г. Красноярск |
|
06 сентября 2024 г. |
Дело N А74-5615/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" сентября 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Барыкина М.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от истца (Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия): Шевелевой Е.Г., представителя по доверенности от 09.01.2024,
Мосман Л.Ф., представитель по доверенности от 09.01.2024, паспорт.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "07" июня 2024 года по делу N А74-5615/2023,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия (далее - истец, фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская клиническая больница имени Г.Я. Ремишевской" (далее - ответчик, учреждение) о взыскании нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в размере 700 009 рублей 68 копеек, штрафа в размере 120 000 рублей 97 копеек, пени за период с 17 мая по 01 августа 2023 года в размере 13 300 рублей 18 копеек, а также пени с 01 августа 2023 года до вынесения решения суда по делу и пени с даты вынесения решения до даты фактического исполнения обязательств.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу фонда взыскано 695 009 рублей 68 копеек нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, 119 500 рублей 97 копеек штрафа, 59 770 рублей 83 копейки пеней, начисленных за период с 17 мая 2023 года по 24 апреля 2024 года. Произведено начисление пени на сумму 695 009 рублей 68 копеек в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в размере 7,5 процентов годовых за каждый день просрочки, начиная с 25 апреля 2024 года по день фактического возврата средств нецелевого использования. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении иска, фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в указанной части, в данной части принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы фонд ссылается на то, что медицинская деятельность по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров не связана с реализацией территориальной программы обязательного медицинского страхования, следовательно, расходы на повышение квалификации медицинских работников по указанным вопросам неправомерно произведены за счет средств обязательного медицинского страхования.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик с ее доводами не согласился, просил отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения иска по доводам, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции в обжалуемой части и принять по делу новый судебный акт.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы ответчик, своих представителей в судебное заседание не направил, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с использованием системы видеоконференц-связи.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
На основании приказа фонда от 14.03.2023 в учреждении проведена плановая комплексная выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 18.04.2023 (в учреждением в 2022 году допущено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в размере 1 394 836 рублей 80 копеек). Сумма нецелевого использования бюджетных средств в размере 500 000 рублей возвращена учреждением в период проверки.
В ответе от 27.04.2023 на возражения к акту комплексной проверки фонд частично принял разногласия учреждения. Фондом признаны доводы медицинской организации относительно суммы нецелевого использования в размере 48 527 рублей 12 копеек. В этой связи нецелевое использование средств ОМС составило 846 309 рублей 68 копеек, размер штрафа - 134 630 рублей 97 копеек.
Учреждением перечислены в бюджет фонда средства в размере 146 300 рублей (за приобретение оборудования "Robot Coupe Blixer 4", за консультативные услуги врача психиатра-нарколога - платежное поручение от 10.05.2023, уплачен штраф в размере 14 630 рублей - платежное поручение от 10.05.2023).
В связи с невозвращением денежных средств и неуплатой штрафа в сроки, указанные фондом в требовании (предписании) от 27.04.2023 N Л-1251, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая возражения ответчика относительно пересмотра судебного акта только в обжалуемом фондом части, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку законности судебного акта в полном объеме.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Как следует из пункта 1 статьи 306.4 БК РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Положениями части 5 статьи 15, пункта 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 326-ФЗ) установлено, что медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и (или) договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
При этом на основании пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 37 Федерального закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу в соответствии с настоящим Федеральным законом договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и (или) договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Как следует из содержания части 1 и части 2 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Федерального закона N 326-ФЗ).
Исходя из правовой позиции, отраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 24.10.2013 N 1648-О, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
Согласно частям 1 и 2 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования. Тарифы на оплату медицинской помощи, за исключением тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в соответствии с пунктом 11 статьи 5 настоящего Федерального закона, устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона.
Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее также - Правила N 108н), согласно пункту 192 которых в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 193 Правил N 108н в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат: 1) затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); 2) затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); 3) затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); 4) иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги). Группы затрат могут быть дополнительно детализированы.
