г. Москва |
|
04 октября 2024 г. |
Дело N А40-166358/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Бондарева А.В., Фриева А.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Винниковой В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ЗАО "ГЕМА-ИНВЕСТ", Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.05.2024
по делу N А40-166358/18, принятое судьей Чекмаревой Н.А.
по иску ООО "СТРАТЕГИЯ" (ИНН 7726566624, ОГРН 5077746704283)
к ответчикам: ЗАО "ГЕМА-ИНВЕСТ" (ИНН 7729503421, ОГРН 1047796081552), Департаменту городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
об установлении сервитута,
при участии в судебном заседании представителей:
от ответчика: 2) Кравец А.Г. по доверенности от 11.12.2023,
диплом ВСГ 2758512 от 22.06.2009;
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились - извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стратегия" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Гема-Инвест" и Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) об установлении в пользу истца права ограниченного пользования (частный сервитут) частью земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:103 (почтовый адрес ориентира г.Москва, ул.Касаткина, владение 11, стр. площадью 285,9 кв.м., предложенного по Варианту 3 в заключении эксперта, сроком до 27.03.2067 г. за плату, установленную Правительством Москвы (Постановление N 328-ПП от 09.06.2015 г.) (с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Определением суда от 24.10.2018 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
Решением от 05.04.2021 Арбитражный суд города Москвы установил в отношении земельного участка за номером 77:02:0019010:103 (почтовый адрес ориентир г.Москва, ул. Касаткина, вл. 11, стр. 8, площадью 285,9 кв.м.) право ограниченного (пользования) сервитута на период действия договора аренды за плату, установленную Правительством Москвы (Постановление от 09.06.2015 N 328-ПП) в соответствии с экспертным заключением от 16.11.2020 N 1176, по варианту 2: проезд (проход) с земель общего пользования к земельному участку с кадастровым номером 77:02:0019010:58 и зданиям, расположенным на нем, осуществлять с Проектируемого проезда N 742 между двухэтажными зданиями (ул. Касаткина, д. 11, стр. 9) и зданием трансформаторной подстанции (ул. Касаткина, д. 11, стр. 8) и далее через дворовую территорию до распашных ворот в границе земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:58.
Истец обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об исправлении опечаток в решении Арбитражного суда города Москвы от 05.04.2021 по делу N А40-166358/18.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 07.05.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021 решение и определение суда оставлены без изменения.
Постановлением от 21.10.2021 Арбитражного суда Московского округа данные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Суд кассационной инстанции дал указание суду первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовать все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в части определения условий, связанных с характеристикой (площадью и характерными точками, координатами) права ограниченного пользования (сервитута) по заявлению общества в отношении земельного участка земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:103, и установить по результатам их оценки соответствующие обстоятельства спора, разрешить его, правильно применив нормы права.
При новом рассмотрении дела истец с учетом принятых судом уточнений, заявленных после проведения по делу судебной экспертизы, просил установить в пользу истца право ограниченного пользования (частный сервитут) частью земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:103 (почтовый адрес ориентира г.Москва, ул.Касаткина, владение 11, стр. площадью 285,9 кв.м., предложенного по варианту 3 в заключении эксперта, сроком до 27.03.2067 за плату, установленную Правительством Москвы постановлением от 09.06.2015 N 328-ПП "Об утверждении Порядка определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.12.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2023, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2023 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 28.12.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2023 по делу N А40-166358/2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.05.2024 по делу N А40-166358/18 суд установил в пользу истца право ограниченного пользования (частный сервитут) частью земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:103 (почтовый адрес ориентира г.Москва, ул.Касаткина, владение 11, стр. площадью 285,9 кв.м., предложенного по Варианту 3 в заключении экспертаN 067/ССТЭ-22, сроком до 27.03.2067 г. за плату, установленную Правительством Москвы (Постановление N 328-ПП от 09.06.2015 г.).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчики обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе к удовлетворении иска. Заявители апелляционной жалобы указывают на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Департамента требования апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней мотивам, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Апелляционные жалобы рассматривается в порядке ч.3 ст.156 АПК РФ в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителей истца, ответчика (ЗАО "Гема-Инвест")
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 АПК РФ, считает, что решение Арбитражного суда города Москвы не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, истец является собственником нежилых зданий: нежилое здание, площадью 88,2 кв.м. кадастровый номер 77:02:0019010:1150, расположенное по адресу: г.Москва, р-н Алексеевский, ул.Касаткина, дом 11, строение 7 и нежилое здание, площадью 123,5 кв.м. кадастровый номер 77:02:0019010:1149, расположенное по адресу: г.Москва, р-н Алексеевский. ул. Касаткина, дом 11, строение 6.
