г. Челябинск |
|
26 ноября 2024 г. |
Дело N А07-34394/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Максимкиной Г.Р.,
судей Бабиной О.Е., Тарасовой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой Д.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.08.2024 по делу N А07-34394/2022.
Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - истец, Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - ответчик, ООО "БашРТС") об обязании ООО "БашРТС" обеспечить поставку теплоносителя в многоквартирный дом N 21/1 по ул. Комсомольская г. Уфы с температурой теплоносителя в подающем трубопроводе в соответствии с приложением N 3 договора ресурсоснабжения N 470999/СОИ от 01.11.2018 ив пределах разрешенных отклонений; обязать ООО "БашРТС" производить качественное регулирование отпуска тепла на постоянной основе, в том числе при подготовке систем теплоснабжения к отопительному периоду путем проведения мероприятий, направленных на соблюдение режима теплоснабжения и обеспечение соблюдения величины расхода теплосносителя, поставляемый ООО "БашРТС" и приобретаемый потребителями многоквартирного дома N 21/1 по ул. Комсомольская г. Уфы путем исполнения требований следующих нормативно-правовых актов:
- пункты 66, 73, 91, 105 постановления Правительства РФ "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" от 18.11.2013 N 1034,
- пунктов 6.2.1, 6.2.2, 6.2.59, 11.1, 11.2, 11.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115,
- пунктов 5, 16 организационно-методических Рекомендаций по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации. МДС 41-6.2000, утвержденных приказом Госстроя РФ от 06.09.2000 N 203;
- обязании ООО "БашРТС" произвести собственникам помещений многоквартирного дома 21/1 по ул. Комсомольская г. Уфы перерасчет (уменьшение) размера платы по услуге отопление с января 2019 г. по апрель 2022 г. в размере 2 687 828, 62 руб., рассчитанный в соответствии с пп. "б" п. 3 приложения N 1 к Правилам N 808 (с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.11.2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Открытое акционерное общество Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Глазьеву Татьяну Анатольевну.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.08.2024 в удовлетворении исковых требований отказано (т. 8, л.д.72-95).
Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) не согласился с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке по мотивам нарушения судом норм материального и норм процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе истец указывает, что для выдачи предписания у него отсутствовали правовые основания, а также на массовый характер обращений граждан, относительно нарушений со стороны ООО "БашРТС", поступивших его адрес, в связи с чем, он был обязан обратиться в суд с настоящим иском в нарушение ст. 20 ЖК РФ, указывает на обращение с рассматриваемым иском в интересах собственников помещений в названном многоквартирном доме (далее также МКД) в соответствии с имеющимися полномочиями; не соглашается с выводом суда первой инстанции об определении исполнителем коммунальных услуг ОАО "УЖХ Советского района", отмечает, что именно ООО "БашРТС" с учетом перехода собственников помещений в МКД на прямые договоры является исполнителем коммунальной услуги теплоснабжения; ссылается на исключение судом при назначении экспертизы вопросов, предложенных истцом, некорректность вопросов, поставленных перед экспертом; выражает несогласие с результатами проведенной по делу экспертизы; полагает, что судом первой инстанции не дана оценка обязательствам ответчика как сильной стороны прямых договоров теплоснабжения, заключенных с собственниками помещений в МКД, оспаривает законность судебного акта в части отнесения на истца расходов на проведение судебной экспертизы, полагая их необоснованными, настаивает на необъективности оценки судом собранных по делу доказательств.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", своих представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616 (с изменениями, утвержденными постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.12.2021 N 657) Госкомитет является Республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного контроля (надзора), регионального государственного строительного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве при осуществлении ремонта и капитального ремонта дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Между обществом с ограниченной ответственностью "Башкирские Распределительные Тепловые Сети" (далее - Ресурсоснабжающая организация) и Управляющей организацией ОАО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа" (далее - исполнитель СОИ) заключен договор ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества N 470999/СОИ от 01.11.2018, по условиям которого ресурсоснабжающая организация (ООО "БашРТС") обязуется подавать исполнителю СОИ коммунальный ресурс в целях содержания общедомового имущества в многоквартирном доме, а исполнитель СОИ обязуется принять и оплатить объем коммунального ресурса, потребленный в целях содержания общедомового имущества.
