город Ростов-на-Дону |
|
11 декабря 2024 г. |
дело N А32-31804/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.
судей Сороки Я.Л., Шапкина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хрипуновой Е.А.,
при участии:
от истца - представитель не явился, извещен,
от ответчика - представитель не явился, извещен
от третьего лица - представитель не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании исковые требования Администрации Ясенского сельского поселения Ейского района по делу N А32-31804/2022
по иску Администрация Ясенского сельского поселения Ейского района
к ответчику ООО "ЮГ-В ОДИН";
при участии третьих лиц: Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края; Управления муниципальных ресурсов администрации МО Ейский район; Иващенко Михаила Викторовича; Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея; Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края
о сносе,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Ясенского сельского поселения Ейского района (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края к ООО "ЮГ-В ОДИН" (далее - ответчик) со следующими требованиями:
1. Признать самовольными постройками, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:08:0906001:983, площадью 15 560 кв. м, по адресу: Краснодарский край, Ейский район, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова, три объекта капитального строительства - сооружения из металлического каркаса, расположенные на фундаментной плите;
2. Обязать за счет собственных средств снести самовольные постройки, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:08:0906001:983, площадью 15 560 кв. м, по адресу: Краснодарский край, Ейский район, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова, три объекта капитального строительства - сооружения из металлического каркаса, расположенные на фундаментной плите, или привести самовольные постройки в соответствии с установленными Градостроительными требованиями Российской Федерации, требованиями Водного кодекса Российской Федерации, требованиями Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", требованиями Правил землепользования и застройки территории Ясенского сельского поселения Ейского района.
Определением от 07.02.2023 судом была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено экспертам НПП ООО "СтройТехЭкспертиза" Даниеляну А.С., Данилову М.И., Ткаченко А.Н.
Решением суда от 21.09.2023 возобновлено производство по делу N А32-31804/2022. В удовлетворении исковых требований отказано.
С Администрации Ясенского сельского поселения Ейского района (ИНН: 2331014382, ОГРН: 1052317511883) в пользу ООО "ЮГ-В ОДИН" (ИНН: 7723896060, ОГРН: 1147746040903) взысканы расходы по проведению судебной экспертизы в размере 95 000 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что выводы экспертов о возведении бытового городка строителей с целью восстановления имеющихся в границах земельного участка с кадастровым номером 23:08:0906001:983 площадью 15 569 кв. м не подтверждаются документами (проектно-сметной документацией), в связи с чем, заявитель полагает, что к указанным выводам следует относиться критически. Судом оставлены без внимания установленные экспертом факты самовольного, в отсутствие правоустанавливающих документов, размещения строений N N 2, 3. за пределами границ земельного участка с кадастровым номером 23:08:0906001:983 площадью 15 569 кв. м, что является самостоятельным признаком самовольной постройки. Доказательства, подтверждающие возможность перемещения этих строений без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе, фундаменту, на котором расположены строения, в деле отсутствуют. Судом оставлен без внимания довод истца о нарушении ООО "ЮГ-В ОДИН" положений части 1 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", а именно отсутствие у ответчика согласования деятельности при использовании земельного участка с кадастровым номером 23:08:0906001:983, площадью 15 560 кв. м и расположенных на нем сооружений с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Определением от 23.04.2024 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Постановлением апелляционного суда от 11.06.2024 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2023 по делу N А32-31804/2022 отменено по основанию ч. 4 ст. 270 АПК РФ. Принято новое решение. ООО "ЮГ-В ОДИН" (ИНН: 7723896060, ОГРН: 1147746040903) обязано в течение 30 календарных дней за счет собственных средств снести строение N 2 (площадь застройки строения - 110,1 кв. м; площадь застройки по фундаментной плите - 136,7 кв. м; общая площадь - 224,1 кв. м), строение N 3 (площадь застройки строения - 110,1 кв. м; площадь застройки по фундаментной плите - 134,5 кв. м; - общая площадь - 220,8 кв. м), расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:08:0906001:983, площадью 15 560 кв. м, по адресу: Краснодарский край, Ейский район, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова. В остальной части заявленных требований отказано. С ООО "ЮГ-В ОДИН" (ИНН: 7723896060, ОГРН: 1147746040903) в доход федерального бюджета РФ взыскано 9000 руб. государственной пошлины по иску и жалобе.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.11.2024 по делу N А32-31804/2022 постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2024 по делу N А32-31804/2022 отменено в части удовлетворения иска и взыскания государственной пошлины. В указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд. В остальной части постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2024 оставлено без изменения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда поступили пояснения по делу от третьего лица.
