г. Санкт-Петербург |
|
30 августа 2024 г. |
Дело N А42-1203/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Изотовой,
судей М.В. Балакир, М.А. Ракчеевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Я. Петухова,
рассмотрев в судебном заседании при участии:
от Комитета представитель не явился,
от ИП Матюшенко А.Н. представитель не явился,
от МТУ ФАУГИ представитель не явился,
по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции, дело N А42-1203/2024 по иску:
Комитета имущественных отношений г. Мурманска (183038, Мурманская область, Мурманск, Комсомольская ул., д.10; ОГРН 1025100861004, ИНН 5190800019)
к индивидуальному предпринимателю Матюшенко Алексею Николаевичу (Мурманск)
о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Комитет имущественных отношений г. Мурманска (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Мурманской области о взыскании с индивидуального предпринимателя Матюшенко Алексея Николаевича (далее - ответчик) 618 096 руб. 47 коп. неосновательного обогащения за фактическое пользование земельным участком, 95 797 руб. 10 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 05.04.2024 с учетом определения об исправлении описки с ответчика в пользу истца взысканы 375 552 руб. 29 коп. задолженности, 41 289 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, в остальной части в иске отказано.
Не согласившись с указанным решением, Матюшенко А.Н. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в иске отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что, приобретя объект незавершенного строительства у ГФУСП "Пригородный", которому земельный участок был предоставлен в бессрочное и бесплатное пользование, ответчик имеет право использовать указанный земельный участок бессрочно и бесплатно, суд применил к спорным отношениям положения статьи 39.9 Земельного кодекса, которые неприменимы к спорным отношениям, ответчик не использует весь земельный участок.
Определением от 09.07.2024 суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции, привлек к участию в деле Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия.
Как следует из материалов дела и установлено решением суда первой инстанции, ответчик является собственником объекта незавершенного строительства общей площадью 1 129,5 кв. м, расположенного на земельном участке площадью 2 500 кв. м с кадастровым номером 51:20:0001309:2866, расположенном по адресу: Мурманск, Первомайский административный округ, ул. Героев Рыбачьего, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Ссылаясь на использование ответчиком земельного участка в отсутствие правовых оснований для такого пользования, Комитет обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил в части, применил по заявлению ответчика исковую давность.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли является платным; формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Матюшенко А.Н. на основании заключенного с государственным федеральным унитарным сельскохозяйственным предприятием "Пригородный" договора купли-продажи от 14.01.2010 приобрел объект незавершенного строительства, право на который зарегистрировано в установленном порядке решением исполнительного Комитета Мурманского городского совета народных депутатов от 19.01.1990 N 21/2.
В силу пункта 1 статьи 35 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) и пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Земельный участок, на котором расположено приобретенное предпринимателем здание, принадлежал продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в спорный период) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.07.2012. В действующей с 01.03.2015 редакции указанного пункта статьи 3 Закона N 137-ФЗ закреплено аналогичное правило.
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" также разъяснено, что если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент приобретения предпринимателем здания) земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
Согласно статье 20 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015, и статье 39.9 ЗК РФ, действующей в настоящее время, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Ответчик, как правильно указал суд первой инстанции, не относится к лицам, которым земельные участки могут предоставляться на праве постоянного (бессрочного) пользования, указанное право не было зарегистрировано, не является ранее возникшим, не приобретено в порядке универсального правопреемства, поэтому правовым основанием для взыскания с ответчика как фактического пользователя земельного участка являются статья 1102 ГК РФ, статьи 1 и 65 ЗК РФ.
Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2017 N 306-ЭС17-13791, в случае переоформления в порядке пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Установленная данным Законом льготная ставка арендной платы распространяется исключительно на лиц, которые совершили необходимые юридические действия по переоформлению принадлежащего им права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка на право аренды.
При отсутствии переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, право государственной собственности на который не разграничено, плата за пользование таким участком до 01.03.2015 подлежала определению по правилам абзаца пятого пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (действовавшего до 01.03.2015), с 01.03.2015 - по правилам, установленным пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено названным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В данном случае размер арендной платы определен судом первой инстанции в соответствии с решением Совета депутатов г. Мурманска от 27.11.2014 N 3-41 "Об утверждении Методики определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск, и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Мурманска" (в ред. решений Совета депутатов города Мурманска от 26.05.2016 N 26-402, от 26.01.2017 N 33-592).
Между тем, удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции не учел, что в силу пункта 2 части 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) одним из оснований отнесения земельного участка к федеральной собственности является его предоставление государственному унитарному предприятию.
Распоряжение такими участками возможно только после государственной регистрации права собственности на них (пункт 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ). При этом отсутствие государственной регистрации не свидетельствует об отсутствии самого права.
Государственная собственность на соответствующий земельный участок считается разграниченной с момента введения в действие Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (вступил в силу с 01.07.2006), которым установлен соответствующий критерий разграничения государственной собственности на землю.
Поскольку полномочия собственника имущества государственного федерального унитарного сельскохозяйственного предприятия реализовывались федеральными органами государственной власти (Министерство сельского хозяйства Российской Федерации), с 01.07.2006 государственная собственность на земельный участок с кадастровым номером 51:20:0001309:2866 является разграниченной, а земельный участок принадлежит Российской Федерации.
Доказательств того, что в последующем земельный участок с кадастровым номером 51:20:0001309:2866 был правомерно изъят из федеральной собственности Российской Федерации и передан субъекту права государственной собственности иного уровня, истцом не представлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.04.2024 по делу N А42-1203/2024 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с Комитета имущественных отношений г. Мурманска в пользу индивидуального предпринимателя Матюшенко Алексея Николаевича 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Изотова |
Судьи |
М.В. Балакир |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1203/2024
Истец: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОРОДА МУРМАНСКА
Ответчик: Матюшенко Алексей Николаевич
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и республике Карелия