Согласно пункту 2.3. договора N 470999/СОИ от 01.11.2018 местом исполнения обязательств РСО является точка поставки, которая определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по каждому МКД (Приложение N 2 к настоящему договору). При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется исполнителем СОИ. Исполнитель СОИ обязан, в течение тридцати дней с момента получения настоящего договора, подписать указанные акты и представить ресурсоснабжающей организации. Стороны пришли к соглашению, что при невозврате подписанных со стороны исполнителя СОИ актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, в срок, установленный абз.2 настоящего пункта, местом исполнения обязательств РСО признается точка поставки, которая располагается на границе внешней стены МКД.
Договорной объем коммунального ресурса в целях содержания общедомового имущества многоквартирного дома определен в приложении N 1 к договору N 470999/СОИ от 01.11.2018.
Пунктом 3.3 договора N 470999/СОИ от 01.11.2018 ресурсоснабжения определено, что ресурсоснабжающая организация обязуется в отопительный период поддерживать качество тепловой энергии в зависимости от температуры наружного воздуха, в соответствии с температурным графиком (Приложение N 3 к договору).
Договором теплоснабжения определено, что теплоснабжающая организация обязуется в отопительный период поддерживать качество тепловой энергии в зависимости от температуры наружного воздуха, в соответствии с температурным графиком (Приложение N 3 к договору). Приложением N 3 к договору утвержден график температур сетевой воды в подающем трубопроводе на выходе источников регулирования по температурному графику 130-70°С, предусматривающее температуру поставляемого энергоресурса в подающем и обратном трубопроводе в зависимости от температуры наружного воздуха.
Как указано в исковом заявлении, в Госкомитет поступали обращения граждан, проживающих в МКД N 21/1 по ул. Комсомольская г. Уфы, в том числе по вопросу предоставления коммунальной услуги отопление, в ходе внеплановой выездной проверки установлено, что жители МКД перешли на прямые договоры с поставщиком коммунального ресурса "отопление" с ООО "БашРТС".
Госкомитетом в связи с поступившим обращением жителей многоквартирного дома N 21/1 по ул. Комсомольская г. Уфы проведен анализ отчетов о суточных параметрах теплоснабжения по многоквартирному жилому дому, было установлено несоответствие фактической массы циркулирующего теплоносителя договорной величине, а также отклонение значений температуры теплоносителя в подающем трубопроводе за пределы их разрешенных отклонений.
Факт нарушения качества теплоснабжения зафиксирован показаниями приборов учета тепловой энергии и теплоносителя.
Госкомитетом изучены отчеты о суточных параметрах теплопотребления за период с октября 2021 года по апрель 2022 года из которых следует, что в разные периоды отопительного сезона зафиксированы показатели выше, чем договорной объем.
Проведенной Госкомитетом проверкой установлено, что со стороны теплоснабжающей организации ООО "БашРТС" допущены нарушения условий договора теплоснабжения, параметров качества теплоснабжения, повлекшие предоставление населению некачественной коммунальной услуги "отопление" в отопительный период 2019-2022 гг.
Нарушение со стороны ООО "БашРТС" условий договора ресурсоснабжения, а также бездействие в части соблюдения мероприятий, направленных на подготовку к отопительному сезону, по мнению истца, в совокупности привели к поставке потребителям коммунальной услуги ненадлежащего качества сверхдоговорных обязательств и как следствие, к завышению платы за данный коммунальный ресурс. Ссылаясь на вышеназванные обстоятельства, истец обратился в суд с рассматриваемым исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети".
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно части 3 статьи 15 АПК РФ, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Арбитражный суд в соответствии с требованиями части 1 статьи 64 и статей 71, 168 АПК РФ на основании имеющихся в деле доказательств устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.
Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:
1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
2) требований к формированию фондов капитального ремонта;
3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;
10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
Предметом государственного жилищного надзора не является соблюдение юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее - управляющая организация), лицензионных требований.
При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных, в том числе, в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
Пунктом 12 статьи 20 ЖК РФ установлено, что орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:
1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса;
2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищностроительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;
3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;
4) в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;
5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным настоящим Кодексом;
6) о понуждении к исполнению предписания.
Исходя из вышеназванных норм права, подаче иска в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предшествует проведение органом государственного жилищного надзора проверки лиц, осуществляющих оказание коммунальных услуг, на предмет соблюдения обязательных требований, установленных жилищным законодательством, выявления факта нарушения обязательных требований, выдача предписания в случае установления факта нарушений.