Суд апелляционной инстанции рассматривает требования в отмененной части судом кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 7 апреля 2022 года Департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора за земельным участком с кадастровым номером 23:08:0906001:983, по адресу: Краснодарский край, Ейский район, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова, по результатам которого составлен Акт выездного обследования N 07-ВО-01-АР от 07 апреля 2022 года.
Объектом вышеуказанного выездного обследования являлась: деятельность, действия (бездействия) ответчика - ООО "ЮГ-В ОДИН" по строительству объекта капитального строительства, на земельном участке, расположенном по адресу: Краснодарский край, Ейский район, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова, кадастровый номер 23:08:0906001:983.
В соответствии с актом выездного обследования N 07-ВО-01-АР от 07 апреля 2022 года, по результатам выездного обследования выявлено следующее: "Обследование земельного участка и объектов строительства проведено с территории земель общего пользования путем визуального осмотра и фото фиксации, а также путем изучения данных, содержащихся в рассматриваемых материалах и Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 23:08:0906001:983, площадью 15560+/-87 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова, вид разрешенного использования - для заводских цехов и пунктов, категория земель - земли населенных пунктов, находится в собственности: ООО "ЮГ-В ОДИН" ИНН: 7723896060 (право собственности зарегистрировано N 23:08:0906001:983-23/260/2020-6 от 14.11.2020).
По результатам визуального осмотра установлено, что земельный участок огорожен, на участке расположены следующие объекты: два сооружения из металлического каркаса, расположенного на фундаментной плите, на третьей плите установлен металлический каркас, наружные стены облицованы плоской асбестоцементной плитой, кровля односкатная.
В управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Ейский район разрешение на строительство объекта капитального строительства по адресу: Краснодарский край, Ейский район, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова, кадастровый номер участка 23:08:0906001:983 - отсутствует.
07 апреля 2022 года Департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края вынесено Уведомление о выявлении самовольной постройки N 1.
Вышеуказанный Акт выездного обследования N 07-ВО-01-АР от 07 апреля 2022 года и Уведомление о выявлении самовольной постройки N 1 от 07 апреля 2022 года направлены в администрацию муниципального образования Ейский район, в последующем в соответствии с полномочиями направлены истцу - администрацию Ясенского сельского поселения Ейского района.
Истец указывает, что земельный участок с кадастровым номером 23:08:0906001:983 площадью 15560 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для заводских цехов и пунктов, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова, принадлежит на праве собственности ООО "ЮГ-В ОДИН".
В соответствии с зоной "П-1 Зона размещения производственных и коммунально-складских объектов", утвержденной Правилами землепользования и застройки Ясенского сельского поселения Ейского района Краснодарского края, допускается строительство объектов капитального строительства.
В иске администрация также указывает, что ответчик разрешения на строительство не получал. Земельный участок с кадастровым номером 23:08:0906001:983 расположен в зонах с особыми условиями использования территории, а именно:
23:00-6.173 - Часть водоохранной зоны Азовского моря; 23:00-6.176 - Часть прибрежной защитной полосы Азовского моря;
23:08-6.1041 - Зона затопления территории пн: Ясенская Переправа Ясенского сельского поселения Ейского района Краснодарского края при половодьях и паводках Азовского моря 1% обеспеченности;
23:08-6.533 - Границ охранной зоны воздушной линии электропередачи ВЛ-10 кВ ЯСН-1 от ПС 110/35/10 кВ "Ясенская", с прилегающими ВЛиТП.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации в арбитражный суд с иском о сносе самовольных построек на основании статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд, установление, с учетом требований законодательства Российской Федерации, правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени муниципальных образований в суде могут выступать органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. В случае возведения самовольной постройки имеет место нарушение прав муниципального образования по распоряжению муниципальными землями и правомочий по регулированию и планированию застройки территории муниципального образования, что дает истцу прав предъявить настоящий иск.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельного участка является составным элементом правового режима земельного участка и определяется на основании зонирования территории.
