Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом ФАС России от 10 апреля 2009 г. N 229 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к приказу Федеральной
антимонопольной службы
от 24 октября 2006 г. N 271
Программа
Федеральной антимонопольной службы по проведению административной реформы в 2006 - 2008 годах
10 апреля 2009 г.
Приказом ФАС России от 10 апреля 2009 г. N 229 срок реализации настоящей Программы продлен на 2009-2010 гг.
1. Введение
Настоящая Программа разработана в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах (далее - Концепция) и Планом мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренными распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р, а также решениями Правительственной Комиссии по проведению административной реформы.
Концепцией определены цели административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах:
- повышение качества исполнения государственных функций и доступности государственных услуг;
- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
- повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Концепция закрепляет задачи административной реформы, в число которых, в частности, входит внедрение принципов и процедур управления по результатам, разработка и внедрение административных регламентов, реализация системы мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнения ими своих полномочий; создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; организация предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронной форме; оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции, повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти и эффективности взаимодействия с гражданским обществом, модернизация системы информационного обеспечения. Основные мероприятия административной реформы должны быть реализованы в 2006-2010 годах.
Основные цели и задачи Программы ФАС России исходят из следующего:
- общих целей, задач и мероприятий административной реформы в Российской Федерации;
- реализации Федеральной антимонопольной службой своих контрольных и надзорных полномочий;
- системы мероприятий, осуществленных ФАС России и направленных на проведение административной реформы, и их результатов;
- наличия проблем, связанных с обеспечением эффективности осуществления ФАС России функций государственного управления.
2. Мероприятия, проведенные федеральным антимонопольным органом по направлениям административной реформы в 2003- первой половине 2006 гг., и их результаты
Деятельность федерального антимонопольного органа в указанный период была направлена на:
- оптимизацию деятельности в рамках проводимой Правительством Российской Федерации работы по формированию системы и структуры федеральных органов исполнительной власти;
- сокращение избыточных функций;
- уточнение полномочий необходимых и достаточных для решения поставленных задач;
- разработку нового Федерального закона "О защите конкуренции", в т.ч. определяющего организационные и правовые основы деятельности антимонопольного органа;
- создание новой административно-управленческой структуры службы в том числе и территориальной;
- разработку и принятие новой нормативной базы, регулирующей деятельность службы;
- разработку и частичную реализацию современной концепции информационной политики службы, направленную на повышение информационной открытости в соответствии с задачами административной реформы;
- реформирование системы внутренней ведомственной отчетности;
- разработку системы показателей эффективности деятельности антимонопольного органа и методик их измерения, определение значений целевых показателей деятельности на среднесрочные периоды (внедрение управления по результатам, внедрение процедур бюджетирования, ориентированного на результаты);
- проведение подготовительных мероприятий, направленных на регламентацию исполнения государственных функций и разработку стандартов их реализации;
- реализацию мероприятий по противодействию коррупции в центральном аппарате и территориальных органах ФАС России;
- создание Наблюдательного совета при ФАС России и общественных экспертных советов;
- улучшение качества принимаемых решений за счет повышения прозрачности их подготовки;
- совершенствование кадрового обеспечения, совершенствование системы повышения квалификации и обучения и регламентацию государственной службы;
- информатизацию антимонопольных органов;
- повышение эффективности информационного взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти;
- мероприятия по организационному обеспечению проведения административной реформы в ФАС России и выстраивания системы управления.
2.1. Оптимизация функций, исключение дублирования и излишних функций
В рамках реализации первого этапа административной реформы, направленного на ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования, а также исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, в 2003 -2004 годах антимонопольный орган принимал участие в деятельности Рабочей группы по вопросам государственного регулирования в сфере промышленности и научно-технической деятельности Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Отдельные функции антимонопольного органа были признаны избыточными, дублирующими и подлежащими, таким образом, упразднению. Также были приняты решения по корректировке формулировок ряда функций. По итогам инвентаризации функций государственного регулирования в деятельности антимонопольного органа, а также их анализа на предмет избыточности, дублирования, необходимости уточнения состава, формулировок и формы реализации были подготовлены и внесены изменения в ряд нормативных правовых актов.
Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 утвердил новую систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. В рамках целей и задач Концепции Административной реформы, при подготовке и принятии Положения о ФАС России были исключены все избыточные и дублирующие функции, часть полномочий в соответствии с концепцией создания новой трехзвенной системы государственного управления были переданы в другие федеральные ведомства.
В связи с вступлением в силу ряда новых федеральных законов, ФАС России ведет работу по уточнению соответствующих полномочий и подготовке согласованных предложений по внесению изменений в Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе". Так, например, 20 февраля 2006 г. Правительством Российской Федерации было утверждено Постановление о придании ФАС России функций по контролю соблюдения законодательства о закупках товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Продолжается работа по разработке и согласованию ведомственных нормативных правовых актов по отдельным вопросам антимонопольного регулирования.
С целью устранения излишнего и неэффективного административного вмешательства в 2003 г. был подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в ст. 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В принятом 07.03.2005 года федеральном законе порог предварительного согласования слияний и присоединений коммерческих организаций повышен с 200 тысяч до 30 миллионов МРОТ суммарной балансовой стоимости активов и принято увеличение порога уведомления о создании, слиянии и присоединении коммерческих организаций с 200 и 100 тысяч соответственно до 2 миллионов МРОТ. Таким образом, разрешительный порядок слияний и присоединений коммерческих организаций для большинства субъектов предпринимательской деятельности заменен уведомительным. Кроме того, увеличены пороговые значения для подачи уведомлений в антимонопольный орган.
Федеральный закон "О защите конкуренции" (N 135-Ф3 от 26.07.2006) предусматривает дальнейшее сокращение числа сделок, подпадающих под предварительный контроль антимонопольного органа. Так, при приобретении акций сохраняется контроль лишь за приобретением блокирующего, контрольного пакета и пакета в 75% акций; а также установлен порог по величине активов в 150 млн. рублей для лица, права в отношении которого приобретаются при сделках с акциями (долями) и имуществом организаций. Это позволит сохранить контроль исключительно за теми сделками, которые оказывают или могут оказать влияние на конкуренцию.
2.2. Внедрение управления и бюджетирования по результатам
В ФАС России активно ведется работа по внедрению принципов управления по результатам и элементов программно-целевого бюджетирования. Ежегодно подготавливается доклад о результатах и основных направлениях деятельности (далее - бюджетный доклад), разработано 10 ведомственных целевых программ. Расходы, распределенные по программам, составляют почти 80% расходной части бюджета ФАС России.
В целях мониторинга и оценки решения тактических задач в ФАС России в 2005 г. разработана развернутая система показателей, реформирована система внутренней ведомственной отчетности, и на текущем этапе осуществляется ее внедрение, совместно с Федеральной службой государственной статистики (Росстат) проведена паспортизация показателей.
Для ее внедрения в рамках межведомственного взаимодействия с Росстатом в 2005 г. были внесены изменения в ряд форм федерального государственного статистического наблюдения, в частности, они были дополнены вопросами, характеризующими степень удовлетворенности участников рынка состоянием конкурентной среды.
Также в 2005 г. ФАС России были утверждены новые формы ведомственной периодической отчетности. Помимо этого было налажено взаимодействие с ФОИВ по получению необходимой информации для расчета показателей.
В результате внедрения системы показателей количество показателей достижения целей и задач, которые не рассчитаны из-за информационных ограничений, снизилось за 2005 г. с 17 до 5. К 2-му полугодию 2006 г. число таких показателей снизилось до 3. По большинству показателей в 2005 году удалось добиться превышения фактических значений над плановыми.