Между Департаментом (арендодателем) и истцом (арендатором) был заключен договор аренды земельного участка N М-02-041875 от 06.06.2013 г., в соответствии с которым истцу сроком до 2062 года предоставлен в пользование земельный участок площадью 797 кв.м., кадастровый номер 7:02:0019010:58, имеющий адресный ориентир г.Москва, ул. Касаткина, дом 11, строение 6.7 и функционально обеспечивающей находящиеся на нем нежилые здания с кадастровыми номерами 77:02:0019010:1150 и 77:02:0019010:1149.
Принадлежащие истцу здания и арендованный земельный участок с кадастровым номером 77:02:0019010:58 расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:103 (почтовый адрес ориентира г.Москва, ул.Касаткина, владение 11, стр. 2.3, 8, 9, 12, 13, 21), что подтверждается данными публичной кадастровой карты и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о данном участке.
Истец указал, что доступ к зданиям истца от земель общего пользования не установлен, проход и проезд к ним возможно осуществлять только через земельный участок с кадастровым номером 77:02:0019010:103.
Как следует из выписки из ЕГРН, указанный земельный участок с кадастровым номером 77:02:0019010:103 находится в неразграниченной государственной (муниципальной) собственности, право собственности на который не зарегистрировано.
Истец обратился в Департамент по вопросу установления сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:103 для прохода и проезда, прокладки коммуникаций к принадлежащим ему зданиям.
Письмом N ДГИ-1-8616/18-1 от 28.02.2018 Департамент сообщил, что земельный участок с кадастровым номером 77:02:0019010:103 предоставлен в аренду ЗАО "Гема-Инвест" договор является действующим, последнее является лицом, к которому необходимо обращаться по вопросу установления сервитута на земельный участок.
На основании письма Департамента истец обратился к ЗАО "Гема-Инвест" с письмом N 08/03 от 27.03.2018 г. с предложением установить частный сервитут общей площадью 470 кв.м., определенный геодезическими координатами поворотных точек по прилагаемой схеме границ сервитута для целей прохода, проезда и прокладки коммуникаций до границ участка истца.
В приложении к указанному письму прилагались соглашение об установлении частного сервитута и технический отчет (подготовлен кадастровым инженером М.А. Клестовым, ООО "Азимут") с графической частью, содержащей каталог координат характерных точек границ частей земельного участка, обременяемого сервитутом.
Ответа на предложение об установлении частного сервитута от ЗАО "Гема-Инвест" истцом не получено.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что для него доступ к арендуемому участку затруднен наличием шлагбаума, установленного ЗАО "Гема-Инвест", и необходимостью согласования проезда каждого транспортного средства, а также существует необходимость прокладки коммуникаций к зданиям (электрический кабель, трубы водоснабжения и канализации), что невозможно без установления сервитута на земельный участок ЗАО "Гема-Инвест".
Определением Арбитражного суда города Москвы от 24.06.2019 г. была назначена судебная экспертиза по делу, проведение экспертизы поручено эксперту ФБУ Российский Федеральный Центр Судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ.
На разрешение эксперта поставлены вопросы: 1. Имеется ли у истца возможность для прохода к земельному участку с кадастровым номером 77:02:0019010:58 и к расположенным на нем зданиям, минуя земельный участок с кадастровым номером 77:02:0019010:103 и является ли проход, проезд к земельному участку истца с кадастровым номером 77:02:0019010:58, к зданиям истца через земельный участок с кадастровым номером 77:02:0019010:103 единственно возможным вариантом проезда, прохода от дорог общего пользования? 2. В том случае, если в настоящий момент проезд, проход не представляется возможным, то указать причину невозможности прохода, проезда? 3. Если использование земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:58 и расположенных на нем объектов недвижимого имущества без установления сервитута невозможно, определить наименее обременительный для ООО "Стратеги" вариант (с указанием координат обременяемой части земельного участка, границ и площадей) с учетом существующих проходов, проездов и соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных норм?
