г. Челябинск |
|
11 октября 2024 г. |
Дело N А34-17204/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аникина И.А.,
судей Жернакова А.С., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тюменская автодорожная компания" на решение Арбитражного суда Курганской области от 31.05.2024 по делу N А34-17204/2022.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции (онлайн-заседание), приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Тюменская автодорожная компания" - Шевчук Л.С. (паспорт, доверенность, диплом);
Фонда "Инвестиционное агентство Курганской области" - Пономарева Е.А. (паспорт, доверенность, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Тюменская автодорожная компания" (далее - истец, ООО "ТАДК") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к фонду "Инвестиционное агентство Курганской области" (далее - ответчик, Фонд) о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения соглашения от 17.12.2019 N 8 о сотрудничестве по реализации масштабного инвестиционного проекта, выраженного в письме от 22.10.2021 (исх. N 08-10/201-1757/21) (далее - соглашение).
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 22.05.2023 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2023 решение суда от 22.05.2023 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27.11.2023 решение суда от 22.05.2023 и постановление апелляционного суда от 01.08.2023 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курганской области.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 31.05.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "ТАДК" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом не учтено отсутствие в действиях истца нарушений при реализации соглашения от 17.12.2019 N 8. В материалах дела имеются документы, подтверждающие получение разрешения на строительство N 45-45:25-7-2024 от 31.01.2024, выданного Департаментом архитектуры, строительства и земельных отношений администрации города Кургана. Наименование объекта капитального строительства, на который выдано разрешение на строительство - строительство асфальтобетонного завода, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 45:25:030701:628 в г. Кургане. Кроме того, до получения разрешения на строительство истцом совершены следующие действия для реализации спорного соглашения: проведены работы по подготовке арендуемого земельного участка к производству строительных работ, в том числе осушение в связи с его заболоченностью, расчистка, планировка и отсыпка территории, устройство подъезда, монтаж дорожной плиты; понесены затраты на приобретение оборудования (договор финансовой аренды (лизинга) N 1199 от 05.03.2020, по которому в настоящее время истец оплатил лизинговые платежи); созданы рабочие места для населения Курганской области. Также истцом совершены действия для регистрации недвижимого имущества в целях полноценной работы асфальтобетонного завода. В настоящее время асфальтобетонный завод продолжает выпускать продукцию и имеет рабочие места для жителей Курганской области. Указанное подтверждает намерение истца реализовать масштабный инвестиционный проект в рамках сорного соглашения.
Поскольку разрешение на строительство получено 31.01.2024, а до получения разрешения построен асфальтобетонный завод на железобетонном фундаменте, то у Фонда право на односторонний отказ от исполнения обязательств по соглашению возникло лишь формально, так как истцом совершено максимум действий, способствующих улучшению региональных демографических показателей (создание рабочих мест).
Кроме того, совокупность положений соглашения о сотрудничестве, п. 43 "Регламента комплексного сопровождения инвестиционных проектов в Курганской области" и п. 3 "Порядка осуществления мониторинга хода реализации масштабных инвестиционных проектов" свидетельствуют о том, что приоритетной задачей Фонда в ходе реализации инвестиционного проекта является сохранение арендных отношений и оказание помощи инвестору. Применительно же к рассматриваемой ситуации действия ответчика направлены на расторжение соглашения о сотрудничестве по формальным основаниям. Суд не принял во внимание, что расторжение соглашения влечет для истца прекращение использования земельного участка по льготной ставке 1,5% и применение более высокой арендной ставки. Судом должен был быть рассмотрен вопрос о проведении судебной экспертизы по делу и исследован вопрос о возможном фактическом исполнении заключенного между сторонами соглашения на момент рассмотрения настоящего дела, чего судом первой инстанции сделано не было.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2024 апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании 22.08.2024.
К дате судебного заседания от Фонда поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2024 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 16.09.2024.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2024 в составе суда произведена замена судьи Томилиной В.А., находящейся в трудовом отпуске, судьей Жернаковым А.С.
После замены судьи рассмотрение дела начато сначала.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; третье лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
С учетом мнения представителей истца и ответчика и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившегося лица.