На основании пункта 2 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилье, производственные, культурно-бытовые иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Кроме того, в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Возведение самовольной постройки является правонарушением, в силу чего не порождает правовых последствий, предусмотренных пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в виде возникновения права собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов.
Напротив, согласно пункту 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Общим правовым последствием создания самовольной постройки является снос такой постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
В рассматриваемом споре администрация просит осуществить снос объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:08:0906001:983 по адресу: Краснодарский край, Ейский район, с/о Ясеньский, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова, а именно сооружений из металлического каркаса, расположенных на фундаментной плите.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции определением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2023 г. по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам НПП ООО "СтройТехЭкспертиза" Даниеляну А.С., Данилову М.И., Ткаченко А.Н.
Перед экспертами были поставлены следующие вопросы:
1. Расположены ли в границах земельного участка с кадастровым номером 23:08:0906001:983 по адресу: Краснодарский край, Ейский район, с/о Ясеньский, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова, спорные объекты - сооружения из металлического каркаса, расположенные на фундаментной плите? Если расположены, описать их расположение в границах земельного участка, с указанием отступов от границ и, при наличии, заступов. Какие еще объекты расположены на данном земельном участке? Представить графическую схему расположения всех находящихся на земельном участке объектов и подробный фотоматериал.
2. Определить, расположен ли земельный участок с кадастровым номером 23:08:0906001:983 по адресу: Краснодарский край, Ейский район, с/о Ясеньский, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова, в водоохранной зоне, на территории прибрежной защитной полосы, в зоне затопления и/или в иных охранных/особых территориальных зонах и нарушается ли режим указанных зон/территорий расположением на данном земельном участке спорных объектов - сооружений из металлического каркаса, расположенных на фундаментной плите? Если нарушается, то установить указанные нарушения и описать, возможно ли приведение спорных объектов в соответствие с требованиями, предъявляемыми к размещению объектов в данных зонах, и каким образом.
3. Установить технико-экономические показатели спорных объектов - сооружений из металлического каркаса, расположенных на фундаментной плите: размеры, площадь, площадь застройки, этажность, высоту, материал стен, перегородок, межэтажных перекрытий, фундамента (вид и глубину залегания) и перегородок, год постройки или степень готовности (при наличии объектов незавершенного строительства). Являются ли спорные объекты объектами капитального строительства, прочно связанными с землей в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, градостроительными и строительными нормами и правилами и возможно ли их перемещение без несоразмерного ущерба? Описать, почему эксперт пришел к такому выводу.
4. Установить назначение спорных объектов, в соответствии с которыми они могут быть использованы, а также в соответствии с которым фактически используются в настоящее время. Описать, почему эксперт пришел к такому выводу.
5. Соответствуют ли спорные объекты градостроительным, строительным, санитарно-гигиеническим, противопожарным нормам и правилам, а также параметрам, установленным документацией по планировке территории, Правилам землепользования и застройки, генеральному плану муниципального образования, нормам в части расположения относительно соседних объектов недвижимости, границ земельного участка, территории общего пользования, охранных зонах, нормам в части обеспечения сейсмобезопасности и расположения относительно соседних объектов недвижимости, смежных объектов недвижимости? Если не соответствует, то установить указанные несоответствия, а также процент нарушений предельно допустимых параметров строительства.
6. Создает ли строительно-техническое состояние спорных объектов, их расположение и эксплуатация угрозу жизни и здоровью граждан?