Проводимая ФАС России в 2005 г. работа по оптимизации финансовых расходов позволила получить экономию денежных средств в размере 1236,0 тыс. руб.
В рамках участия в Эксперименте по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты в 2006 году был подготовлен проект ведомственной целевой программы "Анализ конкуренции".
Разработан и составлен Реестр расходных обязательств ФАС России в полном соответствии с методическими рекомендациями Министерства финансов.
По итогам Эксперимента по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты в 2006 году, ФАС России занял 2 место среди федеральных органов государственной власти (Распоряжение Правительства Российской Федерации N 1244-р от 5.09.2006).
2.3. Проведение подготовительных мероприятий, направленных на регламентацию государственных функций антимонопольных органов и разработку стандартов их реализации
Аналитическим и Правовым управлениями ФАС России был проведен предварительный анализ функций службы и регламентирующих их выполнение нормативно-правовых и нормативных документов в целях систематизации последних. На его основе составлен предварительный План-график разработки административных регламентов исполнения государственных функций Федеральной антимонопольной службы на 2006 год, в который включено 4 функции, подлежащие регламентации в приоритетном порядке. Составление окончательного плана-графика, его утверждение, а также составление плана-графика на следующие годы затруднено в связи с корректировкой функций ФАС России и соответствующим внесением изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы" и от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе".
2.4. Мероприятия по противодействию коррупции в центральном аппарате и территориальных органах ФАС России
В рамках осуществления деятельности по противодействию коррупции в структуре Административного управления ФАС России в 2004 году был создан контрольный отдел, в задачу которого входит контроль соблюдения требований к служебному поведению работников, а также организация взаимодействия с правоохранительными органами Российской Федерации.
Работники отдела рассматривают заявления и жалобы на действия (бездействие) должностных лиц ФАС России, участвуют в проведении служебных проверок и контрольных мероприятий, проверках территориальных органов, осуществляют контроль сроков исполнения документов в структурных подразделениях центрального аппарата ФАС России и его территориальных органов, исполнения поручений руководителя и принятых решений, оказывают методическую и практическую помощь руководителям структурных подразделений ФАС России и его территориальных органов в организации взаимодействия с правоохранительными органами, как по основной деятельности, так и в обеспечении режима безопасности.
Отдел совместно с Управлением территориальных органов, кадров и государственной службы инспектирует деятельность территориальных органов ФАС России, организует проверку достоверности сведений, представляемых государственными гражданскими служащими.
В 2004 - 2006 гг. контрольным отделом проведено несколько сплошных проверок ведения делопроизводства в структурных подразделений центрального аппарата ФАС России, по результатам которых были внесены дополнения и изменения в Инструкцию по делопроизводству в центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы (утверждены Приказом ФАС России от 28.03.2005 N 54), что сделало возможным должным образом контролировать сроки исполнения документов, обеспечивать их сохранность, поставить под особый контроль запросы правоохранительных органов, заключения и ответы по жалобам на действия (бездействие) должностных лиц.
Для организации конфиденциального делопроизводства и работы с документами, имеющими пометку "для служебного пользования" контрольным отделом была разработана Инструкция о порядке обращения со сведениями конфиденциального характера в Федеральной антимонопольной службе и ее территориальных органах (утверждена Приказом ФАС России от 18.03.2005 N 45). В результате принятия данной Инструкции и проведения систематических проверок ее исполнения в структурных подразделениях ФАС России и его территориальных органах налажен должный учет, прохождение и хранение документов ДСП.
По инициативе контрольного отдела разработано Положение о порядке проведения проверок деятельности территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (утверждено Приказом ФАС России от 17.11.2004 N 177).
В настоящее время систематические проверки деятельности территориальных органов ФАС России и оказание им практической помощи позволяют вырабатывать конкретные предложения по устранению нарушений в деятельности территориальных органов и повышению эффективности их работы.
Контрольным отделом, совместно с МВД России, разработано Положение о порядке взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой (утверждено совместным приказом МВД России и ФАС России от 30.12.2004 N 878/215). В целях реализации данного приказа контрольным отделом в составе межведомственной рабочей группы с участием сотрудников 60-го отдела МВД России осуществляется постоянное информационное и практическое взаимодействие, проводятся совместные мероприятия по проверке хозяйствующих субъектов. Аналогичные мероприятия проводятся территориальными органами ФАС России и органами внутренних дел в субъектах Российской Федерации. Это существенно снижает риски коррупционных действий как со стороны работников ФАС России, так и со стороны сотрудников органов внутренних дел.
Кроме того, контрольным отделом разработаны Рекомендации по подготовке и проведению контрольных мероприятий (утверждены 08.07.2005 г. N вн.14/к18), для работников территориальных органов и структурных подразделений ФАС России, ответственных за проведение контрольных мероприятий, проведен учебный семинар по подготовке и осуществлению антимонопольными органами контрольных мероприятий.
Данные Рекомендации регламентируют порядок подготовки, проведения, оформления результатов контрольных мероприятий структурными подразделениями и территориальными органами ФАС России, порядок взаимодействия с другими органами и организациями при проведении совместных контрольных мероприятий. В постоянном режиме проводится аналитическая работа об участии территориальных органов и структурных подразделений центрального аппарата ФАС России в организации и проведении контрольных мероприятий, вырабатываются конкретные предложения по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности антимонопольных органов.
В практике контрольного отдела проведение служебных проверок и рассмотрение жалоб на действия (бездействие) должностных лиц центрального аппарата и территориальных органов ФАС России. По результатам проведенных проверок подвергнуты мерам дисциплинарного взыскания ряд работников центрального аппарата ФАС России и руководителей территориальных органов.
2.5. Повышение эффективности взаимодействия с обществом и качества государственных решений
Согласно Постановлению Правительства РФ N 98 от 12.02.2003 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" в ФАС России издан приказ N 13 от 02.02.2005 г. "Правила предоставления информации о деятельности Федеральной антимонопольной службы". Данный приказ:
- закрепляет перечень официальных представителей ФАС России, которые могут давать комментарии средствам массовой информации. Этот перечень шире предусмотренного законом "О средствах массовой информации";
- уточняет перечень "открытых" для СМИ сведений. Он включает в себе полностью перечень тем, указанных в Постановлении Правительства РФ N 98 от 12.02.2003 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" и исключает распространение сведений, составляющих государственную, коммерческую или служебную тайну;
- определяет правила и сроки сбора и предоставления информации в отдел общественных связей управлениями Центрального аппарата ФАС России;
- устанавливает общие правила и сроки сбора и предоставления информации в отдел общественных связей территориальными органами ФАС России;
- закрепляет порядок подготовки информационных сообщений ФАС России для средств массовой информации и т.д.
За период с 10.03.2004 по 10.03.2006 года ФАС России упоминалась в СМИ по данным поисковой системы "Интегрум" 74878 раз. Эти данные свидетельствуют о достаточно активном взаимодействии антимонопольного органа со средствами массовой информации, особенно с информационными агентствами, печатными и Интернет-изданиями. Однако информационное присутствие ФАС России на телевидении и радио значительно уступает присутствию в печатных СМИ, что обусловлено рядом причин, в том числе спецификой данных видов коммуникации.
Повышению прозрачности деятельности ФАС России способствует официальный сайт (www.fas.gov.ru), функционирующий с 2005 года. На сайте отражена раскрываемая в установленном порядке информация, доступ к которой имеют все заинтересованные граждане и юридические лица. Регулярно публикуется актуальная информация о деятельности ФАС России, осуществляется рассылка обзоров средств массовой информации по вопросам антимонопольного регулирования средствами электронной почты. С марта 2006 г. заработала английская версия сайта ФАС России. 15 мая 2006 г. сайт ФАС России зарегистрирован как средство массовой информации, регистрационный номер N ФС77-24394. Ежемесячная посещаемость сайта ФАС России составляет в среднем 70 тыс. уникальных обращений.