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец заявил, что действуя в пределах предоставленных полномочий по жилищному надзору по обращению гражданин, проживающих в МКД N 21/1 по ул. Комсомольская г. Уфы по факту неправомерного начисления платы за коммунальную услугу отопление, осуществил мероприятия по контролю деятельности ООО "БашРТС", в результате чего выявлено несоответствие температуры теплоносителя в подающем трубопроводе многоквартирного дома с учетом температуры наружного воздуха в отдельные дни расчетного периода утвержденному в качестве приложения к договору температурному графику.
Между тем, как верно отмечено судом первой инстанции, обращаясь с настоящим иском в суд, истец не представил доказательств проведения контрольных мероприятий в рамках установленных регламентов, вынесения каких-либо предписаний об устранении выявленных нарушений, об устранении нарушений требований жилищного законодательства, равно как и не доказал сам факт нарушения ответчиком обязательств по поставке коммунального ресурса.
Оставляя вынесенный судебный акт без изменения, судебная коллегия с учетом фактических обстоятельств дела, доводов апелляционной жалобы, отзыва на нее, принимает во внимание следующие обстоятельства.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В пункте 1 статьи 541 ГК РФ предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
В силу пункта 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
В соответствии со статьей 138 ЖК РФ управляющая организация обязана осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII Кодекса; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
В соответствии с пунктом 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Порядок предоставления коммунальных услуг потребителям установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2.3. статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Пунктом 13 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающей организацией договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
В силу части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Учитывая изложенное, по смыслу пунктов 8, 9 Правил N 354 ОАО "УЖКХ Советского района" имеет статус исполнителя коммунальных услуг для собственников жилых помещений многоквартирного дома N 21/1 по ул. Комсомольская г. Уфы.
Действительно, материалами дела подтверждается, что с 01.05.2019 собственники помещений многоквартирного дома N 21/1 по ул. Комсомольская (далее - МКД) переведены на прямые договоры с ООО "БашРТС" о предоставлении коммунальных услуг в соответствии с положениями части 3 статьи 157 ЖК РФ в одностороннем порядке.
Между тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, при переходе на прямые договоры потребителей с РСО, обязанности по содержанию инженерных сетей МКД сохраняются за управляющей компанией. Таким образом, за поставляемый ресурс до границы МКД отвечает РСО, а за работу сетей внутри здания отвечает управляющая организация в силу требований Порядка осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416. Функции по управлению и содержанию общего имущества многоквартирного дома сохранилось за АО "УЖКХ Советского района", риски ненадлежащего исполнения обязательств по содержанию общего имущества в силу специфики регулирования данных отношений, источников их финансирования и производного характера данных функций управляющей организации от обязанностей всех собственников в МКД, не могут быть переложены на ресурсоснабжающую организацию, в том числе, в условиях установленного перехода собственников помещений в МКД на прямые договоры с РСО.
В этой связи, вопреки суждениям подателя апелляционной жалобы, переход собственников помещений в МКД на прямые договоры с ресурсоснабжающей организации сам по себе не приводит к полному исключению управляющей организации, как исполнителя СОИ и лица, ответственного перед собственниками помещений в МКД за надлежащее содержание внутридомовых инженерных сетей, обеспечивающее качественное доведение соответствующих ресурсов от стены дома до конечных потребителей, из процесса предоставления собственникам помещений в МКД коммунальной услуги по отоплению.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции верно принято во внимание, что управляющая организация в вопросах поставки коммунальных ресурсов в многоквартирный дом и обеспечения коммунальными услугами конечных потребителей не имеет собственного экономического интереса, представляет в этих правоотношениях именно собственников помещений, следовательно, помимо положений статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, к спорным правоотношениям также подлежат применению положения жилищного законодательства, которые имеют приоритетное значение, поскольку имеют характер специальных норм по отношению к общим нормам гражданского законодательства, в том числе, регулирующего договоры энергоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения.
Указанное обстоятельство учитывается судом апелляционной инстанции также и при рассмотрении возникшего спора, поскольку приоритетное значение в любом случае имеет то обстоятельство, что оказываемая коммунальная услуга по отоплению" имеет обязательные требования, такие, как бесперебойное и круглосуточное предоставление, соблюдение нормативных требований к температуре, следовательно, подлежат исследованию обстоятельства того, имелись ли фактически заявленные истцом нарушения, и в чьей зоне ответственности, контроля, обязательств, они возникли.
