Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 17 февраля 2010 г. N 192/1334-5
Информационная записка
О работе избирательных комиссий Курганской, Рязанской и Свердловской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа по обеспечению избирательных прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации
На единый день голосования 14 марта 2010 года назначены выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти восьми субъектов Российской Федерации, в том числе Курганской областной Думы, Рязанской областной Думы, половины состава Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области и Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа.
Выборы 34 депутатов Курганской областной Думы проводятся по смешанной избирательной системе: 17 депутатов избираются по единому избирательному округу, 17 - по одномандатным округам. К распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, набравшие более семи процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании (не менее двух списков). До начала избирательной кампании в Закон Курганской области "О выборах депутатов Курганской областной Думы" были внесены изменения, призванные активизировать участие политических партий в избирательной кампании, - предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата увеличен до 2 млн рублей, избирательного объединения - до 30 млн рублей. Нормы о наличии общеобластной части при выдвижении списка кандидатов были исключены, список кандидатов при выдвижении подлежал разделению на региональные группы.
В состав Рязанской областной Думы избирается 36 депутатов по смешанной избирательной системе: 18 депутатов - по единому избирательному округу, 18 - по одномандатным округам. К распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, набравшие более пяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании (не менее двух списков). В целях повышения состязательности (конкурентности) выборов 19 ноября 2009 года в Закон Рязанской области "О выборах депутатов Рязанской областной Думы" были внесены изменения, в соответствии с которыми заградительный барьер для политических партий был понижен до пяти процентов. Для распределения депутатских мандатов указанным Законом предусмотрен метод делителей "Империали", начиная с двух, с первоначальным распределением каждому избирательному объединению, преодолевшему пятипроцентный барьер, по одному мандату. Использование данного метода было инициировано группой депутатов от нескольких политических партий: "ЕДИНАЯ РОССИЯ", "ПРАВОЕ ДЕЛО", СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.
В соответствии с Избирательным кодексом Свердловской области выборы половины состава Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области (14 депутатов) проводятся по пропорциональной избирательной системе по общеобластному избирательному округу, включающему всю территорию Свердловской области. Используются закрытые списки кандидатов с обязательным разделением на общеобластную часть и территориальные группы. К распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, набравшие более 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании (не менее двух списков, за которые в совокупности подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании).
В состав депутатского корпуса Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа избираются 22 депутата по смешанной избирательной системе: 11 - по единому избирательному округу, 11 - по одномандатным округам. К распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, получившие более семи процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании (не менее двух списков).
Система избирательных комиссий, осуществляющих регистрацию кандидатов, списков кандидатов
В ходе подготовки к выборам депутатов Курганской областной Думы, Рязанской областной Думы и Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, которые проводятся по смешанной избирательной системе, регистрацию списков кандидатов, выдвинутых по единым избирательным округам, осуществляли избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, кандидатов, выдвинутых региональными отделениями политических партий по одномандатным избирательным округам или в порядке самовыдвижения, - окружные (территориальные) избирательные комиссии. Регистрацию списков кандидатов в депутаты половины состава Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, которые проводятся по пропорциональной избирательной системе, осуществляла Избирательная комиссия Свердловской области.
Залогом объективности рассмотрения соответствующими избирательными комиссиями документов, представленных для регистрации кандидатов, списков кандидатов, подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, является их независимый статус, обеспеченный соблюдением требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) при их формировании. Большое значение имеет также профессиональная подготовка и своевременное повышение квалификации членов избирательных комиссий.
В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Федерального закона избирательные комиссии Курганской, Рязанской, Свердловской областей были сформированы законодательными (представительными) органами государственной власти и высшими должностными лицами соответствующих субъектов Российской Федерации на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений, а также избирательных комиссий субъектов Российской Федерации предыдущих составов, представительных органов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Составы окружных (территориальных) избирательных комиссий также сформированы в соответствии с требованиями пунктов 6 и 7 статьи 25 Федерального закона. Члены указанных комиссий обладают достаточной профессиональной квалификацией.
В состав Избирательной комиссии Курганской области входят 14 членов комиссии с правом решающего голоса, все члены комиссии имеют высшее образование (в том числе пять - высшее юридическое, один - степень кандидата юридических наук), председатель комиссии С.А. Гулькевич - заслуженный юрист Российской Федерации, девять членов комиссии (64 %) имеют опыт работы в избирательной системе. Сформировано 27 территориальных избирательных комиссий. В соответствии с решением Избирательной комиссии Курганской области полномочия 17 окружных избирательных комиссий по указанным выборам возложены на 13 территориальных избирательных комиссий по месту нахождения центров округов. В состав указанных территориальных избирательных комиссий входят 150 человек, из которых 97 человек (65 %) - женщины; 12 человек (8 %) - молодежь до 30 лет. 135 членов избирательных комиссий (90 %) имеют соответствующий опыт работы. В состав территориальных избирательных комиссий с полномочиями окружных комиссий назначено по 13 человек (8,6 %) по предложениям региональных отделений политических партий "ЕДИНАЯ РОССИЯ", КПРФ и ЛДПР; 10 человек (6,6 %) - СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. По предложениям политических партий, допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, назначено 12 членов избирательных комиссий (8 %), иных политических партий - 14 (9,3 %), общественных объединений - 6 (4 %), представительных органов муниципальных образований - 13 (8,6 %), собраний избирателей - 54 (36 %). Завершено формирование 1145 участковых избирательных комиссий.
