Приказ Федерального агентства железнодорожного транспорта от 25 сентября 2009 г. N 404
"Об утверждении Временного порядка разработки сертификационного базиса"
24 января 2014 г.
Приказами Росжелдора от 2 марта 2015 г. N 59 и от 28 июня 2017 г. N 233 настоящий приказ признан утратившим силу
В целях установления порядка разработки, согласования и утверждения сертификационного базиса для целей сертификации в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте инновационной продукции железнодорожного транспорта, объектов, подлежащих обязательной сертификации, требования безопасности к которым не оформлены соответствующими нормами безопасности железнодорожного транспорта, а также железнодорожного подвижного состава, прошедшего ремонт, в случае если указанный подвижной состав не может соответствовать отдельным требованиям норм безопасности железнодорожного транспорта, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Временный порядок разработки сертификационного базиса согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росжелдора В.Ю. Чепца.
Руководитель |
Г.П. Петраков |
Правила по сертификации
Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации
П ССФЖТ 100-2009
"Рекомендации
Временный порядок разработки сертификационного базиса"
24 января 2014 г.
См. Временный порядок разработки сертификационного базиса, утвержденный приказом Росжелдора от 2 марта 2015 г. N 59
Приказом Росжелдора от 24 января 2014 г. N 25 глава 1 изложена в новой редакции
1. Область применения
Настоящий документ устанавливает порядок и процедуры разработки, согласования и утверждения сертификационного базиса в развитие пункта 4.11 Правил сертификации П ССФЖТ 31/ПМГ40-2003 при обязательном подтверждении соответствия технических средств железнодорожного транспорта (ТСЖТ) в Российской Федерации.
Настоящие правила обязательны для органа по сертификации (ФБУ "PC ФЖТ"), экспертных центров по сертификации, испытательных центров (лабораторий), заявителей и иных организаций при проведении работ по обязательному подтверждению соответствия ТСЖТ в Российской Федерации.
Приказом Росжелдора от 24 января 2014 г. N 25 в главу 2 внесены изменения
2. Нормативные ссылки
Рекомендации учитывают положения следующих документов:
- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
ГОСТ Р 15.201-2000 "Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство"
ГОСТ 15.311-90 "Система разработки и постановки продукции на производство. Постановка на производство продукции по технической документации иностранных фирм"
- П ССФЖТ 01-96 "Правила Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Основные положения";
- П ССФЖТ 31/ПМГ 40-2003 "Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Порядок сертификации технических средств железнодорожного транспорта";
- П ССФЖТ 13-2003 "Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Правила информационного обеспечения в Системе сертификации";
- П ССФЖТ 15-2000 "Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Положение об Апелляционном совете Системы сертификации";
- СТ ССФЖТ 1.2-98 "Система нормативного обеспечения сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению нормативных документов по сертификации".
Приказом Росжелдора от 24 января 2014 г. N 25 в главу 3 внесены изменения
3. Термины и определения
Инновационная продукция железнодорожного транспорта (ИПЖТ) - железнодорожный подвижной состав и его составные части, а также элементы инфраструктуры железнодорожного транспорта, характеристики которых изменены за счет применения новых технологий и технических решений, не увеличивающих степень риска, отдельные требования к которым не регламентированы нормами безопасности, национальными стандартами.
Сертификационный базис - нормативный документ, устанавливающий требования безопасности продукции, отличные от требований, установленных действующими нормами безопасности или иными документами по стандартизации, и обеспечивающий состояние продукции, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, животных и растений, окружающей среде и имуществу физических и юридических лиц. Сертификационный базис оформляется на каждый вид (тип) продукции. Допускается оформлять один базис на целый комплекс (например поезд) только в случае, если это полностью изготовленная партия комплексов и отсутствуют отдельно поставленные для подтверждения соответствия комплектующие, подлежащие обязательному подтверждению соответствия.
Сертификационный базис применяется органом по сертификации при проведении работ по обязательному подтверждению соответствия.
Сертификационный базис предполагает включение/исключение/изменение установленных показателей, их числовых значений, способов подтверждения соответствия, методов проверки/контроля/испытаний.
Сертификационный базис распространяется на ограниченную партию продукции одного изготовителя.
Приказом Росжелдора от 24 января 2014 г. N 25 в главу 4 внесены изменения
4. Общие положения
Сертификационный базис может быть оформлен в следующих случаях:
1) при сертификации ИПЖТ с учетом заложенных в техническом задании (технической документации) отклонений от действующих требований НБ ЖТ;
2) при сертификации объекта, подлежащего обязательному подтверждению соответствия в ССФЖТ, требования безопасности к которому не оформлены соответствующими НБ ЖТ;
3) при сертификации ПС, прошедшего ремонт (капитальный ремонт с модернизацией, капитально-восстановительный ремонт и др.), в результате которого продлевается срок службы ПС, в случае если указанный ПС не может соответствовать отдельным требованиям НБ ЖТ.