Кроме того, наличие прямых договоров также не освобождает управляющую организацию от выполнения своих обязанностей по устранению имеющихся нарушений в общедомовой инженерной системе многоквартирного дома путем восстановления требуемых параметров отопления (в том числе, расхода теплоносителя), нарушений, связанных с соблюдением режима потребления энергии (тепловые и гидравлические режимы, температурные параметры), с учетом наличия у управляющей организации обязанностей по содержанию общедомовой инженерной системы дома в надлежащем состоянии, аналогичные обстоятельства подлежат исследованию и установлению в отношении ресурсоснабжающей организации, которые по общему правилу, отграничиваются от обязанностей управляющей организации по границе балансовой принадлежности, которая устанавливается по внешней границе стены МКД, в силу чего, само по себе требование истца направлено на поддержание надлежащего содержания общего имущества с целью безопасного проживания в МКД и обеспечение надлежащего качества коммунальных услуг, что критической оценке не подлежит; управляющая организация обязана систематически осуществлять выявление нарушений при работе отопительной системы МКД, ответчик обязан поддерживать качество коммунального ресурса на границе балансовой принадлежности.
В соответствии с пунктом 104 Правил N 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.
Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
В соответствии с пунктом 105 Правил N 354 при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем, а в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, - аварийно-диспетчерскую службу, деятельность которой организована управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (далее - аварийно-диспетчерская служба).
В соответствии с пунктом 107 Правил N 354, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.
При этом если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации известно, что причины нарушения качества коммунальной услуги возникли во внутридомовых инженерных сетях, то он обязан сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных систем, обязан незамедлительно довести до такого лица полученную от потребителя информацию.
Пунктом 5.2.14 договора N 470999/СОИ от 01.11.2018 предусмотрено, что в случае выявления нарушения режима потребления коммунального ресурса над договорным объемом, исполнитель обязуется дополнительно оплатить РСО объем сверхгодового, безучетного потребления коммунального ресурса, с применением к тарифам повышающих коэффициентов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В силу подпункта "в" пункта 7.3 договора N 470999/СОИ от 01.11.2018 РСО не несет ответственность перед исполнителем СОИ за недоотпуск коммунального ресурса или отпуск их с пониженными параметрами, в случаях несоблюдения исполнителем СОИ договорных режимов потребления коммунального ресурса.
При этом поддержание температуры коммунальных ресурсов непосредственно в жилых и нежилых помещениях МКД, обеспечивается надлежащей эксплуатацией исполнителем СОИ внутридомовых инженерных систем МКД и не входит в обязанность РСО (подпункт 3.3. договора N 470999/СОИ от 01.11.2018).
В материалах дела отсутствуют доказательства о предъявлении исполнителем СОИ требований к ресурсоснабжающей организации.
Согласно нормам статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно отвечать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии.
Ссылаясь на несоответствие температурному графику 150/70, установленному в Приложении N 3 к договору N 470999/СОИ от 01.11.2018, температуре теплоносителя в точке поставки Госкомитетом в материалы дела предоставлен график температуры теплоносителя относительно температуры атмосферного воздуха за весь спорный период
Поскольку между сторонами возник спор относительно качества поставленного ответчиком ресурса, определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.08.2023 по делу назначена судебная теплотехническая экспертиза, производство которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональный инженерно-энергетический центр Энерго".
На разрешение судебного эксперта поставлены следующие вопросы:
1. Соответствует ли объем тепловой энергии, поставленный в многоквартирный дом N 21/1 по ул. Комсомольская г. Уфы под управлением ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ" за отопительные периоды 2019-2022 гг., по качеству требованиям нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения?
2. в случае несоответствия качества поставленной тепловой энергии за отопительные периоды 2019-2022 гг. в многоквартирный дом N 21/1 по ул. Комсомольская г. Уфы под управлением ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ" требованиям нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения, определить объем и стоимость некачественно поставленной тепловой энергии?
22.01.2024 в суд первой инстанции поступило экспертное заключение (т. 6, л.д.46-62).
По результатам судебной экспертизы по первому вопросу эксперты пришли к выводу о наличии отклонений среднесуточной температуры теплоносителя на подающем трубопроводе на границе балансовой принадлежности относительно температурного графика Приложения N 3 договора ресурсоснабжения N 470999/СОИ от 01.11.2018.