Возложение полномочий окружных избирательных комиссий на территориальные избирательные комиссии позволило проводить выборы депутатов Курганской областной Думы пятого созыва более профессионально, так как председатели территориальных избирательных комиссий работают на штатной основе, а в составы территориальных избирательных комиссий входят члены комиссий с правом решающего голоса, имеющие соответствующий опыт работы. Окружные избирательные комиссии расположены в помещениях территориальных избирательных комиссий, обеспечены необходимым оборудованием, оргтехникой, средствами связи и охраной. В связи с этим удалось сократить затраты на дополнительную оплату труда членов окружных избирательных комиссий, услуги связи, транспорт, выработать единый подход и оперативно решать любые вопросы, связанные с проведением указанных выборов.
Избирательная комиссия Рязанской области является организующей подготовку и проведение выборов депутатов Рязанской областной Думы, руководящей деятельностью 32 территориальных избирательных комиссий и 1069 участковых избирательных комиссий. В состав Избирательной комиссии Рязанской области входят 14 членов комиссии с правом решающего голоса, из которых 13 человек (92,8 %) имеют высшее образование (в том числе четверо - высшее юридическое, О.В. Иванова - степень кандидата юридических наук), 12 человек (85,7 %) имеют опыт работы в избирательной системе. Полномочия 18 окружных избирательных комиссий в соответствии с постановлением Избирательной комиссии Рязанской области были возложены на территориальные избирательные комиссии. В их состав вошли 177 членов избирательных комиссий, из которых молодежь до 30 лет составляет 10 человек (5,6 %), женщины - 121 человек (68,3 %). 159 членов комиссий (89,8 %) имеют соответствующий опыт работы. В состав территориальных избирательных комиссий с полномочиями окружных комиссий по 18 человек (10,1 %) назначено по предложениям региональных отделений политических партий "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и ЛДПР; 17 человек (9,6 %) - КПРФ; 16 (9,0 %) - СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. По предложениям иных политических партий в состав указанных территориальных избирательных комиссий назначены 22 человека (12,4 %), представительных органов муниципальных образований - 6 (3,3 %), собраний избирателей - 52 (29,3 %).
Подготовку и проведение выборов депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области осуществляют: Избирательная комиссия Свердловской области, 80 территориальных избирательных комиссий, 2530 участковых избирательных комиссий. Все 14 членов Избирательной комиссии Свердловской области имеют высшее образование (в том числе восемь - высшее юридическое, председатель комиссии В.Д. Мостовщиков имеет степень кандидата юридических наук, А.Г. Гричук - степень кандидата экономических наук), и значительный опыт работы в избирательной системе. В состав территориальных избирательных комиссий входят 700 человек, из них 47 человек (6,7 %) - молодежь до 30 лет, 471 человек (67,2 %) - женщины. По предложениям региональных отделений политических партий назначен 441 человек (63 %), в том числе 77 человек (11 %) - по предложениям регионального отделения политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"; 63 (9 %) - КПРФ; 69 (9,9 %) - ЛДПР; 61 (8,7 %) - "ПАРТИИ ПЕНСИОНЕРОВ"; иных политических партий - 171 человек (24,4 %) По предложениям представительных органов местного самоуправления - 63 человека (0,85 %), собраний избирателей - 93 человека (13,2 %), предыдущих составов территориальных избирательных комиссий - 103 человека (14,7 %). Высшее образование (в том числе юридическое) имеют 540 человек (77,1 %). В составе территориальных избирательных комиссий 163 члена (23,2 %) являются государственными и муниципальными служащими.
Выборы депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа организует Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа, в состав которой входит 14 членов комиссии с правом решающего голоса. Тринадцать членов комиссии (92,8 %) имеют высшее образование (в том числе шесть членов комиссии - высшее юридическое, председатель комиссии А.Н. Гиберт - заслуженный юрист Российской Федерации), все члены комиссии имеют опыт работы в избирательной системе. Полномочия 11 окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по одномандатным избирательным округам решением Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа были возложены на соответствующие избирательные комиссии муниципальных образований с полномочиями территориальных избирательных комиссий. В состав указанных комиссий входят 89 членов комиссий, из которых 5 человек (5,6 %) - молодежь до 30 лет, 47 женщин (52,8 %). В их состав назначены 11 человек (12,3 %) по предложениям регионального отделения политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"; 6 (6,7 %) - КПРФ; 9 (10,1 %) - ЛДПР; 11 (12,3 %) - СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. По предложениям иных политических партий в состав комиссий назначены 3 человека (3,3 %), общественных объединений - 3 (3,3 %), представительных органов муниципальных образований - 2 (2,2 %), собраний избирателей - 15 (16,8 %). Все 89 членов избирательных комиссий муниципальных образований с полномочиями территориальных избирательных комиссий имеют опыт работы в избирательных комиссиях. Сформированы 204 участковые избирательные комиссии.
Правовое, методическое, организационное содействие нижестоящим избирательным комиссиям
В ходе подготовки выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти указанных субъектов Российской Федерации избирательные комиссии Курганской, Рязанской и Свердловской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 23 Федерального закона осуществляли контроль за соблюдением избирательных прав граждан на территории субъекта Российской Федерации, оказывали правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям. В целях единообразного применения положений федерального и регионального избирательного законодательства были своевременно разработаны и приняты нормативные акты избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок проведения основных стадий избирательного процесса, в том числе выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Избирательной комиссией Курганской области было принято восемь постановлений, регулирующих порядок выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов Курганской областной Думы пятого созыва. Все принятые на заседаниях комиссии нормативные акты размещались на ее официальном интернет-сайте. В помощь нижестоящим избирательным комиссиям и политическим партиям, участвующим в выборах, Избирательной комиссией Курганской области были изданы тиражом 100 экземпляров сборники соответствующих законов и нормативных документов по подготовке и проведению выборов депутатов Курганской областной Думы пятого созыва. Текст Закона Курганской области "О выборах депутатов Курганской областной Думы" издан тиражом 1200 экземпляров. В целях организации информационно-консультационного взаимодействия с избирателями и другими участниками избирательного процесса, разъяснения норм избирательного законодательства и своевременного разрешения конфликтных ситуаций Избирательной комиссией Курганской области организован пункт "горячей линии" связи с избирателями.