К дате судебного заседания от Фонда во исполнение определения суда поступили письменные пояснения с приложенными дополнительными доказательствами - копии резюме инвестиционного проекта "Строительство асфальта-бетонного завода, завод бетонных изделий, завод по производству битумныъх и минерально-органических смесей", соглашения о сотрудничестве по реализации масштабного инвестиционного проекта N 8 от 17.12.2019, скриншоты карт с изображением участка и объекта, выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 06.12.2019 и 01.07.2024 в отношении земельного участка с кадастровым номером 45:25:030701:628, выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 18.04.2024 в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 45:25:030701:668, копия договора аренды земельного участка от 23.12.2019 N 1525-з, которые приобщены к материалам дела.
В судебном заседании 16.09.2024 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 30.09.2024 до 11 час. 25 мин. с размещением информации о перерыве на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2024 в составе суда произведена замена судьи Колясниковой Ю.С., находящейся в трудовом отпуске, судьей Соколовой И.Ю.
После замены судьи рассмотрение дела начато сначала.
После окончания перерыва судебное заседание продолжено в составе председательствующего судьи Аникина И.А., судей Жернакова А.С., Соколовой И.Ю., секретарь судебного заседания Анисимова С.П. в присутствии представителей сторон, принявших участие в судебном заседании до объявления перерыва.
К материалам дела приобщены письменные возражения общества "ТАДК" на отзыв на апелляционную жалобу и приложенные к возражениям дополнительные доказательства - копии требования об уплате неустойки исх.N 05-03598/24 от 09.07.2024, письма от 27.06.2024 исх.N 05-03325/24, заявления N 4281130478 о предоставлении в аренду земельного участка, решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов от 03.07.2024 N ПЗУ-20240625-18544341628-4, письма Минэкономразвития России от 02.09.2024 N ОГ-Д32-6126.
В судебном заседании 30.09.2024 представитель истца поддержал поступившие в письменном виде 27.09.2024 ходатайства общества "ТАДК" о переходе к рассмотрению дела N А34-17204/2022 по правилам первой инстанции и о назначении финансово-технической экспертизы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения ходатайств.
Рассмотрев заявленные ответчиком ходатайства, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для их удовлетворения.
Истцом о проведении судебной экспертизы в суде первой инстанции не заявлялось, в связи с чем оснований для рассмотрения соответствующего ходатайства в суде апелляционной инстанции применительно к части 3 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется. Кроме того, общество "ТАДК" не вносило на депозитный счет суда апелляционной инстанции денежные средства в размере, достаточном для разрешения вопроса о назначении по делу судебной экспертизы. Поставленные на разрешение судебной экспертизы вопросы являются правовыми. Также судом не установлено оснований для перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просил судебный акт оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.12.2019 между обществом "ТАДК", Фондом и Департаментом заключено соглашение N 8 о сотрудничестве, в котором стороны определили порядок и условия осуществления совместных действий в целях реализации масштабного инвестиционного проекта "Строительство асфальтобетонного завода, завода бетонных изделий, завода по производству битумных эмульсий и минерально-органических смесей" по адресу: Курганская область, г. Курган, в районе пересечения ул. Омской и федеральной автомобильной дороги "Иртыш".
Стоимость проекта составляет 150 000 000 руб., предельный срок реализации проекта - 54 месяца с даты заключения договора аренды земельного участка.
По условиям соглашения общество "ТАДК" в качестве инвестора приняло на себя, в том числе следующие обязательства:
- обеспечить вложение инвестиций в проект в срок и объемах не менее срока и объемов, предусмотренных пунктом 1 соглашения;
- обеспечить создание не менее 60 рабочих мест при реализации проекта;
- осуществить строительство зданий и сооружений в течение 54 месяцев с даты заключения договора аренды земельного участка;
- выполнить инженерные изыскания, осуществить архитектурно-строительное проектирование, представить в адрес специализированной организации (Фонда) копию разрешения на строительство в течение 18 месяцев с даты заключения договора аренды земельного участка.
