023.
На основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда производились замены, в связи с чем судебное разбирательство в процессе рассмотрения дела осуществлялось с самого начала.
Судебное заседание 27.08.2024 проведено с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание).
В судебном заседании представители ответчика возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Истец явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей истца.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец, являясь теплоснабжающей организацией, в 2017 и 2018 году оказывал услуги по отоплению различных категорий потребителей на территории города Макарьев Костромской области.
Между истцом (получатель) и ответчиком (главный распорядитель) заключены соглашения о предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов и возмещение фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг отопления на территории городского поселения город Макарьев:
- за второе полугодие 2017 года на сумму 5 993 626 рублей 81 копейка;
- за первое полугодие 2018 года на сумму 4 601 474 рубля 38 копеек;
- за второе полугодие 2018 года на сумму 6 692 523 рубля 26 копеек.
Указанные соглашения предусматривают предоставление Администрацией субсидий на возмещение фактически понесенных Обществом во втором полугодии 2017 года и в 2018 году затрат, возникших в связи с оказанием услуг отопления жителям городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области с учетом государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
По условиям пунктов 1.1 спорных соглашений Общество оказывает услугу теплоснабжения жителям городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области, а Администрация предоставляет Обществу субсидии в целях возмещения недополученных доходов и возмещения фактически понесенных затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, указанием услуг отопления всем категориям потребителей, возникающих при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию за счет средств бюджета городского поселения город Макарьев.
21.08.2019 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о ликвидации Администрации.
11.09.2019 Администрацией опубликована информация о ликвидации, а также извещение о двухмесячном сроке для заявления требований кредиторов с момента публикации сообщения (до 11.11.2019).
Письмом от 28.10.2019 Общество обратилось к ликвидатору Администрации с требованием о включении в ликвидационный баланс требований, вытекающих, в том числе, из требований по выплате субсидий в соответствии с заключенными между истцом и ответчиком соглашениями.
Письмом от 05.11.2019 Администрация отказала во включении указанных обязательств в реестр кредиторов, что послужило основанием для обращения Общества в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении деятельность в сфере теплоснабжения должна осуществляться с учетом принципов экономической обоснованности расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения бюджетных обязательств применяются, в том числе, бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году, направляемые также на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг юридическим лицам предоставляются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанной статьей постановлением Администрации городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области от 30.05.2016 N 81 принят Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг отопления на территории городского поселения город Макарьев (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка субсидии из бюджета городского поселения город Макарьев юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг отопления всем категориям потребителей (далее - субсидии), предоставляются в целях возмещения недополученных доходов и понесенных затрат, возникающих при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию, отпускаемую всем категориям потребителей на территории городского поселения город Макарьев.
Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до главного распорядителя бюджетных средств (пункт 5 Порядка).
Главным распорядителем субсидий является Администрация городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области (пункт 7 Порядка).
Субсидия предоставляется после заключения соглашения в пределах лимитов бюджетных обязательств, отраженных на лицевом счете по соответствующим кодам классификации расходов бюджета (пункт 16 Порядка).
С учетом вышеизложенных условий спорных соглашений именно Администрация выступает лицом, на которое возложена обязанность по возмещению Обществу расходов, обусловленных установлением тарифа ниже экономически обоснованного.
Сумма субсидии зависит от фактически подтвержденных недополученных доходов теплоснабжающей организации (пункт 10 Порядка).
Согласно пояснениям истца, соглашение о предоставлении субсидии на первое полугодие 2017 года в муниципальном бюджете не предусмотрено, размер субсидии за 2018 год утвержден в сумме 3 378 000 рублей (решение Совета депутатов городского поселения город Макарьев от 25.12.2017 N 88 с изменениями, внесенными решением от 28.11.2018 N 132).
При этом за первое полугодие 2018 года ответчик перечислил истцу 1 000 000 рублей субсидии (лист дела 16 том 5); за второе полугодие 2018 года - 2 378 000 рублей субсидии (листы дела 17-20 том 5). Всего - 3 378 000 рублей.
Истец произвел расчет размера субсидий в соответствии с формулой пункта 10 Порядка с использованием сведений о плановом и фактически реализованном объеме тепловой энергии, а также о фактической себестоимости 1 Гкал за каждое полугодие (лист дела 15 том 4):
- второе полугодие 2017 года - 5 993 626 рублей 81 копейка;
- первое полугодие 2018 года - 4 601 474 рубля 38 копеек;
- второе полугодие 2018 года - 6 692 523 рубля 26 копеек.
Всего - 17 287 624 рублей 45 копеек.
Контррасчет (листы дела 9-10 том 4) суммы субсидий произведен ответчиком исходя из сумм фактически понесенных истцом затрат (счет 20):
- второе полугодие 2017 года - 5 991 216 рублей 70 копеек;
- первое полугодие 2018 года - 4 067 541 рубль 50 копеек;
- второе полугодие 2018 года - 1 169 794 рубля 40 копеек.