Кроме вышеуказанной работы по освещению деятельности ФАС России через официальный сайт антимонопольного ведомства, используются следующие возможности для доведения до сведения общественности информации о деятельности антимонопольных органов:
- пресс-конференции, брифинги и подходы к прессе руководства ФАС России;
- интервью руководства ФАС России СМИ;
- комментарии и разъяснения специалистов ФАС России СМИ;
- рассылка пресс-релизов о деятельности ФАС России в СМИ и заинтересованные организации;
- ответы на запросы, поступающие в ФАС России от граждан и юридических лиц;
- издание буклета о ФАС России;
- создание ролика на английском языке о ФАС России и Москве как месте проведения следующего заседания Международной конкурентной сети в 2007 г.;
- издание в Санкт-Петербурге журнала "Конкуренция и рынок", посвященного проблеме антимонопольного регулирования;
- проведение расширенных коллегий ФАС России с приглашением средств массовой информации и представителей заинтересованных министерств и ведомств;
- проведение "круглых столов" и семинаров на актуальные темы антимонопольного регулирования и рекламы и т.п.
Для эффективного противодействия проявлениям монополизма со стороны гражданского общества необходимо заручиться поддержкой общественных организаций. Взаимодействие с общественными некоммерческими организациями и профессиональными союзами стимулирует получение обратной связи ФАС России. Эксперты дают свою оценку ситуации на рынке и действиям Федеральной антимонопольной службы. Конструктивная критика со стороны общественных организаций полезна, и позволяет учесть мнение экспертов, выработать оптимальное решение, заручиться поддержкой авторитетных специалистов на рынке.
В настоящее время соглашения о взаимодействии подписаны ФАС России с:
- Торгово-промышленной палатой;
- Всероссийским союзом страховщиков;
- Ассоциацией российских банков;
- Ассоциацией региональных банков России;
- Национальной Ассоциацией Участников Фондового рынка;
- Профессиональной ассоциацией регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев;
- Национальной Лигой Управляющих;
- Российским Союзом Автостраховщиков;
- Межрегиональным Союзом Медицинских Страховщиков;
- Российским обществом оценщиков.
Соглашение с указанными организациями позволяет:
- осуществлять совместные действия, направленные на совершенствование нормативной правовой базы в сфере предпринимательской деятельности для укрепления экономики страны и формирования среднего класса;
- признавать важность обеспечения конкурентной среды, способствующей развитию малого и среднего бизнеса, а также необходимость поддержки малого предпринимательства;
- учесть актуальность пропаганды среди предпринимательской общественности правил добросовестной конкуренции.
Другим важным направлением работы ФАС России по привлечению внимания общественности к проблеме развития конкуренции и вовлечению граждан и организаций в решение задач, стоящих перед антимонопольным ведомством является организация работы Экспертных советов.
В настоящее время в ФАС России создан ряд Экспертных советов с целью привлечения профессиональных участников рынка к решению проблем развития конкуренции на рынках:
- Экспертный совет по рекламе;
- Экспертный совет по газу;
- Экспертный совет по электроэнергетике;
- Экспертный совет на рынке финансовых услуг.
Работа Экспертного совета позволяет:
- всесторонне изучить и обсудить проблему;
- учесть мнение рынка при вынесении решений;
- привлечь профессионалов к решению задач, стоящих перед ФАС России, использовать их опыт, знания и навыки;
- принять взвешенное решение;
- предугадать реакцию рынка;
- заручиться поддержкой в решении других задач.
Ожидается, что количество Экспертных советов в ближайшее время будет увеличиваться. Планируется, что по всем наиболее важным направлениям деятельности ФАС России будет привлекать специалистов рынка для выработки согласованной позиции по тем или иным вопросам.
В целях повышения эффективности взаимодействия с гражданским обществом, а также повышения прозрачности деятельности ФАС России, образован Общественно-консультативный совет. Формирование совета осуществлялось с учетом положений Концепции административной реформы для взаимодействия ФАС России с предпринимательскими союзами, некоммерческими организациями и общественными объединениями в целях совершенствования антимонопольного законодательства, совершенствования деятельности антимонопольных органов и проведения мониторинга нарушений антимонопольного законодательства. Аналогичные советы создаются и в территориальных органах ФАС России.
Совет является постоянно действующим консультативно-совещательным органом при ФАС России. Его решения имеют рекомендательный характер.
Основными задачами Совета являются:
- разработка предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и правоприменительной практики;
- привлечение НКО к мониторингу нарушений антимонопольного законодательства;
- информирование предпринимательского сообщества, НКО и граждан о целях, задачах и полномочиях антимонопольных органов;
- подготовка докладов о соблюдении антимонопольного законодательства и защите конкуренции.
Таким образом, Общественный Совет фактически является инструментом общественного контроля за деятельностью ФАС России.
С момента своего образования ФАС России внедряет практику общественного обсуждения нормативных актов Федеральной антимонопольной службы.
Наиболее отчетливо это продемонстрировала работа по созданию нового антимонопольного законодательства (работа над законом "О защите конкуренции" и поправками в Кодекс об административных нарушениях Российской Федерации). За 2 года работы над документами указанные документы неоднократно обсуждались на следующих площадках:
- в Государственной думе Федерального Собрания РФ;
- в Торгово-промышленной палате РФ;
- в Российском Союзе промышленников и предпринимателей;
- на базе "Деловой России" и "ОПОРЫ России";
- на базе Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) и Академии народного хозяйства при Правительстве РФ;
- на семинарах в ФАС России, в том числе в территориальных органах ФАС России;
- во время "деловых завтраков", "круглых столов" на базе других профессиональных союзов и организаций;
- в ходе личных встреч руководства ФАС России с представителями бизнеса и профессиональных союзов и ассоциаций;
- в средствах массовой информации и т.д.
В результате общественного обсуждения законопроектов удалось:
- получить экспертные заключения на законопроекты;
- учесть мнение представителей бизнеса и научной общественности;
- усовершенствовать тексты законопроектов;
- заранее ознакомить представителей бизнеса и широкой общественности с планируемыми изменениями в антимонопольном законодательстве и т.д.
Перечисленные выше механизмы призваны повысить эффективность взаимодействия ФАС России с гражданским обществом, обеспечить информационную открытость и обратную связь с гражданами и организациям, привлечь широкий круг заинтересованных лиц, представителей экспертного и гражданского сообщества к разработке и обсуждению регулирующих решений в установленной сфере компетенции.
2.6. Совершенствование кадрового обеспечения и регламентация государственной службы
В рамках реализации одной из целей административной реформы в Российской Федерации - повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти за счет совершенствования кадрового обеспечения и регламентации деятельности сотрудников антимонопольных органов Управлением территориальных органов, кадров и государственной службы осуществлены и осуществляются в 2004-2006 гг. следующие мероприятия:
1. Для повышения эффективности управления территориальными органами ФАС России, регулярного обмена мнениями в управленческих структурах создан Совет территориальных органов и налажена система регулярной его деятельности как механизма распространения успешного опыта государственного управления.
2. Разработан алгоритм действий по предотвращению и разрешению конфликта интересов в ФАС России, проведено обучение руководителей территориальных органов и структурных подразделений центрального аппарата по основным принципам и методике предотвращения и разрешения конфликта интересов.
3. Разработаны типовые контракты для всех должностей государственных гражданских служащих ФАС России, проведена работа по их согласованию с территориальными органами с учетом их специфики; со всеми гражданскими служащими служебные контракты заключены.