Согласно заключению эксперта от 16.11.2020 г. N 1176,1193/19-3-20 возможность для прохода к земельному участку с кадастровым номером 77:02:0019010:58 и к расположенным на нем зданиям, минуя земельный участок с кадастровым номером 77:02:0019010:103, у истца не имеется. Проезд (проход) к земельному участку истца с КН 77:02:0019010:58 к зданиям истца через земельный участок с КН 77:02:0019010:103 является единственно возможным вариантом проезда (прохода) от земель общего пользования. Фактический доступ к земельному участку с КН 77:02:0019010:58 и к расположенным на нем зданиям через земельный участок с КН 77:02:0019010:103 на момент проведения экспертного осмотра был возможен и осуществлялся только от улицы Касаткина по Проектируемому проезду N 742 до здания фитнес центра (ул. Касаткина, д. 11, стр. 12), далее между двухэтажным зданием (ул. Касаткина, д. 11, стр. 8 9) и зданием трансформаторной подстанции (ул. Касаткина, д. 11, стр. 8) через дворовую территорию.
Экспертами разработаны 2 варианта установления границ земельного участка для проезда (прохода) по земельному участку с КН 77:02:0019010:103 до земельного участка с КН 77:02:0019010:58.
Вариант N 1 для проезда (прохода) на земельный участок с КН 77:02:0019010:58 и зданиям, расположенным на нем, с земель общего пользования представлен на стр. 23-24 исследовательской части.
Графическое отражение предлагаемых границ представлено в Приложении N 2, каталог координат поворотных точек границ предлагаемого земельного участка площадью 243,4 кв.м., представлен ниже
N точки |
Координата |
|
|
Y |
|
1 |
17782,82 |
10141,89 |
2 |
17780,75 |
10146,15 |
3 |
17747,77 |
10161,33 |
4 |
17727,54 |
10165,13 |
5 |
17706,29 |
10156,21 |
6 |
17707,46 |
10153,42 |
7 |
17708,81 |
10154,01 |
8 |
17727,87 |
10162,02 |
9 |
17746,46 |
10158,53 |
10 |
17782,82 |
10141,89 |
Вариант N 2 для проезда (прохода) на земельный участок с КН 77:02:0019010:58 и зданиям, расположенным на нем, с земель общего пользования представлен на стр. 24-25 исследовательской части. Графическое отражение предлагаемых границ представлено в Приложении N 3, каталог координат поворотных точек границ предлагаемого земельного участка S2 площадью 285.9 кв.м., представлен ниже
N точки |
Координата |
|
|
Y |
|
1 |
17789,95 |
10127,26 |
2 |
17788,49 |
10130,25 |
3 |
17785,04 |
10130,22 |
4 |
17782,62 |
10131,30 |
5 |
17747,77 |
10161,33 |
6 |
17727,54 |
10165,13 |
7 |
17706,28 |
10156,20 |
8 |
17707,46 |
10153,42 |
9 |
17708,81 |
10154,01 |
10 |
17727,87 |
10162,02 |
11 |
17746,46 |
10158,53 |
12 |
17781,20 |
10128,66 |
13 |
17783,80 |
10127,21 |
14 |
17789,95 |
10127,26 |
При повторном рассмотрении дела определением Арбитражного суда города Москвы от 18.04.2022 г. назначена повторная судебная экспертиза по делу, проведение которой поручено эксперту ООО "Центр инжиниринговых услуг и технической экспертизы".
На разрешение эксперта поставлен вопрос: 1. Определить наименее обременительный вариант площади сервитута земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:103 (с указанием координат обременяемой части земельного участка, границ и площадей) с учетом существующих проходов, проездов, сквозного проезда и возможности подъезда к зданиям, расположенным на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0019010:58, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных норм.
Согласно заключению эксперта N 067/ССТЭ-22 в ходе проведения экспертного осмотра установлено, что в настоящее время доступ на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0019010:58 осуществляется через проезжую часть Проектируемого проезда N 742, примыкающий к въезду, расположенному на южной границе земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:103, и далее по дворовой территории земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:103.
