город Ростов-на-Дону |
|
11 июня 2024 г. |
дело N А32-31804/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.,
судей Сороки Я.Л., Шапкина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
при участии:
от истца - глава Вязьмина Т.С., паспорт;
от ответчика - представитель Храбровский А.П. по доверенности от 01.10.2023, паспорт (после перерыва);
от третьих лиц - представители не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ясенского сельского поселения Ейского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 21.09.2023 по делу N А32-31804/2022 по иску Администрации Ясенского сельского поселения Ейского района к ООО "ЮГ-В ОДИН" при участии третьих лиц: Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края; Управление муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район; Иващенко Михаил Викторович;
МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея,
о сносе,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Ясенского сельского поселения Ейского района (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края к ООО "ЮГВ ОДИН" (далее - ответчик) со следующими требованиями:
1. Признать самовольными постройками, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:08:0906001:983, площадью 15 560 кв. м, по адресу: Краснодарский край, Ейский район, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова, три объекта капитального строительства - сооружения из металлического каркаса, расположенные на фундаментной плите;
2. Обязать за счет собственных средств снести самовольные постройки, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:08:0906001:983, площадью 15 560 кв. м, по адресу: Краснодарский край, Ейский район, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова, три объекта капитального строительства - сооружения из металлического каркаса, расположенные на фундаментной плите, или привести самовольные постройки в соответствии с установленными Градостроительными требованиями Российской Федерации, требованиями Водного кодекса Российской Федерации, требованиями Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", требованиями Правил землепользования и застройки территории Ясенского сельского поселения Ейского района.
Определением от 07.02.2023 судом была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено экспертам НПП ООО "СтройТехЭкспертиза" Даниеляну А.С., Данилову М.И., Ткаченко А.Н.
Заключение эксперта поступило в материалы дела.
Определением суда от 19.06.2023 суд назначил судебное заседание по вопросу о возобновлении производства по делу. В указанном определении суд проинформировал сторон о том, что в случае установления обстоятельств для возобновления производства по делу, суд может перейти к рассмотрению дела по существу в том же судебном заседании.
Решением суда от 21.09.2023 возобновлено производство по делу N А32-31804/2022. В удовлетворении исковых требований отказано. С Администрации Ясенского сельского поселения Ейского района (ИНН: 2331014382, ОГРН: 1052317511883) в пользу ООО "ЮГ-В ОДИН" (ИНН: 7723896060, ОГРН: 1147746040903) взысканы расходы по проведению судебной экспертизы в размере 95 000 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что выводы экспертов о возведении бытового городка строителей с целью восстановления имеющихся в границах земельного участка с кадастровым номером 23:08:0906001:983 площадью 15 569 кв.м. не подтверждаются документами (проектно-сметной документацией), в связи с чем, заявитель полагает, что к указанным выводам следует относиться критически. Судом оставлены без внимания установленные экспертом факты самовольного, в отсутствие правоустанавливающих документов, размещения строений N N 2, 3. за пределами границ земельного участка с кадастровым номером 23:08:0906001:983 площадью 15 569 кв.м, что является самостоятельным признаком самовольной постройки. Доказательства, подтверждающие возможность перемещения этих строений без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе, фундаменту, на котором расположены строения, в деле отсутствуют. Судом оставлен без внимания довод истца о нарушении ООО "ЮГ-В ОДИН" положений части 1 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", а именно отсутствие у ответчика согласования деятельности при использовании земельного участка с кадастровым номером 23:08:0906001:983, площадью 15 560 кв.м. и расположенных на нем сооружений с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Определением от 23.04.2024 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В составе суда произведена замена судьи Величко М.Г. на судью Шапкина П.В. ввиду нахождения в отпуске судьи Величко М.Г.В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебное заседание ответчик, третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, явку не обеспечил. В связи с изложенным, дело рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования.
В судебном заседании 21 мая 2024 года в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 04 июня 2024 года до 15 час. 20 мин.
По окончанию перерыва представитель ответчика просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Изучив материалы дела, оценив доводы сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 07 апреля 2022 года Департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора за земельным участком с кадастровым номером 23:08:0906001:983, по адресу: Краснодарский край, Ейский район, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова, по результатам которого составлен Акт выездного обследования N 07-ВО-01-АР от 07 апреля 2022 года.
Объектом вышеуказанного выездного обследования являлась: деятельность, действия (бездействия) ответчика - ООО "ЮГ-В ОДИН" по строительству объекта капитального строительства, на земельном участке, расположенном по адресу: Краснодарский край, Ейский район, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова, кадастровый номер 23:08:0906001:983.
В соответствии с актом выездного обследования N 07-ВО-01-АР от 07 апреля 2022 года, по результатам выездного обследования выявлено следующее: "Обследование земельного участка и объектов строительства проведено с территории земель общего пользования путем визуального осмотра и фото фиксации, а также путем изучения данных, содержащихся в рассматриваемых материалах и Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 23:08:0906001:983, площадью 15560+/-87 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова, вид разрешенного использования - для заводских цехов и пунктов, категория земель - земли населенных пунктов, находится в собственности: ООО "ЮГ-В ОДИН" ИНН: 7723896060 (право собственности зарегистрировано N 23:08:0906001:983-23/260/2020-6 от 14.11.2020).
По результатам визуального осмотра установлено, что земельный участок огорожен, на участке расположены следующие объекты: два сооружения из металлического каркаса, расположенного на фундаментной плите, на третьей плите установлен металлический каркас, наружные стены облицованы плоской асбестоцементной плитой, кровля односкатная.
В управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Ейский район разрешение на строительство объекта капитального строительства по адресу: Краснодарский край, Ейский район, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова, кадастровый номер участка 23:08:0906001:983 - отсутствует.
07 апреля 2022 года Департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края вынесено Уведомление о выявлении самовольной постройки N 1.