Специализированная организация (Фонд) вправе осуществлять контроль за выполнением инвестором пункта 2 соглашения.
Орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками (Департамент) обязался рассмотреть возможность предоставления обществу "ТАДК" в аренду без проведения торгов земельного участка и заключения в установленном порядке договора аренды земельного участка без проведения торгов (пункт 4 соглашения).
На основании распоряжения Губернатора Курганской области от 20.12.2019 N 47-П-р "О предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов ООО "Тюменская автодорожная компания" между Департаментом и обществом "ТАДК" заключен договор аренды земельного участка от 23.12.2019 N 1525-з, по условиям которого обществу "ТАДК" предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 45:25:030701:628, площадью 292 514 кв. м с разрешенным использованием: производственная деятельность (для строительства асфальтобетонного завода, завода бетонных изделий, завода по производству битумных эмульсий и минерально-органических смесей), по адресу: Курганская область, г. Курган, в районе пересечения ул. Омской и федеральной автомобильной дороги "Иртыш".
Срок аренды земельного участка установлен на 54 месяца с момента подписания акта приема передачи земельного участка (раздел 2 договора аренды).
23.12.2019 земельный участок с кадастровым номером 45:25:030701:628 площадью 292 514 кв. м передан истцу по акту приема-передачи.
22.10.2021 Фонд направил в адрес общества "ТАДК" письмо N 08-10/02-1757/21 с уведомлением о расторжении соглашения в одностороннем внесудебном порядке в связи с неисполнением условий соглашения - неполучение и непредставление Фонду до 23.06.2021 копии разрешения на строительство.
Не согласившись с указанным решением, общество "ТАДК" обратилось в арбитражный суд с заявленными исковыми требованиями.
Отказывая при новом рассмотрении дела в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции проанализировав условия соглашения, в частности, пункт 7 раздела IV с учетом положений статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, установил, что сторонами согласовано право Фонда (специализированной организацией) на досрочное расторжение соглашения в случае выявления факта неисполнения инвестором обязанностей, предусмотренных п. 2 соглашения, путем направления уведомления о расторжении соглашения. Соглашение прекращает свое действие с даты получения уведомления инвестором. Включение в соглашение условия о порядке прекращения договора в одностороннем порядке соответствует действующему законодательству. У Фонда возникло право на односторонний отказ от исполнения обязательства по соглашению, поскольку инвестором в установленный в подпункте 5 пункта 2 соглашения срок (18 месяцев с даты заключения договора аренды земельного участка) разрешение на строительство не представлено, в связи с чем отказ Фонда от исполнения соглашения, выраженный в письме от 22.10.2021 N 08-10/02-1757/2021, соответствует закону и условиям соглашения.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
При этом сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 4 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу разъяснений, изложенных в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" (далее - постановление Пленума N 54), нарушение предусмотренной пунктом 4 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (пункт 2 статьи 10, пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что фактически спорные правоотношения сторон связаны с осуществлением инвестиционной деятельности, регулируемой нормами Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", на основании пункта 1 статьи 8 которого отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 1 и статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах").
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 названного Кодекса).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что основой регулирования отношений между обществом "ТАДК" (инвестор), Фондом (специализированная организация) и Департаментом (орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками) по реализации масштабного инвестиционного проекта является соглашение о сотрудничестве от 17.12.2019 N 8, устанавливающее в том числе обязанность инвестора по представлению в адрес специализированной организации копии разрешения на строительство в течение 18 месяцев с даты заключения договора аренды земельного участка (подпункт 5 пункта 2 соглашения), а также предоставляющее специализированному органу право на досрочное его расторжение в одностороннем внесудебном порядке в случае выявления факта неисполнения инвестором обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящего соглашения, путем направления уведомления инвестору о расторжении договора соглашения (пункт 7 соглашения).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", при рассмотрении споров, вытекающих из договоров, связанных с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, судам следует устанавливать правовую природу соответствующих договоров и разрешать спор по правилам глав 30 ("Купля-продажа"), 37 ("Подряд"), 55 ("Простое товарищество") Кодекса и т.д. Если не установлено иное, судам надлежит оценивать договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, как договоры купли-продажи будущей недвижимой вещи.