Следовательно, проезд (проход) с земель общего пользования - автомобильной дороги Проектируемый проезд N 742 к земельному участку с кадастровым номером 77:02:0019010:58 возможен исключительно по земельному участку с кадастровым номером 77:02:0019010:103.
В этой связи разработаны варианты по установлению границ сервитута для проезда (прохода) с земель общего пользования автомобильной дороги (Проектируемый проезд N 742) к земельному участку с кадастровым номером 77:02:0019010:58, а так же зданиям с кадастровыми номерами 77:02:0019010:1150, 77:02:0019010:1149, расположенных на данном земельном участке.
Вариант N 1 Согласно варианту N 1 предлагается установить сервитут с земель общего пользования -автомобильной дороги (Проектируемый проезд N 742) далее по дворовой территории земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:103 к южной кадастровой границе земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:58. Габариты дороги примем в соответствии со сводом правил градостроительства панировки и застройки городских и сельских поселений СП 42.13330.2016 (далее - СП -113330.2016) - две полосы движения с шириной одной полосы 3,5 м.
Учитывая вышеизложенное, были определены границы сервитута для проезда (прохода) с земель общего пользования - автомобильной дороги (Проектируемый проезд N 742) далее по дворовой территории земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:103 к южной кадастровой границе земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:58. Площадь сервитута по варианту N 1 составляет 725 кв. м. Протяженность сервитута по варианту N 1 составляет 103,77 м.
Данный вариант разработан с учетом: наименее обременительной площади земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:103; возможности проезда к существующим зданиям, расположенным на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0019010:58; существующей ситуации на местности.
Описание местоположения границы части земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:103, обремененной сервитутом для проезда (прохода) к земельному участку с кадастровым номером 77:02:0019010:58 по варианту N 1
N п/п |
Обозначение точки |
Координата X, м |
Координата Y, м |
1 |
д1 |
17709,29 |
10153,27 |
2 |
д2 |
17708,81 |
10154,01 |
3 |
д3 |
17707,46 |
10153,42 |
4 |
д4 |
17705,06 |
10159,08 |
5 |
д5 |
17731,25 |
10170,11 |
6 |
д6 |
17766,02 |
10152,69 |
7 |
д7 |
17786,97 |
10127,24 |
8 |
д8 |
17789,38 |
10128,42 |
9 |
д9 |
17792,45 |
10122,14 |
10 |
д10 |
17785,09 |
10118,52 |
11 |
д11 |
17761,56 |
10147,10 |
12 |
д12 |
17730,99 |
10162,41 |
13 |
д13 |
17709,29 |
10153,27 |
14 |
Площадь, кв. м. |
725 |
Вариант N 2 Согласно варианту N 2 предлагается установить сервитут с земель общего пользования - автомобильной дороги (Проектируемый проезд N 742) далее по дворовой территории земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:103 к южной и северной кадастровой границе земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:58.
Вариант N 2 разработан с учетом сквозного проезда (прохода) на земельный участок с астровым номером 77:02:0019010:58. В этой связи в соответствии с СП 42.13330.2016 проезд (проход) будет иметь две полосы движения с шириной одной полосы 3,5 м. от земель общего пользования до кадастровой границы земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:58. В месте примыкания к северной и южной кадастровой границе земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:58 проезд (проход) имеет одну полосу движения шириной 3,5 м. Данное решение обеспечит сквозной проезд (проход) на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0019010:58.
В связи с этим были определены границы сервитута для проезда (прохода) с земель общего пользования - автомобильной дороги (Проектируемый проезд N 742) далее по дворовой территории земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:103 к южной и северной кадастровой границе земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:58. Площадь сервитута по варианту N 2 составляет 751 кв.м. Протяженность сервитута по варианту N 2 составляет 143,05 м.
Данный вариант разработан с учетом: сквозного проезда (прохода) на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0019010.58; возможности проезда к существующим зданиям, расположенным на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0019010:58; существующей ситуации на местности.