Вышеуказанный Акт выездного обследования N 07-ВО-01-АР от 07 апреля 2022 года и Уведомление о выявлении самовольной постройки N 1 от 07 апреля 2022 года направлены в администрацию муниципального образования Ейский район, в последующем в соответствии с полномочиями направлены истцу - администрацию Ясенского сельского поселения Ейского района.
Истец указывает, что земельный участок с кадастровым номером 23:08:0906001:983 площадью 15560 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для заводских цехов и пунктов, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова, принадлежит на праве собственности ООО "ЮГ-В ОДИН".
В соответствии с зоной "П-1 Зона размещения производственных и коммунально-складских объектов", утвержденной Правилами землепользования и застройки Ясенского сельского поселения Ейского района Краснодарского края, допускается строительство объектов капитального строительства.
Истец указывает, что при наличии у ответчика обязанности в получении разрешения на строительство, последний игнорировал данное требование и не обратился в управление архитектуры и градостроительства администрации МО Ейский район за выдачей разрешения на строительство.
Более того, земельный участок с кадастровым номером 23:08:0906001:983, расположен в следующих зонах с особыми условиями использования территории:
23:00-6.173 - Часть водоохранной зоны Азовского моря; 23:00-6.176 - Часть прибрежной защитной полосы Азовского моря;
23:08-6.1041 - Зона затопления территории пн: Ясенская Переправа Ясенского сельского поселения Ейского района Краснодарского края при половодьях и паводках Азовского моря 1% обеспеченности;
23:08-6.533 - Границ охранной зоны воздушной линии электропередачи ВЛ-10 кВ ЯСН-1 от ПС 110/35/10 кВ "Ясенская", с прилегающими ВЛиТП.
Однако, истец не располагает сведениями о соблюдении требований действующего законодательства при использовании земельного участка и расположенных на нем сооружений с учетом наличия указанных выше зон.
Истец поясняет, что ответчик в своем письме отрицает возведение новых объектов на земельном участке с кадастровым номером 23:08:0906001:983.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с иском в суд о сносе самовольных построек на основании статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Позиция ответчика сводится к тому, что спорные сооружения не являются объектами капитального строительства и не обладают признаками капитального строительства, в связи с чем, на возведение данных строений разрешение на строительство не требуется.
По правилам частей 1, 2 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. В случаях, предусмотренных Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица
С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд, установление, с учетом требований законодательства Российской Федерации, правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени муниципальных образований в суде могут выступать органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. В случае возведения самовольной постройки имеет место нарушение прав муниципального образования по распоряжению муниципальными землями и правомочий по регулированию и планированию застройки территории муниципального образования, что дает истцу прав предъявить настоящий иск.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельного участка является составным элементом правового режима земельного участка и определяется на основании зонирования территории.
На основании пункта 2 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилье, производственные, культурно-бытовые иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Кроме того, в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Возведение самовольной постройки является правонарушением, в силу чего не порождает правовых последствий, предусмотренных пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в виде возникновения права собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов.
Напротив, согласно пункту 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Общим правовым последствием создания самовольной постройки является снос такой постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
В рассматриваемом споре администрация просит осуществить снос объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:08:0906001:983 по адресу: Краснодарский край, Ейский район, с/o Ясеньский, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова, а именно сооружений из металлического каркаса, расположенных на фундаментной плите.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции определением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2023 г. по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам НПП ООО "СтройТехЭкспертиза" Даниеляну А.С., Данилову М.И., Ткаченко А.Н.
Перед экспертами были поставлены следующие вопросы:
1. Расположены ли в границах земельного участка с кадастровым номером 23:08:0906001:983 по адресу: Краснодарский край, Ейский район, с/o Ясеньский, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова, спорные объекты - сооружения из металлического каркаса, расположенные на фундаментной плите? Если расположены, описать их расположение в границах земельного участка, с указанием отступов от границ и, при наличии, заступов. Какие еще объекты расположены на данном земельном участке? Представить графическую схему расположения всех находящихся на земельном участке объектов и подробный фотоматериал.
2. Определить, расположен ли земельный участок с кадастровым номером 23:08:0906001:983 по адресу: Краснодарский край, Ейский район, с/o Ясеньский, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова, в водоохранной зоне, на территории прибрежной защитной полосы, в зоне затопления и/или в иных охранных/особых территориальных зонах и нарушается ли режим указанных зон/территорий расположением на данном земельном участке спорных объектов - сооружений из металлического каркаса, расположенных на фундаментной плите? Если нарушается, то установить указанные нарушения и описать, возможно ли приведение спорных объектов в соответствие с требованиями, предъявляемыми к размещению объектов в данных зонах, и каким образом.
3. Установить технико-экономические показатели спорных объектов - сооружений из металлического каркаса, расположенных на фундаментной плите: размеры, площадь, площадь застройки, этажность, высоту, материал стен, перегородок, межэтажных перекрытий, фундамента (вид и глубину залегания) и перегородок, год постройки или степень готовности (при наличии объектов незавершенного строительства). Являются ли спорные объекты объектами капитального строительства, прочно связанными с землей в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, градостроительными и строительными нормами и правилами и возможно ли их перемещение без несоразмерного ущерба? Описать, почему эксперт пришел к такому выводу.
4. Установить назначение спорных объектов, в соответствии с которыми они могут быть использованы, а также в соответствии с которым фактически используются в настоящее время. Описать, почему эксперт пришел к такому выводу.
5. Соответствуют ли спорные объекты градостроительным, строительным, санитарно-гигиеническим, противопожарным нормам и правилам, а также параметрам, установленным документацией по планировке территории, Правилам землепользования и застройки, генеральному плану муниципального образования, нормам в части расположения относительно соседних объектов недвижимости, границ земельного участка, территории общего пользования, охранных зонах, нормам в части обеспечения сейсмобезопасности и расположения относительно соседних объектов недвижимости, смежных объектов недвижимости? Если не соответствует, то установить указанные несоответствия, а также процент нарушений предельно допустимых параметров строительства.
6. Создает ли строительно-техническое состояние спорных объектов, их расположение и эксплуатация угрозу жизни и здоровью граждан?