Таким образом, основания и порядок одностороннего отказа от исполнения соответствующего договора, регулирующего отношения, связанные с осуществлением сторонами инвестиционной деятельности, предусматриваются не только общими нормами статей 450 и 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, но и специальными положениями указанного Кодекса в зависимости от установленной судом правовой природы данного договора.
Как верно отметил суд первой инстанции, спорное соглашение, исходя из его предмета и условий, относится к разряду смешанных договоров, содержит в себе элементы договора простого товарищества, договора строительного подряда и подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, подлежащих регулированию главами 37, 55 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели (пункт 1 статьи 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений статей 1041, 1043 Гражданского кодекса Российской Федерации особенностью договора простого товарищества является то, что у сторон по нему имеется обязанность соединить вклады и совместно действовать, но отсутствуют обязательства по передаче чего-либо одним товарищем другому в собственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором (пункт 2 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
В силу положений статьи 758 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Фонд является специализированной организацией, которая в пределах наделенной компетенции принимает меры по обеспечению необходимых условий для реализации инвестиционных проектов.
Порядок приема заявлений, сроки и последовательность действий органов исполнительной власти Курганской области и специализированной организации при рассмотрении вопроса о включении инвестиционного проекта в раздел "Сопровождаемые" Реестра инвестиционных проектов Курганской области и порядок заключения соглашения о сотрудничестве по реализации масштабного инвестиционного проекта определены:
- законом Курганской области от 05.05.2015 N 35 "Об утверждении критериев, которым должны соответствовать объекты социально - культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду юридическим лицам без проведения торгов" (далее - ЗКО N 35);
- постановлением Правительства Курганской области от 29.01.2019 N 14 "Об утверждении регламента комплексного сопровождения инвестиционных проектов в Курганской области и о внесении изменений в постановление правительства Курганской области от 25.07.2017 N 270" (далее - ППКО N 14);
- Указом Губернатора Курганской области от 23.05.2017 N 133 "Об утверждении Порядка определения соответствия объектов социально - культурного и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов критериям, установленным законом Курганской области от 05.05.2015 N 35 "Об утверждении критериев, которым должны соответствовать объекты социально - культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду юридическим лицам без проведения торгов" (далее - Указ N 133);
- приказом Департамента экономического развития Курганской области от 01.02.2019 года N 9-ОД "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга хода реализации масштабных инвестиционных проектов" (далее - Приказ N 9-ОД).
Заключая соглашения, Фонд не действует из самостоятельно принятых решений, а руководствуется в своей дальнейшей деятельности действующим законодательством, что не может привести к извлечению Фондом публичных интересов в свою пользу и нарушить баланс интересов Фонда и общества "ТАДК".
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 25.12.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" условия договоров и (или) государственных контрактов, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Как пояснил ответчик, общество "ТАДК" при обращении в Фонд с заявлением о признании инвестиционного проекта масштабным получает право на выделение земельного участка для его реализации без процедуры проведения торгов (то есть исключая конкуренцию) и по льготной арендной ставке - 1,5% в год от кадастровой стоимости земельного участка, тогда как рыночная стоимость оценивается экспертом по рынку. Таким образом, льготная ставка аренды значительно ниже рыночной, в связи с чем в бюджет Курганской области уменьшаются поступления.
Получая указанную поддержку, инвестор принимает на себя обязательства, которые определены соглашением и данные обязательства подлежат выполнению в полном объеме.
17.10.2019 в Фонд поступило заявление общества о принятии на сопровождение инвестиционного проекта "Строительство асфальто-бетонного завода, завода бетонных изделий, завода по производству битумных эмульсий и минерально-органических смесей", а также о признании масштабного инвестиционного проекта соответствующим критериям, определенным ЗКО N 35, для размещения которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, а именно земельного участка с кадастровым номером 45:25:030701:628, расположенного по адресу: Курганская область, город Курган, в районе пересечения ул. Омской и федеральной автомобильной дороги "Иртыш".