Описание местоположения границы части земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:103, обремененной сервитутом для проезда (прохода) к земельному участку с кадастровым номером 77:02:0019010:58 по варианту N 2
N п/п |
Обозначение точки |
Координата X, м |
Координата Y, м |
1 |
р1 |
17790,92 |
10125,27 |
2 |
р2 |
17789,38 |
10128,42 |
3 |
р3 |
17780,75 |
10146,15 |
4 |
р4 |
17802,49 |
10145,61 |
5 |
р5 |
17808,28 |
10133,74 |
6 |
р6 |
17811,42 |
10135,27 |
7 |
р7 |
17804,70 |
10149,06 |
8 |
р8 |
17780,84 |
10149,65 |
9 |
р9 |
17766,02 |
10152,69 |
10 |
р10 |
17731,25 |
10170,11 |
11 |
р11 |
17705,06 |
10159,08 |
12 |
р12 |
17707,46 |
10153,42 |
13 |
р13 |
17708,81 |
10154,01 |
14 |
р14 |
17709,29 |
10153,27 |
15 |
р15 |
17730,99 |
10162,41 |
16 |
р16 |
17761,56 |
10147,10 |
17 |
р17 |
17777,60 |
10144,62 |
18 |
р18 |
17786,24 |
10126,89 |
19 |
р19 |
17787,77 |
10123,74 |
20 |
р1 |
17790,92 |
10125,27 |
21 |
Площадь, кв. м. |
751 |
Вариант N 3
Согласно варианту N 3 предлагается установить сервитут с земель общего пользования - автомобильной дороги (Проектируемый проезд N 742) далее по дворовой территории земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:103 к южной, северной и западной кадастровой границе земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:58, а также к западной кадастровой границе здания с кадастровым номером 77:02:0019010:1149.
Вариант N 3 разработан с учетом сквозного проезда (прохода) на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0019010:58, а также доступа к западной кадастровой границе здания кадастровым номером 77:02:0019010:1149. В этой связи в соответствии с СП 42.13330.2016 проезд (проход) будет иметь две полосы движения с шириной одной полосы 3,5 м. от земель общего пользования до кадастровой границы земельного участка с кадастровым номером 12:0019010:58. В месте примыкания к северной и южной кадастровой границе земельного ветка с кадастровым номером 77:02:0019010:58 проезд (проход) имеет одну полосу движения уриной 3,5 м. В месте примыкания к западной кадастровой границе земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:58, а так же к западной кадастровой границе здания с кадастровым номером 77:02:0019010:1149 проезд (проход) имеет одну полосу движения с временной шириной от 3,5 до 8,67 м. Данное решение обеспечит сквозной проезд (проход) на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0019010:58.
В связи с этим были определены границы сервитута для проезда (прохода) с общего пользования - автомобильной дороги (Проектируемый проезд N 742) далее по дворовой территории земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:103 к южной, верной и западной кадастровой границе земельного участка с кадастровым номером 12:0019010:58, а так же к западной кадастровой границе здания с кадастровым номером 7:02:0019010:1149. Площадь сервитута по варианту N 3 составляет 1002 кв.м. Протяженность сервитута по варианту N 3 составляет 194,92 м.
Описание местоположения границы части земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:103, обремененной сервитутом для проезда (прохода) к земельному участку с кадастровым номером 77:02:0019010:58, а также к зданиям с кадастровыми номерами 77:02:0019010:1150, 77:02:0019010:1149 с земель общего пользования предоставлено в таблице N 8. В графическом виде границы сервитута по варианту N 3 предоставлены на чертеже N 5.
Данный вариант разработан с учетом: сквозного проезда (прохода) на земельный участок с кадастровым номером 02:0019010:58; возможности проезда к существующему зданию с кадастровым номером :02:0019010:1150, а также к зданию с кадастровым номером 77:02:0019010:1149, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН; существующей ситуации на местности.