В заключении судебной экспертизы N 841/16.1 от 15 июня 2023 г. экспертами сделаны следующие выводы:
1. По результатам данных, полученных в процессе проведения геодезических измерений, их камеральной обработки и сведений государственного кадастра недвижимости по Краснодарскому краю определено следующее местоположение спорны объектов - сооружений из металлического каркаса, расположенных на фундаментной плите, на земельном участке с к/н 23:08:0906001:983 по адресу: Краснодарский край, Ейский район, с/o Ясеньский, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова:
- строение N 1 находится в кадастровых границах земельного участка;
- строение N 2 заступает за западную кадастровую границу земельного участка на 4,43 м;
- строение N 3 заступает за западную и восточную кадастровую границу земельного участка на 4,64 м и 1,42 м соответственно, но при этом с восточной стороны не входит за фактическую границу участка, обозначенную существующим ограждением (забором).
Также установлено, что на земельном участке с к/н 23:08:0906001:983 еще расположены следующие объекты:
- объект N 1, площадью застройки 47 кв. м, находится в границах земельного участка;
- объект N 2, площадью застройки 58 кв. м, находится в границах земельного участка;
- объект N 3, площадью застройки 905 кв. м, находится в границах земельного участка;
- объект N 4, площадью застройки 171 кв. м, находится в границах земельного участка;
- объект N 5, площадью застройки 193 кв. м, площадью 6,38 кв. м расположен на исследуемом земельном участке.
При этом эксперты отмечают, что исследования, проведенные для ответов на вопросы суда N 3 и N 4, позволили установить, что незавершенные строительством спорные строения N 1, N 2 и N 3 возводятся для организации бытового городка строителей, которые будут заниматься восстановлением существующих объектов N 1, N 2, N 3, N 4, N 5.
Пункт 7.7 СП 48.13330.2019 "Организация Строительства" допускает включать в строительную площадку кроме земельного участка, находящегося во владении застройщика, территории других (в том числе соседних) земельных участков при получении согласия владельцев этих территорий. В материалах дела отсутствуют согласия владельцев соседний территорий, на которые заступают строения N 2 и N 3, на их использование на период строительства.
Схема расположения объектов на земельном участке по адресу: Краснодарский край, р-н Ейский, с/о Ясенский, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова, по отношению к границам земельного участка с к/н 23:08:0906001:983 площадью 15 560 кв. м показана на рис. 3 стр. 14 закл. Фотографии объектов, расположенных на исследуемом земельном участке приведены в табл.1 закл.
2. В материалах дела, т. 2, л.д. 63-88, представлена копия выписки из ЕГРН от 17.08.2022 г. N 99/2022/488080798 на земельный участок с к/н 23:08:0906001:983 площадью 15 560 кв. м, в разделе "Сведения о частях земельного участка" которой указано, что земельный участок разделен на три части:
- учетный номер части 1 площадью 8 919 кв. м (23:08:0906001:983/1); - учетный номер части 2 площадью 408 кв. м (23:08:0906001:983/2);
- учетный номер части 3 площадью 15 152 кв. м (23:08:0906001:983/3).
Также установлено, что согласно выписке из ЕГРН от 12.12.2022 г. N КУВИ-001/2022-221178059, т. 2, л.д. 156-159, на земельный участок с к/н 23:08:0906001:983, на части его территории установлена охранная зона электросетевого хозяйства. По данным публичной кадастровой карты этот участок имеет учетный номер 4 площадью 203 кв. м (23:08:0906001:983/4).
Учетный номер части 1 площадью 8919 кв. м ограничивает права на земельный участок предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ "Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" N 17 от 10.01.2009.
Учетный номер части 2 площадью 408 кв. м ограничивает права на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Приказ Кубанского бассейнового водного управления (Кубанское БВУ) Федеральное агентство водных ресурсов "Об установлении зон затопления, подтопления" N 79-пр от 11.06.2021.
Учетный номер части 3 площадью 15152 кв. м ограничивает права на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Приказ Кубанского водного управления (Кубанское БВУ) Федеральное агентство водных ресурсов "Об установлении зон затопления, подтопления" N 79-пр от 11.06.2021.
Учетный номер части 4 площадью 203 кв. м ограничивает права на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1] Земельного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства РФ "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" от 24.02.2009 N 160.
Границы учетных номеров частей земельного участка 1-4 показаны на рис. 3 стр. 14 закл.
Также из сведений Правил землепользования и застройки Ясенского сельского поселения Ейского района, представленных в материалах дела, установлено, что земельный участок расположен в границах зон с особыми условиями использования территории, застройка которых возможна при условии проведения специальных мероприятий "Затопление с периодичностью до нескольких раз в год, сгонно-нагонные явления", "Зона затопления территории п. Ясенская Переправа Ясенского сельского поселения Ейского района Краснодарского края при половодьях и паводках Азовского моря 1% обеспеченности".
Определено, что спорные строения - строение N 1, N 2 и N 3, расположенные в северной части земельного участка, попадают в границы учетных номеров части 1 (23:08:0906001:983/1) и части 3 (23:08:0906001:983/3) земельного участка, и не попадают в границы учетных номеров части 2 (23:08:0906001:983/2) и части 4 (23:08:0906001:983/4), т.е. часть территории земельного участка, на которой расположены спорные строения N 1, N 2 и N 3, находится в водоохранной зоне, в границе прибрежной защитной полосы водных объектов, в зоне затопления и подтопления и не попадает в охранную зону объектов электросетевого хозяйства, рис.3 закл.
Результатом экспертного осмотра земельного участка с к/н 23:08:0906001:983 установлено, что на его территории:
- не производится использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв, не размещено кладбище, скотомогильник, объекты отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пункты захоронения радиоактивных отходов;
- не осуществляется авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
- не осуществляется движение и стоянка транспортных средств;
- не расположены и не ведется строительство автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
- не хранятся и не применяются пестициды и агрохимикаты;
- не осуществляется сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
- не ведется разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых;
- не осуществляется распашка земель;
- не размещены отвалы размываемых грунтов;
- не осуществляется выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн, что соответствует требованиям, регламентированным ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 г. N 74-ФЗ и постановлению Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" от 10.01.2009 N 17.