Для целей настоящих рекомендаций рассматриваются отклонения, обусловленные:
разработкой принципиально новой конструкции ИПЖТ или элементов конструкции (новые материалы, электронная система управления, электрооборудование нового поколения, новые технологии, нанотехнологии и др.), к которым невозможно применить отдельные показатели НБ ЖТ и требуется введение новых показателей или изменение имеющихся показателей, не нарушающих безопасность конструкции;
наличием новых или модернизированных составных частей или комплектующих, подлежащих обязательной сертификации, с иными, новыми свойствами.
Приказом Росжелдора от 24 января 2014 г. N 25 в главу 5 внесены изменения
5. Требования к сертификационному базису
Сертификационный базис должен содержать сведения о разработчике и о регистрации документов ССФЖТ.
Основные разделы, которые должен содержать сертификационный базис:
- основание для разработки сертификационного базиса (необходимость создания сертификационного базиса) с описанием (для ИТСЖТ) принципиальной новизны продукции;
- область применения;
- основные положения;
- обоснование безопасности установленных требований (примененных решений);
- ИПЖТ, подлежащие сертификации по сертификационному базису;
- требования по сертификации;
- метод проверки сертификационных показателей (контроля, испытаний) и/или способ подтверждения соответствия, отличающийся от указанных в НБ ЖТ. Ссылки на нормативные документы, устанавливающие методы проверки сертификационных показателей, указываются в таблице 1.
Требования по сертификации, содержащие ссылки на пункты действующих требований по сертификации, по форме согласно таблице (обязательная).
Приказом Росжелдора от 24 января 2014 г. N 25 таблица 1 изложена в новой редакции
Таблица 1
Наименование сертификационного показателя (СП) |
Нормативный документ, устанавливающий требования к СП по НБ ЖТ |
Нормативное значение СП по НБ ЖТ |
Документ, устанавливающий требования к СП по настоящему сертификационному базису (СБ) |
Нормативное значение СП по настоящему СБ |
Регламентируемый способ подтверждения соответствия |
Нормативный документ, устанавливающий методы проверки СП по НБ ЖТ |
Документ, устанавливающий методы проверки СП по настоящему СБ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приказом Росжелдора от 24 января 2014 г. N 25 глава 6 изложена в новой редакции
6. Порядок разработки, согласования и утверждения сертификационного базиса
6.1. В соответствии с ГОСТ Р 15.201-2000 и ОСТ 32.181-2001 техническое задание (ТЗ) на разработку ИТСЖТ должно предусматривать реализацию всех обязательных требований, распространяющихся на данную продукцию. Для целей подтверждения требований ТЗ (или документа, его заменяющего) установленным обязательным требованиям (НБ ЖТ или иных документов по стандартизации) проводится экспертиза ТЗ. По результатам экспертизы или на основании собственного анализа предполагаемых отклонений сертификационных показателей от установленных обязательных требований заявитель принимает решение о необходимости оформления сертификационного базиса.
6.2. После даты приказа (распоряжения) руководства ИЦ о начале сертификационных испытаний проект сертификационного базиса не принимается к рассмотрению на заседании Рабочей группы по подготовке нормативных актов в области технического регулирования на железнодорожном транспорте (далее - Рабочая группа).
6.3. Сертификация (декларирование) ТСЖТ на соответствие НБ ЖТ (ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ) с учетом утвержденного и зарегистрированного сертификационного базиса осуществляется установленным правилами ССФЖТ порядком.
6.4. Заявитель самостоятельно или, по его поручению, компетентная аккредитованная экспертная организация (экспертный центр по сертификации) разрабатывает проект сертификационного базиса.
Заявитель согласовывает проект сертификационного базиса:
- с компетентной организацией, имеющей в области деятельности (аккредитации) показатели, по которым оформлен сертификационный базис;
- с владельцем (изготовителем) подвижного состава (при необходимости);
- с владельцем инфраструктуры, берущим на себя ответственность за подконтрольную эксплуатацию;
- с органом по сертификации (ФБУ "PC ФЖТ").