Избирательная комиссия Рязанской области одобрила на своем заседании Перечень документов, представляемых при проведении выборов депутатов Рязанской областной Думы избирательными объединениями в Избирательную комиссию Рязанской области и кандидатами - в окружные избирательные комиссии. Данный документ обсуждался с представителями региональных отделений политических партий на стадии проекта, а затем, после его принятия, на семинаре-совещании подробно обсуждались отдельные положения этого документа. Кроме того, Избирательной комиссией Рязанской области было принято десять постановлений по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов в помощь избирательным комиссиям, избирательным объединениям и другим субъектам избирательного процесса. В частности, были утверждены Инструкция о порядке открытия и ведения счетов, бюджетного учета и отчетности, перечисления денежных средств, выделенных из областного бюджета Избирательной комиссии Рязанской области, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума, Инструкция о порядке и формах учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов Рязанской областной Думы, Инструкция по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей на выборах депутатов Рязанской областной Думы. Все документы и методические материалы своевременно размещались на официальном интернет-сайте комиссии. Разработан и издан тиражом 100 экземпляров сборник документов, касающихся выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов.
Избирательной комиссией Свердловской области заблаговременно до официального назначения избирательной кампании были разработаны и утверждены основополагающие правовые акты, регулирующие порядок выдвижения и регистрации списков кандидатов. Начиная с июня 2009 года принято 19 правовых актов, в соответствии с которыми на выборах депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области избирательные объединения выдвигают списки кандидатов, а Избирательная комиссия Свердловской области осуществляет их регистрацию. Все постановления Избирательной комиссии Свердловской области непосредственно после их принятия были размещены на ее официальном интернет-сайте. Кроме того, указанные документы на семинаре 4 декабря 2009 года были переданы на компакт-дисках представителям всех политических партий, имеющих региональные отделения на территории Свердловской области. После начала избирательной кампании тиражом 1000 экземпляров был выпущен специальный выпуск научно-популярного журнала Избирательной комиссии Свердловской области "Выборы и референдумы" с главной темой "14 марта 2010 года - выборы депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области". Избирательной комиссией Свердловской области подготовлен и издан ряд методических пособий по организации проведения голосования на выборах депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, выпущено 10 видов информационных плакатов. Кроме того, с начала избирательной кампании Избирательной комиссией Свердловской области организована постоянно пополняющаяся передвижная выставка "Хроники избирательной кампании". Выставка одновременно выставляется в зданиях Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, правительства Свердловской области, администрации губернатора Свердловской области и в зданиях администраций муниципальных образований Свердловской области. Материалы выставки информируют участников избирательной кампании о системе выборов депутатов Областной Думы, о выдвижении и регистрации списков кандидатов. Аналогичная информация размещается на официальном интернет-сайте Избирательной комиссии Свердловской области и на 80 сайтах территориальных избирательных комиссий.
Со дня официального опубликования решения о назначении даты выборов депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа было принято более десяти постановлений Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа, регулирующих порядок выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов.
Все постановления размещаются на интернет-сайте комиссии в разделе "Единый день голосования", в подразделе "Выборы депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа". Для удобства поиска все решения и необходимая для участников избирательного процесса информация группируется по соответствующим тематическим разделам.
Обучение, повышение квалификации организаторов выборов
В соответствии с положениями пункта 10 статьи 23 Федерального закона избирательные комиссии субъектов Российской Федерации исполняли свои полномочия по реализации мероприятий, связанных с профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и других организаторов выборов, изданием необходимой печатной продукции.
В частности, Избирательной комиссией Курганской области проведен ряд организационно-методических мероприятий по повышению эффективности деятельности избирательных комиссий, организующих выборы. В том числе проведены обучающие семинары-совещания с председателями территориальных избирательных комиссий, на которых возложены полномочия окружных избирательных комиссий, а также председателями территориальных избирательных комиссий, оказывающих правовую, методическую и организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям.
Участникам обучающих семинаров были выданы методические материалы по организации подготовки и проведения выборов депутатов Курганской областной Думы. Члены Избирательной комиссии Курганской области, сотрудника аппарата комиссии регулярно оказывают консультационную помощь окружным избирательным комиссиям, представителям политических партий и кандидатам. В феврале - марте 2010 года также пройдет ряд обучающих семинаров для членов избирательных комиссий всех уровней, практические занятия по рассмотрению проблемных ситуаций, возникающих в ходе подготовки и проведения выборов. Всего прошли обучение более 150 членов избирательных комиссий, организующих проведение выборов депутатов Курганской областной Думы.
В Рязанской области на семинаре-совещании 23 - 24 апреля 2009 года была обсуждена концепция новой редакции Закона Рязанской области "О выборах депутатов Рязанской областной Думы". В формате заседания "круглого стола" состоялось обсуждение на тему "Политические партии и избирательные комиссии: пути совершенствования сотрудничества и взаимодействия", в котором приняли участие 40 человек.