Также установлено, что на земельном участке не осуществляется строительство объектов капитального строительства, что соответствует ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 г. N 74-ФЗ.
Из представленных в материалах дела Правил землепользования и застройки Ясенского сельского поселения Ейского района определено, что земельный участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Ясенский сельский округ, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова, вся территория Ясенского сельского поселения входит в зону территорий, подверженных затоплению и подтоплению, и что на этих территориях не допускается строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, а также, что указанное требование распространяется на все территориальные зоны, установленные настоящими Правилами в границах поселка Ясенская переправа. Также указывается, что защитные мероприятия разрабатываются в соответствии с требованиями СП 116.13330.2012 "Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения" и СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Пункт 7.26 СП 48.13330.2019 "Организация строительства" регламентирует, что при инженерной подготовки строительной площадки работы должны выполняться методами (способами), не приводящими к появлению новых и (или) интенсификации действующих опасных природных процессов и явлений и исключающими возникновения угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений. П. 13.2 СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" устанавливает, что при проведении вертикальной планировки проектные отметки территории следует назначать исходя из условий максимального сохранения естественного рельефа, почвенного покрова и существующих древесных насаждений, отвода поверхностных вод со скоростями, исключающими возможность эрозии почвы, минимального объема земляных работ с учетом использования вытесняемых грунтов на площадке строительства.
Результатами экспертного осмотра определено, что при возведении спорных строений N 1, N 2 и N 3, не завершенных строительством, строительные работы не привели к появлению новых и (или) интенсификации действующих процессов, приводящих к затоплению или подтоплению территории земельного участка. Установлено, что вертикальная планировка территории не производилась, т.е. естественный рельеф местности сохранен, почвенный покров не срезался (фундаменты строений не заглублены в землю), существующие древесные насаждения не спиливались и не выкорчевывались, следовательно, не произошло изменения скорости отвода поверхностных вод, который мог бы привести к эрозии почвы, что соответствует п. 13 СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Согласно данным публичной кадастровой карты установлено, что исследуемый земельный участок с к/н 23:08:0906001:983 с разрешенным использованием "для заводских цехов и пунктов" по периметру ограничен следующими земельными участками:
- с северной стороны земельным участком с к/н 23:08:0907001:76 с разрешенным использованием "под объектами сельскохозяйственного назначения и ведения сельского хозяйства";
- с восточной стороны землями кадастровых кварталов с к/н 23:08:0906001 и с к/н 23:08:0907001;
- с южной стороны земельным участком с к/н 23:08:0906001:548 с разрешенным использованием "под существующей производственной базой";
- с западной стороны земельным участком с к/н 23:08;0906001:984 с разрешенным использованием "для заводских цехов и пунктов".
Результатами проведенных исследований установлено, что спорные строения N 1, N 2 и N 3 не являются жилыми домами, спортивными сооружениями, образовательными, детскими, лечебно-профилактическими и оздоровительными учреждения общего пользования, а территория земельного участка не является ландшафтно-рекреационной зоной, зоной отдыха, территорией курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания.
Также установлено, что спорные строения N 1, N 2 и N 3 не являются объектами по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, складами сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий, объектами пищевых отраслей промышленности, оптовыми складами продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексами водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, которые могут повлиять на качество продукции.
Следовательно, исследуемые строения N 1, N 2 и N 3, расположенные на земельном участке с к/н 23:08:0906001:983 по адресу: Краснодарский край, р-н Ейский, с/о Ясенский, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова соответствуют СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в части режимов территорий санитарно-защитных зон.
В свою очередь исследуемые строения N 1, N 2 и N 3, не завершенные строительством, возводимые как бытовки для строителей, не будут оказывать воздействия на среду обитания и здоровье человека и не требуют установления санитарно-защитной зоны.
3. Результатами экспертного осмотра установлены следующие технические характеристики спорных объектов - строений N 1, N 2 и N 3 из металлического каркаса, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:08:0906001:983 по адресу: Краснодарский край, р-н Ейский, с/о Ясенский, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова:
Строение N 1:
- год постройки - не установлен;
- степень готовности - не завершено строительством;
- количество этажей - надземных этажей 2, подземных этажей 0;
- размеры в плане - 9,16х12,02 м;
- размеры в плане фундаментной плиты - 10,24х13,1 м;
- высота - по внутреннему обмеру 4,8 м от уровня ж/б фундаментной плиты до низа ферм покрытия;
- площадь застройки строения - 110,1 кв. м;
- площадь застройки по фундаментной плите - 134,1 кв. м;
- общая площадь - 220,2 кв. м;
- фундамент - не заглубленная в землю фундаментная плита толщиной 120 - 180 мм;
- конструктивная система - металлический каркас;
- стойки каркаса - трубы стальные прямоугольные сечением 30х60 мм;
- обвязочные балки по низу стоек каркаса - трубы стальные прямоугольные сечением 30х60 мм;
- связи - трубы стальные квадратные сечением 30х60 мм;
- балки перекрытий поперечные балки из спаренных труб стальных прямоугольных сечением 30х60 мм;
- продольные балки из спаренных труб стальных квадратных сечением 40х40 мм, высотой 110 мм;
- межбалочное заполнение - не выполнено;