4. На основании действующего законодательства разработана процедура и документация, проведено обучение руководителей территориальных органов, должностных лиц, ответственных за кадровую работу и введен порядок проведения:
- конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы в центральном аппарате и территориальных органах ФАС России;
- квалификационных экзаменов для присвоения государственным гражданским служащим классных чинов;
- аттестации государственных гражданских служащих.
5. Открыт портал ФАС России на сервере Правительства Российской Федерации, разработана документация, проведено обучение персонала и налажен электронный документооборот между центральным аппаратом и территориальными органами (портал fas.gov.ru).
6. Введена в действие автоматизированная информационная система (АИС) "Кадры" в центральном аппарате ФАС России и в семи территориальных органах, расположенных в центрах федеральных округов. АИС "Кадры" позволяет эффективно проводить современную кадровую политику, осуществлять управление карьерой гражданских служащих, их должностным и профессиональным ростом, профессиональной переподготовкой и повышением квалификации и т.д.
7. Разработано временное положение о кадровом резерве ФАС России; утвержден состав кадрового резерва.
2.7. Информатизация антимонопольных органов
Федеральной антимонопольной службой принимаются меры по использованию информационных технологий для повышения эффективности управления процессами антимонопольного контроля, совершенствованию процессов сбора информации о работе антимонопольных органов на местах.
Для осуществления поставленных целей в ФАС России разработана Концепция применения информационных технологий в деятельности антимонопольных органов, в рамках которой предусматривается реализация следующих мероприятий:
1. Создание единой информационной среды взаимодействия всех подразделений ФАС России, обеспечивающей эффективное межведомственное взаимодействие в рамках информационного пространства федеральных органов власти.
2. Обеспечение поддержки административных процессов и внедрение электронных административных регламентов, включая автоматизацию процессов управления прохождения данных и документов через различные этапы обработки и принятия решения при рассмотрении ходатайств и уведомлений в соответствии в рамках контроля экономической концентрации.
3. Совершенствование поддержки информационно-аналитической деятельности, составляющей основу функционирования антимонопольных органов и связанной с анализом как структурированной, так и неструктурированной информации большого объема.
4. Обеспечение информационно-справочной поддержки деятельности подразделений ФАС России на основе портальных технологий и реализации единой точки доступа пользователей к информационным ресурсам в соответствии с установленным регламентом.
5. Создание системы управления нормативно-справочной информации, учитывающей особенности функционирования антимонопольных органов и специфику решаемых ими задач.
В настоящее время в антимонопольных органах проводится комплекс мероприятий по защите информации и компьютерных сетей антимонопольных органов в соответствии с требованиями СТР-К и другими нормативными документами Гостехкомисиии и организации VPN.
Осуществлена разработка программных средств и организовано использование данных ЕГРЮЛ ФНС России в территориальных органах ФАС России.
В рамках рабочей группы осуществляется доработка методических материалов по анализу товарных рынков и информационной поддержке принятия соответствующих решений с применением современных информационных технологий, в том числе анализатора имущественных связей на основе межведомственной информации органов статистики, таможенных и налоговых органов.
Приобретено серверное и коммуникационное оборудование для частичной модернизации локальной сети центрального аппарата ФАС России.
Доработана существующая система "Делопроизводство" центрального аппарата ФАС России.
Создана база данных правоприменительной практики антимонопольных органов.
Реализуемые в рамках административной реформы мероприятия по этому направлению скоординированы с мероприятиями, осуществляемыми в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах и федеральной целевой программой "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)".
2.8. Повышение эффективности информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти
Отмечая важность информационного сотрудничества федеральных органов власти для повышения эффективности исполнения возложенных на них задач и функций, ФАС России ведет активную работу по взаимодействию с органами исполнительной власти.
В целях защиты и развития конкуренции на рынках финансовых услуг, проведения взаимосогласованных действий при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о финансовых рынках и антимонопольного законодательства подписано соглашение о взаимодействии ФАС России и Центральным банком Российской Федерации, соглашение о взаимодействии ФАС России и Федеральной службой по финансовым рынкам, соглашение о взаимодействии ФАС России и Федеральной службой страхового надзора (подписаны соответственно 23 августа 2005 г., 21 октября 2004 г., 14 марта 2005 г.).
В целях предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства в сфере промышленности и взаимодействия по вопросам совершенствования государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства в процессе управления государственным имуществом подписано соглашение о взаимодействии ФАС России и Федеральным агентством по промышленности (подписано 25 ноября 2005 г.).
В целях организации взаимодействия ФАС России и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) издан совместный приказ ФАС России и Роспатента от 23.12.2003 N 147/308 о создании рабочей группы по подготовке предложений по вопросам применения статьи 28 Закона Российской Федерации от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".
Для повышения эффективности работы по предупреждению и пресечению нарушений законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, на рынках финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях, о рекламе и о закупках товаров (работ, услуг) для государственных нужд ФАС России совместно с МВД России разработано Положение о порядке взаимодействия (утверждено совместным приказом МВД России и ФАС России от 30.12.2004 N 878/215). В целях реализации данного приказа контрольным отделом в составе межведомственной рабочей группы с участием сотрудников 60-го отдела МВД России осуществляется постоянное информационное и практическое взаимодействие, проводятся совместные мероприятия по проверке хозяйствующих субъектов.
В настоящее время на стадии согласования находятся проекты соглашений о взаимодействии ФАС России с Федеральной службой государственной статистики, Федеральной таможенной службой, Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Ведется работа по анализу целесообразности заключения соглашений о взаимодействии с другими органами исполнительной власти. По результатам этой работы будут готовиться проекты для согласования с ведомствами на предмет подписания соглашений.
2.9. Мероприятия по организационному обеспечению проведения административной реформы в ФАС России и выстраивания системы управления
Приказом ФАС России N 70 от 31.03.2006 "Об утверждении Плана мероприятий Федеральной антимонопольной службы по проведению административной реформы в 2006-2008 годах" было утверждено уполномоченное структурное подразделение ФАС России по вопросам проведения административной реформы - Административное управление (Солонцова Л.В.), а также План мероприятий по проведению административной реформы в 2006-2008 годах. По каждому пункту мероприятий указанного Плана определены ответственные структурные подразделения и ответственные исполнители.
В целях реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации и плана мероприятий ФАС России по проведению административной реформы была создана Комиссия по проведению административной реформы (далее Комиссия). Состав Комиссии (21 человек, включая представителей общественных организаций), ее полномочия и права утверждены приказом ФАС России N 162 от 22.06.2006 "О создании ведомственной Комиссии по проведению административной реформы".
Согласно указному# Приказу на Комиссию возложена организация работы ФАС России по реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации и плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах; организация и контроль исполнения планов мероприятий Федеральной антимонопольной службы по проведению ведомственной административной реформы.
Протоколом N 3 от 30.06.2006 заседания Комиссии утвержден подробный План- график мероприятий антимонопольной службы по проведению административной реформы в ФАС России на 2006 г.
3. Цели в задачи Программы
Целями программы Федеральной антимонопольной службы по проведению административной реформы в 2006-2010 годах являются:
1. Реализация функций государственного регулирования в сфере защиты конкуренции, контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, соблюдением законодательства о рекламе и о закупках товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства на уровне, соответствующем международным стандартам.
2. Повышение качества и эффективности государственного управления в сфере защиты конкуренции.
3. Повышение уровня удовлетворенности заявителей качеством исполнения государственных функций ФАС России.
4. Реализация общественно значимых государственных функций ФАС России на базе создаваемых в Российской Федерации многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ).