8 - 9 декабря 2009 года состоялся семинар-совещание с председателями, заместителями председателей и секретарями территориальных избирательных комиссий с полномочиями окружных избирательных комиссий (105 человек), на котором были обсуждены все аспекты деятельности избирательных комиссий в ходе выборов депутатов Рязанской областной Думы, в том числе вопросы регистрации кандидатов. В ходе деловой игры участники семинара проанализировали ситуации, связанные с оформлением документов кандидатами и избирательными объединениями при их выдвижении и регистрации и проверкой подписных листов. Запланировано проведение семинара с членами территориальных избирательных комиссий.
Большое внимание уделяется подготовке кадров территориальных и участковых избирательных комиссий. На базе юридического факультета Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина работает Школа резерва кадров избирательных комиссий (50 студентов-слушателей), выпускники школы включаются в кадровый резерв.
Избирательная комиссия Свердловской области уделяет большое внимание повышению квалификации и обучению членов территориальных избирательных комиссий, в том числе по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией списков кандидатов. В ноябре - декабре 2008 года все председатели территориальных избирательных комиссий прошли плановую переквалификацию на курсах повышения квалификации при Уральской государственной юридической академии и получили соответствующие государственные сертификаты. Восемь часов из 72 было посвящено вопросам выдвижения и регистрации списков кандидатов на предстоящих выборах половины состава Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области. Обучение председателей, заместителей, секретарей, системных администраторов территориальных избирательных комиссий, руководителей контрольно-ревизионных служб и рабочих групп по информационным спорам, образованных при территориальных избирательных комиссиях, проводится ежемесячно в соответствии с утвержденными программами.
16 - 17 декабря 2009 года Избирательной комиссией Свердловской области был проведен выездной семинар-практикум с председателями территориальных избирательных комиссий, представителями политических партий, в ходе которого обсуждались теоретические и практические аспекты реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации, новации избирательного законодательства, в том числе вопросы выдвижения, регистрации списков кандидатов; действия территориальных избирательных комиссий на этапе выдвижения и регистрации списков кандидатов в депутаты Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области.
В ходе этого семинара было проведено заседание "круглого стола" с представителями региональных отделений политических партий на тему "Особенности взаимодействия региональных отделений политических партий и избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов 14 марта 2010 года", участие в котором приняли руководители региональных отделений политических партий. Были обсуждены проблемы и условия их взаимодействия с избирательными комиссиями, пути их решения, а также представлена стратегия и тактика региональных отделений политических партий в предстоящей избирательной кампании. Всего в течение избирательной кампании было проведено около 150 семинаров-практикумов для членов территориальных избирательных комиссий, представителей политических партий и средств массовой информации.
Избирательной комиссией Ямало-Ненецкого автономного округа в ноябре 2009 года было проведено совещание с председателями территориальных избирательных комиссий с участием представителей политических партий по вопросам взаимодействия с политическими партиями в ходе выборов депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа.
Взаимодействие с региональными отделениями политических партий
Реализуя задачу постоянного взаимодействия с региональными отделениями политических партий, зарегистрированными на территории указанных субъектов Российской Федерации, в целях соблюдения федерального и регионального избирательного законодательства, в условиях гласности и открытости всех стадий избирательного процесса, избирательные комиссии Курганской, Рязанской, Свердловской областей и Ямало-Ненецкого автономного округа своевременно провели соответствующие информационно-разъяснительные мероприятия по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов.
В рамках реализации Комплекса мер по подготовке и проведению единого дня голосования в Курганской области 14 марта 2010 года Избирательной комиссией Курганской области были проведены консультативные совещания с представителями региональных отделений политических партий по вопросам участия политических партий и общественных объединений в выборах депутатов Курганской областной Думы пятого созыва.
11 декабря 2009 года состоялось заседание "круглого стола" с представителями региональных отделений политических партий по вопросам выдвижения кандидатов, списков кандидатов и представления необходимых для регистрации документов. Всем представителям региональных отделений политических партий выданы Сборник законов Курганской области и Сборник нормативных документов по подготовке и проведению выборов депутатов Курганской областной Думы пятого созыва. Проведено совещание, посвященное вопросам участия политических партий в формировании участковых избирательных комиссий, семинар с уполномоченными представителями по финансовым вопросам кандидатов и избирательных объединений, семинар-совещание на тему "Работа наблюдателей при проведении выборов депутатов Курганской областной Думы пятого созыва".
Взаимодействие Избирательной комиссии Рязанской области с избирательными объединениями включает ряд мероприятий по оказанию региональным отделениям политических партий информационной, методической и организационно-правовой помощи. 10 декабря 2009 года на семинаре-совещании с представителями политических партий, посвященном выборам депутатов Рязанской областной Думы, обсуждались вопросы, связанные с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов, оформлением документов, формированием и расходованием средств избирательных фондов, подготовкой первого финансового отчета.
В рамках семинара состоялось заседание "круглого стола" на тему "Выборы в Рязанскую областную Думу и оптимизация народного представительства в органах законодательной власти субъектов Российской Федерации". Итогом семинара-совещания стало подписание представителями шести региональных отделений политических партий декларации "За честные выборы". Декларацию отказался подписать только координатор регионального отделения политической партии ЛДПР.
Руководители Избирательной комиссии Рязанской области в непрерывном режиме консультируют региональные отделения политических партий по вопросам, связанным с избирательной кампанией, и другим плановым вопросам. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов.