- стены - плоские асбестоцементные листы, выполнены на 1-ом и 2-ом этаже;
- перегородки - нет;
- покрытие - односкатные фермы из труб стальных квадратных сечением 40х40 мм;
- прогоны покрытия - трубы стальные прямоугольные сечением 25х60 мм;
- кровля - нет;
- козырек 2-го этажа - балки - спаренные трубы стальные квадратные сечением 40*40 мм;
- прогоны - трубы стальные прямоугольные сечением 25х60 мм;
- кровля - металлопрофиль;
- отделка - нет;
- полы - нет;
- окна - нет;
- двери - нет;
- электричество - нет;
- канализация - нет;
- водопровод - нет;
Строение N 2
- год постройки - не установлен;
- степень готовности - не завершено строительством;
- количество этажей - надземных этажей 2, подземных этажей;
- размеры в плане - 9,08х12,34 м;
- размеры в плане фундаментной плиты - 10,2х13,4 м;
- высота - по внутреннему обмеру 4,8 м от уровня ж/б фундаментной плиты до низа ферм покрытия;
- площадь застройки строения - 110,1 кв. м;
- площадь застройки по фундаментной плите - 136,7 кв. м;
- общая площадь - 224,1 кв. м;
- фундамент - не заглубленная в землю фундаментная плита толщиной 120 - 180 мм;
- конструктивная система - металлический каркас;
- стойки каркаса - трубы стальные прямоугольные сечением 30х60 мм;
- обвязочные балки по низу стоек каркаса - трубы стальные прямоугольные сечением 30х60 мм;
- связи - трубы стальные квадратные сечением 30х60 мм;
- балки перекрытий - поперечные балки из спаренных труб стальных прямоугольных сечением 30х60 мм;
- продольные балки из спаренных труб стальных квадратных сечением 40х40 мм, высотой 110 мм;
- межбалочное заполнение - не выполнено;
- стены - плоские асбестоцементные листы, выполнены на 1-ом этаже, на 2-ом этаже не выполнены;
- перегородки - плоские асбестоцементные листы, выполнены на 2-м на площади 18,0 кв. м;
- покрытие - односкатные фермы из труб стальных квадратных сечением 40х40 мм;
- прогоны покрытия - трубы стальные прямоугольные сечением 25х60 мм;
- кровля - пароизоляция, утеплитель, металлопрофиль;
- козырек 2-го этажа балки - спаренные трубы стальные квадратные сечением 40х40 мм, высотой 110 мм;
- прогоны - трубы стальные прямоугольные сечением 25х60 мм;
- кровля - металлопрофиль;
- отделка - нет;
- полы - нет;
- окна - нет;
- двери - нет;
- электричество - нет;
- канализация - нет;
- водопровод - нет;
Строение N 3:
- год постройки - не установлен;
- степень готовности - не завершено строительством;
- количество этажей - надземных этажей 2, подземных этажей 0;
- размеры в плане - 9,13х12,09 м;
- размеры в плане фундаментной плиты - 10,21х13,17 м;
- высота - по внутреннему обмеру 4,8 м от уровня ж/б фундаментной плиты до низа ферм покрытия;
- площадь застройки строения - 110,1 кв. м;
- площадь застройки по фундаментной плите - 134,5 кв. м;
- общая площадь - 220,8 кв. м;
- фундамент - не заглубленная в землю фундаментная плита толщиной 120 - 180 мм;
- конструктивная система - металлический каркас;
- стойки каркаса - трубы стальные прямоугольные сечением 30х60 мм;
- обвязочные балки по низу стоек каркаса - трубы стальные прямоугольные сечением 30х60 мм;
- связи - трубы стальные квадратные сечением 30х60 мм;
- балки перекрытий поперечные балки из спаренных труб стальных прямоугольных сечением 30х60 мм; продольные балки из спаренных труб стальных квадратных сечением 40х40 мм, высотой 110 мм;
- межбалочное заполнение - не выполнено;
- стены - плоские асбестоцементные листы, выполнены на 1-ом этаже и на 2-ом этаже;
- перегородки - нет;
- покрытие - односкатные фермы из труб стальных квадратных сечением 40х40 мм;
- прогоны покрытия - трубы стальные прямоугольные сечением 25х60 мм;
- кровля - нет;
- козырек 2-го этажа
- балки - спаренные трубы стальные квадратные сечением 40х40 мм, высотой 110 мм;
- прогоны - трубы стальные прямоугольные сечением 25х60 мм;
- кровля - металлопрофиль;
- отделка - нет;
- полы - нет;
- окна - нет;
- двери - нет;
- электричество - нет;
- канализация - нет;
- водопровод - нет.
Проведенными исследованиями установлено, что возводимые строения N 1, N 2 и N 3 соответствуют ГОСТ Р 58760-2019 "Здания мобильные (инвентарные). Общие технические условия", согласно которым допускается возведение мобильных зданий высотой в два этажа. В силу принятых конструктивных решений и примененных строительных материалов (металлический каркас, стены и перегородки из плоских асбестоцементных листов) спорные объекты являются мобильными зданиями сборно-разборного типа, состоящими из плоских элементов (металлические рамы), соединенных в конструктивную систему на месте эксплуатации.
Возводимые строения N 1, N 2 и N 3 в соответствии с СП 48.13330.2019 "Организация строительства" и СТО НОСТРОЙ 2.33.52-2011 "Организация строительной площадки. Новое строительство" являются бытовыми зданиями, не полностью возведенного бытового городка, предназначенными для создания нормальных производственных и санитарно-бытовых условий работающим на строительной площадке при восстановлении существующих зданий расположенных на территории земельного участка с к/н 23:08:0906001:983.
Сравнивая понятия, приведенные в Федеральном законе от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в части идентификации зданий и сооружений по уровню ответственности (повышенный, нормальный, пониженный) и в ГОСТ 27751-2014 "Надежность строительных конструкций" и оснований. Основные положения", в части установления класса (КС-1, КС-2 или КС-3) в зависимости от их назначения, с исследованными строениями N 1, N 2 и N 3, расположенными на земельном участке с к/н 23:08:0906001:983 по адресу: Краснодарский край, р-н. Ейский, с/о Ясенский, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова, установлено следующее:
- в соответствии с п. 7, 10 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", на основании результатов экспертного осмотра установлено, что строения N 1, N 2 и N 3 относятся к сооружениям пониженного уровня ответственности, так как являются сооружениями вспомогательного использования, связанными с осуществлением восстановления зданий расположенных на земельном участке;
- в соответствии с ГОСТ 27751-2014 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения", на основании результатов экспертного осмотра установлено, что строения N 1, N 2 и N 3 относятся к сооружениям класса КС-1, так как являются мобильным строениями сборно-разборного типа.