5. Переход на исполнение государственных функций ФАС России с использованием электронных форм взаимодействия на базе общероссийского государственного информационного центра.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих основных задач:
- дальнейшее внедрение в ФАС России принципов и процедур управления по результатам;
- дальнейшая разработка и внедрение административных регламентов и стандартов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг;
- анализ практики применения действующих административных регламентов и стандартов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, а также их совершенствование на основе результатов соответствующего анализа;
- оптимизация закрепленных за ФАС России функций государственного регулирования;
- противодействие коррупции;
- повышение эффективности взаимодействия ФАС России с гражданским обществом, повышение прозрачности и информационной открытости;
- обеспечение участия ФАС России в создании и функционировании МФЦ в регионах;
- модернизация системы информационного обеспечения деятельности ФАС России.
4. Этапы реализации Программы и система мероприятий
Программа реализуется в три этапа.
В 2006 году работа осуществляется по следующим основным направлениям:
- создание организационных, нормативно-правовых и методических предпосылок для реализации мероприятий административной реформы в ФАС России;
- осуществление анализа хода внедрения принципов и процедур управления по результатам, механизмов ведомственного планирования и проектного управления по целям и результатам деятельности;
- разработка административных регламентов исполнения государственных функций;
- дальнейшее совершенствование кадрового обеспечения службы и регламентация деятельности государственных служащих;
- разработка предложений по оптимизации функций и полномочий ФАС России, в том числе по аутсорсингу отдельных административных управленческих процессов на основе детального анализа функций и полномочий ФАС России, в том числе в сфере контроля и надзора;
- пилотное внедрение элементов оценки регулирующего воздействия принимаемых ФАС России нормативных правовых актов, оказывающих существенное влияние на осуществление предпринимательской деятельности;
- разработка антикоррупционной программы ФАС России;
- совершенствование практики применения действующих механизмов взаимодействия с гражданским обществом, раскрытие информации о деятельности ФАС России, разработка и пилотное внедрение новых механизмов;
- информационное сопровождение мероприятий административной реформы в ФАС России.
В 2007 году работа осуществляется по следующим основным направлениям:
- корректировка процедур управления по результатам, механизмов ведомственного планирования и проектного управления по целям и результатам деятельности в ФАС России с учетом анализа их внедрения, проведенного на первом этапе;
- разработка и внедрение административных регламентов исполнения основных государственных функций ФАС России;
- внедрение механизма досудебного обжалования гражданами и организациями действий и решений ФАС России;
- оптимизация функций и полномочий ФАС России, в том числе в сфере контроля и надзора;
- пилотное внедрение механизмов аутсорсинга административно-управленческих процессов;
- внедрение практики оценки регулирующего воздействия для ключевых нормативных правовых актов ФАС России, оказывающих существенное влияние на осуществление предпринимательской деятельности;
- начало реализации антикоррупционной программы ФАС России, пилотное внедрение предусмотренных ею механизмов противодействия коррупции;
- развитие механизмов взаимодействия с гражданским обществом, обеспечения информационной открытости ФАС России;
- совершенствование системы информационного обеспечения ФАС России;
- информационное сопровождение мероприятий административной реформы в ФАС России.
В 2008 году работа осуществляется по следующим основным направлениям:
- реализация процедур управления по результатам;
- внедрение административных регламентов исполнения государственных функций ФАС России;
- внедрение системы аутсорсинга административно-управленческих процессов;
- внедрение механизмов противодействия коррупции;
- развитие форм участия заинтересованных групп, экспертного и гражданского сообщества в разработке и принятии регулирующих решений;
- информационное сопровождение мероприятий административной реформы в ФАС России.
В 2009-2010 гг. работа осуществляется по следующим основным направлениям:
- дальнейшее внедрение системы управления по результатам в части совершенствования методологии оценки результативности и стимулирования деятельности территориальных органов и структурных подразделений ФАС России;
- дальнейшая регламентация и стандартизация реализации государственных функций ФАС России;
- совершенствование кадрового обеспечения и регламентации деятельности государственных гражданских служащих ФАС России;
- оптимизация функций ФАС России и отдельных административных процессов;
- противодействие коррупции, включая реализацию антикоррупционной программы ФАС России до 2010 года включительно и участие в выполнении Национального плана противодействия коррупции;
- повышение эффективности взаимодействия с обществом;
- модернизация системы информационного обеспечения деятельности ФАС России;
- участие ФАС России в развитии деятельности МФЦ;
- реализация ведомственной целевой программы повышения качества исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.
4.1. Дальнейшее внедрение системы управления по результатам
В 2007-2008 гг. в Федеральной антимонопольной службе реализован первый этап внедрения системы управления по результатам, в рамках которого были осуществлены следующие мероприятия:
- сформирована система показателей результативности деятельности структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Федеральной антимонопольной службы;
- разработаны нормативные акты, регулирующие процедуры формирования Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной антимонопольной службы, а также докладов структурных подразделений центрального аппарата (далее - Доклад ФАС России и его структурных подразделений);
- разработано методическое обеспечение процесса формирования Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной антимонопольной службы, а также докладов структурных подразделений центрального аппарата;
- разработано методическое обеспечение оценки результативности деятельности территориальных органов Федеральной антимонопольной службы;
- осуществлена оценка результативности деятельности территориальных органов ФАС России;
- проведен второй раунд оценки восприятия хозяйствующими субъектами качества исполнения антимонопольными органами установленных функций.
Перечисленные мероприятия являются необходимым условием достижения целей, которые стоят в рамках внедрения системы управления по результатам.
В 2009-2010 гг. планируется:
- последовательное внедрение процедур, предусмотренных в разработанных нормативных правовых актах, регулирующих процесс формирования Доклада ФАС России и его структурных подразделений, в деятельность Службы;
- совершенствование методического обеспечения процесса формирования Доклада ФАС России и его структурных подразделений;
- совершенствование методологии оценки результативности и стимулирования деятельности территориальных органов и структурных подразделений центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы;
- проведение аудита результативности деятельности территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (проверка достоверности отчетной информации);
- оценка восприятия хозяйствующими субъектами качества исполнения антимонопольными органами установленных функций в разрезе регионов Российской Федерации.
4.2. Регламентация и стандартизация реализации функций ФАС России
В рамках регламентации функций Федеральной антимонопольной службой в 2006-2008 годах велась работа по разработке и утверждению административных регламентов исполнения государственных функций ФАС России.
Под административным регламентом исполнения государственных функций Федеральной антимонопольной службы понимается нормативный правовой акт ФАС России, определяющий последовательность действий службы и ее должностных лиц (административные процедуры), обеспечивающую исполнение государственных функций и предоставления государственных услуг, закрепленных за ФАС России.
В рамках Программы необходимо решить задачи по подготовке нормативно-правовой и методической базы для внедрения административных регламентов ФАС России.
Мероприятия данного направления должны быть скоординированы с работами, проводимыми в области внедрения информационно-коммуникационных технологий, прежде всего, в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" для чего необходимо решить следующие задачи:
- внедрение в деятельность центрального аппарата и территориальных органов ФАС России при осуществлении государственных функций технологий электронного взаимодействия с населением и организациями, создание единой системы информационно-справочной поддержки населения и организаций по вопросам исполнения службой государственных функций;
- стандартизация электронного взаимодействия антимонопольных органов с населением и организациями при исполнении государственных функций.
При разработке административных регламентов исполнения функций ФАС России необходимо сформировать единую функционально-процессную модель организации деятельности с учетом возможностей современных информационно-коммуникационных технологий. Эта модель является основой для формирования ведомственной программы информатизации на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Разработка технологической базы электронных административных регламентов (административных регламентов, реализуемых посредством применения информационно- коммуникационных технологий на всех этапах выполнения соответствующих действий) ведется в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)". Электронные административные регламенты позволяют обеспечить взаимодействие различных ведомственных информационных систем в рамках реализации общих административных процедур.
