г. Санкт-Петербург |
|
30 августа 2024 г. |
Дело N А42-10192/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Денисюк М.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14968/2024) общества с ограниченной ответственностью "Чистый дом" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.02.2024 по делу N А42-10192/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска
к обществу с ограниченной ответственностью "Чистый дом"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Комитет по жилищной политике администрации города Мурманска (ОГРН 1115190008702, ИНН 5190932826; далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Чистый дом" (ОГРН 1215100002105, ИНН 5190086740; далее - ответчик, Общество, ООО "Чистый дом") средств субсидии в размере 647850,75 руб., предоставленных по соглашению от 25.01.2023 N 2/23 о предоставлении из бюджета муниципального образования город Мурманск субсидии на финансовое обеспечение затрат по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов, признанных аварийными, и домов пониженной капитальности, имеющих на все виды благоустройства.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 24.01.2024, вынесенным в виде резолютивной части, исковые требования удовлетворены в полном объеме; мотивированное решение изготовлено 02.02.2024.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ООО "Чистый дом" направило апелляционную жалобу (с учетом дополнений), в которой просило отменить обжалуемое решение суда от 02.02.2024, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в обоснование исковых требований Комитет ссылается на то, что Обществом не представлен необходимый перечень отчетной документации, а представленные Обществом документы содержали технические ошибки, что, по мнению Общества, не является основанием для возврата субсидии, предусмотренным Постановлением Администрации города Мурманска от 05.06.2013 N 1380 и Соглашением от 25.01.2023 N 2/23.
В дополнениях к апелляционной жалобе Общество ссылается на то, что в Постановлении Администрации города Мурманска от 05.06.2013 N 1380 установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены получателем субсидии для подтверждения его фактических затрат и расходов, среди которых не поименованы расшифровки к счетам, акты выполненных работ, подписанные собственниками жилых помещений, либо фотоотчеты, оборотно-сальдовые ведомости, ведомости по начислению заработной платы и страховым взносам. Податель жалобы также указывает на то, что ни Постановлением Администрации города Мурманска от 05.06.2013 N 1380, ни Соглашением от 25.01.2023 N 2/23 не предусмотрена ответственность в виде полного возврата субсидии за нарушение сроков предоставления отчетов и документов по достижению результатов предоставления субсидии. Податель жалобы полагает, что истцом не доказан состав правонарушения, необходимый для применения ответственности в виде возврата субсидии, не подтверждено наличие предусмотренных статьями 78 и 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации оснований для возврата субсидии.
Комитетом представлен отзыв с дополнениями, в которых доводы апелляционной жалобы отклонены.
Стороны извещены надлежащим образом в порядке статей 123, 228 АПК РФ о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с Порядком предоставления субсидии на финансовое обеспечение затрат по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов, признанных аварийными, и (или) домов пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства утвержденным постановлением администрации города Мурманска от 05.06.2013 N 1380 (далее - Порядок N 1380), между Комитетом и ООО "Чистый дом" (Получатель) заключено Соглашение от 25.01.2023 N 2/23 о предоставлении из бюджета муниципального образования город Мурманск субсидии на финансовое обеспечение затрат по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов, признанных аварийными, и (или) домов пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства (далее - Соглашение), по условиям которого Комитет предоставляет Получателю из бюджета города Мурманска субсидии на финансовое обеспечение затрат по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов, признанных аварийными, и (или) домов, пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства (далее - Субсидия) в целях:
1.1.1. реализации мероприятий подпрограммы "Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Мурманск к работе в осенне-зимний период" муниципальной программы города Мурманска "Жилищно-коммунальное хозяйство" на 2023 - 2028 годы, утвержденной постановлением администрации города Мурманска от 14.11.2022 N 3521;
1.1.2. финансового обеспечения затрат Получателя, связанных с содержанием и текущим ремонтом многоквартирных домов, признанных аварийными, и (или) домов пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства.
Согласно пункту 2.1 Соглашения субсидия предоставляется Получателю на цели, указанные в разделе I настоящего Соглашения, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Главному распорядителю средств бюджета города Мурманска как получателю средств бюджета города Мурманска по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации, в следующем размере: в 2023 году 647850 руб. 75 коп.