Описание местоположения границы части земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:103, обремененной сервитутом для проезда (прохода) к земельному участку с кадастровым номером 77:02:0019010:58 по варианту N 3
N п/п |
Обозначение точки |
Координата X, м |
Координата Y, м |
1 |
к1 |
17802,10 |
10099,13 |
2 |
к2 |
17799,04 |
10100,61 |
3 |
к3 |
17777,60 |
10144,62 |
4 |
к4 |
17761,56 |
10147,10 |
5 |
к5 |
17730,99 |
10162,41 |
6 |
к6 |
17709,29 |
10153,27 |
7 |
к7 |
17708,81 |
10154,01 |
8 |
к8 |
17707,46 |
10153,42 |
9 |
к9 |
17705,06 |
10159,08 |
10 |
к10 |
17731,25 |
10170,11 |
11 |
к11 |
17766,02 |
10152,69 |
12 |
к12 |
17780,84 |
10149,65 |
13 |
к13 |
17804,70 |
10149,06 |
14 |
к14 |
17811,42 |
10135,27 |
15 |
к15 |
17808,28 |
10133,74 |
16 |
к16 |
17802,49 |
10145,61 |
17 |
к17 |
17780,75 |
10146,15 |
18 |
к18 |
17800,65 |
10105,29 |
19 |
к19 |
17804,66 |
10106,85 |
20 |
к20 |
17813,31 |
10110,13 |
21 |
к21 |
17814,32 |
10110,57 |
22 |
к22 |
17818,65 |
10112,46 |
23 |
к23 |
17821,77 |
10106,05 |
24 |
к24 |
17817,65 |
10104,02 |
25 |
к25 |
17808,41 |
10099,22 |
26 |
к26 |
17805,16 |
10097,65 |
27 |
к1 |
17802,10 |
10099,13 |
28 |
Площадь, кв. м. |
1002 |
Суд кассационной инстанции указал, что вопрос о возможности у истца для доступа (прохода, проезда) к земельному участку с кадастровым номером 77:02:0019010:58 и к расположенным на нем зданиям, через земельный участок с кадастровым номером 77:02:0019010:103 повторному рассмотрению не подлежит. Указание судов о том, что территория земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:103 является единственно возможным вариантом проезда (прохода) от земель общего пользования к зданиям истца не оспаривалось. Для истца более предпочтительным является третий вариант.
Согласно письму Департамента от 28.08.2019 N ДГИ-Э/80221-19-1 правоотношения по договору аренды от 28.02.2007 прекращены 28.02.2012.
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером 77:02:0019010:103 земельно-правовыми отношениями не обременен.
Письмом от 24.09.2019 N ДГИ-Э-87284/19-1 Департамент повторно сообщил истцу о прекращении правоотношений по договору аренды от 28.02.2007. Кроме того, Департамент сообщил о принятии мер, направленных на погашение записи о государственной регистрации права аренды в ЕГРН в целях приведения земельно-правовых отношений в соответствие с действующим законодательством и об отправке в адрес арендатора (ЗАО "Гема-Инвест") технического уведомления об отказе от договора аренды от 28.02.2007.
Письмом от 17.12.2019 Департамент вновь проинформировал истца о том, что на земельный участок по адресу: г.Москва, ул. Касаткина, д. 11, стр. 2, 3, 8, 9, 12, 13, 21 с кадастровым номером 77:02:0019010:103 площадью 27 769 кв. м. ЗАО "Гема-Инвест" был оформлен договор краткосрочной аренды от 28.02.2007 для эксплуатации офисных зданий, здания автоцентра и здания салона-магазина по продаже автомобилей.
В настоящее время правоотношения по данному Договору аренды прекращены.
Управлением Росреестра по Москве 03.12.2019 принято решение о проведении государственной регистрации внесения в ЕГРН записи о прекращении указанного договора.
Согласно п. 1 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 ЗК РФ.
Таким образом, при установленных судами обстоятельствах в настоящем деле подлежит применению гражданское законодательство и должны быть учтены особенности, предусмотренные главой V.3 ЗК РФ.
На основании ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В соответствии с п. 3 указанной статьи сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Как указано в ст. 277 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.
В силу ст.ст. 274, 277 ГК РФ собственник недвижимости может требовать установления сервитута в отношении соседней недвижимости, если без использования этой соседней недвижимости не могут быть обеспечены его нужды как собственника своей недвижимости.
Указание в статье 39.23 ЗК РФ на заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в трех приведенных случаях (размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка; проведение изыскательских работ; ведение работ, связанных с пользованием недрами) не означает ограничение возможности установления сервитута только тремя этими случаями.
Как следует из положений данной статьи ЗК РФ, каких-либо оснований для такого ограничения не имеется, напротив, перечень таких случаев не является исчерпывающим.
Более того, имеется отсылка к случаям, установленным гражданским законодательством.
Суд первой инстанции принял во внимание, что в данном случае правообладателем земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:103 в отсутствие арендатора является Департамент.