Задачами Программы проведения административной реформы в ФАС России по данному направлению являются:
- дальнейшая оптимизация реализации государственных функций, закрепленных за ФАС России, посредством внесения поправок в административные регламенты исполнения государственных функций ФАС России с учетом изменений законодательства Российской Федерации;
- оптимизация исполнения вновь возложенных на ФАС России государственных функций посредством четкого закрепления процедурных норм их реализации;
- совершенствование имеющихся и создание новых эффективных механизмов досудебного обжалования действий и решений ФАС России и его должностных лиц;
- дальнейшее внедрение административных регламентов исполнения государственных функций ФАС России.
В рамках оптимизации исполнения функций ФАС России, согласно закрепленному за ФАС России Перечню исполняемых и предоставляемых федеральными органами исполнительной власти функций и услуг, в отношении которых требуется разработка и внедрение стандартов государственных услуг и административных регламентов, были разработаны административные регламенты по исполнению следующих функций:
1) рассмотрение жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
2) дача разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства;
3) возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации;
4) рассмотрение дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
5) ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%;
6) согласование создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации;
7) согласование приобретений акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
8) осуществление контроля за соответствием антимонопольному законодательству ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов;
9) осуществление контроля за деятельностью администратора торговой системы оптового рынка электрической энергии;
10) осуществление контроля за действиями субъектов оптового рынка в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощностью) на оптовом рынке электрической энергии (мощности);
11) установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.
Протоколом Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 27.07.2007 г. N 66, Федеральная антимонопольная служба определена в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственные функции на базе МФЦ.
По решению Правительственной комиссии на базе МФЦ могут исполняться государственные функции, в отношении которых разработаны и утверждены соответствующие административные регламенты.
ФАС России разработан приказ "Об особенностях исполнения государственных функций ФАС России на базе создаваемых в Российской Федерации многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и о внесении изменений в административные регламенты исполнения государственных функций ФАС России", которым определен перечень государственных функций ФАС России, предусмотренных к исполнению на базе МФЦ, для чего в административные регламенты по исполнению соответствующих функций будут внесены изменения.
В рамках осуществления государственных функций на базе МФЦ предполагается введение электронного документооборота поступивших документов с автоматическим формированием выписки из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в МФЦ.
В целях дальнейшей оптимизации исполнения функций ФАС России, разработаны следующие проекты административных регламентов:
1) по выдаче (направлению) заключения о последствиях влияния на конкуренцию на внутреннем рынке Российской Федерации специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
2) по выдаче заключения о наличии или об отсутствии признаков ограничения конкуренции при введении, изменении таможенных тарифов или прекращении их действия;
3) по рассмотрению ходатайств о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной помощи;
4) по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства.
4.3. Совершенствование кадрового обеспечения и регламентации деятельности государственных служащих
В рамках дальнейшего совершенствования кадрового обеспечения и регламентации деятельности государственных гражданских служащих ФАС России необходимо реализовать следующие мероприятия:
1. Во взаимодействии с налоговыми органами и органами внутренних дел на постоянной основе проводить проверки представления сведений о доходах федерального государственного гражданского служащего ФАС России и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности.
2. Организация проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу в ФАС России.
3. Объективная и всесторонняя оценка результатов деятельности государственных гражданских служащих на основе проведения аттестации и квалификационных экзаменов государственных гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов ФАС России.
4. Реализация комплекса мероприятий по анализу структуры и штатных расписаний территориальных органов ФАС России.
5. Анализ сведений о перемещении кадров в ФАС России.
6. Разработка методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы ФАС России.
7. Последовательное усовершенствование проведения тестирования перед сдачей квалификационного экзамена.
8. Для формирования профессионального и стабильного аппарата осуществлять формирование кадрового резерва для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы главной, ведущей и старшей групп должностей в ФАС России.
9. В рамках программы АИС "Кадры":
- проведение модернизации процедур и функций по формированию кадрового резерва;
- проведение комплекса работ по созданию статистических отчетов;
- проведение работ по выгрузке данных из АИС "Кадры" из территориальных органов ФАС России в центральный аппарат ФАС России.
10. Выпуск сборника "Государственная служба Российской Федерации-2009" (законодательная база, документы, комментарии).
11. Проведение семинаров-совещаний с государственными гражданскими служащими, принятыми на государственную гражданскую службу в ФАС России.
4.4. Оптимизация функций ФАС России и отдельных административных процессов
Наличие у органов исполнительной власти избыточных функций и неэффективные механизмы их реализации являются серьезным препятствием интенсивному развитию предпринимательства, подрывают доверие бизнеса к государственной власти. Решение этой проблемы предполагает ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования за счет оптимизации функций органов исполнительной власти, и формирование эффективных механизмов противодействия коррупции.
Задачами реализации административной реформы в ФАС России по этому направлению являются:
- оптимизация функций службы, включая функции по осуществлению контроля и надзора, и разделение контроля и надзора;
- исключение избыточных функций службы;
- передача отдельных административно-управленческих процессов субъектам предпринимательства, которые могут сами эффективно осуществлять эти функции, при соответствующем контроле со стороны службы;
- разработка и внедрение механизмов, направленных на предотвращение появления новых избыточных административных процессов, а также функций ФАС России.
В связи с внесением изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы" и от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" в целях учета в них норм федеральных законов от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" и от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в 2006-2007 гг. было осуществлено уточнение полномочий ФАС России по контролю за соблюдением законодательства о рекламе; по контролю за деятельностью субъектов естественных монополий; дополнение перечня осуществляемых ФАС России функций и полномочий новой функцией по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).
В 2008 году мероприятия по оптимизации функций ФАС России проводились в рамках подготовки Постановления Правительства РФ от 28 марта 2008 г. N 217, которым внесены очередные изменения в Положение о Федеральной антимонопольной службе и постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 г. N 222 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 189", в соответствии с которым к полномочиям ФАС России отнесен также контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере электроэнергетики.
Кроме этого, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2008 N 510 "О Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
В целях реализации указанных решений Правительства Российской Федерации были проведены необходимые изменения структуры ФАС России и организационно-штатные мероприятия.
Дальнейшая оптимизация административных процессов исполнения государственных функций ФАС России будет проводиться в рамках вновь возложенных на ФАС России полномочий.
Кроме того, принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты", определяющего полномочия антимонопольного органа по контролю соблюдения антимонопольного законодательства, также потребует дальнейшей оптимизации административных процессов исполнения государственных функций ФАС России в рамках определенных законом полномочий.
Уточнение этих функций потребует корректировки ресурсного обеспечения, нормативной и методической поддержки их выполнения, а также их регламентации.
4.5. Противодействие коррупции
Необходима интенсификация деятельности ФАС России по противодействию коррупции в установленной сфере полномочий с учетом положений распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.02.2008 N 157-р.
Утверждение Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года Национального плана противодействия коррупции предусматривает приведение деятельности ФАС России в указанной сфере в соответствие с Планом и обеспечение участия Службы в его реализации. В первую очередь необходимо:
- продление Антикоррупционной программы ФАС России до 2010 года включительно;
- разработка и принятие плана мероприятий по реализации Антикоррупционной программы ФАС России на 2009-2010 годы;
- обеспечение участия ФАС России в деятельности Правительства Российской Федерации по реализации Национального плана противодействия коррупции.
Работа ФАС России по противодействию коррупции должна осуществляться по двум основным направлениям:
1. Внедрение механизмов противодействия коррупции в установленной сфере деятельности ФАС России.