Согласно пункту 4.3.6 Соглашения N 2/23 для подтверждения фактических затрат и расходов Получатель предоставляет в Комитет ежемесячно, не позднее 25 числа месяца:
1. Отчет о расходах Получателя, источником финансового обеспечения которых является Субсидия;
2. Отчет о достижении значений результатов предоставления Субсидии;
3. Отчет о реализации плана мероприятий по достижению результатов предоставления Субсидии (контрольных точек);
4. Иные отчеты:
5. Счет для зачета фактически подтвержденных расходов;
6. Отчет об использовании субсидии на финансовое обеспечение затрат по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении и (или) на обслуживании согласно приложению N 9 к настоящему Соглашению, с приложением подтверждающих документов в соответствии с приложением N 10 к настоящему Соглашению.
7. Реестр многоквартирных домов, находящихся в управлении и (или) на обслуживании, согласно приложению N 3 Соглашения.
8. Справку - отчет о фактических доходах и расходах по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении и (или) на обслуживании, по которым сложился отрицательный финансовый результат, согласно приложению N 11 к Соглашению.
Согласно пункту 7.6.2 Соглашения нарушение порядка и условий предоставления Субсидии, установленных Соглашением, является одним из случаев расторжения Соглашения в одностороннем порядке, возврат денежных средств в бюджет муниципального образования город Мурманск.
Пунктом 4.1.8 Соглашения определено, что в случае установления Комитетом или получения от органа муниципального финансового контроля информации о факте нарушения Получателем порядка и условий предоставления Субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и (или) настоящим Соглашением, в том числе указания в документах, предоставленных Получателем недостоверных сведений, направлять Получателю уведомление об обеспечении возврата Субсидии в бюджет города Мурманска в размере и в сроки, определенные в указанном Уведомлении.
Как следует из материалов дела, предусмотренные Соглашением обязательства исполнены Комитетом в полном объеме, что подтверждается платежным поручением от 31.01.2023 N 70002, которым на расчетный счет ООО "Чистый дом" перечислена сумма субсидии в размере 647850,75 руб.
Вместе с тем, документы, обосновывающие и подтверждающие объем использованной субсидии, представленные Обществом в Комитет, не были приняты к учету и неоднократно возвращались Комитетом на доработку (письма Комитета от 22.03.2023 N 28-05-22/943, от 04.04.2023 N 28-05-22/1134, от 23.05.2023 N 28-05-22/1720).
В адрес ООО "Чистый дом" Комитетом направлено письмо N 28-05-22/2195 от 28.06.2023 с напоминанием о необходимости предоставления обосновывающих документов за 1 квартал 2023 года с установлением срока для предоставления необходимых документов 07.07.2023.
Однако, документы, обосновывающие и подтверждающие объем использованной субсидии за январь, февраль, март 2023 года, в установленный срок Обществом предоставлены не были.
Комитетом направлена в адрес Общества претензия от 14.07.2023 N 28-05-22/2435 о невыполнении обязательств по Соглашению, а именно непредставлении документов по пунктам 4.3.6.1,.4.3.6.3.1, 4.3.6.2-4.3.6.3 Соглашения, с указанием срока устранения нарушений до 20.07.2023.
В связи с нарушением обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.6 Соглашения, Комитет направил в адрес Общества уведомление от 14.09.2023 N 28-05-22/2485 с требованием о возврате денежных средств в бюджет муниципального образования город Мурманск в размере 647850,75 руб.
Указанное требование оставлено Обществом без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Комитета в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Комитета в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика и отмены решения суда первой инстанции от 02.02.2024 в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 78 БК РФ).
Постановлением Администрации города Мурманска от 05.06.2013 N 1380 утвержден Порядок предоставления субсидии на финансовое обеспечение затрат по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов, признанных аварийными, и (или) домов пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства (далее - Порядок N 1380).
В соответствии с Порядком N 1380 Комитет по жилищной политике администрации города Мурманска определен органом, уполномоченным осуществлять предоставление субсидии.