Департамент согласно Положению о Департаменте городского имущества города Москвы, утверждённому постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП осуществляет функции по выполнению полномочий собственника в отношении имущества города Москвы (п.1); ведёт реестр собственности города Москвы (п.6.2.); выполняет функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города Москвы в соответствии с возложенными полномочиями (п.6.5.); осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейских судах, федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), представляет в установленном порядке Правительство Москвы в иных государственных органах, организациях (п.6.10.).
В Обзоре судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017 г. указано на то, что сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом).
Указанное обстоятельство подтверждено результатом судебной экспертизы. Судом установлено, что территория земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:103 является единственно возможным вариантом проезда (прохода) от земель общего пользования к зданиям общества. Факт отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом) установлен судебной экспертизой по настоящему делу.
Согласно ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ сервитут может устанавливаться в интересах собственника недвижимого имущества исключительно в том случае, если нужды собственника, связанные с использованием указанного имущества, не могут быть обеспечены без установления сервитута. При этом установление сервитута обусловлено необходимостью внесения правовой определенности в отношения собственников соседних земельных участков в тех случаях, когда потребности одного из них, связанные с использованием принадлежащего ему имущества, не могут быть удовлетворены иным образом. Эти интересы могут быть обеспечены как путем добровольного подписания собственниками господствующего и обслуживающего земельных участков соглашения о сервитуте, так и в судебном порядке, если между этими лицами не достигнуто такое соглашение или имеются разногласия по его отдельным условиям.
Требование, предусмотренное п. 3 ст. 274 ГК РФ, имеет целью создание на будущее необходимых правовых гарантий для нормальной эксплуатации истцом своего имущества посредством предоставления ему по решению суда права ограниченного пользования чужим земельным участком.
Соответствующие правовые позиции указаны в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 11248/11 по делу N А45-12892/2010.
Достаточным основанием для обращения в суд лица, требующего установления сервитута, является недостижение сторонами соглашения об установлении или условиях сервитута, то есть возникновение между ними спора.
Суд, пришедший к выводу о необходимости установления сервитута, при наличии спора не связан доводами его сторон, касающимся порядка использования земельного участка, он может самостоятельно определить оптимальные условия сервитута, в том числе маршрут проезда и прохода, который соответствовал бы не только интересам истца, но и был бы наименее обременительным и выгодным для собственника земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что в данном случае истец обратился в арбитражный суд с иском об установлении сервитута к собственнику земельных участков в порядке ст. 274 ГК РФ, которой предусмотрено установление сервитута для эксплуатации земельного участка.
Пунктом 5 ст. 274 ГК РФ и п. 6 ст. 23 ЗК РФ установлено, что собственник участка, обремененного сервитутом, имеет право требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
При рассмотрении дел соответствующей категории в порядке, предусмотренном п.3 ст. 274 ГК РФ, суды должны исследовать вопрос о том, на удовлетворение каких конкретно нужд направлено требование истца и относятся ли они к тем потребностям, которые могут быть обеспечены путем установления сервитута, учитывая его исключительный характер.
При установлении сервитута в судебном порядке необходимо установить факт возможности доступа истца к принадлежащим объектам иным способом или может выполнить другими альтернативными путями.
Задачей суда при осуществлении выбора из таких альтернативных вариантов является соблюдение баланса интересов сторон и определение из них варианта наиболее экономичного (менее затратного) для собственника господствующей вещи и наименее обременительного для собственника служащего земельного участка.
Проведенной при повторном рассмотрении дела судебной экспертизой предложено три варианта установления сервитута по земельному участку с кадастровым номером 77:02:0019010:103.
Для истца более предпочтительным является третий вариант.
В соответствии с п. 1 ст. 23 ЗК РФ сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 ЗК РФ.
На основании п. 1 ст. 39.25 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать:
1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут;
2) учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении всего земельного участка или случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи;
3) сведения о сторонах соглашения;
4) цели и основания установления сервитута;
5) срок действия сервитута;
6) размер платы, определяемой в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи; 7) права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут;
8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, вносить плату по соглашению;
9) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.