Избирательная комиссия Свердловской области еженедельно (по четвергам) проводит заседания "круглых столов" с представителями политических партий, которые в режиме реального времени транслируются в сеть Интернет. Целью этих мероприятий является совместное обсуждение хода избирательной кампании, стремление провести ее в соответствии с требованиями действующего законодательства. На встречах обсуждаются вопросы порядка выдвижения и регистрации списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, и представления соответствующих документов в Избирательную комиссию Свердловской области. Вместе с тем участие в проведении указанных заседаний "круглых столов" принимают представители не всех политических партий, региональные отделения которых зарегистрированы на территории Свердловской области.
11 декабря 2009 года Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа провела совещание с представителями региональных отделений политических партий по вопросам подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа пятого созыва, на котором присутствовали представители региональных отделений четырех политических партий, представленных в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации в Ямало-Ненецком автономном округе. На совещании были подробно обсуждены аспекты подготовки и представления в избирательные комиссии документов, связанных с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов. В помощь представителям политических партий были подготовлены компакт-диски с соответствующими постановлениями Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа, образцами необходимых к представлению документов.
Учитывая территориальную удаленность большинства избирательных комиссий муниципальных образований с полномочиями территориальных, на которые возложены полномочия окружных комиссий от Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа, особенности транспортной схемы и климатические условия региона, состоялись два совещания в режиме видеоконференции с указанными избирательными комиссиями, в ходе которых обсуждались вопросы выдвижения и регистрации кандидатов, деятельности избирательных комиссий в период проведения агитационного периода, вопросы, связанные с составлением и уточнением списков избирателей, организацией работы комиссий в период проведения избирательной кампании, в том числе при совмещении выборов.
Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов
В период выдвижения кандидатов в депутаты Курганской областной Думы по единому избирательному округу списки кандидатов выдвинули пять избирательных объединений:
Курганское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - 104 кандидата по единому избирательному округу, 17 - по мажоритарным округам;
Курганское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - 64 кандидата по единому округу, 16 - по одномандатным округам;
Курганское региональное отделение политической партии "Либерально-демократическая партия России" - 39 кандидатов по единому избирательному округу, 16 - по одномандатным избирательным округам;
региональное отделение политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - 70 кандидатов по единому избирательному округу, 16 - по одномандатным округам;
региональное отделение в Курганской области Всероссийской политической партии "ПРАВОЕ ДЕЛО" - 17 кандидатов по единому избирательному округу, по одномандатным округам кандидаты не выдвигались.
По одномандатным избирательным округам выдвинулись 93 кандидата, из них 28 - в порядке самовыдвижения.
Избирательной комиссией Курганской области по единому избирательному округу зарегистрированы списки кандидатов в депутаты Курганской областной Думы, выдвинутые четырьмя избирательными объединениями - региональными отделениями политических партий "ЕДИНАЯ РОССИЯ", КПРФ, ЛДПР и СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. В общей сложности по единому избирательному округу зарегистрированы 252 кандидата.
Отказано в регистрации списка кандидатов, выдвинутого региональным отделением политической партии "ПРАВОЕ ДЕЛО" по единому избирательному округу, по причине непредставления в Избирательную комиссию Курганской области подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов, выдвинутого указанным избирательным объединением.
В семнадцати одномандатных избирательных округах зарегистрированы 78 кандидатов, в том числе 13 выдвинутых в порядке самовыдвижения. Пятнадцати кандидатам, выдвинутым в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации. Основными причинами отказа в регистрации являются непредставление необходимых для регистрации документов, в частности подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов (3 кандидата); недостаточное число достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации (5 кандидатов); доля недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, представленных для регистрации, превышает установленную законом предельную величину (7 кандидатов).
В Рязанской области решения о выдвижении кандидатов, списков кандидатов в депутаты Рязанской областной Думы приняли семь избирательных объединений:
Рязанское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (57 кандидатов по единому избирательному округу, 18 - по одномандатным округам);
Рязанское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (17 - по единому избирательному округу, 15 - по одномандатным округам);
Рязанское региональное отделение Либерально-демократической партии России (57 кандидатов по единому избирательному округу, 18 - по одномандатным округам);
Рязанское региональное отделение политической партии Справедливая Россия (21 кандидат по единому избирательному округу, 18 - по одномандатным округам);
Рязанское региональное отделение политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" (12 кандидатов по единому избирательному округу, по одномандатным округам кандидаты не выдвигались);
региональное отделение в Рязанской области Всероссийской политической партии "ПРАВОЕ ДЕЛО" (20 кандидатов по единому избирательному округу, по одномандатным округам кандидаты не выдвигались);
Рязанское региональное отделение политической партии "Российская демократическая партия "ЯБЛОКО" (4 кандидата по единому избирательному округу, по одномандатным округам кандидаты не выдвигались).
По одномандатным округам выдвинуты 89 кандидатов, из них 20 - в порядке самовыдвижения.
Избирательной комиссией Рязанской области по единому избирательному округу зарегистрированы списки кандидатов в депутаты Рязанской областной Думы, выдвинутые шестью избирательными объединениями - региональными отделениями политических партий "ЕДИНАЯ РОССИЯ", КПРФ, ЛДПР, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ; "ПРАВОЕ ДЕЛО", "ПАТРИОТЫ РОССИИ". Региональное отделение Российской объединенной демократической партии "ЯБЛОКО" до истечения срока представления документов на регистрацию соответствующие документы не представило. Всего в составе списков кандидатов зарегистрированы 180 кандидатов в депутаты.