В соответствии с Порядком N 1380 между Комитетом и ООО "Чистый дом" заключено Соглашение от 25.01.2023 N 2/23 о предоставлении из бюджета муниципального образования город Мурманск субсидии на финансовое обеспечение затрат по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов, признанных аварийными, и (или) домов пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства (далее - Соглашение).
В силу пункта 3.1 Порядка N 1380 для подтверждения фактических затрат и расходов получатель субсидии предоставляет в Комитет ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным месяцем, счёт с приложением следующих документов:
- реестр многоквартирных домов, находящихся в управлении и (или) на обслуживании, согласно приложению N 2 к Порядку;
- справку-отчёт о фактических доходах и расходах по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении и (или) на обслуживании, по которым сложился отрицательный финансовый результат, согласно приложению N 4 к Порядку;
- отчёт об использовании субсидии согласно приложению N 5 к Порядку с приложением подтверждающих документов в соответствии с приложением N 6 к Порядку;
- отчёт о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставляется получателем субсидии по форме, установленной в Соглашении, с приложением подтверждающих документов в соответствии с приложением N 6 к Порядку.
В Приложении N 6 к Порядку N 1380 указано, что к Отчету об использовании субсидии должны быть приложены: ведомости начисления заработной платы и страховых взносов; копии договоров, счетов, счетов-фактур, накладных на приобретение материалов; копии договоров с подрядными организациями на выполнение работ (оказание услуг), копии счетов, актов выполненных работ (оказанных услуг), калькуляции, иные документы, подтверждающие фактические затраты предприятия.
В Приложении N 6 к Порядку N 1380 указано, что к Отчету о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, должны быть приложены платежные ведомости и (или) расходные ордера на выплату заработной платы, реестры на перечисление заработной платы, а также платежные поручения на каждый вид расходов, включенных в расчет субсидии.
Аналогичные положения закреплены также в пунктах 4.3.6, 4.3.6.1-4.3.6.3 Соглашения и в Приложении N 10 к Соглашению.
Таким образом, вопреки доводам подателя жалобы, как в Порядке N 1380, так и в Соглашении предусмотрена обязанность Получателя субсидии по представлению документов, подтверждающих его фактических затраты и расходов, среди которых поименованы счета с расшифровками, акты выполненных работ, ведомости по начислению заработной платы и страховым взносам и т.д.
Вместе с тем, документы, обосновывающие и подтверждающие объем использованной субсидии, представленные Обществом в Комитет, не были приняты к учету и неоднократно возвращались Комитетом на доработку (письма Комитета от 22.03.2023 N 28-05-22/943, от 04.04.2023 N 28-05-22/1134, от 23.05.2023 N 28-05-22/1720).
Так в письме от 22.03.2023 N 28-05-22/943 указано, что Обществом в составе пакета документов за январь 2023 года не представлены документы по пунктам 3.1.1, 3.1.2, 3.1.4 Порядка N 1380, к отчетам не представлены подтверждающие документы: в том числе расшифровки к счетам, акты выполненных работ на техническое и аварийное обслуживание внутридомовых инженерных сетей общедомового имущества МКД, акты выполненных работ по уборке территории с вывозом снега и очисткой кроли от снега и наледи, ведомости по начислению заработной платы и страховым взносам.
В письме от 23.05.2023 N 28-05-22/1720 указано, что представленные Обществом документы за январь, февраль и март 2023 года представлены не в полном объеме и с ошибками: не ко всем счета представлены расшифровки, ряд счетов заполнены некорректно (в счете от 31.01.2023 N 198 указано на очистку кровли одного МКД 4 раза в одну дату); не представлены акты выполненных работ к договорам подряда на выполнение работ по сухой и влажной уборке мест общего пользования МКД и придомовой территории, к счетам за предоставленные услуги по механизированной уборке территории не представлены первичные документы, не представлены сводные ведомости по начислению заработной платы.
Вышеуказанные обстоятельства, изложенные в письмах Комитета от 22.03.2023 N 28-05-22/943, от 04.04.2023 N 28-05-22/1134, от 23.05.2023 N 28-05-22/1720, подтверждаются материалами дела и Обществом в суде первой инстанции не опровергнуты.