Всего - 11 228 552 рубля 60 копеек.
Для определения понесенных истцом фактических затрат в спорные периоды ответчиком заявлено ходатайство о проведении бухгалтерской судебной экспертизы, мотивированное несоответствием расчетов истца представленным первичным документам, а также недоказанностью истцом сумм понесенных затрат.
По ходатайству ответчика определением от 24.10.2023 апелляционным судом назначено проведение судебной бухгалтерской экспертизы по настоящему делу, проведение экспертизы поручено ООО "Аудит Центр", перед экспертом поставлены вопросы: каков объем и стоимость фактически реализованной истцом тепловой энергии всем категориям потребителей во втором полугодии 2017 года, первом полугодии 2018 года, втором полугодии 2018 года? Каков размер экономически обоснованных затрат истца, связанных с производством, передачей и распределением тепловой энергии всем категориям потребителей во втором полугодии 2017 года, первом полугодии 2018 года, втором полугодии 2018 года? Каков размер кредиторской задолженности истца перед ООО "Коммунальник", образовавшейся за периоды второе полугодие 2017 года, первое и второе полугодия 2018 года?
Согласно представленному заключению эксперта ООО "Аудит Центр", объем тепловой энергии, реализованной истцом по всем категориям потребителей, составил: второе полугодие 2017 года - 3145,512 Гкал; первое полугодие 2018 года - 5310,045 Гкал; второе полугодие 2018 года - 3498,316 Гкал.
Стоимость тепловой энергии, реализованной истцом по всем категориям потребителей, составила: второе полугодие 2017 года - 9 340 221 рубль 37 копеек; первое полугодие 2018 года - 15 767 540 рублей 06 копеек; второе полугодие 2018 года - 10 767 817 рублей 89 копеек.
Размер экономически обоснованных затрат, связанных с производством и распределением тепловой энергии всем категориям потребителей, подтвержденных проведенным исследованием, составил: второе полугодие 2017 года - 6 121 910 рублей 32 копейки; первое полугодие 2018 года - 11 816 655 рублей 22 копейки; второе полугодие 2018 года - 8 956 958 рублей 72 копейки.
Общая стоимость работ и услуг ООО "Коммунальник", приобретенных истцом по данным учета истца составила: второе полугодие 2017 года - 5 848 765 рублей 22 копейки; первое полугодие 2018 года - 9 293 124 рубля 94 копейки; второе полугодие 2018 года - 4 193 122 рубля 54 копейки.
Размер кредиторской задолженности истца перед ООО "Коммунальник" составил: на конец второго полугодия 2017 года - 2 373 185 рублей 06 копеек; на конец второго полугодия 2018 года - 5 157 261 рубль; на конец второго полугодия 2018 года - 7 022 338 рублей 33 копейки.
Формула для расчета размера субсидий на возмещение недополученных доходов предусмотрена пунктом 10 Порядка, использование указанной формулы сторонами не оспаривается; плановый объем тепловой энергии, реализуемой всем категориям потребителей, принимается сторонами в размере, предусмотренном тарифно-балансовыми решениями Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области.
С учетом выводов представленного экспертного заключения апелляционным судом произведен расчет размера субсидии по формуле, предусмотренной пунктом 10 Порядка.
Согласно расчету, размер субсидии должен был составить:
- за второе полугодие 2017 года - 274 220 рублей 25 копеек;
- за первое полугодие 2018 года - 0 рублей (- 3 394 943 рубля 71 копейка);
- за второе полугодие 2018 года - 717 259 рублей 32 копейки.
Всего - 991 479 рублей 57 копеек.
При этом материалами дела подтверждается, что за указанный период ответчик перечислил истцу субсидий на сумму 3 378 000 рублей (листы дела 16-20 том 5).
С учетом изложенного, не имеется оснований для удовлетворения исковых требований о включении требований в промежуточный ликвидационный баланс и взыскании задолженности в размере недоплаченных сумм субсидий.
Повторно исследовав и оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы сторон, апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, которое не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе, а также судебные издержки на проведение экспертизы относятся на истца.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 09.12.2020 по делу N А31-15043/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальное хозяйство г. Макарьев" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Коммунальное хозяйство г. Макарьев" (ИНН: 4416004796, ОГРН: 1174401005932) в пользу администрации городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области (ИНН: 4416003619, ОГРН: 1054434573984) 200 000 рублей расходов на проведение экспертизы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
Т.В. Чернигина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-15043/2019
Истец: ООО "Коммунальное хозяйство г. Макарьев"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ГОРОД МАКАРЬЕВМАКАРЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Коммунальное хозяйство г. Макарьев", Арбитражный суд Костромской области, Макарьевский районный суд Костромской области, ООО "Аудит-Центр"