6.5. Для оценки влияния на безопасность продукции с установленными базисом отступлениями от обязательных требований компетентной аккредитованной экспертной организацией разрабатывается экспертное заключение, которое должно содержать:
- краткие сведения об объекте экспертизы;
- цель экспертизы;
- перечень документов, на основании которых проведена экспертиза, включая правовые акты, нормативные документы, конструкторскую и/или технологическую документацию, расчеты, результаты различного вида испытаний и пр.;
- результаты, экспертизы по каждому установленному сертификационным базисом отклонению, включая ссылки на аналоги (при наличии), произведенные в ходе экспертизы расчеты, сравнительные таблицы, графики, диаграммы и пр.;
- выводы о влиянии на безопасность продукции по каждому установленному сертификационным базисом отклонению.
Экспертное заключение не должно содержать рекомендаций.
Экспертное заключение оформляется на бланке организации и подписывается аттестованными Росжелдором (аккредитованными в ССФЖТ) экспертами и утверждается руководителем организации.
6.6. Для инновационной продукции, не имеющей аналогов в Российской Федерации или не применявшейся на железнодорожном транспорте, по согласованию с Росжелдором допускается разрабатывать экспертное заключение в иных организациях, компетентных в области инновации. Компетентность в данной области должна быть подтверждена наличием или сертификата, или аттестата аккредитации, или перечня завершенных (опубликованных) работ либо иным способом.
6.7. Заявитель направляет согласованный проект сертификационного базиса вместе с экспертным заключением в федеральный орган исполнительной власти, в функции которого входит организация работ по подтверждению соответствия в сфере железнодорожного транспорта (Росжелдор) для рассмотрения. Документы представляются в бумажном и электронном виде. Подлинный бумажный экземпляр базиса должен быть прошит и опечатан установленным порядком. Рабочая группа принимает решение об утверждении (или отклонении) сертификационного базиса и дает предложения о необходимости изменения установленных НБ ЖТ показателей, методов проверки сертификационных показателей (контроля, испытаний) и/или способов подтверждения соответствия. Решение о внесении изменений в действующие НБ ЖТ или иные документы по стандартизации принимается по результатам подконтрольной эксплуатации. В случае оформления базиса на подвижной состав, прошедший ремонт, допускается, по решению Рабочей группы, подконтрольную эксплуатацию не проводить.
6.8. В случае определения партии в размере установочной серии заявитель должен представить письменное обоснование количества установочной серии, необходимой для подготовки предприятия для серийного выпуска продукции.
6.9. По решению Рабочей группы могут быть назначены дополнительные экспертизы, запрошены протоколы испытаний, даны предложения по согласованию.
6.10. При положительных результатах сертификационных испытаний продукции с учетом требований сертификационного базиса и других доказательственных документов ФБУ "PC ФЖТ" выносит решение о выдаче сертификата соответствия. Сертификат выдается на указанное в сертификационном базисе количество единиц в партии.
6.11. Вместе с проектом сертификационного базиса на заседание Рабочей группы заявитель представляет для утверждения согласованный с владельцем инфраструктуры и ФБУ "PC ФЖТ" проект методики подконтрольной эксплуатации, которая должна содержать:
- наименование объекта подконтрольной эксплуатации с указанием изготовителя, количества штук продукции, предназначенных для подконтрольной эксплуатации и/или заводских номеров (при наличии);
- название и местоположение полигона (участка железной дороги), где будет проводиться подконтрольная эксплуатация;
- срок подконтрольной эксплуатации (как правило, не превышающий один год);
- указание нормативных документов (при наличии), в соответствии с которыми будет поводиться подконтрольная эксплуатация;
- указание организации, подразделения, должностных лиц, которые будут осуществлять подконтрольную эксплуатацию;
- перечень контролируемых параметров;
- периодичность контроля параметров - проведения осмотров, опросов, измерений, освидетельствований - в период подконтрольной эксплуатации (как правило, не реже одного раза в месяц);
- методы контроля и необходимые средства измерений и испытательное оборудование;
- особые условия (при необходимости) подконтрольной эксплуатации;
- формы отчетных материалов (бланков, журналов, таблиц и пр.), оформляемых в процессе подконтрольной эксплуатации;
- перечень организаций, в которые необходимо направлять периодические отчеты о подконтрольной эксплуатации;
- методы окончательной обработки результатов периодического контроля параметров для составления отчета о результатах подконтрольной эксплуатации;
- форма отчета о результатах подконтрольной эксплуатации.
Изготовитель обязан уведомить Росжелдор и орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия (ФБУ "PC ФЖТ"), о начале подконтрольной эксплуатации объекта и представлять им периодические отчеты. В случае непредставления отчетов о подконтрольной эксплуатации ФБУ "PC ФЖТ" вправе информировать Ространснадзор о нарушении правил эксплуатации сертифицированного объекта.