Таким образом, Обществом не представлены в Кмитет в соответствии с требованиями Порядка N 1380 и Соглашения документы, подтверждающие фактические затраты и расходы Получателя субсидии.
Неисполнение требований Порядка N 1380 и Соглашения о представлении документов, обосновывающих и подтверждающих использование субсидии, является нарушением порядка предоставления субсидии, повлекло невозможность определения размера фактически использованной Обществом субсидии, а также невозможность подтверждения целевого и эффективного использования средств субсидии.
В силу пункта 4.7 Порядка N 1380 нарушение Получателем субсидии порядка и условий предоставления Субсидии, предусмотренных настоящим Порядком, в том числе указание в документах, предоставленных Получателем субсидии в соответствии с Соглашением, недостоверных сведений, является основанием для направления Комитетом в адрес Получателя субсидии уведомления о возврате денежных средств.
В связи с нарушением обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.6 Соглашения, Комитет направил в адрес Общества уведомление от 14.09.2023 N 28-05-22/2485 с требованием о возврате денежных средств в бюджет муниципального образования город Мурманск в размере 647850,75 руб.
В соответствии с пунктом 4.8 Порядка N 1380 возврат средств субсидии производится получателем в течение 20 рабочих дней со дня получения уведомления, то есть последним днем возврата субсидии являлось 17.10.2023.
Доказательства возврата Обществом средств субсидии по уведомлению от 14.09.2023 N 28-05-22/2485 в материалы дела не представлены.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Факт нарушения ответчиком Порядка N 1380, а также условий предоставления субсидии, предусмотренных Соглашением в части представления обосновывающих документов, установлен судом, подтверждается материалами дела и Обществом не опровергнут.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции Обществом не были представлены документально обоснованные возражения по существу исковых требований, опровергающие доводы Комитета, а также доказательства направления в Комитет оформленных надлежащим образом документов, обосновывающих расходование средств субсидии.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования Комитета о взыскании с ООО "Чистый дом" средств субсидии, предоставленных по Соглашению, в размере 647850,75 руб.
Ссылки подателя жалобы на то, что дело было рассмотрено судом дела в порядке упрощенного производства при наличии ходатайства ответчика о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц один миллион двести тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - шестьсот тысяч рублей.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", если по формальным признакам дело относится к категориям дел, названным в частях 1 и 2 статьи 227 АПК РФ, то оно должно быть рассмотрено в порядке упрощенного производства, о чем указывается в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству (часть 2 статьи 228 АПК РФ); согласие сторон на рассмотрение данного дела в таком порядке не требуется.
Согласно части 5 статьи 227 АПК РФ суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:
1) порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны;
2) необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;
3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц;
В рассматриваемом случае наличие указанных оснований для рассмотрения дела по общим правилам искового судопроизводства судом не установлено.
Как следует из материалов дела, истцом представлено исковое заявление с приложенными к нему в обоснование своей позиции документами.
Представленных в материалы дела доказательств достаточно для рассмотрения дела в порядке упрощенного производства с учетом принципа состязательности сторон (статья 9 АПК РПФ) и распределении бремени доказывания (статья 65 АПК РФ).
При этом, ответчик имел возможность представить в суд первой инстанции мотивированный отзыв на исковое заявление, а также все необходимые доказательства в обоснование своих возражений, однако своим правом не воспользовался; никаких препятствий к реализации процессуальных прав ответчика из материалов дела не усматривается.
В силу статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При таких обстоятельствах, дело правомерно рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства без вызова сторон по представленным в материалы дела доказательствам на основании пункта 1 части 1 статьи 227, части 5 статьи 228 АПК РФ.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства, нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда от 02.02.2024 и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат оставлению на ответчике. Поскольку определением суда апелляционной инстанции от 08.05.2024 подателю жалобы была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы и доказательства уплаты государственной пошлины ответчиком не представлены, то государственная пошлина в размере 3000 рублей подлежит взысканию с ООО "Чистый дом" в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 02 февраля 2024 по делу N А42-10192/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистый дом" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Чистый дом" в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-10192/2023
Истец: КОМИТЕТ ПО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МУРМАНСКА
Ответчик: ООО "ЧИСТЫЙ ДОМ"