02.12.2019 на заседании экспертного совета принято решение о включении указанного проекта в раздел "Сопровождаемые" реестра инвестиционных проектов Курганской области и признании "Масштабным инвестиционным проектом", реализация которого предусмотрена на указанном земельном участке (протокол N 15/2).
17.12.2019 между обществом "ТАДК", Фондом и Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области (далее - Департамент) заключено соглашение, в котором стороны определили порядок и условия осуществления совместных действий в целях реализации масштабного инвестиционного проекта "Строительство асфальто-бетонного завода, завода бетонных изделий, завода по производству битумных эмульсий и минерально-органических смесей" по адресу: Курганская область, г. Курган, в районе пересечения ул. Омской и федеральной автомобильной дороги "Иртыш". Стоимость проекта 150 000 000 руб., предельный срок реализации проекта - 54 месяца с даты заключения договора аренды земельного участка.
В нарушение принятых на себя обязательств по заключенному соглашению общество "ТАДК" в установленный в срок (до 23.06.2021) разрешение на строительство не получило, в Фонд не предоставило.
Соответствующее разрешение на строительство N 45-45:25-7-2024 получено лишь 31.01.2024, то есть при повторном рассмотрении дела судом первой инстанции после отмены ранее состоявшегося решения суда постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27.11.2023.
Длительное бездействие общества "ТАДК" по неполучению разрешения на строительство, возведение асфальто-бетонного завода без такого разрешения, притом что условия соглашения от 17.12.2019 о получении разрешения на строительство и его представлении Фонду носили обязательный характер, не могут быть признаны разумными и ожидаемыми от участника соответствующих правоотношений.
Существенность допущенного обществом "ТАДК" нарушения обусловлена льготным порядком предоставления земельного участка истцу (без проведения торгов) и исчисления арендной платы по льготной (уменьшенной) ставке.
Фонд зафиксировал нарушение реализации проекта и отсутствие разрешения на строительство в определенный сторонами срок.
При возведении объекта недвижимости арендатор земельного участка ограничен как правовым режимом земельного участка, так и условиями договора аренды, определяющими обязанность (возможность) арендатора создать, возвести на участке конкретный объект.
В соответствии с резюме инвестиционного проекта, предоставленного обществом, предусмотрено возведение на арендуемом участке 8 объектов: АБЗ открытого типа, бетонный завод утепленный, цех производства бетонных изделий, открытые площадки хранения инертных материалов, открытый склад хранения готовой продукции, битумная установка производства эмульсии открытого типа, грунтосмесительная установка открытого типа, административное здание модульного типа (три из которых - ОКС).
Обществу "ТАДК" для реализации масштабного инвестиционного проекта в аренду был предоставлен участок 292514 кв. м, площадь застройки которого в настоящее время составляет менее 1%.
В судебном заседании апелляционной инстанции 30.09.2024 представитель ответчика пояснил, что Фонд получил от общества извещение о завершении проекта от 23.09.2024, в котором истец указывает, что на арендуемом земельном участке из 8 объектов возведено 2 строительных объекта - завод АБЗ и гараж, и 7 сетей электроснабжения, газоснабжения, освещения (3 - электроснабжения, 3 - газоснабжения, 1 - освещения).
Пункт 48 Регламента комплексного сопровождения инвестиционных проектов в Курганской области, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 29.01.2019 N 14, предусматривает в случае выявления комиссией нарушений реализации масштабных инвестиционных проектов, выявленных в ходе мониторинга, а также в случае отсутствия факта начала реализации масштабного инвестиционного проекта в течение 18 месяцев с даты заключения договора аренды земельного участка экспертный совет рассматривает вопрос о расторжении соглашения.
Расторжение соглашения не ставит вопрос о прекращении реализации инвестиционного проекта, а ведет к прекращению льготы обществу "ТАДК" в виде арендной ставки - 1,5 % в год от кадастровой стоимости земельного участка и не запрещает обществу реализовывать инвестиционный проект при внесении стоимости аренды на общих условиях.