Отчет о результатах подконтрольной эксплуатации держатель сертификата (изготовитель) направляет в Росжелдор для рассмотрения на заседании Рабочей группы, которая принимает решение о необходимости (отсутствии необходимости) внесения изменений в нормативные документы (НБ ЖТ, ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ).
В случае непредставления результатов подконтрольной эксплуатации в течение трех месяцев после установленного методикой срока ее завершения, Росжелдор вправе информировать Ространснадзор о нарушении правил эксплуатации сертифицированного объекта.
6.12. Изготовитель продукции, после решения Росжелдора о необходимости внесения изменений в нормативные документы, вправе инициировать разработку изменения в НБ ЖТ и/или методики сертификационных испытаний в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона "О техническом регулировании".
6.13. Решение о сертификации (регистрации декларации о соответствии) следующей партии или серийно изготавливаемой продукции того же изготовителя может быть принято только после внесения установленным порядком изменений в нормативные документы (НБ ЖТ, ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ).
6.14. Для продукции, изготавливаемой по документу передачи в установленном порядке конструкторской документации (КД) - лицензионному договору, на которую владельцем КД (лицензиаром) ранее был получен сертификат соответствия с учетом утвержденного сертификационного базиса, но подконтрольная эксплуатация по утвержденной методике не закончена, применяется упрощенный порядок оформления сертификационного базиса.
Заявитель (лицензиат) самостоятельно или, по его поручению, компетентная аккредитованная экспертная организация (экспертный центр по сертификации) разрабатывает проект сертификационного базиса.
Согласование его требуется только с владельцем подвижного состава (при необходимости), с владельцем инфраструктуры, берущим на себя ответственность за подконтрольную эксплуатацию, и органом по сертификации (ФБУ "PC ФЖТ").
Экспертное заключение, оформленное в соответствии с настоящим Порядком для оценки влияния на безопасность продукции лицензиаром, по решению Рабочей группы принимается в зачет. Для этого заявителем представляется заключение компетентной аккредитованной экспертной организации об отсутствии в конструкции изменений, способных повлиять на соответствие сертификационных показателей, подтвержденных при сертификации.
Утвержденную ранее методику подконтрольной эксплуатации применяют для подконтрольной эксплуатации продукции лицензиата с оформлением извещения об изменении в части дополнения изготовителей, сроков проведения, количества образцов, полигонов курсирования и ответственных за ее проведение при условии единого владельца инфраструктуры и согласования с ним извещения об изменении.
Установить следующий порядок проведения подконтрольной эксплуатации:
- каждый завод-изготовитель (лицензиат) после получения сертификата соответствия организует проведение подконтрольной эксплуатации по утвержденной ранее методике;
- в случае получения отрицательных результатов при подконтрольной эксплуатации одного из лицензиатов, включая лицензиара, подконтрольная эксплуатация данного изготовителя прекращается до выяснения причин получения отрицательного результата;
- в случае если причинами отрицательных результатов установлены недостатки технологии или качества продукции одного изготовителя, подконтрольная эксплуатация продолжается, за исключением продукции данного изготовителя;
- в случае если причиной отказа установлен недостаток конструкции, то подконтрольная эксплуатация продукции всех изготовителей (как лицензиара, так и лицензиатов) прекращается. Решение о внесении изменений в конструкцию и дальнейшем действии сертификатов соответствия принимается установленным законодательством и правилами сертификации порядком.
По окончании подконтрольной эксплуатации лицензиара после одобрения Рабочей группой результатов и принятия решения о необходимости внесения изменений в нормативные документы подконтрольная эксплуатация лицензиатов досрочно завершается с представлением результатов в ФБУ "PC ФЖТ" и Росжелдор.
В случае если лицензиат сертифицировал свою продукцию с учетом сертификационного базиса, оформленного в соответствии с главой 6 настоящего Порядка, до лицензиара, и подконтрольная эксплуатация его продукции не закончена, то его порядок действий аналогичен действиям лицензиара по пункту 6.14, а порядок действий лицензиара и остальных лицензиатов в таком случае устанавливается в соответствии с п. 6.14 как для лицензиатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства железнодорожного транспорта от 25 сентября 2009 г. N 404 "Об утверждении Временного порядка разработки сертификационного базиса"
Текст приказа официально опубликован не был
1. Разработаны: государственным учреждением "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте" (PC ФЖТ)
Исполнители: Э.Н. Гунченко, Н.Н. Варыпаева, В.А. Железный
2. Внесены: Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте
3. Утверждены и введены в действие приказом Росжелдора от 25 сентября 2009 г. N 404
4. Введены впервые
Приказами Росжелдора от 2 марта 2015 г. N 59 и от 28 июня 2017 г. N 233 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Росжелдора от 24 января 2014 г. N 25