Заключением судебной экспертизы от 15.06.2023 N 841/16.1 установлено, что расположенные на фундаментной плите на земельном участке с кадастровым номером 23:08:0906001:983 по адресу: Краснодарский край, с/о Ясеньский, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова строение N 1 находится в кадастровых границах земельного участка; строение N 2 заступает за западную кадастровую границу земельного участка на 4,43 м; строение N 3 заступает за западную и восточную кадастровую границу земельного участка на 4,64 м и 1,42 м соответственно, при этом с восточной стороны не входит за фактическую границу участка, обозначенную существующим ограждением (забором). Незавершенные строительством спорные строения N 1, 2 и 3 возводятся для организации бытового городка строителей, которые будут заниматься восстановлением существующих объектов на указанном земельной участке.
Пункт 7.7 СП 48.13330.2019 "Организация строительства" допускает включать в строительную площадку кроме земельного участка, находящегося во владении застройщика, территории других (в том числе соседних) земельных участков при получении согласия владельцев этих территорий. В материалах дела отсутствуют согласия владельцев соседний территорий, на которые заступают строения N 2 и 3, на их использование на период строительства.
Согласно выписке из ЕГРН от 12.12.2022 N КУВИ-001/2022-221178059 на части земельного участка с кадастровым номером 23:08:0906001:983 установлена охранная зона электросетевого хозяйства.
Из сведений Правил землепользования и застройки Ясенского сельского поселения Ейского района, следует, что земельный участок расположен в границах зон с особыми условиями использования территории, застройка которых возможна при условии проведения специальных мероприятий "Затопление с периодичностью до нескольких раз в год, сгонно-нагонные явления", "Зона затопления территории пос. Ясенская Переправа Ясенского сельского поселения Ейского района Краснодарского края при половодьях и паводках Азовского моря 1% обеспеченности".
Экспертным осмотром установлено, что на территории данного земельного участка не производится использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв, не размещено кладбище, скотомогильник, объекты отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пункты захоронения радиоактивных отходов; не осуществляется авиационных мер по борьбе с вредными организмами; не осуществляется движение и стоянка транспортных средств; не расположены и не ведется строительство автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; не хранятся и не применяются пестициды и агрохимикаты; не осуществляется сброс сточных, в том числе дренажных, вод; не ведется разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых; не осуществляется распашка земель; не размещены отвалы размываемых грунтов; не осуществляется выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн, что соответствует требованиям, регламентированными статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) и постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" от 10.01.2009 N 17. На земельном участке не осуществляется строительство объектов капитального строительства, что соответствует статьей 67.1 Водного кодекса.
Эксперты пришли к выводу, что при возведении спорных строений строительные работы не привели к появлению новых и (или) интенсификации действующих процессов, приводящих к затоплению или подтоплению территории земельного участка. Вертикальная планировка территории не производилась, естественный рельеф местности сохранен, почвенный покров не срезался (фундаменты строений не заглублены в землю), существующие древесные насаждения не спиливались и не выкорчевывались, следовательно, не произошло изменения скорости отвода поверхностных вод, который мог бы привести к эрозии почвы, что соответствует пункту 13 СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Согласно данным публичной кадастровой карты установлено, что исследуемый земельный участок с разрешенным использованием "для заводских цехов и пунктов" по периметру ограничен следующими земельными участками: с северной стороны земельным участком с кадастровым номером 23:08:0907001:76 с разрешенным использованием "под объектами сельскохозяйственного назначения и ведения сельского хозяйства"; с восточной стороны землями кадастровых кварталов с кадастровыми номерами 23:08:0906001 и 23:08:0907001; с южной стороны земельным участком с кадастровым номером 23:08:0906001:548 с разрешенным использованием "под существующей производственной базой"; с западной стороны земельным участком с кадастровым номером 23:08;0906001:984 с разрешенным использованием "для заводских цехов и пунктов".