На основании вышеизложенного эксперты установили, что исследуемые строения N 1, N 2 и N 3 в соответствии с п. 10.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 2912.2004 N 190-ФЗ относятся к некапитальным строениям, не имеющих прочной связи с землей, конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их демонтаж, перемещение и последующую сборку без нанесения несоразмерного ущерба и без изменения основных характеристик строений.
4. При ответе экспертов на вопрос N 1, было установлено, что на земельном участке с к/н 23:08:0906001:983 по адресу: Краснодарский край, р-н Ейский, с/о Ясенский, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова, помимо исследуемых спорных строений N 1, N 2 и N 3 расположены неэксплуатируемые здания и сооружения объекты N 1, N 2, N 3, N 4 и N 5, визуальным осмотром которых установлено, что в соответствии с СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" они находятся в недопустимом состоянии - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций), см. фото табл. 1 закл.
В материалах дела представлено письмо от 19.04.2022 г. N б/н ООО "ЮГ-В ОДИН" в Управление архитектуры и градостроительства администрации МО Ейский района, т. 1, л.д. 88, в котором ООО "ЮГ-В ОДИН" сообщает, что на принадлежащем ему земельном участке ведется капитальный ремонт имеющихся объектов с выполнением благоустройства территории.
В процессе проведения экспертного осмотра главный инженер ООО "ЮГ-В ОДИН" Мурай Н.А. пояснил, что возведение строений N 1, N 2 и N 3, расположенных на территории земельного участка с к/н 23:08:0906001:983, связано с организацией строительной площадки для восстановления существующих зданий, а именно, что возводимые строения будут использоваться как бытовые сооружения для рабочих.
Исходя из вышеизложенного эксперты заключают, что незавершенные строительством строения N 1, N 2 и N 3 возводятся для организации бытового городка строителей, которые будут заниматься восстановлением существующих зданий на территории исследуемого земельного участка с к/н 23:08:0906001:983 по адресу: Краснодарский край, р-н Ейский, с/о Ясенский, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова.
При этом ГОСТ Р 58760-2019 "Здания мобильные (инвентарные). Общие технические условия" допускает возведение мобильных зданий высотой в два этажа.
В настоящее время строения N 1, N 2 и N 3 не завершены строительством и фактически не эксплуатируются.
5. Спорные объекты - строения N 1, N 2 и N 3 из металлических конструкций, расположенные на земельном участке с к/н 23:08:0906001:983 по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Ясенский с.о., п. Ясенская Переправа, улица Кирова, находятся в работоспособном состоянии - категория технического состояния, при которой некоторые из численно оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта, норм и стандартов, но имеющиеся нарушения требований, например, по деформативности, а в железобетоне и по трещиностойкости, в данных конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности, и несущая способность конструкций, с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений, обеспечивается. Следовательно, сохранение спорных строений N 1, N 2 и N 3 из металлических конструкций, расположенных на земельном участке с к/н 23:08:0906001:983 по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Ясенский с.о., п. Ясенская Переправа, улица Кирова, угрозу для жизни и здоровья граждан не создает.
Заключение эксперта является одним из доказательств, оцениваемых судом, и должно быть получено с соблюдением требований, предусмотренных статьями 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Требования к содержанию заключения эксперта или комиссии экспертов установлены статьей 25 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Представленное заключение экспертов N 841/16.1 от 15 июня 2023 г. подписаны экспертами, удостоверены печатью экспертного учреждения и соответствуют установленным статьей 25 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" требованиям, эксперты под подписку предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
На основании вышеизложенного, заключение судебных экспертов N 841/16.1 от 15 июня 2023 г. принято судом в качестве надлежащего доказательства по делу.
Судом апелляционной инстанции также не установлены процессуальные нарушения, допущенные при назначении и проведении судебной экспертизы, могущие вызвать сомнения в обоснованности заключения эксперта; противоречия в выводах отсутствуют. В силу изложенного отсутствуют основания для оценки заключения судебной экспертизы в качестве недопустимого или недостоверного доказательства. Доказательств, безусловно свидетельствующих о недостоверности сведений, изложенных в заключении, истцом вопреки доводам жалобы не представлено.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что определение правового режима объекта, то есть, является ли объект движимым или недвижимым имуществом, является вопросом права, а не специальных знаний, в связи с чем, правовой режим объекта не может быть определен только лишь на основании заключения эксперта о прочной связи данного объекта с землей и возможности повреждения данного объекта при его демонтаже.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 N 304-ЭС15-11476 было отмечено, что при решении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, необходимо установить наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам, при этом для признания имущества недвижимым необходимо представить доказательства возведения его в установленном законом и иными нормативными актами порядке на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости, с получением разрешительной документации с соблюдением градостроительных норм и правил.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ к объектам капитального строительства относятся объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Для отнесения объекта к недвижимости необходимо наличие определенных признаков. Данные признаки закреплены в пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ним к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В подпункте 2 пункта 17 статьи 51 ГрК РФ указано, что выдача разрешения не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других). Из сопоставления названных норм следует, что понятие капитальности строения, сооружения, относящееся к их техническим признакам, включается в более широкую категорию объектов, прочно связанных с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Именно с этими правовыми категориями закон связывает отнесение объекта к недвижимому имуществу, в связи с чем, в каждом конкретном случае, с учетом совокупности всех обстоятельств суд, рассматривающий спор, должен определить, насколько прочно как физически, так и функционально объект связан с земельным участком, на котором располагается, и будет ли сохранено его предназначение при перемещении.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 26.01.2010 N 11052/09, суд при рассмотрении спора должен дать квалификацию объекту, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, определить, имеется ли самостоятельный объект недвижимого имущества, отвечающий признакам, указанным в пункте 1 статьи 130 ГК РФ.
В пункте 29 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что положения статьи 222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом.