По второму вопросу эксперты пришли к выводу о том, что в исследованном периоде температура в жилых помещениях соответствовала нормативным показателям, исходя из отсутствия предусмотренных Правилами N 354 актов проверки температурного режима в жилых помещениях. При этом эксперты исходили из того, что с учетом статуса объекта энергоснабжения - многоквартирный дом и связанных с этим особенностей нормативного регулирования качества коммунальной услуги по отоплению и его критериев, порядка фиксации отклонения данной коммунальной услуги по качеству, предусмотренных Правилами N 354, принимая также во внимание, долю жилых помещений в МКД относительно площади всех входящих в него помещений (88,3%), сами по себе результаты исследования по первому вопросу не являются достаточными для вывода в отношении качества коммунальной услуги по отоплению, предоставленной непосредственно в жилые помещения МКД. Выявленные нарушения качества ресурса РСО или УО не говорят о нарушении коммунальной услуги для потребителя. Факт нарушения коммунальной услуги согласно ПП N 354 подтверждаться только Актами проверки температурного режима в жилых помещениях, это связано с тем, что в многоквартирном доме кроме жилых помещений имеются ещё нежилые и помещения общего пользования, в том числе подвалы, лифтовые шахты, лестничные площадки и т.д. в которых распространяется тепловая энергия в независимости их изолированности, наличия или отсутствия в конкретных помещениях радиаторов отопления, трубопроводов (стояков) системы отопления. Акты проверки температурного режима в жилых помещениях МКД по адресу ул. Комсомольская 21/1 в процессе проведения экспертизы не были представлены, из чего выходит, что температура внутри жилых помещений соответствовала нормативным показателям.
В исследовательской части заключения судебной экспертизы подробно отражены сводные результаты оценки замеров температурного режима в МКД, произведен анализ соответствия температур сетевой воды температурному графику согласно справок Башкиркой УГМС, учтены показания узла учета тепловой энергии за спорный период.
Исследовав заключение судебной экспертизы, судебная коллегия приходит к выводу, что оно соответствует требованиям статей 82, 83, 86 АПК РФ, выводы экспертов носят последовательный непротиворечивый характер, полномочия и компетентность экспертов не оспорены, иными доказательствами выводы экспертов не опровергнуты. Данных, свидетельствующих о наличии сомнений в обоснованности выводов экспертов, либо доказательств, опровергающих выводы проведенной экспертизы, сторонами суду первой инстанции в ходе судебного разбирательства представлено не было.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ указанное заключение судебной экспертизы, апелляционная коллегия учитывает, что процедура назначения и проведения экспертизы соблюдена, заключение экспертов соответствует предъявляемым законом требованиям (статья 86 АПК РФ), в связи с чем, оснований для признания данного экспертного заключения ненадлежащим доказательством у суда не имеется.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что экспертное заключение каких-либо противоречий не содержит, соответствует требованиям статьи 86 АПК РФ. Выводы экспертов понятны и мотивированны. Заключение экспертов соответствует требованиям статей 82, 86, 87 АПК РФ.
Ходатайств о назначении повторной либо дополнительной судебной экспертизы истцом и третьими лицами не заявлено (ст. 87 АПК РФ).
При этом, исходя из предмета и оснований исковых требований, а также с учетом существа разногласий сторон и перечня обстоятельств, подлежащих установлению для правильного разрешения спора, назначение по делу экспертизы, вопреки суждениям подателя апелляционной жалобы, не являлось излишним. Суд апелляционной инстанции также обращает внимание на то, что окончательный круг вопросов, а также экспертное учреждение, в котором надлежит провести экспертное исследование, определяются судом самостоятельно, то есть с учетом мнения сторон, но не в соответствии с ним.
Кроме предоставленных суточных отчетов о потреблении тепловой энергии, на основании которых истцом формально проверены сведения о том, отвечают ли, отраженные в них показатели утвержденному графику температуры сетевой воды в спорный период, допустимому отклонению +/-3% от установленного температурного графика (пункт 9.2.1 Правил N 115), иных оснований, обстоятельств, истцом не заявлено и не мотивировано, по каким причинам, они образуют обоснованность заявленного иска.
Такой подход без оценки того, соблюдены ли при этом ресурсоснабжающей организацией, требования к качеству оказываемой коммунальной услуги, в том числе, с учетом существующей в рассматриваемом МКД системы теплопотребления, без оценки того, соблюдены ли при этом управляющей организацией необходимые требования по содержанию и обслуживанию общедомовой теплопотребляющей системы, сами по себе не свидетельствуют о наличии на стороне ответчика нарушений, а также о необходимости судебной защиты против таких обстоятельств, поскольку без изложенной необходимой совокупной оценки такие доводы истца фактически приобретают характер формальных, которые по существу не направлены на восстановление нарушенных прав и не обеспечивают такую защиту.