Эксперты отметили, что спорные строения не являются жилыми домами, спортивными сооружениями, образовательными, детскими, лечебно-профилактическими и оздоровительными учреждения общего пользования, а территория земельного участка не является ландшафтно-рекреационной зоной, зоной отдыха, территорией курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания. Строения не являются объектами по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, складами сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий, объектами пищевых отраслей промышленности, оптовыми складами продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексами водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, которые могут повлиять на качество продукции.
Исследуемые объекты соответствуют СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в части режимов территорий санитарно-защитных зон, не будут оказывать воздействия на среду обитания и здоровье человека и не требуют установления санитарно-защитной зоны, соответствуют ГОСТу Р 58760-2019 "Здания мобильные (инвентарные). Общие технические условия", согласно которому допускается возведение мобильных зданий высотой в два этажа. В силу принятых конструктивных решений и примененных строительных материалов (металлический каркас, стены и перегородки из плоских асбестоцементных листов) объекты являются мобильными зданиями сборно-разборного типа, состоящими из плоских элементов (металлические рамы), соединенных в конструктивную систему на месте эксплуатации. В соответствии с СП 48.13330.2019 "Организация строительства" и СТО НОСТРОЙ 2.33.52-2011 "Организация строительной площадки. Новое строительство" являются бытовыми зданиями, не полностью возведенного бытового городка, предназначенными для создания нормальных производственных и санитарно-бытовых условий работающим на строительной площадке при восстановлении существующих зданий расположенных на территории земельного участка с кадастровым номером 23:08:0906001:983.
Строения относятся к сооружениям пониженного уровня ответственности, так как являются сооружениями вспомогательного использования, связанными с осуществлением восстановления зданий расположенных на земельном участке; относятся к сооружениям класса КС-1 - мобильные строения сборно-разборного типа.
Эксперты пришли к выводу, что исследуемые строения в соответствии с пунктом 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относятся к некапитальным строениям, не имеющих прочной связи с землей, конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их демонтаж, перемещение и последующую сборку без нанесения несоразмерного ущерба и без изменения основных характеристик строений. Объекты не завершены строительством и фактически не эксплуатируются. Сохранение строений N 1, 2 и 3 из металлических конструкций угрозу для жизни и здоровья граждан не создает.
Суд первой инстанции, изучив технические характеристики спорных объектов, установленные в заключении судебной экспертизы, и представленный фотоматериал, пришел к выводу, что данные объекты не являются объектами капитального строительства, поскольку объекты возведены на не заглубленной в землю фундаментной плите толщиной 120 - 180 мм, в силу конструктивных решений и примененных строительных материалов (металлический каркас, стены и перегородки из плоских асбестоцементных листов) являются мобильными зданиями сборно-разборного типа, состоящими из плоских элементов (металлические рамы), соединенных в конструктивную систему на месте эксплуатации. Отсутствие прочной связи объектов с землей, конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их демонтаж, перемещение и последующую сборку без нанесения несоразмерного ущерба и без изменения основных характеристик строений, свидетельствуют о некапитальности данных объектов.
С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание, что спорные строения не являются объектами капитального строительства, в соответствии с разъяснениями пункта 29 постановления Пленумов Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" их признание самовольными постройками и последующий снос по основанию, предусмотренному статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, невозможен, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований.
Суд апелляционной инстанции в свою очередь установил, что согласно материалам дела и выводам экспертного заключения, часть спорных объектов ответчика заступают на соседний земельный участок, а именно строения N 2 и N 3 частично расположены на прилегающем земельном участке с кадастровым номером 23:08:0906001:984.
Строение N 2 заступает за западную кадастровую границу земельного участка на 4,43 м, а строение N 3 заступает за западную и восточную кадастровую границу на 4,64 м и 1,42 м соответственно, что также усматривается из схемы расположения строений на земельном участке с кадастровым номером 23:08:0906001:983.