Данное направление включает мероприятия, нацеленные на снижение коррупционных рисков внутри Службы, в том числе:
- проведение мероприятий, предусмотренных планом реализации Антикоррупционной программы ФАС России на 2009-2010 годы;
- проведение мониторинга коррупционных рисков в ФАС России;
- проведение экспертизы на коррупциогенность нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ФАС России, его структурных подразделений, территориальных органов и/или отдельных должностей государственной гражданской службы;
- проведение публичных мероприятий по обсуждению хода реализации антикоррупционной программы и информированию общества о результатах.
2. Участие ФАС России в реализации Национального плана противодействия коррупции.
Данное направление включает мероприятия по обеспечению противодействия коррупции в целом по стране, предусмотренные Национальным планом противодействия коррупции и относящиеся к сфере компетенции ФАС России, в том числе:
- участие в разработке нормативных правовых актов, регламентирующих использование государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), передачу прав на использование такого имущества и его отчуждения;
- создание условий для справедливой конкуренции на товарных рынках, устранение дискриминационных условий доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым (реализуемым) субъектами естественных монополий, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", повышение ответственности за организацию картельных соглашений;
- совершенствование норм, регулирующих осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд, в целях исключения возможности их произвольного толкования, дискриминации и предоставления неоправданных преимуществ;
- обеспечение контроля за выполнением принятых контрактных обязательств, прозрачности процедур закупок, преимущественного использования механизма аукционных торгов и биржевой торговли при отчуждении государственного и муниципального имущества;
- обеспечение контроля за исполнением обязательств, возложенных на иностранного инвестора в соответствии с решением Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;
- проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в сферах защиты и развития конкуренции на товарных рынках, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, размещения государственных и муниципальных заказов, а также осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- участие в выполнении международных обязательств Российской Федерации по противодействию коррупции (ГРЕКО);
- участие в мероприятиях по реализации Национального плана противодействия коррупции, проводимых совместно с другими органами государственной власти.
4.6. Повышение эффективности взаимодействия с обществом
Для повышения эффективности взаимодействия с обществом, повышения информационной открытости ФАС России необходимо реализовать следующие задачи:
- совершенствование нормативного обеспечения информационной открытости ФАС России;
- усиление информационного присутствия ФАС России в СМИ;
- развитие собственных информационных ресурсов ФАС России, в том числе развитие сайта ФАС России и развитие сайтов территориальных органов ФАС России;
- развитие сети Общественно-консультативных советов при территориальных органах ФАС России;
- информационное сопровождение реализуемых мероприятий по проведению административной реформы, организация обсуждения их содержания и результатов с представителями общественности, включая мониторинг общественного мнения.
1. Нормативное обеспечение информационной открытости ФАС России.
В целях дальнейшего повышения информационной открытости, Федеральной антимонопольной службе необходимо руководствоваться в своей деятельности приказом ФАС России от 21.02.2008 N 54 "Об утверждении Положения об информационной политике ФАС России".
2. Повышение информированности граждан о деятельности ФАС России через активизацию работы со СМИ.
В некоторых регионах информационное присутствие антимонопольного органа явно недостаточно. Необходимо усилить активность территориальных органов ФАС России по взаимодействию со СМИ.
Для территориальных органов, где избран вариант найма дополнительного сотрудника или поручения исполнения обязанностей действующему сотруднику, по необходимости продолжить практику проведения обучающих семинаров, направленных на разъяснение особенностей деятельности пресс-службы в территориальном органе ФАС России.
Осуществление мероприятий, направленных на расширение присутствия ФАС России и его территориальных органов в СМИ, рассчитано на весь период реализации Программы.
3. Развитие сайта ФАС России и создание/развитие сайтов территориальных органов ФАС России.
Дальнейшее развитие официального сайта ФАС России предусматривает:
- внедрение интерактивных механизмов для посетителей официального Интернет-сайта ФАС России;
- модернизацию структуры официального сайта ФАС России, направленную на упорядочивание информации и повышение юзабилити.
Необходимо продолжить работу по модернизации имеющихся сайтов территориальных органов ФАС России.
При этом стоит отметить, что финансирование мероприятий по наполнению и поддержанию действующих сайтов осуществляется за счет привлеченных средств федерального бюджета в рамках конкурсного отбора федеральных органов исполнительной власти для оказания поддержки проведения административной реформы в Российской Федерации (далее - конкурс ФОИВ).
В целях развития или создания сайтов территориальных подразделений ФАС России необходимо реализовать следующие мероприятия:
- внедрение постоянного аудита Интернет-сайтов территориальных органов ФАС России и выработку общих и частных рекомендаций по их развитию;
- организация технической и методической поддержки.
Предполагается создание Интернет-сайта, посвященного борьбе с картелями как одному из ключевых направлений государственной конкурентной политики и ориентированного на широкую аудиторию Интернет-пользователей.
4. Развитие сети Общественно-консультативных советов при территориальных органах ФАС России.
Дальнейшее развитие сети Общественно-консультативных советов при территориальных органах ФАС России предусматривает:
- утверждение организационных документов, регламентирующих деятельность Общественно-консультативных советов при территориальных органах ФАС России;
- размещение в международной компьютерной сети Интернет на сайтах территориальных органов ФАС России информации о деятельности Общественно-консультативных советов;
- участие членов Общественно-консультативного совета ФАС России в заседаниях Общественно-консультативных советов при территориальных органах;
- создание при Общественно-консультативных советах территориальных органов ФАС России рабочих групп по отраслевым и межотраслевым вопросам, касающимся антимонопольного законодательства и практики его применения.
5. Мероприятия по обсуждению реализации административной реформы.
С целью освещения проведения административной реформы необходимо:
- периодически проводить публичные обсуждения с представителями общественных организаций, в том числе научных, экспертных и предпринимательских сообществ, а также иными объединениями граждан целей, задач и хода реформы как в центральном аппарате ФАС России, так и в его территориальных органах;
- информировать общественность об основных мероприятиях административной реформы, размещая материалы и документы на официальном сайте ФАС России, а также с помощью комментариев и разъяснений в СМИ;
- информировать ведущие общественные организации, профессиональные союзы и ассоциации о целях и задачах проводимой в ФАС России административной реформы;
- организовать общественное обсуждение регламентов и прочих материалов, подготовленных в рамках проведения ведомственной административной реформы, размещая их на сайте ФАС России и т.д.
Осуществление мероприятий, направленных на обсуждение процесса проведения административной реформы в ФАС России и его территориальных органах, рассчитано на весь период реализации Программы.
6. Мероприятия по мониторингу общественного мнения по вопросам административной реформы.
Для получения обратной связи и оценки правильности общих направлений административной реформы, внесения возможных изменений в план реализации ведомственной административной реформы, ФАС России требуется проведение мероприятий по мониторингу общественного мнения. В частности представляется необходимым:
- оценить уровень узнаваемости антимонопольного органа среди граждан России;
- оценить степень удовлетворенности граждан работой ФАС России;
- выявить "слабые места" в работе антимонопольных органов;
- выработать рекомендации по совершенствованию работы ФАС России.
Реализация данной задачи предусматривает развертывание системы мониторинга, его расширение в зависимости от реализуемых мероприятий административной реформы.
Для получения надежного и полного анализа состояния конкурентной среды в России, отношения граждан и предпринимателей к деятельности антимонопольных органов и других важных для оценки деятельности службы и его территориальных органов вопросов, и выработке оптимальных решений по эффективному информированию граждан и других заинтересованных сторон необходимы привлечение к такому мониторингу усилий и ресурсов экспертных организаций, а также разработка механизмов сбора информации на основе созданных Общественно-консультативных советов в регионах.
4.7. Модернизация системы информационного обеспечения деятельности ФАС России
В рамках программно-технического переоснащения антимонопольных органов, в первую очередь, необходимо решить задачи информационного взаимодействия как на региональном, так и федеральном уровнях, интеграции разрозненных программных комплексов антимонопольных органов в единую систему ФАС России и перехода в ее развитии от ведомственного принципа информатизации к организации единого информационного пространства федеральных органов власти в соответствии с принятой "Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти".