Истцом не предоставлено в материалы дела доказательств того, что система теплоснабжения города Уфы не была готова к исследованным отопительным сезонам, а также не представлено доказательств того, что в отношении спорного МКД при установлении его готовности к отопительному сезону со стороны ответчика допущены нарушения или несоответствия, незаконное бездействие или незаконные действия, не приведено доводов, в чем они конкретно выразились, истцом не инициировано никаких действий по проведению проверок, осмотров, освидетельствований, иных контрольных мероприятий в ходе которых, соответствующие нарушения выявлены, установлены или подтверждены, направлены требования об их устранении, которые не исполнены.
Между тем, суд апелляционной инстанции отмечает, что по общему правилу, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Обязанность по доказыванию имеющихся сомнений, замечаний, несогласий возлагается на ту сторону, которая о них заявила, но не может быть переложена на другую сторону.
В отсутствие доказанности своих возражений у другой стороны не возникает обязанности такие возражения опровергать иными доказательствами, а также не возникает обязанности доказывать отрицательный факт, поскольку это влечет необоснованное перераспределение процессуального бремени доказывания, что недопустимо, так как влечет нарушение равенства сторон.
Учитывая результаты проведенной экспертизы, исследовав представленные в обоснование иска отчеты о суточных параметрах теплоснабжения за спорный период, заявления граждан о снижении температуры в помещениях МКД, единичные акты проверки параметров температуры внутри жилых помещений по ряду квартир, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований по пунктам 1 - 2 уточненного искового заявления.
Рассмотрев требования истца об обязании ООО "БашРТС" произвести собственникам помещений в многоквартирном доме N 21/1 по ул. Комсомольская перерасчет (уменьшение) платы за коммунальные услуги "отопление", суд первой инстанции правомерно не установил оснований для удовлетворения исковых требований и в указанной части.
Как установлено судом и не опровергнуто истцом, в рамках договора N 470999/СОИ от 01.11.2018, заключенного с управляющей компанией, претензии по исполнению (неисполнению) договорных обязательств от АО "УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа" в части качества отпуска тепла за период 2019-2022 годов стороной не предъявлялись.
В соответствии с пунктом 20 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирных домов, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
На основании пункта 24 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
Согласно Правилам N 115, температура воды в подающей линии тепловой сети должна соответствовать утвержденному температурному графику, расход ресурса должен проходить в пределах перепада давления. Отклонение среднесуточной температуры воды, поступившей в системы отопления, должно быть в пределах +/- 3% от установленного температурного графика (пункт 9.2.1 Правил N 115).
В соответствии с пунктом 6.2.59 Правил N 115 температура воды в подающей линии водяной тепловой сети в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения графиком задается по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12-24 ч., определяемый диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов. Отклонения от заданного режима на источнике теплоты предусматриваются по температуре воды, поступающей в тепловую сеть, - +/- 3%. Отклонение фактической среднесуточной температуры обратной воды из тепловой сети может превышать заданную графиком не более чем на +5%. Понижение фактической температуры обратной воды по сравнению с графиком не лимитируется.
В силу подпункта "д" пункта 22 Правил N 124, в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг, а в ценовых зонах теплоснабжения также в порядке, определенном Правилами организации теплоснабжения.
Пунктом 101 Правил N 354, установлено, что при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам, а для случаев, предусмотренных пунктом 148 (53) настоящих Правил, размер платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества подлежит уменьшению в порядке, предусмотренном приложением N 3 к настоящим Правилам.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Пункт 15 Приложения N 1 к Правилам N 354 предусматривает необходимость обеспечения нормативной температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C), а в других помещениях - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.
По правилам пункта 4.16.2 ГОСТ Р 51617-2000 в отапливаемых помещениях жилых зданий, коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания должна быть обеспечена температура воздуха в соответствии с таблицей 3 указанного Государственного стандарта.
Таблицей 3 ГОСТ Р 51617-2000 предусмотрено, что температура воздуха в помещениях в холодный период года в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) минус 31 °C и ниже должна быть не ниже +20 °C, а в угловых комнатах не ниже +22 °C.