Окружными избирательными комиссиями по восемнадцати одномандатным избирательным округам зарегистрированы 68 кандидатов, выдвинутых региональными отделениями политических партий, и 11 кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения.
На выборах депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области по единому избирательному округу списки кандидатов выдвинули шесть избирательных объединений:
Свердловское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - 45 кандидатов;
Свердловское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - 43 кандидата;
Свердловское региональное отделение политической партии "Либерально-демократическая партия России" - 45 кандидатов;
региональное отделение политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Свердловской области - 44 кандидата;
Региональное отделение в Свердловской области Всероссийской политической партии "ПРАВОЕ ДЕЛО" - 18 кандидатов;
Свердловское региональное отделение Российской объединенной демократической партии "ЯБЛОКО" - 24 кандидата.
Всего избирательными объединениями было выдвинуто 219 кандидатов.
Избирательной комиссией Свердловской области зарегистрированы списки кандидатов, выдвинутые региональными отделениями четырех политических партий - "ЕДИНАЯ РОССИЯ", КПРФ, ЛДПР и СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, в общей сложности - 175 кандидатов.
Избирательной комиссией Свердловской области было отказано в регистрации списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями политических партий "ПРАВОЕ ДЕЛО" и "ЯБЛОКО", так как по результатам проведенной Избирательной комиссией Свердловской области проверки выявлено 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от их общего количества, отобранных для проверки, из числа представленных для регистрации указанными избирательными объединениями.
В ЦИК России поступили две жалобы от избирательного объединения "Свердловское региональное отделение политической партии Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" на постановление Избирательной комиссии Свердловской области от 3 декабря 2009 года N 26/106 "О Перечне и формах документов, представляемых избирательными объединениями в Избирательную комиссию Свердловской области при проведении выборов депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области 14 марта 2010 года" и на постановление Избирательной комиссии Свердловской области от 5 февраля 2010 года N 8/37 об извещении указанного регионального отделения о несоответствии ряда представленных им документов для регистрации списка кандидатов требованиям закона в части несоответствия нормам законодательства перечня и форм документов, представляемых избирательными объединениями в комиссию для регистрации списков кандидатов, а также в части признания несоответствий в представленных документах для регистрации списка кандидатов в депутаты Областной Думы.
Избирательная комиссия Свердловской области, в свою очередь, пересмотрела обжалуемые постановления и 11 февраля 2010 года внесла изменения в указанные постановления в части приведения в соответствии с Избирательным кодексом Свердловской области формы протокола об итогах сбора подписей, а также признала утратившими силу подпункты 2 и 3 части первой мотивировочной части постановления N 8/37 о нарушениях оформления первого финансового отчета и платежного поручения об оплате изготовления подписных листов, представленных избирательным объединением.
В Ямало-Ненецком автономном округе решения о выдвижении кандидатов, списков кандидатов приняли пять избирательных объединений:
Ямало-Ненецкое региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - 22 кандидата по единому избирательному округу, 11 - по одномандатным избирательным округам;
региональное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в Ямало-Ненецком автономном округе - 15 кандидатов по единому избирательному округу, 8 - по одномандатным избирательным округам;
Ямало-Ненецкое региональное отделение политической партии "Либерально-демократическая партия России" - 20 кандидатов по единому избирательному округу, 11 - по одномандатным избирательным округам;
региональное отделение политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ямало-Ненецком автономном округе" - 16 кандидатов по единому избирательному округу, 6 - по одномандатным избирательным округам;
Тюменское региональное отделение политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" - 14 кандидатов по единому избирательному округу, по одномандатным округам кандидаты не выдвигались.
5 января 2010 года Избирательной комиссией Ямало-Ненецкого автономного округа было принято решение об отказе в заверении списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями КПРФ и ЛДПР по одномандатным избирательным округам в связи с нарушением порядка выдвижения кандидатов, установленного требованиями избирательного законодательства. 8 января 2010 года вопросы о заверении списков кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам региональными отделениями политических партий КПРФ и ЛДПР, были повторно рассмотрены Избирательной комиссией Ямало-Ненецкого автономного округа. В связи с отсутствием полного пакета документов, необходимых для заверения списков кандидатов, было принято решение об отказе указанным избирательным объединениям в заверении списков кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам. По одномандатным избирательным округам были выдвинуты 34 кандидата, в том числе 17 - в порядке самовыдвижения.
Избирательной комиссией Ямало-Ненецкого автономного округа зарегистрированы списки кандидатов, выдвинутые региональными отделениями пяти политических партий - "ЕДИНАЯ РОССИЯ", КПРФ, ЛДПР, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ и "ПАТРИОТЫ РОССИИ". В общей сложности по единому избирательному округу зарегистрированы 86 кандидатов, выдвинутые в составе списков кандидатов. По одиннадцати одномандатным избирательным округам окружные избирательные комиссии зарегистрировали 29 кандидатов, в том числе 12, выдвинутых в порядке самовыдвижения.
Работа избирательных комиссий по рассмотрению жалоб и обращений в связи с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов
Избирательные комиссии Курганской, Рязанской, Свердловской областей и Ямало-Ненецкого автономного округа в ходе подготовки к выборам депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти указанных субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями подпункта "к" пункта 10 статьи 23 Федерального закона рассматривали жалобы, заявления участников избирательной кампании, в том числе в связи с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов.
В Избирательную комиссию Курганской области по указанным вопросам поступило два заявления (одно - от Ю.И. Мамонтова и одно - от Л.М. Цветовой и А.Г. Кокорина). Решением Избирательной комиссии Курганской области заявление Ю.И. Мамонтова оставлено без удовлетворения, заявителю разъяснено его право на обжалование в суде результатов конференции регионального отделения партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Заявление Л.М. Цветовой и А.Г. Кокорина было отозвано заявителями.