Из письма Роскадастра от 05.03.2024 N 18-04611-СС/24 и представленной выписки из ЕГРН, в ответ на запрос суда апелляционной инстанции, следует, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 23:08:0906001:984 является Россия (номер регистрации права собственности от 18.03.2015 N 23-23/020-23-23-01/2027/2014-758/1).
Учитывая пункты 4.1.1 - 4.1.3. положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, утвержденного Приказом Росимущества от 19.12.2016 N 459 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом", суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, территориальное управление.
Ответчик не представил доказательств обращения к территориальному управлению для получения необходимых разрешений и согласований на возведение части объектов за пределами принадлежащего обществу участка и на землях федерального собственника, в том числе для возведения временных строительных объектов, с учетом наличия свободного пространства на своем земельном участке.
Вместе с тем, апелляционный суд руководствуется тем, что территориальное управление с самостоятельными требованиями о сносе спорных строений, возведенных ответчиком, ни в рамках настоящего дела, ни отдельным иском не обращалось к последнему. При том, что истец - Администрация Ясенского сельского поселения Ейского района - не наделен соответствующими полномочиями собственником участка на обращение с рассматриваемым требованием о сносе объектов, принадлежащих Российской Федерации, доказательства нарушения интересов Российской Федерации как соседнего землепользователя отсутствуют в материалах дела.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2023 N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке" (далее - постановление Пленума N 44) в силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной признается постройка при наличии хотя бы одного из следующих признаков: возведение (создание) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке; возведение (создание) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта на дату начала его возведения и на дату выявления постройки; возведение (создание) без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, если требование о получении соответствующих согласований, разрешений установлено на дату начала возведения и является действующим на дату выявления постройки; возведение (создание) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если такие нормы и правила установлены на дату начала возведения постройки и являются действующими на дату ее выявления.
Пунктом 6 постановления Пленума N 44 предусмотрено, что статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяется на объекты, которые в силу прямого указания закона подчинены режиму недвижимых вещей, но не являются таковыми в силу своих природных свойств (например, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания), объекты движимого имущества (например, нестационарные торговые объекты), неотделимые улучшения земельного участка (в том числе замощения, ограждения). Вопрос об освобождении земельного участка, на котором располагается такой объект, может быть разрешен с учетом характеристик этого объекта и на основании положений законодательства, регулирующего соответствующие отношения.
Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, вправе обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации), а в случаях, когда такой объект создает угрозу жизни и здоровью граждан, заинтересованные лица вправе обратиться с иском о запрещении его эксплуатации (пункт 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах, с учетом указаний суда кассационной инстанции, основания для выводов о нарушении интересов Российской Федерации как соседнего землепользователя в данном случае отсутствуют, с соответствующим иском территориальное управление не обращалось, в связи с чем, оснований для сноса спорных построек и освобождения соседнего земельного участка не имеется. Иных правонарушений землепользования ответчиком возведением спорных объектов материалами дела, с учетом результатов экспертизы не установлено.
С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с истца в пользу ответчика подлежит взысканию 3 000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
В рассматриваемой части в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Администрации Ясенского сельского поселения Ейского района (ИНН: 2331014382, ОГРН: 1052317511883) в пользу ООО "Юг-в один" (ИНН: 7723896060, ОГРН: 1147746040903, расходы по государственной пошлине по кассационной жалобе в размере 3 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления арбитражного суда.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
Я.Л. Сорока |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-31804/2022
Истец: Администрация Ясенского сельского поселения Ейского района
Ответчик: ООО "ЮГ-В ОДИН", ООО Юг-в-один
Третье лицо: Департамент по надзору в строительной сфере КК, Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края, Иващенко М В, Иващенко Михаил Викторович, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в краснодарском крае и Республике Адыгея, ООО НПП " СтройтехЭкспертиза", Руководителю Управления Росреестра по Краснодарскому краю, Руководителю филиала ППК "Роскадастр" по Краснодарскому краю, Управление муниципальных ресурсов администрации МО Ейский район, Управление муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17138/2024
01.11.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8259/2024
11.06.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21715/2023
21.09.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-31804/2022