г. Владивосток |
|
03 сентября 2024 г. |
Дело N А51-8753/2024 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи А.В. Пятковой,
рассмотрев апелляционную жалобу отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-4712/2024
на решение в виде резолютивной части (ст. 229 АПК) от 27.06.2024
судьи М.С. Кирильченко
по делу N А51-8753/2024 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощённого производства,
по иску отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю (ИНН 2504001751, ОГРН 1022502260461)
к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 25 Федеральной службы исполнения наказаний" (ИНН 2539044869, ОГРН 1032502118208)
о взыскании 15 000 рублей финансовых санкций за нарушение установленного срока представления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю (далее - истец, Фонд) обратилось в суд с требованием о взыскании с Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 25 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ответчик, ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 25 Федеральной службы исполнения наказаний") 15 000 рублей финансовых санкций за нарушение установленного срока представления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 10), дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением арбитражного суда Приморского края от 27.06.2024 по настоящему делу, принятым в виде резолютивной части в порядке статьи 229 АПК РФ, исковые требования удовлетворены частично, с ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 25 Федеральной службы исполнения наказаний" в пользу отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю взысканы финансовые санкции в размере 5 000 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
25.07.2024 судом изготовлено мотивированное решение.
По тексту апелляционной жалобы истец указывает, что учреждение привлекалось к ответственности за нарушение установленного срока представления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, трижды, в связи с чем снижение санкции в три раза до 5 000 рублей не обосновано и не соответствует принципам соразмерности и справедливости.
В установленный определением апелляционного суда от 02.08.2024 срок ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Из материалов дела апелляционным судом установлено следующее.
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 25 Федеральной службы исполнения наказаний" является страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.
Фондом проведены камеральные проверки полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, в ходе которых установлено нарушение страхователем срока представления сведений для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в отношении следующих работников:
- по Владимировой Н.Е. за период нетрудоспособности с 19.05.2023 по 13.06.2023 по ЭЛН N 910178710861, открытому 19.05.2023, на запрос Фонда от 13.06.2023, направленный на проверку, подтверждение и корректировку сведений по проактивному процессу N 179980143, электронный реестр сведений страхователем представлен только 29.06.2023 (входящий идентификационный номер файла FF3F149A1A7EF3E8E0530713EOOAB334), вместо 16.06.2023;
- по Решетнёвой Л.В. за период нетрудоспособности с 08.05.2023 по 21.06.2023 по ЭЛН N 910181185131, открытому 08.06.2023, на запрос Фонда от 22.06.2023, направленный на проверку, подтверждение и корректировку сведений по проактивному процессу N 182731501, электронный реестр сведений страхователем представлен только 29.06.2023 (входящий идентификационный номер файла FF3EFB3$2232C08CE0530613E00A7C3D) вместо 27.06.2023;
- по Буковой Н.В. за период нетрудоспособности с 18.03.2023 по 24.04.2023 по ЭЛН N 910170239914, открытому 17.03.2023, на запрос Фонда от 24.04.2023, направленный на проверку, подтверждение и корректировку сведений по проактивному процессу N 170683808, электронный реестр сведений страхователем представлен только 13.06.2023 (входящий идентификационный номер файла FF3EFB3$2232C08CE0530613E00A7C3D) вместо 27.04.2023.
Указанные обстоятельства отражены в актах камеральной проверки от 12.07.2023 N 250323400006601, N250323400006701, N250323400006801 соответственно.
По результатам рассмотрения актов Фондом 16.08.2023 вынесены решения N 250323400006603, N 250323400006703, 250323400006803, которыми учреждение привлечено к ответственности по части 3 статьи 15.2 Федерального закона от 29.12.2006 N255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) в виде штрафа в общем размере 15 000 руб. (по 5 000 рублей по каждому решению).
Указанные решения о привлечении к ответственности направлены страхователю по юридическому адресу заказным письмом от 16.08.2023 N 58-08/35333 (список N144 (Партия 23020) от 17.08.2023) и вручены адресату 21.08.2023.
В соответствии со статьей 26.9, пунктом 14 статьи 26.20 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N125-ФЗ) на основании вступивших в силу решений о привлечении к ответственности за совершение правонарушения Фондом вынесены 26.09.2023 требования N 2503231000005701, N2503231000005801, N 2503231000005901, которыми страхователю предлагалось в срок до 19.10.2023 уплатить штрафные санкции в общем размере 15 000 рублей.
Указанные требования направлены страхователю по юридическому адресу заказным письмом от 26.09.2023 N 73-12/45180 (список N 150 (партия 23915) от 28.09.2023), вручены адресату 29.09.2023.
Страхователь данные требования не исполнил, что послужило основанием обращения Фонда в Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции, посчитав доказанным факт совершения учреждением правонарушения и обоснованным привлечение его к ответственности, посчитал возможным снизить размер взыскиваемого штрафа.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе истца, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является пособие по временной нетрудоспособности (пункт 1 части 1 статьи 1.4 Закона N 165-ФЗ).
Частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
Основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, сформированный застрахованному лицу медицинской организацией в форме электронного документа (за исключением отдельных категорий застрахованных лиц, сведения о которых составляют государственную и иную охраняемую законом тайну, и лиц, в отношении которых реализуются меры государственной защиты, которым листок нетрудоспособности выдается на бумажном носителе) (часть 6 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Согласно части 8 статьи 13 Закона N 255-ФЗ страхователи должны не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытом листке нетрудоспособности, сформированном в форме электронного документа, передавать в информационную систему страховщика в составе сведений для формирования электронного листка нетрудоспособности сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, подписанные с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, если иное не установлено настоящей статьей.
Постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 N 2010 утверждены "Правила получения Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил назначение и выплата пособий осуществляются страховщиком на основании сведений и документов, представляемых страхователем, сведений, имеющихся в распоряжении страховщика, а также сведений и документов, запрашиваемых страховщиком у государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Состав и порядок получения сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам регламентирован разделом II Правил.
Основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией (далее по тексту - электронный листок нетрудоспособности) (пункт 16 Правил).
Пунктом 19 Правил предусмотрено, что после завершения идентификации застрахованного лица и подтверждения факта его трудоустройства у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) оператор информационной системы страховщика направляет информацию об открытии электронного листка нетрудоспособности страхователю (страхователям) с использованием системы электронного документооборота. Информация об открытии электронного листка нетрудоспособности направляется также в личный кабинет застрахованного лица на едином портале.
Страхователи не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытии электронного листа нетрудоспособности по запросу страховщика размещают в информационной системе страховщика подписанные усиленной квалифицированной подписью сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности.
Сведения, указанные в пункте 22 Правил, размещаются страхователем в объеме, указанном в запросе страховщика, который направляется страхователю одновременно с данными о закрытии электронного листка нетрудоспособности. При наличии у страховщика этих сведений они не запрашиваются у страхователя (пункты 22, 23 Правил).
Согласно части 3 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ нарушение страхователем установленного настоящим Федеральным законом срока представления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, влечет взыскание с него штрафа в размере 5 000 рублей.
Судом установлено, что привлекая страхователя к ответственности, Фонд исходил из того, что страхователем сведения для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности Владимировой Н.Е., Решетнёвой Л.В., Буковой Н.В. при сроке представления не позднее 16.06.2023, 27.06.2023 и 27.04.2023 фактически представлены только 29.06.2023, 29.06.2023 и 13.06.2023 соответственно.
Таким образом, материалами дела нашло свое подтверждение, что сведения для назначения и осуществления выплаты пособия по временной нетрудоспособности направлены в адрес Фонда с нарушением установленного срока. В связи с чем суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований у Фонда для привлечения учреждения к ответственности.
При этом Арбитражный суд Приморского края усмотрел основания для снижения размера штрафа до 5 000 рублей, исходя из принципов справедливости и соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения, поскольку применительно к обстоятельствам настоящего дела снижение штрафа соответствует как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства. Сам факт привлечения ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 25 Федеральной службы исполнения наказаний" к ответственности уже выполняет предупредительную функцию наказания. Кроме того, такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок.
В апелляционной жалобе Фонд указал, что снижение финансовой санкции с 15 000 рублей до 5 000 рублей является необоснованным, поскольку не отвечает принципу справедливости и соразмерности назначенного наказания.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания указанного довода обоснованным, исходя из следующего.
Нормы Закона N 255-ФЗ не содержат положений, предполагающих возможность применения обстоятельств, смягчающих ответственность за совершенное правонарушение, при назначении наказания виновному лицу.
В то же время частью 4 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что привлечение страхователей к ответственности, предусмотренной настоящей статьей, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Так, согласно части 4 статьи 26.26 Закона N 125-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или территориальным органом страховщика, рассматривающими дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
В силу пункта 4 части 1 статьи 26.26 Закона N 125-ФЗ перечень обстоятельств, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, не является исчерпывающим, судом или территориальным органом страховщика, рассматривающими дело, могут быть признаны смягчающими ответственность и иные обстоятельства.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 26.26 Закона N 125-ФЗ).
Как следует из материалов дела, учреждение в письме от 12.07.2023 N 28-08/26100 просило снизить размер штрафных санкций, ссылаясь на то, что программа Социального электронного документооборота (СЭДО) работает в учреждении с перебоями, часто зависает; нахождение сотрудника бухгалтерии, в чьи должностные обязанности входит ответ на запросы ОСФР по Приморскому краю, на больничном; а также некомплект личного состава отдела бухгалтерии и большое количество листков нетрудоспособности, между тем, Фонд в решениях от 16.08.2023 N 250323400006603, N 250323400006703, 250323400006803 отклонил ходатайство о снижении штрафа, указав на отсутствие смягчающих ответственность обстоятельств.
Между тем, суд не связан выводами Фонда и не лишен возможности самостоятельно признать приведенные обстоятельства в качестве смягчающих, а также установить иные смягчающие обстоятельства.
Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 N 11019/09 разъяснено, что санкция является мерой ответственности за совершение правонарушения, то есть виновно совершенного противоправного деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое установлена ответственность.
При этом размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Следовательно, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и имущественного положения правонарушителя.
Таким образом, признание конкретных обстоятельств в качестве смягчающих ответственность и уменьшение размера штрафа является правом суда и нормам действующего законодательства не противоречит.
Учитывая вышеприведенные ответчиком обстоятельства, принимая во внимание, что страхователь является учреждением здравоохранения, финансируется из бюджета, суд апелляционной инстанции признает обоснованным снижение судом первой инстанции штрафа до 5 000 рублей за все три выявленных нарушения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Распределения судебных расходов в порядке статьи 110 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы не осуществляется, в силу освобождения Фонда от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.07.2024 (резолютивная часть от 27.06.2024) по делу N А51-8753/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Судья |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-8753/2024
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
Ответчик: федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 25 Федеральной службы исполнения наказаний"