В Курганский областной суд поступило два заявления в связи с отказом в регистрации: от кандидата в депутаты Курганской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 15 (Белозерский) С.О. Ефимова и кандидата в депутаты Курганской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 (Макушинский) М.А. Малышева. Курганский областной суд своими решениями в удовлетворении указанных заявлений отказал.
В ходе подготовки к выборам депутатов Рязанской областной Думы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации поступила жалоба Председателя политической партии "Либерально-демократическая партия России" В.В. Жириновского на постановление Избирательной комиссии Рязанской области от 17 января 2010 года "Об исключении из списка кандидатов в депутаты Рязанской областной Думы пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением Рязанское региональное отделение Либерально-демократической партии России по единому избирательному округу, Шерина А.Н., Иванова С.В., Букато Н.К., Трунина Д.С., Трубицина В.В., Тамоникова А.А.". Указанная жалоба была удовлетворена частично - ЦИК России своим постановлением от 20 января 2010 года обязала Избирательную комиссию Рязанской области зарегистрировать А.Н. Шерина и С.В. Иванова и незамедлительно рассмотреть повторно вопрос о регистрации кандидата в депутаты А.А. Тамоникова. Аналогичная жалоба поступила в Избирательную комиссию Рязанской области от уполномоченного представителя регионального отделения политической партии ЛДПР А.Н. Шерина.
Во исполнение указанного постановления ЦИК России Избирательной комиссией Рязанской области 22 января 2010 года А.А. Тамоников, А.Н. Шерин и С.В. Иванов были зарегистрированы кандидатами в депутаты Рязанской областной Думы.
Избирательное объединение "Рязанское региональное отделение политической партии "Либерально-демократическая партия России" обратилось в Рязанский областной суд с обжалованием постановления Избирательной комиссии Рязанской области от 17 января 2010 года об исключении кандидатов из списка кандидатов в депутаты Рязанской областной Думы пятого созыва, выдвинутого указанным региональным отделением по единому избирательному округу, в части исключения кандидатов Н.К. Букато, Д.С. Трунина и В.В. Трубицина. Рязанский областной суд, рассмотрев 1 февраля 2010 года указанное заявление, обязал Избирательную комиссию Рязанской области восстановить В.В. Трубицина кандидатом в составе списка кандидатов в депутаты Рязанской областной Думы пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением РРО ЛДПР по единому избирательному округу.
Указанное решение областного суда обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Российской Федерации Избирательной комиссией Рязанской области в части восстановления В.В. Трубицина кандидатом в составе списка кандидатов, а также Д.С. Труниным. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2010 года заявление Д.С. Трунина оставлено без удовлетворения.
15 февраля 2010 года Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев на своем заседании кассационную жалобу Избирательной комиссии Рязанской области в части восстановления в составе списка кандидатов В.В. Трубицина, отказал Комиссии в удовлетворении заявления и оставил в силе решение Рязанского областного суда.
Решением Избирательной комиссии Рязанской области от 15 февраля 2010 года В.В. Трубицин зарегистрирован кандидатом в депутаты Рязанской областной Думы в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением Рязанского регионального отделения политической партии "ЛДПР".
Кроме того, 1 февраля 2010 года Рязанским областным судом было также рассмотрено заявление указанного избирательного объединения о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 3 по выборам депутатов Рязанской областной Думы пятого созыва от 18.01.2010 г. N 10 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Рязанской областной Думы пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Рязанское региональное отделение политической партии ЛДПР", Букато Н.К.". Суд удовлетворил указанное заявление и обязал окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N 3 зарегистрировать Н.К. Букато кандидатом в депутаты Рязанской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 3.
Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа N 3 в кассационном порядке обжаловала указанное решение областного суда в Верховный Суд Российской Федерации. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2010 года решение областного суда оставлено в силе.
Кандидат в депутаты А.П. Болявин обжаловал решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 5, а кандидат в депутаты А.А Моисеев обжаловал решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 8 об отказе в регистрации. 12 февраля 2010 года Рязанский областной суд отказал в удовлетворении требований обоих кандидатов.
Кроме того, 11 февраля 2010 года Избирательная комиссия Рязанской области удовлетворила жалобу кандидата в депутаты В.Н. Ведрова, отменив решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 3 по выборам депутатов Рязанской областной Думы от 5 февраля 2010 года и зарегистрировала В.Н. Ведрова кандидатом в депутаты по указанному округу.
Свердловское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" обратилось в Свердловский областной суд с требованием отменить решение Избирательной комиссии Свердловской области об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, выдвинутого указанным избирательным объединением. Предварительное слушание по делу назначено судом на 18 февраля 2010 года.
В суд Ямало-Ненецкого автономного округа обратился С.А. Бойцов с заявлением, в котором он оспорил постановления Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 января 2010 года и от 8 января 2010 года об отказе в заверении списка кандидатов, выдвинутого региональным отделением политической партии КПРФ по одномандатным избирательным округам, и просил обязать окружную избирательную комиссию Надымского одномандатного избирательного округа N 4 по выборам депутатов Законодательного Собрания округа принять документы, уведомляющие о выдвижении кандидата С.А. Бойцова по указанному одномандатному избирательному округу. Определением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 января 2010 года С.А. Бойцову отказано в принятии заявления к производству.