В соответствии с пунктом 194 Правил N 108н к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат: 1) затраты на коммунальные услуги; 2) затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); 3) затраты на содержание объектов движимого имущества; 4) затраты на приобретение услуг связи; 5) затраты на приобретение транспортных услуг; 6) затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); 7) затраты на амортизацию основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря), оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); 8) прочие затраты на общехозяйственные нужды (пункт 195 Правил N 108н).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.01.2022 N 11 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Хакасия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Территориальная программа Республики Хакасия).
В ходе проверки фондом установлено и учреждением не оспаривается, что в 2022 году за счет средств ОМС медицинской организацией были осуществлены следующие расходы: 567 780 рублей 50 копеек - на оплату командировочных расходов, связанных с направлением медицинских специалистов для участия в семинарах, конференциях, форумах и съездах по профилю медицинской деятельности в 2022 году (548 780 рублей 50 копеек), на оплату регистрационных взносов для участия в конференциях, форумах (19 000 рублей), 48 527 рублей 12 копеек - на предоставление компенсационных выплат работникам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2022 N 1268 "О порядке предоставления компенсационной выплаты отдельным категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой коронавирусной инфекцией", 145 000 рублей - на приобретение основного средства (оборудования) для пищеблока стоимостью свыше 100 000 рублей, 5000 рублей - перечислены АНО ДПО "Центральны многопрофильный институт" за образовательные услуги по программе повышения квалификации "Актуальные вопросы проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров", 127 229 рублей 18 копеек - на расходы, не связанные с хозяйственной и медицинской деятельностью медицинского учреждения (на приобретение и доставку периодических изданий), 500 000 рублей - на компенсацию морального вреда по решению суда.
С учетом частичного признания возражений медицинской организации (48 527 рублей 12 копеек), частичного возмещения средств нецелевого использования (500 000 рублей + 145 000 рублей + 1300 рублей), фондом предъявлено требование о взыскании средств нецелевого использования в общем размере 700 009 рублей 68 копеек (567 780 рублей 50 копеек + 5000 рублей + 127 229 рублей 18 копеек).
По эпизоду с нецелевым использованием средств ОМС на оплату командировочных расходов, связанных с направлением медицинских специалистов для участия в семинарах, конференциях, форумах и съездах по профилю медицинской деятельности в 2022 году, на оплату регистрационных взносов для участия в конференциях, форумах в сумме 567 780 рублей 50 копеек, суд первой инстанции исходил из того, что семинары, конференции, форумы и съезды, по результатам участия в которых не выдается документ о повышении квалификации, не являются формой дополнительного профессионального образования.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом, учитывая следующее.
Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ установлена структура тарифа на оплату медицинской помощи, которая включает в себя, в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты.
Как указано выше, в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются, в том числе, затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 193 Правил N 108н).
В соответствии с частью 4 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Обязанность работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников подразумевает, что оно проводится за счет средств работодателя.
На основании положений частей 4, 6, 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ медицинские организации вправе производить оплату расходов по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки медицинских работников за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Частью 1 статьи 82 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) предусмотрено, что подготовка медицинских работников осуществляется путем реализации следующих профессиональных образовательных программ медицинского образования: образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования, дополнительных профессиональных программ.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 73 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила совершенствования профессиональных знаний и навыков определены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03 августа 2012 года N 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях" (далее - Порядок N 66н). Согласно названному Порядку повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников организуются в соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки", квалификационными характеристиками, предусмотренными Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н.
При этом программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки являются дополнительными профессиональными программами, относящимися к дополнительным образовательным программам (пункт 4 статьи 12 Закона N 273-ФЗ).
В соответствии с пунктами 3, 4 Порядка N 66н совершенствование работниками профессиональных знаний и навыков осуществляется путем их обучения в образовательных и научных организациях по дополнительным профессиональным образовательным программам, реализуемым в виде повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки.
Необходимость прохождения работниками повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки устанавливается работодателем.