Принятие проекта на сопровождение и получение поддержки зависит от волеизъявления хозяйствующего субъекта, так как предоставляется на основании заявления, то есть носит заявительный характер.
Таким образом, истец добровольно изъявил желание включить проект в сопровождаемые и получить поддержку (аренда на льготных условиях без проведения торгов), соответственно, принял на себя ответственность по выполнению конкретных условий соглашения.
Подписав соглашение, общество "ТАДК" выразило согласие с его условиями, в том числе по наличию у Фонда права на одностороннее расторжение соглашения в случае его ненадлежащего исполнения обществом.
Установление обязанности инвестора предоставить в Фонд разрешение на строительство не может рассматриваться как нарушение принципа свободы договора.
В силу пунктов 46, 47 постановления Правительства Курганской области от 29.01.2019 N 14 "Об утверждении регламента комплексного сопровождения инвестиционных проектов в Курганской области и о внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 25 июля 2017 года N 270", инвесторы, реализующие масштабные инвестиционные проекты, включенные в раздел "сопровождаемые" Реестра, один раз в полгода в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в адрес специализированной организации отчет о ходе реализации масштабного инвестиционного проекта по форме, утверждаемой приказом Департамента экономического развития Курганской области, с приложением документов, подтверждающих исполнение условий соглашения, предусмотренного абзацем вторым пункта 40 Регламента.
Контроль за своевременной реализацией соглашения, предусмотренного абзацем вторым пункта 40 Регламента, осуществляется комиссией по мониторингу хода реализации масштабного инвестиционного проекта (далее - комиссия), формируемой Департаментом экономического развития Курганской области. В случае выявления комиссией нарушений реализации масштабных инвестиционных проектов, включенных в раздел "сопровождаемые" Реестра, выявленных в ходе мониторинга, а также в случае отсутствия факта начала реализации масштабного инвестиционного проекта, включенного в раздел "сопровождаемые" Реестра, в течение 18 месяцев с даты заключения договора аренды земельного участка экспертный совет рассматривает вопрос о расторжении соглашения, предусмотренного абзацем вторым пункта 40 Регламента (п. 46 постановления).
До истечения срока предоставления инвестором копии разрешения на строительство (23.06.2021) от инвестора заявление о продлении срока предоставления разрешения на строительство в соответствии с условиями, предусмотренными соглашением, не поступило, в связи с чем 15.10.2021 на заседании экспертного совета Фонда принято решение о расторжении соглашения в соответствии с пунктом 7 - в связи с неисполнением инвестором обязанности, предусмотренной подпунктом 5 пункта 2 соглашения, выразившейся в неполучении и непредставлении в Фонд в течение 18 месяцев копии разрешения на строительство.
22.10.2021 Фондом в адрес инвестора направлено уведомление о расторжении соглашения по решению экспертного совета Фонда.
Оснований для констатации незаконности данного отказа, в том числе оснований для вывода о недобросовестности поведения ответчика при осуществлении рассматриваемого действия с учетом условий соглашения, судом не установлено.
Обращение общества "ТАДК" о продлении срока, указанного в подпункте 5 пункта 2 соглашения, поступило уже после рассмотрения вопроса о расторжении соглашения и направления уведомления.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требования общества "ТАДК" о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения соглашения от 17.12.2019 N 8 о сотрудничестве по реализации масштабного инвестиционного проекта, выраженного в письме от 22.10.2021 (исх. N 08-10/201-1757/21).
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
При подаче апелляционной жалобы истцом уплачена государственная пошлина в сумме по 3 000 руб., что подтверждается платежными поручениями от 26.06.2024 N 1708.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 31.05.2024 по делу N А34-17204/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тюменская автодорожная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Аникин |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-17204/2022
Истец: ООО "Тюменская автодорожная компания"
Ответчик: Фонд "Инвестиционное агенство Курганской области"
Третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений по Курганской области, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Хронология рассмотрения дела:
24.02.2025 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7562/2023
11.10.2024 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10123/2024
31.05.2024 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-17204/2022
27.11.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7562/2023
01.08.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8787/2023
22.05.2023 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-17204/2022