Общие цели Программы не могут быть достигнуты в полной мере без модернизации информационного обеспечения антимонопольных органов.
Основными целями информатизации ФАС России и модернизации системы информационного обеспечения антимонопольных органов являются повышение оперативности, целенаправленности и качества деятельности сотрудников, организованности и результативности деятельности структурных подразделений, эффективности решения задач ФАС России. Эти цели могут быть достигнуты путем:
- создания единого информационного пространства ФАС России с перспективой его интеграции в информационное пространство государственных органов власти, обеспечения оперативного доступа сотрудников антимонопольных органов к внутренним и внешним информационным источникам;
- повышения уровня справочно-информационного обслуживания, создания баз знаний;
- снижения трудоемкости учета, подготовки, сбора и обработки данных;
- повышения оперативности, полноты, достоверности и объективности антимонопольного регулирования и контроля за счет обеспечения оперативного доступа к достоверной и актуальной информации и использования аналитических и прогнозных информационных технологий;
- повышения обоснованности управленческих решений за счет повышения прозрачности административных процессов ФАС России.
Для осуществления поставленных целей в ФАС России разработана Концепция информатизации антимонопольных органов, в рамках которой предусматривается реализация следующих мероприятий:
- создание единой информационной среды взаимодействия всех подразделений ФАС России, обеспечивающей также и эффективное межведомственное взаимодействие в рамках информационного пространства федеральных органов власти;
- создание системы управления нормативно-справочной информации, учитывающей особенности функционирования антимонопольных органов и специфику решаемых ими задач;
- совершенствование поддержки информационно-аналитической деятельности, составляющей основу функционирования антимонопольных органов и связанной с анализом как структурированной, так и неструктурированной информации большого объема;
- обеспечение поддержки электронных административных регламентов, включая автоматизацию процессов управления прохождением данных и документов через различные этапы обработки и принятия решения;
- обеспечение информационно-справочной поддержки деятельности подразделений ФАС России на основе портальных технологий и реализации единой точки доступа пользователей к информационным ресурсам в соответствии с установленным регламентом;
- обеспечение, в целях единообразного подхода к применению антимонопольного законодательства, организации Интернет-конференций в рамках информационного взаимодействия территориальных органов ФАС России;
- создание универсальной технологии сбора данных.
В целях обеспечения организации исполнения государственных функций ФАС России с использованием электронных форм взаимодействия на базе общероссийского государственного информационного центра необходимо разработать порядок размещения информации о государственных функциях ФАС России на портале государственных услуг, устанавливающий требования к информации, подлежащей размещению на портале, в том числе формам электронных документов, удостоверенных электронной цифровой подписью.
4.8. Участие ФАС России в развитии деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
В рамках мероприятий этого направления необходимо обеспечить исполнение наиболее значимых для граждан, с точки зрения Федеральной антимонопольной службы, государственных функций ФАС России в режиме "одного окна" на базе создаваемых в России многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), в том числе:
- определение и ежегодная корректировка перечня государственных функций ФАС России для предоставления их на базе МФЦ;
- определение административных действий при осуществлении государственных функций ФАС России, которые могут быть переданы на исполнение в МФЦ;
- разработка норм, обеспечивающих исполнение административных действий по выбранным государственным функциям ФАС России на базе МФЦ;
- приведение норм, регулирующих порядок взаимодействия между МФЦ и ФАС России в соответствие с требованиями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", административными регламентами ФАС России;
- координация подготовки и подписания соглашений между антимонопольными органами и организаторами МФЦ об исполнении государственных функций ФАС России не базе МФЦ;
- использование различных схем взаимодействия между территориальными органами ФАС России и МФЦ, участвующими в исполнении функций ФАС России;
- проведение обучения работников антимонопольных органов и работников МФЦ по организации исполнения государственных функций ФАС России на базе МФЦ;
- обеспечение участия сотрудников антимонопольных органов в работе МФЦ;
- организация исполнения государственных функций ФАС России на базе МФЦ;
- обеспечение обмена информацией между ФАС России, организатором МФЦ и МФЦ по вопросам исполнения государственных функций;
- обеспечение информирования физических и юридических лиц о возможностях обращения в МФЦ для получения результатов государственных функций ФАС России;
- мониторинг эффективности исполнения государственных функций ФАС России на базе МФЦ;
- доработка в случае необходимости нормативных и правовых актов ФАС России по результатам мониторинга и новым решениям Правительства Российской Федерации.
4.9. Разработка и реализация ведомственной целевой программы повышения качества государственных функций (услуг)
В 2008 году в Федеральной антимонопольной службе реализован проект "Разработка ведомственной целевой программы ФАС России "Повышение качества исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг", получивший поддержку на конкурсе ФОИВ, в рамках которого подготовлена нормативно-методическая основа проведения мониторинга качества исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг ФАС России, в том числе разработан проект ведомственной целевой программы ФАС России "Повышение качества исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг" (далее - ВЦП ФАС России).
В целях реализации указанной программы необходимо осуществить следующие мероприятия:
- рассмотрение рабочей группой при Комиссии по проведению административной реформы в Федеральной антимонопольной службе по реализации проекта "Разработка ведомственной целевой программы ФАС России "Повышение качества исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг" ВЦП ФАС России;
- доработка и уточнение ВЦП ФАС России в соответствии с решением рабочей группы;
- утверждение ВЦП ФАС России;
- разработку и утверждение плана мероприятий по реализации ВЦП ФАС России.
5. Система управления мероприятиями административной реформы в ФАС России и реализации Программы
Система управления и реализации Программы состоит из:
1. Уполномоченного структурного подразделения ФАС России по вопросам проведения административной реформы - Управление контроля органов власти (Солонцова Л.В.);
2. Комиссии по проведению административной реформы в Федеральной антимонопольной службе;
3. Ответственных структурных подразделений службы согласно планам мероприятий по проведению административной реформы;
4. Уполномоченных по вопросам проведения административной реформы структурных подразделений (сотрудников) территориальных управлений ФАС России;
5. Экспертных советов и Общественного совета (по вопросам их компетенции).
Управление контроля органов власти;
- обеспечивает организацию работ по реализации мероприятий программы и координацию между ответственными подразделениями службы;
- обеспечивает необходимое взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и территориальными управлениями ФАС России;
- осуществляет нормативное и методическое обеспечение проведения мероприятий программы;
- запрашивает в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций необходимые материалы по вопросам административной реформы;
- подготавливает предложения по корректировке программы, сводные отчеты о реализации мероприятий программы.
Комиссия по проведению административной реформы в Федеральной антимонопольной службе:
- осуществляет контроль исполнения планов мероприятий Федеральной антимонопольной службы по проведению административной реформы;
- рассматривает и утверждает планы-графики мероприятий на 2006 - 2010 годы по проведению административной реформы;
- рассматривает материалы и отчеты в рамках реализации годовых планов- графиков и плана мероприятий Федеральной антимонопольной службы по проведению административной реформы;
- рассматривает подготавливаемые ФАС России проекты административных регламентов по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг;
- рассматривает проекты нормативных актов и методических материалов, подготовленных в рамках реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации и плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах.
На базе Экспертных советов и Общественного совета осуществляется обсуждение подготавливаемых решений по вопросам проведения административной реформы, относящимся к их компетенции.
6. Финансовое обеспечение реализации Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых в рамках конкурсов по отбору федеральных органов исполнительной власти для оказания поддержки проведения административной реформы в Российской Федерации.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федеральной антимонопольной службы от 24 октября 2006 г. N 271 "Об утверждении Программы Федеральной антимонопольной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.