г. Москва |
|
29 августа 2024 г. |
Дело N А41-8988/24 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Немчиновой М.А.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на решение Арбитражного суда Московской области от 20 мая 2024 года по делу N А41-8988/24, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (ИНН: 7710474375, ОГРН: 1047702026701) к обществу с ограниченной ответственностью "Предприятие "Никос" (ИНН: 5029023810, ОГРН 1025003528450) о взыскании задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за период 3-4 кварталы 2016 года, 1-4 кварталы 2017 года, 3 квартал 2020 года, в размере 112 365,84 руб., пеней по состоянию на 03.11.2023 в размере 64 677,2 руб., пеней, начисленных на сумму задолженности в размере 20 822,63 руб. за 1 квартал 2018 года за период с 04.05.2018 по 11.07.2018, в размере 347,21 руб., пеней, начисленных на сумму задолженности в размере 13 423,08 руб. за 4 квартал 2022 года за период с 31.01.2023 по 23.02.2023, в размере 80,96 руб., пеней, начисленных на сумму задолженности в размере 112 365,84 руб., исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, за период с 04.11.2023 до момента фактического исполнения обязательства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минцифры России, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Предприятие "Никос" (далее - ООО "Предприятие "Никос", ответчик) о взыскании задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за период 3-4 кварталы 2016 года, 1-4 кварталы 2017 года, 3 квартал 2020 года в размере 112 365,84 руб., пеней по состоянию на 03.11.2023 в размере 64 677,2 руб., пеней, начисленных на сумму задолженности в размере 20 822,63 руб. за 1 квартал 2018 года за период с 04.05.2018 по 11.07.2018, в размере 347,21 руб., пеней, начисленных на сумму задолженности в размере 13 423,08 руб. за 4 квартал 2022 года за период с 31.01.2023 по 23.02.2023, в размере 80,96 руб., пеней, начисленных на сумму задолженности в размере 112 365,84 руб., исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, за период с 04.11.2023 до момента фактического исполнения обязательства.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, предусмотренного частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 данной статьи.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 мая 2024 года удовлетворено ходатайство ООО "Предприятие "Никос" о применении последствий пропуска срока исковой давности. В удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Предприятие "Никос" является оператором сети связи общего пользования, осуществляя деятельность в области связи на базе проводных технологий (ОКВЭД 61.10) на основании лицензий, выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Ссылаясь на то, что ответчиком не исполнена обязанность по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за периоды 3-4 кварталы 2016 года, 1-4 кварталы 2017 года, 3 квартал 2020 года, истцом направлена в адрес ответчика претензию от 22.09.2023 N П14-1-09-200-225581 с требованием оплатить задолженность и неустойку.
Оставление ответчиком указанной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Рассматривая заявленные Минцифры России исковые требования на предмет обоснованности, арбитражный суд исходил из следующего.
Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях закреплены в Федеральном законе от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи). Оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (пункт 12 статьи 2 Закона о связи).
В целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров формируется резерв универсального обслуживания (пункт 1 статьи 59 Закона о связи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона о связи источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники.
Пунктами 2, 3 статьи 60 Закона о связи предусмотрено, что базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета.
Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2%.
Размер обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования рассчитывается им самостоятельно как соответствующая указанной в пункте 3 настоящей статьи ставке процентная доля доходов, определяемых в соответствии с настоящей статьей (пункт 4 статьи 60 Закона о связи).
Согласно пункту 2 статьи 59 Закона о связи правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи.
В соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания. утвержденного приказом Минцифры России от 10.11.2021 N 1164 "Об утверждении Порядка и Формы представления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания" (зарегистрирован в Минюсте России 25.03.2022 N 67901) (далее - Приказ N 1164) лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минцифры России) сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания по форме, утвержденной приложением N 2 к Приказу N 1164.
В свою очередь, пунктом 5 статьи 60 Закона о связи закреплено, что операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.
В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (пункт 6 статьи 60 Закона о связи).
В соответствии со статьей 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета, помимо прочего, осуществляет начисление, учет и контроль, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов. Минцифры России осуществляет свою деятельность в рамках полномочий. предусмотренных Положением о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418 "О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации" (далее - Положение о Минцифры России).
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 Положения о Минцифры России Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания.
Согласно расчету истца задолженность на стороне ответчика по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за периоды за период 3-4 кварталы 2016 года, 1-4 кварталы 2017 года, 3 квартал 2020 года составляет 112 365,84 руб.
Возражая относительно исковых требований, ООО "Предприятие "Никос" заявило ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности на основании статьи 199 ГК РФ.