Указанные выше Правила N 808 регулируют вопросы организации теплоснабжения и порядок снижения единой теплоснабжающей организацией размера платы за тепловую энергию (мощность), поставляемую в жилые и многоквартирные дома в целях оказания коммунальной услуги по отоплению населению и приравненным к нему категориям потребителей при несоблюдении единой теплоснабжающей организацией включенных в договор теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 124 (9) Правил N 808 при обнаружении отклонений значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, за пределы их разрешенных отклонений потребитель немедленно сообщает об этом в единую теплоснабжающую организацию, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений (посредством телефонной связи или с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
Таким образом, положениями вышеназванных нормативных актов, вопрос о перерасчете ставится в прямую зависимость с качеством коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирные дома и не может рассматриваться в отсутствие надлежащих доказательств, а именно надлежаще оформленных актов проверки с указанием замеров температуры воздуха как в жилых помещениях, так и на выходе из теплоисточника, а также наличия информации об обращении собственников жилых помещений с жалобами об отклонении значений параметров качества теплоснабжения повлекшее снижение температуры воздуха в жилых помещениях ниже значений установленных действующим законодательством.
Кроме того, требование истца о проведении перерасчета основано на подпункте 3 приложения N 1 к Правилам N 808 применяемом в ценовых зонах теплоснабжения.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) определяет качество теплоснабжения как совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя (пункт 2 статьи 2).
Как следует из части 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении, договор теплоснабжения должен определять объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении, потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Согласно пункту 23.1 статьи 2 Закона о теплоснабжении ценовые зоны теплоснабжения - поселения, городские округа, которые определяются в соответствии со статьей 23.3 Закона о теплоснабжении и в которых цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией (далее - ЕТО) в системе теплоснабжения потребителям, ограничены предельным уровнем цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ЕТО, за исключением случаев, установленных Законом о теплоснабжении.
Особенности правового регулирования в ценовых зонах установлены отдельной главой 5.1 Закона о теплоснабжении.
Так, в ценовых зонах:
- потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель только у единой теплоснабжающей организации, в зоне деятельности которой они находятся (часть 2 статьи 23.8 Закона о теплоснабжении);
- цена на тепловую энергии, поставляемую потребителям, не подлежи регулированию и определяется соглашением сторон (часть 1 статьи 24.2 Закона о теплоснабжении);
- сторонами договора определяются значения параметров качества теплоснабжения - температура и давление теплоносителя в подающем трубопроводе в точке поставки (часть 2 статьи 23.9 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с частью 1 статьи 23.9 Закона о теплоснабжении единая теплоснабжающая организация обеспечивает соблюдение значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в зоне своей деятельности в соответствии с положениями Закона о теплоснабжении и Правилами N 808.
Аналогичная обязанность ЕТО в ценовой зоне теплоснабжения закреплена в пунктах 12.1 и 124 (1) Правил N 808.
Согласно информации размещенной на сайте https://minenergo.gov.ru именно, при переходе на целевую модель рынка тепла работающие в населенных пунктах единые теплоснабжающие организации (ЕТО) становятся центром ответственности в теплоснабжении перед потребителями и органами местного самоуправления. Компания, имеющая статус единой теплоснабжающей организации, в новой модели рынка тепловой энергии отвечает перед потребителем за качество услуг. В частности, вводится муниципальный контроль за выполнением ЕТО инвестиционных мероприятий, установленных схемой теплоснабжения населенного пункта, с возможностью привлечения ЕТО к административной ответственности в случае невыполнения соответствующих предписаний. При этом потребители получают инструменты санкций в отношении теплоснабжающих компаний при невыполнении ими своих обязательств в полном объеме.
В силу подпункта 2 части 5 статьи 23.8, части 2 статьи 23.9 Закона о теплоснабжении договор теплоснабжения между потребителями и единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения должен устанавливать значения параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, которые определяются сторонами договора теплоснабжения и обеспечиваются единой теплоснабжающей организацией в соответствии с порядком, установленным Законом о теплоснабжении и Правилами N 808.
В силу пунктов 24, 124 (2) Правил N 808 в ценовых зонах теплоснабжения показатели качества теплоснабжения определяются в соответствии с разделом X (1) настоящих Правил и предусматривают температуру и давление теплоносителя в подающем трубопроводе. Значение температуры теплоносителя, которое должно быть согласовано в договоре, определяется в точке поставки.
Между тем, согласно публичной информации с сайта Минэнерго Российской Федерации https://minenergo.gov.ru/view-pdf/4227/175222 город Уфа Республики Башкортостан не отнесен к ценовой зоне теплоснабжения, следовательно, Правила N 808 в настоящем деле не применимы.
Согласно позиции федеральных органов исполнительной власти - Минэнерго РФ и ФАС России, в неценовых зонах теплоснабжения применяется порядок перерасчета, урегулированный разделом IX Правил N 354. Применение порядка перерасчета для ценовых зон теплоснабжения в неценовой зоне теплоснабжения является недопустимым.