В силу пунктом 10, 11 Порядка N 66н освоение программ дополнительного профессионального образования в виде повышения квалификации и профессиональной переподготовки завершается обязательной итоговой аттестацией.
Работникам, успешно завершившим освоение программы дополнительного профессионального образования в виде повышения квалификации, выдается свидетельство о повышении квалификации.
Работникам, успешно завершившим освоение программы дополнительного профессионального образования в виде профессиональной переподготовки, выдается диплом о профессиональной переподготовке.
Работники, указанные в пункте 8 настоящего Порядка, успешно завершившие освоение программ дополнительного профессионального образования в виде повышения квалификации или профессиональной переподготовки, могут продолжать профессиональную деятельность по соответствующей медицинской или фармацевтической специальности.
Согласно пункту 1 статьи 79 Закона N 323-ФЗ медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем участие в семинаре, конференции, форуме и мастер-классе не является видом повышения квалификации медицинских работников. Данные мероприятия не предполагают выдачу удостоверения установленного образца, подтверждающего получение повышения квалификации.
Требования к квалификации содержит действующий на сегодняшний день Единый квалификационный справочник должностей (далее - ЕКСД) руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н, который содержит раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения".
В разделе требований к квалификации в отношении врача-специалиста указано на необходимость высшего профессионального образования по специальности и послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования и сертификат специалиста по специальности. Участие в конференциях, симпозиумах и иных подобных мероприятиях в качестве необходимых этапов обучения такого специалиста не предполагается.
Между тем, частью 1 статьи 195.3 ТК РФ в отношении порядка применения профессиональных стандартов установлено, что если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона N 273-ФЗ право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Закон N 323-ФЗ аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет. Аккредитационная комиссия формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с участием профессиональных некоммерческих организаций, указанных в статье 76 настоящего Федерального закона.
Положение об аккредитации специалистов, получивших медицинское или фармацевтическое образование, утверждено приказом Минздрава России от 28.10.2022 N 709н (далее - Положение N709н), и действует с 01.01.2023, то есть спорный период не охватывает.
Из анализа приведенных норм следует, что обязательны для применения работодателями и необходимы для осуществления практической деятельности квалификационные требования о высшем профессиональном образовании и послевузовское профессиональное образование по специальности. Закон N 326-ФЗ, Положение N709н не устанавливают обязанность работодателя производить работнику возмещение средств, израсходованных на проведение аккредитации.
Территориальная программа Республики Хакасия также не предусматривает в структуре тарифа на расходы медицинской организации на оплату участия медицинских работников в семинарах, конференциях, съездах и других мероприятиях за счет средств ОМС.
Участие медицинских работников в конференциях, конгрессах, съездах, семинарах, форумах также не является служебной обязанностью работников, выполнение ими таких поручений не может рассматриваться как выполнение "служебных поручений". Соответственно, указанные поездки не могут являться командировками, а расходы, связанные с участием работников учреждения в данных мероприятиях, не могут являться командировочными расходами.
При этом согласно Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года, утвержденной Приказом Минздрава России от 21.11.2017 N 926, мотивация специалистов к систематическому обучению достигается за счет того, что результаты обучения будут востребованы в практической деятельности обучающегося, при этом система предоставляет возможность дискретного обучения путем этапного освоения отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практических навыков. Кроме того, в обучении обеспечивается возможность интерактивного контакта специалиста с образовательными, научными, лечебными организациями и коллегами, который включает участие в профессиональных семинарах, конференциях, частное исследование, написание научных (исследовательских) работ, чтение периодики, информационный поиск, стажировку, преподавание, консультирование, экспертизу, наставничество, а элективность образовательного процесса обеспечивает свободу выбора целей, содержания, форм, методов, средств, длительности, места обучения.
Названная Концепция определена до 2021 года, однако, заложенные в ней задачи и цели непрерывного медицинского образования не утратили своей актуальности и в спорном периоде, в том числе в части реализации образовательной активности медицинских работников, учет которой осуществляется посредством использования систем учетных единиц (кредитов).