Согласно позиции ответчика истек срок исковой давности по требованию о взыскании задолженности за периоды 3-4 кварталы 2016 года, 1-4 кварталы 2017 года, 3 квартал 2020 года в размере 112 365,84 руб.:
- по требованию о взыскании задолженности за 3 квартал 2016 года: срок исполнения обязанности по оплате - 01.10.2016; истечение срока исковой давности - 01.10.2019;
- по требованию о взыскании задолженности за 4 квартал 2016 года: срок исполнения обязанности по оплате - 01.01.2017; истечение срока исковой давности - 01.01.2020;
- по требованию о взыскании задолженности за 1 квартал 2017 года: срок исполнения обязанности по оплате - 01.04.2017; истечение срока исковой давности - 01.04.2020;
- по требованию о взыскании задолженности за 1 квартал 2018 года: срок исполнения обязанности по оплате - 01.04.2018; истечение срока исковой давности - 01.04.2021;
- по требованию о взыскании задолженности за 3 квартал 2020 года: срок исполнения обязанности по оплате - 01.10.2020; истечение срока исковой давности - 01.10.2023.
С момента осведомленности о неплатежах и до момента обращения в суд прошло более пяти лет. Действующее гражданское законодательство под исковой давностью понимает срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (статья 195 ГК РФ).
Исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, которая в силу положений статьи 65 АПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности. Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ).
Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела (позиция, изложенная в пункте 15 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - постановление от 29.09.2015 N 43).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.11.2006 N 445-О, институт исковой давности в гражданском праве имеет целью упорядочить гражданский оборот, создать определенность и устойчивость правовых связей, дисциплинировать их участников, способствовать соблюдению хозяйственных договоров, обеспечить своевременную защиту прав и интересов субъектов гражданских правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных гражданских прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов.
Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников гражданского оборота от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
На основании пункта 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Пунктом 5 статьи 60 Закона о связи предусмотрена обязанность операторов сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.
Как установлено судом, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением через систему "Мой Арбитр" 31.01.2024, то есть за пределами истечения предусмотренного законом трёхлетнего срока.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил ходатайство ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности на основании пункта 2 статьи 199 ГК РФ в отношении требования о взыскании задолженности за периоды за период 3-4 кварталы 2016 года, 1-4 кварталы 2017 года, 3 квартал 2020 года в размере 112 365,84 руб.
Кроме того, Минцифры Росси заявлено требование о взыскании пеней, начисленных на сумму задолженности в размере 112 365,84 руб., исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, по состоянию на 03.11.2023 в размере 64 677,2 руб., пеней, начисленных на сумму задолженности в размере 20 822,63 руб. за 1 квартал 2018 года за период с 04.05.2018 по 11.07.2018, в размере 347,21 руб., пеней, начисленных на сумму задолженности в размере 13 423,08 руб. за 4 квартал 2022 года за период с 31.01.2023 по 23.02.2023, в размере 80,96 руб., пеней, начисленных на сумму задолженности в размере 112 365,84 руб., исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, за период с 04.11.2023 до момента фактического исполнения обязательства.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
По своей гражданско-правовой природе неустойка имеет двойственную природу. Неустойка представляет собой способ обеспечения исполнения обязательств и меру имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 65 постановления от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве).
В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 179 АПК РФ). При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
На основании пункта 9 статьи 68 Закона о связи в случае несвоевременной или неполной уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания такой оператор сети связи общего пользования уплачивает пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания начиная со дня, следующего за установленным днем осуществления отчислений, по день уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей на день начисления пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 207 ГК РФ с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство, требование о возмещении неполученных доходов при истечении срока исковой давности по требованию о возвращении неосновательного обогащения и т.п.), в том числе возникшим после начала течения срока исковой давности по главному требованию.
Следовательно, требование о взыскании пеней, начисленных на сумму задолженности за периоды 3-4 кварталы 2016 года, 1-4 кварталы 2017 года, 3 квартал 2020 года в размере 112 365,84 руб., заявлено за пределами срока исковой давности, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данное требование удовлетворению не подлежит.
Сумма отчислений в резерв универсального обслуживания за 4 квартал 2022 года в размере 1,2 % от полученного дохода оператора за услуги в сети связи общего пользования составила 13 423,08 руб.
В ходе судебного разбирательства пени, начисленные на сумму задолженности в размере 13 423,08 руб. за период с 31.01.2023 по 23.02.2023, оплачены ответчиком в размере 80,54 руб. платежным поручением от 29.02.2024 N 71 (л.д. 67).
При таких обстоятельствах, исходя из предмета и основания заявленного иска, представленных в материалы дела доказательств, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования Министерства удовлетворению не подлежат в полном объёме.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что Министерство не могло узнать о наличии у ООО "Предприятие НИКОС" задолженности по уплате отчислений ранее, чем 13 октября 2021 года, поскольку Федеральное агентство связи упразднено, а Министерству переданы его функции Указом Президента РФ от 20 ноября 2020 года N 719, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления о пропуске срока исковой давности ввиду следующего.
Согласно статье 201 Гражданского кодекса Российской Федерации перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.
По смыслу статьи 201 ГК РФ переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (постановление Пленума Верховного Суда РФ N 43 от 29 сентября 2015 года "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 мая 2024 года по делу N А41-8988/24 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8988/2024
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ООО "ПРЕДПРИЯТИЕ "НИКОС"