Признавая доводы апелляционной жалобы несостоятельными, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что превышение температуры в подающем трубопроводе по отношению к температурному графику не свидетельствует об излишней поставке ресурса и не означает, что количество тепловой энергии потребляется управляющей организацией больше, чем при поставке коммунального ресурса строго в соответствии с температурным графиком, поскольку не вся тепловая энергия, которая поступила в МКД по подающему трубопроводу, потребляется для нужд отопления. Количество потребленной теплоты определяется исходя из разности величин между подающим и обратным трубопроводами, поэтому даже если теплоноситель подается с повышенной температурой, то регулируя температуру во внутридомовой системе отопления, происходит снижение расхода теплоносителя, что в конечном итоге не приводит к увеличению потребления тепла и не отражается неблагоприятно на стоимости потребленного коммунального ресурса.
Регулировка температуры теплоносителя во внутридомовой системе должна происходить за счет установки сопла - сужающего устройства, находящегося в элеваторном узле. Из него теплоноситель с высокими параметрами и на высокой скорости, но с пониженным давлением, поступает в камеру смешения, где осуществляется смешивание воды из теплосети (подающего трубопровода) и обратного трубопровода за счет чего истец самостоятельно регулирует температуру теплоносителя.
Иными словами, для получения коммунальной услуги по отоплению в пределах температурного графика достаточно уменьшить расход теплоносителя с подающего трубопровода с помощью сужающего устройства и увеличить коэффициент смешения с теплоносителем из обратного трубопровода. При этом, количество тепловой энергии, поставленной в МКД, напрямую зависит от расхода теплоносителя и разности температур на подающем и обратном трубопроводах.
Также при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции обоснованно учтено, что обязанность по регулировке внутридомовых систем отопления возложена на управляющую организацию (пункт 42 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме").
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что все доводы и возражения истца получили полную и объективную оценку, формального подхода судом первой инстанции не допущено, каждое из заявленных истцом требований исследовано и мотивированно отклонено. В том числе, вопросы регулирования отпуска тепла с учетом отклонений значения температуры теплоносителя в падающем трубопроводе исследованы в полном объеме, вопросы расхода теплоносителя в данном случае относятся к вопросам деятельности управляющей организации и собственников помещений, так как ответчиком расход и отбор теплоносителя не осуществляется, следовательно, и мероприятия по расходу теплоносителя в открытой системе теплопотребления рассматриваемого МКД также относится к компетенции именно указанных лиц, не ответчика, доказательства нарушения режима теплоснабжения по изложенным обстоятельствам также не представлены, такие обстоятельства не установлены; в связи с чем, судом первой инстанции не установлено обстоятельств нарушения ответчиком пунктов 66, 73, 91, 105 Правил N 1034, пунктов 6.2.59, 11.1., 11.2, 11.5. Правил N 115, пункта 16 Рекомендаций, утвержденным Приказом Госстроя РФ от 06.09.2000 N 203, вследствие чего не имеется также оснований для удовлетворения требований о перерасчете платы, так как доказательств оказания услуги ненадлежащего качества, либо получения оплаты за не оказанную услугу, истцом в нарушение положений статьи 65 АПК РФ, не представлено.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Обжалуемое решение соответствует требованиям статьи 170 АПК РФ, а отсутствие в содержании решения оценки судом всех доводов заявителя или представленных им документов, не означает, что судом согласно требованиям части 1 статьи 168 АПК РФ не была дана им оценка.
Доводы апелляционной жалобы в целом повторяют позицию истца при рассмотрении дела судом первой инстанции, являлись предметом проверки и получили надлежащую оценку в обжалуемом судебном акте. Само по себе несогласие апеллянта с оценкой судом первой инстанции собранных по делу доказательств, изложенное в жалобе субъективное понимание порядка применения норм права, не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем, не обнаруживают оснований для отмены (изменения) обжалуемого решения суда первой инстанции, подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено. Решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы по апелляционной жалобе распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.08.2024 по делу N А07-34394/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Р. Максимкина |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-34394/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ЖИЛИЩНОМУ И СТРОИТЕЛЬНОМУ НАДЗОРУ
Ответчик: Общество с ограниченной отвественностью "Башкирские распределительные тепловые сети"
Третье лицо: Глазьева Т А, ОАО Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Абубакирова Наталья Николаевна, ООО МИЭЦ ЭНЕРГО, РЕГИОНАЛЬНАЯ "ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА. СОВЕТ ДОМА" РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Хамидуллин Эрик Винерович