Таким образом, способы обучения специалиста не ограничиваются только участием в мероприятиях за пределами места осуществления работы. Прохождение аккредитации может осуществляться иными способами, в том числе, дистанционно.
Расходы работодателя за участие сотрудников учреждения в таких формах мероприятий как конференции, конгрессы, съезды, семинары, форумы могут быть оплачены за счет других средств, имеющихся в распоряжении медицинской организации.
Таким образом, участие в семинаре, конференции, форуме и мастер-классе, не является видом повышения квалификации медицинских работников, следовательно, командировочные расходы (проезд, суточные, проживание), а равно внесение регистрационных сборов в связи с таким участием, выплаченные в 2022 году медицинской организацией из средств ОМС медицинским работникам в общей сумме 567 780 рублей 50 копеек, являются средствами, использованными не по целевому назначению.
Относительно требования фонда о взыскании 5000 рублей, перечисленных учреждением автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Центральный многопрофильный институт" (далее - АНО ДПО "Центральный многопрофильный институт") за образовательные услуги по программе повышения квалификации "Актуальные вопросы проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров", суд первой инстанции исходил из того, что оказание данных услуг исключительное в отношении водителей скорой медицинской помощи больницы необходимо для обеспечения деятельности учреждения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом, учитывая следующее.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, предрейсовые, послерейсовые и текущие медицинские осмотры не входят в перечень медицинской помощи, оказываемой в рамках обязательного медицинского страхования. Базовой программой обязательного медицинского страхования и территориальной программой оказание медицинских услуг обучение по вышеуказанной программе к числу мероприятий, финансируемых за счет средств медицинского страхования, не отнесено.
Предрейсовые, послерейсовые и текущие медицинские осмотры не включены в предусмотренный территориальной программой перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Хакасия и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия.
Вместе с тем, как уже указывалось ранее, к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), в том числе прочие затраты, перечень которых не является исчерпывающим.
В силу пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица обязаны организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.
Из материалов дела следует, что учреждение оказывает первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе скорую медицинскую помощь. В штате организации состоят водители автомобилей скорой медицинской помощи.
Таким образом, учреждение при оказании медицинской помощи вне медицинской организации, в том числе скорой, обязано организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.
Доказательства, подтверждающие цели несения расходов на обучение по спорной программе (исключительно осмотр собственных водителей) и связь данного обучения с обеспечением деятельности медицинской организации в целом в рамках программы обязательного медицинского страхования, представлены.
Как следует из пунктов 6, 7, 8 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 835Н, обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. Проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).
Согласно представленному в материалы дела договору от 23.03.2022 об оказании платных образовательных услуг по дополнительным образовательным программам, заключенному между АНО ДПО "Центральный многопрофильный институт" (исполнитель), руководителем учреждения (заказчик) и гражданкой Филимоновой Н.И. (слушатель), исполнитель принял на себя обязательства предоставить образовательную услугу, а заказчик - оплатить образовательную услугу по программе повышения квалификации с соответствии с приложением N 1 к договору.
Из приложения N 1 к договору и пояснений учреждения усматривается, что Филимонова Н.И. - фельдшер отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи в период с 28 марта 2022 года по 11 апреля 2022 года прошла обучение по программе "Актуальные вопросы проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров".
В подтверждение проведения названным медицинским работников послерейсовых осмотров водителей учреждения представлены путевые листы, паспорта транспортных средств.
О том, что услуги в соответствии с Приказом N 835н иным лицам не осуществлялись и проведение их не предполагалось, заявителем представлены прейскуранты платных медицинских услуг ГБУЗ РХ "РКБ им. Г.Я. Ремишевской", действующих в спорном периоде, отчет по оказанным услугам по проведению различных видов медосмотров за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года.
Учитывая изложенное, требования фонда в данной части обоснованно не удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы фонда об обратном подлежат отклонению, поскольку, принимая во внимание изложенное, они основаны на неверной оценке фактических обстоятельств дела.
Относительно требования фонда о взыскании 127 229 рублей 18 копеек, направленных из средств ОМС на расходы, не связанные с хозяйственной и медицинской деятельностью медицинского учреждения (на приобретение и доставку периодических изданий), суд первой инстанции исходил из того, что указанные расходы не относятся к образовательной деятельности медицинских работников в понимании Закона N 326-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом, учитывая следующее.
Структура тарифов, указанных в пунктах 186, 193 Правил N 108н, не включает в себя расходы на приобретение и доставку периодических изданий.
Положениями Закона N 323-ФЗ на медицинскую организацию не возложена обязанность по обеспечению медицинских работников и иных сотрудников периодическими изданиями.
Пользование медицинскими работниками и иными работниками медицинской организации в своей деятельности специализированными периодическими изданиями (журналы, газеты) направлено прежде всего на совершенствование данными работниками своих профессиональных знаний и навыков, что применительно к Концепции непрерывного медицинского образования соотносится с индивидуальной познавательной деятельностью ("самообразование").
Приобретение периодических изданий (журналы и газеты) в количестве 16 наименований ("Анестезиология и реаниматология", "Архив патологии", "Вестник интенсивной терапии имени А.И. Салтанова", "Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", "Заместитель главного врача; Лечебная работа и медицинская экспертиза", "Здравоохранение", "Кардиология", "Клиническая онкогематология. Фундаментальные исследования и клиническая практика", "Медицина труда и промышленная экология", "Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения", "Новая аптека", "Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения", "Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии", "Ультразвуковая и функциональная диагностика", "Урология", "Эндоваскулярная хирургия") не относится к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), соответственно, не могут быть оплачены за счет средств ОМС.
Учитывая изложенное, требования фонда в данной части обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал с учреждения в пользу фонда денежные средства в размере 695 009 рублей 68 копеек, представляющие собой нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования.
Как следует из материалов дела, в связи с нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования учреждению начислен штраф в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ в размере 120 000 рублей 97 копеек. Расчет суммы штрафа повторно проверен судом апелляционной инстанции и признается верным. Доказательств уплаты штрафа в материалы дела не представлено.
С учетом частичного удовлетворения требований фонда в размере 695 009 рублей 68 копеек, учреждение обязано уплатить в бюджет фонда штраф в размере 119 500 рублей 97 копеек (за вычетом 500 рублей штрафа, начисленного за нецелевое использование средств в размере 5000 рублей за образовательные услуги).
Таким образом, штраф в размере 119 500 рублей 97 копеек взыскан правомерно.
Также фондом заявлено требование о взыскании с учреждения пеней в размере 60 200 рублей 83 копеек за период с 17 мая 2023 года по 24 апреля 2024 года, а также пени до даты фактического исполнения обязательств.
Повторно проверив представленный истцом расчет пени, суд апелляционной инстанции признает его верным. Надлежащих доказательств, опровергающих представленный расчет, ответчик не представил.
В связи с частичным удовлетворением требований фонда, по расчету суда первой инстанции пени за период с 17 мая 2023 года по 24 апреля 2024 года (344 дня) составили 59 770 рублей 83 копейки (695 009 рублей 68 копеек х 7,5%/300 х 344 дня).
Таким образом, пени в размере 59 770 рублей 83 копейки взысканы правомерно.
В соответствии с пунктом 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 202 ГПК РФ, статья 179 АПК РФ).
При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
Учитывая изложенное, исходя из соблюдения баланса интересов сторон, в том числе в части распределения расходов по уплате государственной пошлины, задач арбитражного судопроизводства, последующее начисление пеней на сумму 695 009 рублей 68 копеек верно произведено судом первой инстанции, начиная с 25.04.2024 по день фактической уплаты задолженности в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в размере 7,5 процентов годовых за каждый день просрочки.
Соответственно, обжалуемое решение является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, заявленные в апелляционной жалобе доводы признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Государственная пошлина за апелляционное обжалование не распределяется, так как на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "07" июня 2024 года по делу N А74-5615/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-5615/2023
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА ИМЕНИ Г.Я. РЕМИШЕВСКОЙ"
Третье лицо: Третий арбитражный апелляционный суд