Также С.А. Бойцов обратился в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением об оспаривании отказа окружной избирательной комиссии Надымского одномандатного избирательного округа N 4 по выборам депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа в принятии его документов. Решением суда от 20 января 2010 года С.А. Бойцову в удовлетворении заявления отказано. Указанное решение суда было оспорено С.А. Бойцовым в кассационном порядке в Верховный Суд Российской Федерации, который 5 февраля 2010 года отменил решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа. 10 февраля 2010 года С.А. Бойцов представил документы в окружную избирательную комиссию Надымского одномандатного избирательного округа N 4.
11 февраля 2010 года в ЦИК России поступила жалоба от Председателя политической партии "Либерально-демократическая партия России" В.В. Жириновского на постановление Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 января 2010 года об отказе в заверении списка кандидатов, выдвинутого указанным избирательным объединением по одномандатным избирательным округам. Рассмотрение указанной жалобы планируется на заседании ЦИК России 19 февраля 2010 года.
Общие результаты деятельности избирательных комиссий по регистрации кандидатов, списков кандидатов
Итоги регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти Курганской, Рязанской, Свердловской областей и Ямало-Ненецкого автономного округа обеспечили достаточную степень их состязательности, конкурентности, что способствует легитимности избираемых органов государственной власти субъектов Российской Федерации и активизации участия в них избирателей.
Избирательные комиссии, организующие указанные выборы и осуществляющие регистрацию кандидатов, списков кандидатов, сформированы в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства и члены соответствующих избирательных комиссий имеют достаточную профессиональную подготовку и опыт работы, что является предпосылкой независимости и правомерности принимаемых ими решений. Принятие избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации решений о возложении полномочий окружных избирательных комиссий на территориальные избирательные комиссии, избирательные комиссии муниципальных образований позволило проводить выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации более профессионально, выработать единый подход и оперативно решать любые вопросы, связанные с проведением указанных выборов, при этом удалось избежать лишних финансовых расходов.
В ходе подготовки выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти указанных субъектов Российской Федерации избирательные комиссии Курганской, Рязанской и Свердловской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляли контроль за соблюдением избирательных прав граждан на территориях субъектов Российской Федерации, исполняли свои полномочия по реализации мероприятий, связанных с профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и других организаторов выборов, изданием необходимой печатной продукции, оказывали правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям.
Реализуя свои полномочия по проверке соответствия порядка выдвижения кандидатов, списков кандидатов требованиям закона, соответствующие избирательные комиссии обращались с представлениями о проверке достоверности сведений о кандидатах в органы, которые обязаны сообщать о результатах проверки сведений в сроки, установленные федеральным и региональным избирательным законодательством. Проводилась системная работа по выполнению норм избирательного законодательства в части проверки сведений о кандидатах, списках кандидатов, открытии специальных избирательных счетов. В ходе взаимодействия с территориальными подразделениями исполнительных органов власти, а также филиалов открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк Сберегательный банк Российской Федерации" в ходе проверки сведений о кандидатах, составлении списков кандидатов, открытии специальных избирательных счетов и осуществлении иных избирательных действий избирательные комиссии указанных субъектов Российской Федерации прибегали к таким проверенным практикой формам сотрудничества, как рабочие группы, оперативные штабы, координационные центры и т.д. Оперативные вопросы взаимодействия избирательных комиссий с правоохранительными органами и территориальными органами Федеральной миграционной службы России успешно решались в соответствии с соглашениями, заключенными комиссиями с указанными органами.
В то же время Избирательной комиссией Ямало-Ненецкого автономного округа был получен отказ в представлении сведений от регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе о ценных бумагах кандидатов и от Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области: по вопросам проверки соответствия порядка выдвижения списка кандидатов Тюменского регионального отделения политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" Уставу партии. По причине отсутствия полной базы объектов недвижимости Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу представило неполные сведения об имуществе кандидатов.
Реализуя задачу постоянного взаимодействия с региональными отделениями политических партий, зарегистрированными на территории указанных субъектов Российской Федерации, в строгом соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства, обеспечении гласности и открытости всех стадий избирательного процесса, избирательные комиссии Курганской, Рязанской, Свердловской областей и Ямало-Ненецкого автономного округа своевременно провели соответствующие информационно-разъяснительные мероприятия по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов, обеспечили избирательные объединения нормативно-правовыми материалами в печатном виде и на компакт-дисках.
Избирательные комиссии Курганской, Рязанской, Свердловской областей и Ямало-Ненецкого автономного округа отметили, что основной проблемой, возникшей в ходе указанной работы, стало несоответствие требованиям законодательства документов и сведений, представляемых избирательными объединениями и кандидатами для заверения списков, регистрации кандидатов, списков кандидатов, а также подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения списков кандидатов.
По-прежнему много проблем возникало в ходе сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов, списков кандидатов. Непредставление в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением; недостаточное число достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации; превышение доли недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, представленных для регистрации, установленной законом предельной величины стали основными причинами отказов в регистрации кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями.
Избирательные комиссии Курганской, Рязанской, Свердловской областей и Ямало-Ненецкого автономного округа в ходе подготовки к выборам депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти указанных субъектов Российской Федерации рассматривали обращения, заявления участников избирательной кампании, в том числе в связи с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов, и принимали по указанным жалобам мотивированные решения.
В целом деятельность избирательных комиссий Курганской, Рязанской и Свердловской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа по обеспечению избирательных прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти указанных субъектов Российской Федерации проводилась в соответствии с требованиями федерального и регионального избирательного законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.