Согласно п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута подпунктом 2 п. 2 ст. 39.25 ЗК РФ установлено, что если иное не установлено федеральными законами, плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Правительства Москвы от 09.06.2015 N 328-ПП установлен Порядок определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Порядок), который предусматривает правила определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Так, подпунктом 2.4.2 п. 2.4 Порядка установлено, что в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 2.1-2.3 Порядка: в размере 0,1% кадастровой стоимости земельного участка в иных случаях, не указанных в п.2.4.1 настоящего Порядка.
Согласно п. 4 Порядка в случае если сервитут устанавливается в отношении части земельного участка, размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется пропорционально площади этой части земельного участка в соответствии с настоящим Порядком.
С учетом данных норм в судебном акте при установлении сервитута должен быть указан соответствующий размер платы, для этого необходимо привести актуальные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:103.
Таким образом, рассматривая требование об установлении сервитута, суд должен определить все условия, на которых он устанавливается, а именно: сведения о земельных участках, для обеспечения использования которого установлен сервитут и который обременен сервитутом, содержание сервитута, вид сервитута, сферу действия, срок, условия о плате.
В силу с п. 1 ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражным процессуальным законодательством установлены критерии оценки доказательств в качестве подтверждающих факт наличия тех или иных обстоятельств.
Доказательства, на основании которых лицо, участвующее в деле, обосновывает свои требования и возражения, должны быть допустимыми, относимыми и достаточными. В частности, как указано в п. 2 ст. 71 АПК РФ, доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Признак допустимости доказательств, предусмотрен положениями ст.68 АПК РФ.
Так, в соответствии с указанной нормой, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Достаточность доказательств можно определить как наличие необходимого количества сведений, достоверно подтверждающих те или иные обстоятельства спора.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием не признавать требования лица, участвующего в деле, обоснованными (доказанными).
В соответствии с п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", в силу ч.1 ст.82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
В соответствии с ч. 1 ст. 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле; круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, определяются арбитражным судом.
Из изложенного следует, что вопрос о необходимости проведения экспертизы, установление круга вопросов, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы, определение экспертного учреждения, которому будет поручено проведение экспертизы, находится в компетенции суда, разрешающего дело по существу.
На основании ч. 2. ст. 64, ч. 3. ст. 86 АПК РФ заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами.
Таким образом, судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания, а следовательно, требование одной из сторон о назначении судебной экспертизы не создает обязанности суда ее назначить.
Кроме того, правовое значение заключения экспертизы определено законом в качестве доказательства, которое не имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера и в силу ст. 82 АПК РФ, подлежит оценке судом наравне с другими представленными доказательствами.
Принимая во внимание заявленные исковые требования, обстоятельства дела, а также учитывая, что в материалы дела представлены и исследованы судом достаточные доказательства, необходимые для разрешения спора в том числе результаты судебной экспертизы суд приходит к выводу об отсутствии необходимости в назначении повторной судебной экспертизы, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных с ч. 1. ст. 82, ст. 87 АПК РФ.
В соответствии со ст.ст. 9, 65 АПК РФ стороны обязаны доказывать обстоятельства своих требований или возражений и несут риск последствий совершения или несовершения процессуальных действий.
В соответствии со ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, принимая во внимание выводы эксперта, а также учитывая, что возможность для прохода к земельному участку с кадастровым номером 77:02:0019010:58 и к расположенным на нем зданиям, минуя земельный участок с кадастровым номером 77:02:0019010:103, у истца не имеется, что нарушает права истца, суд считает возможным установить сервитут на часть земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:103 (почтовый адрес ориентира г.Москва, ул.Касаткина, владение 11, стр. площадью 285,9 кв.м., предложенного по Варианту 3 в заключении эксперта, сроком до 27 марта 2067 года за плату, установленную Правительством Москвы (Постановление N 328-ПП от 09.06.2015 г.)
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд установил, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционных жалоб, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционных жалобах доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07.05.2024 по делу N А40-166358/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
А.В. Бондарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-166358/2018
Истец: ООО "СТРАТЕГИЯ"
Ответчик: ЗАО "ГЕМА-ИНВЕСТ"
Третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы, Кузнецов Антон Викторович, ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-50531/2024
22.04.2024 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-166358/18
27.06.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-25163/2021
06.04.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9369/2023
28.12.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-166358/18
21.10.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-25163/2021
12.07.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-33604/2021
05.04.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-166358/18