По смыслу приведенной правовой нормы самовольной постройкой может быть признан исключительно объект недвижимости (Определение ВС РФ от 19.07.2016 N 18- КГ16-61).
В п. 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022 г., к объекту, не являющемуся недвижимостью, положения статьи 222 ГК РФ применению не подлежат.
Вопрос об освобождении земельного участка, на котором располагается такой объект, разрешается с учетом его характеристик и на основании положений законодательства, регулирующего соответствующие правоотношения.
Таким образом, для установления того, является ли строение капитальным и относится ли оно к недвижимому имуществу, значение имеет исключительно выявление признаков, отраженных в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, но не факт регистрации прав на соответствующие объекты, ни каких-либо органов и лиц, ни поименование объектов в качестве недвижимых в каких-либо документах.
Возможность признания объекта недвижимой вещью определяется техническими характеристиками данного объекта и степенью его связанности с земельным участком, на котором располагается данный объект.
Изучив технические характеристики спорных объектов, установленные в заключении судебной экспертизы, и представленный фотоматериал, суд приходит к выводу о том, что данные объекты не являются объектами капитального строительства, поскольку объекты возведены на не заглубленной в землю фундаментной плите толщиной 120 - 180 мм, в силу конструктивных решений и примененных строительных материалов (металлический каркас, стены и перегородки из плоских асбестоцементных листов) являются мобильными зданиями сборно-разборного типа, состоящими из плоских элементов (металлические рамы), соединенных в конструктивную систему на месте эксплуатации.
Отсутствие прочной связи объектов с землей, конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их демонтаж, перемещение и последующую сборку без нанесения несоразмерного ущерба и без изменения основных характеристик строений, свидетельствуют о некапитальности данных объектов.
Апелляционный суд также принимает во внимание, что согласно заключению судебной экспертизы, спорные объекты в силу принятых конструктивных решений и применяемых строительных материалов (металлический каркас, стены и перегородки из плоских асбестоцементных листов) являются мобильными зданиями сборно-разборного типа, состоящими из плоских элементов (металлические рамы), соединенные в конструктивную систему на месте эксплуатации.
Таким образом, спорные объекты не являются объектами капитального строительства, прочно связанными с землей в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, градостроительными и строительными нормами и правилами, их перемещение без несоразмерного ущерба - возможно. В связи с чем, спорные объекты не являются объектами капитального строительства и не могут быть отнесены к недвижимому имуществу.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в ведении муниципальных образований находится регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения (статья 12 указанного Закона).
Пунктом 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа. Органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами на территории муниципального образования осуществляется муниципальный земельный контроль за использованием земель (статья 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за использованием земель, строительством и соблюдением порядка размещения движимых и недвижимых объектов осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления, Администрация Ясенского сельского поселения Ейского района наделена полномочиями по обращению в арбитражный суд с иском.
Из положений пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что к признанию постройки самовольной приводит либо частноправовое нарушение (строительство на земельном участке в отсутствие соответствующего гражданского права на землю), либо публично-правовые нарушения: формальное (отсутствие необходимых разрешений) или содержательное (нарушение градостроительных и строительных норм и правил; определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2016 N 308-ЭС15-15458).
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 11.03.1998 N 8-П, определениях от 25.03.2004 N 85-О, от 13.10.2009 N 1276-О-О, от 03.07.2007 N 595-О-П, от 19.10.2010 N 1312-О-О, закрепленные в статье 35 Конституции Российской Федерации гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении права, возникшего на законных основаниях. Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепляемым целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П). Следовательно, суды в каждом конкретном деле, касающемся сноса самовольной постройки, должны исследовать обстоятельства создания такой постройки, выяснять, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, нарушает ли права и охраняемые законом интересы других лиц сохранение самовольной постройки, не создает ли такой объект угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно материалам дела и выводам экспертного заключения, часть спорных объектов ответчика заступают на соседний земельный участок, а именно строения N 2 и N 3 частично расположены на прилегающем земельном участке с кадастровым номером 23:08:0906001:984.
Так, строение N 2 заступает за западную кадастровую границу земельного участка с к/н 23:08:0906001:983 на 4,43 м, а строение N 3 заступает за западную и восточную кадастровую границу земельного участка с к/н 23:08:0906001:983 на 4,64 м и 1,42 м соответственно.
Данный факт также усматривается из схемы расположения строений на земельном участке с к/н 23:08:0906001:983.
Судом направлялся запрос в Управление Росреестра по Краснодарскому краю о предоставлении сведений в отношении правообладателя земельного участка с кадастровым номером 23:08:0906001:984.
Согласно поступившему в суд ответу Роскадастра N 18-04611-СС/24 от 05.03.2024 и представленной выписки из ЕГРН правообладателем земельного участка с кадастровым номером 23:08:0906001:984 является РОССИЯ (номер регистрации права собственности 23-23/020-23-23-01/2027/2014-758/1 от 18.03.2015).
В соответствии с пунктами 4.1.1.- 4.1.3. Положения о Межрегиональном территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, утвержденного Приказом Росимущества от 19.12.2016 N 459 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки.
В связи с чем, суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчиком в материалы дела не представлено доказательств согласования размещения спорных объектов с Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
В данном случае Администрация Ясенского сельского поселения Ейского района обратилась в суд с требованиями о признании самовольными и сносе принадлежащих ответчику построек (сооружения из металлического каркаса в количестве 3 шт.), расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:08:0906001:983, площадью 15 560 кв. м, по адресу: Краснодарский край, Ейский район, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2023 N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке" статья 222 ГК РФ не распространяется на объекты, которые в силу прямого указания закона подчинены режиму недвижимых вещей, но не являются таковыми в силу своих природных свойств (например, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания), объекты движимого имущества (например, нестационарные торговые объекты), неотделимые улучшения земельного участка (в том числе замощения, ограждения). Вопрос об освобождении земельного участка, на котором располагается такой объект, может быть разрешен с учетом характеристик этого объекта и на основании положений законодательства, регулирующего соответствующие отношения.
Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, вправе обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), а в случаях, когда такой объект создает угрозу жизни и здоровью граждан, заинтересованные лица вправе обратиться с иском о запрещении его эксплуатации (пункт 1 статьи 1065 ГК РФ).
Как уже было указано выше, материалами дела подтверждается, что строение N 1 находится в кадастровых границах земельного участка.
При этом строение N 2 заступает за западную кадастровую границу земельного участка на 4,43 м и выходит на земельный участок с кадастровым номером 23:08:0906001:984; строение N 3 заступает за западную кадастровую границу земельного участка на 4,64 м и выходит на земельный участок с кадастровым номером 23:08:0906001:984, а также заступает за восточную кадастровую границу земельного участка на 1,42 м и выходит за красную линию кадастрового квартала 23:08:0906001 и 23:08:0907001.
Таким образом, своими действиями ответчик лишает федерального собственника земельного участка в пользовании и распоряжении принадлежащим ему имуществом - земельными участками, граничащими с земельным участком с к/н 23:08:0906001:983.
Ответчик не представил доказательств того, что обращался к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея для получения необходимых разрешений и согласований на возведение части объектов за пределами принадлежащего обществу участка и на землях федерального собственника, в том числе для возведения временных строительных объектов, с учетом наличия свободного пространства на своем земельном участке.
Доводы ответчика о возможном наличии кадастровой ошибки, принятии мер для исправления данной ошибки в виде вызова кадастрового инженера в мае 2024 г. документально относимыми и допустимы доказательствами не подтверждены, никакого обращения в уполномоченные органы не представлено.
Доказательств возможности демонтировать объекты N 2 и N 3 исключительно в частях, которые выходят за границы принадлежащего ответчику земельного участка, без сноса целиком объектов, в материалы дела не представлены.
В связи с чем, апелляционный суд приходит к выводу, что устранить допущенные нарушения возможно только путем сноса целиком объектов N 2 и N 3, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:08:0906001:983.
Таким образом, подлежат частичному удовлетворению исковые требования об обязании ответчика за счет собственных средств снести строение N 2 (площадь застройки строения - 110,1 кв. м; площадь застройки по фундаментной плите - 136,7 кв. м; общая площадь - 224,1 кв. м), строение N 3 (площадь застройки строения - 110,1 кв. м; площадь застройки по фундаментной плите - 134,5 кв. м; - общая площадь - 220,8 кв. м), расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:08:0906001:983, площадью 15 560 кв. м, по адресу: Краснодарский край, Ейский район, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова, также частично выступающие границы земельного участка в соответствии со схемой расположения строений.
В удовлетворении остальной части требований надлежит отказать, поскольку строение N 1 расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 23:08:0906001:983 и не является объектом капитального строительства. Таким образом, в соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 29 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", признание строения N 1 самовольной постройкой и последующий снос по основанию, предусмотренному статьей 222 ГК РФ, невозможен.
Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителей (статья 106 АПК РФ).
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 110 АПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.
Назначение экспертизы в данном случае связано с необходимостью обязательного установления ряда обстоятельств, без которых невозможно сделать выводы по обстоятельствам, подлежащим установлению по делу, и было вызвано не необходимостью проверки доводов и возражений администрации, а связано с получением самим обществом надлежащих доказательств того, что сохранение спорных строений не нарушает прав и охраняемых интересов других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В связи с тем, что в рассматриваемом случае бремя такого доказывания возложено на общество, несогласие администрации с доводами ответчика не может являться тем оспариванием его прав, которое ведет к возложению на нее обязанности по возмещению судебных расходов по оплате судебной экспертизы.
Аналогичный правовой подход отражен в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.12.2020 N 18-КГ20-97-К4, от 02.09.2021 N 305-ЭС21-8475, от 15.03.2022 N 6-КГ22-1-К2, Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2022 N 70-КГ22-7-К7.
При таких обстоятельствах, оснований для возложения на истца обязанности по возмещению судебных расходов на проведение судебной экспертизы не имеется.
Расходы, понесенные ООО "ЮГ-В ОДИН" в связи с проведением судебной экспертизы в размере 95 000 руб., не подлежат взысканию с администрации, а подлежат отнесению на ответчика.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию 9 000 руб. государственной пошлины по иску и жалобе.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце 2 пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", по результатам рассмотрения дела арбитражный суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта, и принимает новый судебный акт.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2023 по делу N А32-31804/2022 отменить по основанию ч.4 ст. 270 АПК РФ.
Принять новое решение.
Обязать ООО "ЮГ-В ОДИН" (ИНН: 7723896060, ОГРН: 1147746040903) в течение 30 календарных дней за счет собственных средств снести строение N 2 (площадь застройки строения - 110,1 кв. м; площадь застройки по фундаментной плите - 136,7 кв. м; общая площадь - 224,1 кв. м), строение N 3 (площадь застройки строения - 110,1 кв. м; площадь застройки по фундаментной плите - 134,5 кв. м; - общая площадь - 220,8 кв. м), расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:08:0906001:983, площадью 15 560 кв. м, по адресу: Краснодарский край, Ейский район, п. Ясенская Переправа, ул. Кирова. В остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с ООО "ЮГ-В ОДИН" (ИНН: 7723896060, ОГРН: 1147746040903) в доход федерального бюджета РФ 9000 руб. государственной пошлины по иску и жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления арбитражного суда.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
Я.Л. Сорока |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-31804/2022
Истец: Администрация Ясенского сельского поселения Ейского района
Ответчик: ООО "ЮГ-В ОДИН", ООО Юг-в-один
Третье лицо: Департамент по надзору в строительной сфере КК, Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края, Иващенко М В, Иващенко Михаил Викторович, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в краснодарском крае и Республике Адыгея, ООО НПП " СтройтехЭкспертиза", Руководителю Управления Росреестра по Краснодарскому краю, Руководителю филиала ППК "Роскадастр" по Краснодарскому краю, Управление муниципальных ресурсов администрации МО Ейский район, Управление муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю