1. Цели и задачи
Программа деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации формулирует главные направления и сферы развития всей системы торгово-промышленных палат в России на 2007 - 2011 годы.
Программа направлена на активное участие ТПП РФ в достижении стратегических целей социально-экономического развития страны, усилении экономической и политической роли России в современном мире. Важнейшими условиями решения этих задач являются динамичный, устойчивый и качественный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности национальной экономики и предпринимательства, ускорение развития человеческого капитала.
За период, прошедший после IV Съезда ТПП РФ, существенно возросли авторитет и влияние Палаты на социально-экономические процессы в российском обществе. Укрепился ее организационно-экономический, инфраструктурный, интеллектуальный и кадровый потенциал.
На конец 2006 года в России действуют 82 палаты субъектов Федерации и 91 палата муниципальных образований. Членами ТПП РФ являются более 35 тысяч предприятий и организаций, а также 183 союза, ассоциации и других объединений предпринимателей, действующих на федеральном и более 200 бизнес-объединений, созданных на региональном уровнях. При ТПП РФ функционируют 34 комитета по различным направлениям и отраслям предпринимательства. В структуре территориальных палат работают 830 комитетов, комиссий, советов и других общественных формирований. Деятельность 16 зарубежных представительств ТПП РФ охватывает 32 государства мира. С участием палат учреждено 320 фирм, имеющих различные организационно-правовые формы.
Программа ориентирует все структуры, подразделения и звенья, входящие в систему Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, на необходимость целенаправленных и последовательных действий в решении следующих задач:
- создание экономико-правовых условий для эффективного и цивилизованного ведения предпринимательской деятельности;
- участие в формировании стратегии инновационного развития национальной экономики;
- участие в реализации приоритетных национальных проектов и проведении эффективной демографической политики государства;
- расширение сотрудничества с органами государственной власти и управления, структурами гражданского общества, содействие в осуществлении административной реформы;
- активизация деятельности по формированию социальной ответственности и положительного имиджа российского предпринимательства;
- повышение роли малого и среднего предпринимательства в экономической и социальной жизни общества;
- расширение и углубление международного сотрудничества;
- развитие спектра услуг палат, оказываемых предпринимательским структурам;
- наращивание участия экспертных организаций палат в экспертизе товаров и услуг для государственных нужд;
- организационное, материальное и кадровое укрепление системы торгово-промышленных палат в Российской Федерации;
- совершенствование благотворительной деятельности, широкое привлечение предпринимательских структур к инвестициям в социальную сферу.
2. Создание экономико-правовых условий для эффективного и цивилизованного ведения предпринимательской деятельности
Торгово-промышленная палата Российской Федерации продолжит работу по совершенствованию и продвижению одобренной Правлением ТПП России концепции государственной промышленной политики России. Она намерена активно и последовательно участвовать в улучшении правовой среды для эффективной хозяйственной деятельности, надежно защищать права и интересы социально ответственного предпринимательства, добиваться снижения административных барьеров и ликвидации коррупции.
2.1. Деятельность палат по созданию равных условий конкуренции для всех экономических агентов.
2.1.1. Внедрить механизм мониторинга эффективности действия Федерального закона "О защите конкуренции".
2.1.2. Наладить систему работ по выявлению антиконкурентных соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов.
2.1.3. Развивать практику участия палат в проведении конкурсов на размещение заказов по поставке товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.1.4. Осуществлять постоянный анализ конкурентной среды на стратегически и социально значимых товарных рынках с последующей подготовкой предложений в адрес Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
2.1.5. Инициировать принятие специальных программ, стимулирующих развитие предпринимательства в территориях и регионах, имеющих стратегическое значение.
2.2. Разработка и внесение в органы законодательной и исполнительной власти предложений по дальнейшему совершенствованию российской налоговой системы.
2.2.1. Принять участие в реформировании налоговой системы Российской Федерации и совершенствовании налогового законодательства на среднесрочную перспективу, включая меры по совершенствованию налогового администрирования.
2.2.2. Подготовить и внести в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу предложения:
- по разработке законодательных мер, направленных на дальнейшее совершенствование инвестиционной политики в Российской Федерации;
- по повышению ответственности налоговых органов и должностных лиц за неправомерные действия (бездействие), нарушающие законные права физических и юридических лиц;
- по совершенствованию законодательства, регулирующего порядок начисления амортизации основных средств;
- по поэтапному снижению ставок НДС и мерах налогового, таможенного контроля в целях своевременного возмещения НДС и устранения "серых" схем уклонения от его уплаты.
2.2.3. Продолжить работу по формированию консолидированной позиции российского делового сообщества в вопросах совершенствования нормативно-правовой базы налогообложения использования природных ресурсов.
2.3. Развитие банковского и страхового сектора.
2.3.1. Внести в Правительство Российской Федерации и Банк России предложения о развитии национального банковского сектора и институтов саморегулирования на финансовом рынке.
2.3.2. Нацелить комитеты ТПП России на расширение практики использования международных стандартов финансовой отчетности как основного инструмента обеспечения прозрачности финансового сектора.
2.3.3. Осуществить меры интенсификации деятельности палат по формированию системы бюро кредитных историй и повышения эффективности ее функционирования.
2.3.4. Внести в Минфин России предложения о совершенствовании подзаконных актов, регулирующих деятельность и финансовую устойчивость субъектов страхового рынка.
2.3.5. Осуществлять экспертное сопровождение проектов федеральных законов в части регулирования финансовых и страховых рынков.
2.4. Участие палат в реформе технического регулирования.
2.4.1. Продолжить участие палат в подготовке проектов технических регламентов и деятельности комиссий по экспертизе данных проектов.
2.4.2. Разработать предложения об изменении процедуры рассмотрения технических регламентов в Правительстве Российской Федерации и порядке корректировки действующего законодательства при их принятии.
2.4.3. Принять меры по привлечению делового сообщества к формированию системы национальных стандартов, соответствующих требованиям технических регламентов и новейшим достижениям науки и технологий.
2.4.4. Принять участие в разработке нормативно-правовых актов, устанавливающих нормы безопасности различных товаров, услуг и производств в рамках реализации Федерального закона "О техническом регулировании".
2.4.5. Разработать и реализовать комплекс мер по участию палат в разработке и осуществлении национальной политики в области качества.
2.5. Интенсификация деятельности палат по преодолению "узких мест" в судебно-арбитражной системе и правоприменительной практике.
2.5.1. Обеспечить участие палат в разработке Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы" (в части, касающейся арбитражных судов) и создании системы электронного правосудия.
2.5.2. Развивать третейское разбирательство. Повысить прозрачность деятельности третейских судов, учрежденных палатами, добиться обеспечения реальной независимости альтернативного судопроизводства.
2.5.3. Предусмотреть публикацию в информационных системах общего пользования сведений о решениях третейских судов, включая международный арбитраж.
2.5.4. Усовершенствовать процедуры конкурсного отбора кандидатов в третейские судьи, утвердить в практику работы третейских судов моральный стандарт судейского сообщества России.
2.5.5. Обеспечить оперативность в функционировании образованной при ТПП России Коллегии посредников по проведению примирительных процедур.
2.5.6. Повышать авторитет Международного коммерческого арбитража и других арбитражных органов при ТПП России, качество и эффективность арбитражного разбирательства.
2.6. Усиление борьбы с недобросовестным предпринимательством, экономическая безопасность бизнеса.
2.6.1. Направить в Правительство РФ и Государственную Думу РФ предложения о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ, федеральные законы "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О производственных кооперативах", "О некоммерческих организациях".
2.6.2. Провести серию дискуссий и "круглых столов" по проблеме совершенствования нормативно-правового регулирования вопросов корпоративного законодательства (реорганизация, слияние и поглощение, крупные сделки и сделки с заинтересованностью) и законодательства о банкротстве.
2.6.3. Подготовить методические рекомендации для территориальных торгово-промышленных палат по укреплению взаимодействия с правоохранительными органами в целях противодействия недружественным поглощениям хозяйствующих субъектов.
2.6.4. Усовершенствовать и расширить практику работы по ведению негосударственного Реестра надежных партнеров.
2.6.5. Совместно с федеральными органами исполнительной и законодательной власти разработать предложения по совершенствованию законодательства в сфере несостоятельности (банкротства).
2.6.6. Подготовить предложения для федеральных органов власти относительно комплекса законодательных и правоприменительных мер, препятствующих выводу активов и трансфертному ценообразованию в ущерб интересам акционеров, кредиторов и государства.
2.6.7. Продолжить совместную работу с уполномоченными структурами государственной власти по предотвращению производства и доступа на российский рынок контрафактной и фальсифицированной продукции.
2.6.8. Принять участие в разработке предложений по совершенствованию действующего законодательства, форм и методов по противодействию коррупции.
2.6.9. Повысить эффективность работы Консультационного пункта Департамента экономической безопасности по оказанию практической помощи представителям малого и среднего бизнеса.
2.6.10. Разработать предложения по реализации стратегии партнерства государства и бизнеса в противодействии терроризму.
2.6.11. Изучить вопрос о формировании при ТПП России единого Реестра объектов авторского права и смежных прав.
2.6.12. Провести работу по созданию под эгидой ТПП России общероссийской организации, объединяющей негосударственные структуры охраны и безопасности.
2.6.13. Реорганизовать общероссийскую сеть агентств экономической безопасности и управления рисками.
2.6.14. Организовать взаимодействие с государственными и частными структурами по обеспечению защиты инвестиций.
2.7. Утверждение этических норм ведения бизнеса и деловой культуры.
2.7.1. Продолжить в рамках реализации Национальной программы "Российская деловая культура" консультационно-образовательную работу, направленную на продвижение принципов добросовестного ведения дел, повышение компетенции в сфере деловой этики, обмен практическим опытом.
2.7.2. Участвовать в продвижении и распространении лучшей практики российских и зарубежных компаний в сфере корпоративной социальной ответственности, этичного ведения дел.
2.7.3. Разработать рекомендации в части действий палат по устранению ненадлежащей рекламы, а также защиты от рекламирования товаров, имеющих ограничение по времени и способу рекламы.
2.7.4. Разработать рекомендации по внедрению в практику отечественного делового оборота антикоррупционных стандартов ведения бизнеса с учетом международного опыта.
3. Участие ТПП России в формировании и реализации стратегии инновационного развития национальной экономики
ТПП России намерена уделять неослабное внимание вопросам содействия процессу диверсификации экономики России, опережающего развития отраслей промышленности, производящих продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Палата будет добиваться совершенствования механизмов взаимодействия государства и частного бизнеса по всему инновационному циклу: от проведения научных исследований, коммерциализации научно-технических разработок и технологий до производства наукоемкой высокотехнологичной продукции.
Для достижения этой цели ТПП России сосредоточит усилия на участии в решении задач, поставленных Правительством в Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года.
3.1. Создание благоприятной инновационной среды.
3.1.1. Организовать совместно с Минэкономразвития России участие деловых сообществ в формировании стратегии развития приоритетных отраслей народного хозяйства России, имеющих инновационные заделы и конкурентные преимущества.
3.1.2. Разработать и внести в Правительство РФ предложения о налоговых мерах по стимулированию инноваций, в том числе:
- освобождении от НДС расходов предприятий на НИОКР, а также ввозимого из-за рубежа оборудования для инновационной деятельности, научной и исследовательской литературы и гонораров за научные работы;
- установлении льготных ставок налога на имущество в части основных средств предприятий, используемых в научно-исследовательских целях.
3.1.3. Организовать маркетинговое сопровождение, в том числе на выставках-ярмарках, проводимых палатами, продуктов, изготовленных на базе высоких и нанотехнологий.
3.1.4. Войти в Правительство РФ и Государственную Думу РФ с предложением об изменении организационно-правовой формы и условий деятельности общероссийского Венчурного инновационного фонда.
3.1.5. Проработать вопрос о создании Центра поддержки инновационного развития при ТПП России для координации развития действующих элементов инновационной инфраструктуры организаций, членов и партнеров ТПП России.
3.1.6. Продолжить участие палат в мониторинге состояния делового и инвестиционного климата, в том числе и в региональном, и отраслевом аспектах.
3.1.7. Внести в Министерство образования и науки Российской Федерации предложение о разработке с участием представителей ТПП России проекта федерального закона "Об инновациях и инновационной деятельности в Российской Федерации".
3.2. Участие в формировании особых экономических зон различных типов.
3.2.1. Организовать работу по отбору и экспертизе наиболее выгодных инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации в особых экономических зонах.
3.2.2. Совместно с Минэкономразвития России организовать мониторинг деятельности особых экономических зон с целью содействия их эффективному функционированию.
3.2.3. Обеспечить участие представителей торгово-промышленных палат в работе Наблюдательных и Экспертных советов технико-внедренческих, промышленно-производственных, туристско-рекреационных и портовых особых экономических зон.
3.2.4. Организовать изучение, обобщение и распространение передового отечественного и зарубежного опыта функционирования особых экономических зон и технопарков.
3.2.5. Совместно с Минэкономразвития России и Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами обеспечить регулярное проведение Московского международного форума, а также круглых столов и методических семинаров по проблемам деятельности особых экономических зон.
3.3. Стимулирование процесса кластеризации и аутсорсинга.
3.3.1. Принять участие в разработке концепций и программ развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры в регионах с определением долговременных стратегических целей и средств их достижения.
3.3.2. Рекомендовать Правительству РФ разработать с участием ТПП России общефедеральную долгосрочную программу формирования в России сети территориальных промышленных кластеров.
3.3.3. Принять участие в формировании информационно-коммуникационной инфраструктуры территориальных производственных кластеров.
3.3.4. Подготовить рекомендации по экономическому стимулированию перехода крупных и средних компаний к использованию механизмов аутсорсинга и субконтрактации.
3.3.5. Оказывать содействие администрациям и торгово-промышленным палатам регионов в воспроизводстве в России итальянской модели промышленных округов и опыта создания и функционирования кластеров конкурентоспособности по опыту Финляндии.
3.4. Формирование рынков инновационного капитала и оборота интеллектуальных активов.
3.4.1. Рекомендовать территориальным палатам принять участие в учреждении предприятий и организаций, специализирующихся на оказании информационно-консультационных услуг в инновационной сфере.
3.4.2. Привлечь соответствующие комитеты ТПП России к распространению отечественной и зарубежной практики использования долговых и иных финансовых инструментов для финансирования внедрения инновационных разработок.
3.4.3. Разработать и внести в Правительство РФ предложения по совершенствованию рынка интеллектуальной продукции и ее защиты.
3.4.4. Направить в Правительство РФ предложения, касающиеся дополнений и изменений в Федеральный закон "О коммерческой тайне" и позволяющие усилить защиту новейших научных разработок от неправомерного использования.
3.5. Создание системы кадрового обеспечения управления инновациями и коммерциализации технологий.
3.5.1. Организовать совместно с Академией менеджмента и рынка Школу инновационных менеджеров при ТПП России.
3.5.2. Организовать подготовку специалистов по вопросам инновационной деятельности в формате краткосрочных и целевых семинаров и курсов в территориальных палатах.
3.5.3. Осуществить формирование и функционирование Национальной системы подготовки и сертификации консультантов для инновационной деятельности предприятий и организаций.
3.5.4. Провести цикл пилотных семинаров по теме: "Инновационное развитие: формы и технологии работы торгово-промышленных палат".
4. Участие торгово-промышленных палат в реализации приоритетных национальных проектов
Торгово-промышленная палата Российской Федерации рассматривает в качестве одной из своих важнейших задач активное участие в реализации приоритетных национальных проектов.
4.1. Приоритетный национальный проект "Современное здравоохранение".
4.1.1. Принять участие в подготовке и экспертизе нормативно-правовых актов, обеспечивающих законодательное закрепление государственных гарантий оказания высококвалифицированной медицинской помощи населению.
4.1.2. Подготовить и направить в Правительство РФ обоснование необходимости принятия долгосрочной целевой программы развития отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, в которой было бы предусмотрено:
- создание современных и реконструкцию имеющихся мощностей по производству медицинской техники;
- приоритетное размещение государственного заказа на отечественных предприятиях;
- стимулирование разработки новой медицинской техники.
4.1.3. Разработать и внести в федеральные органы законодательной и исполнительной власти предложения по модернизации системы обязательного медицинского страхования.
4.1.4. Постоянно анализировать и распространять опыт работы предпринимательских структур по формированию культуры здоровья у своих сотрудников.
4.1.5. Реализовывать систему мер по налаживанию механизмов общественного контроля деятельности субъектов обращения лекарственных средств с учетом международных регуляторных требований.
4.1.6. Принять участие в разработке технического регламента "О лекарственных средствах" и национального стандарта "Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Надлежащая аптечная практика".
4.1.7. Организовать консультационную поддержку медицинским учреждениям по сертификации систем менеджмента качества как одного из условий повышения качества жизни населения.
4.2. Приоритетный национальный проект "Образование".
4.2.1. Привлечь комитеты ТПП России и территориальные палаты к разработке новых профессиональных образовательных стандартов с учетом современных квалификационных требований к различным категориям работников.
4.2.2. В рамках реализации Комплекса межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года принимать участие в подготовке ежегодных информационных писем о прогнозе потребности экономики в трудовых ресурсах.
4.2.3. Принять участие в подготовке научно обоснованного государственного прогноза потребности национальной экономики в кадрах специалистов различной квалификации для оптимизации масштабов и структуры их подготовки.
4.2.4. Расширить число организаций, реализующих образовательные программы непрерывного профессионального образования; проработать вопрос о создании центра образовательных программ ТПП России для оказания методической и практической помощи предпринимательским структурам, участвующим в реализации задач в сфере непрерывного образования.
4.2.5. Способствовать развитию общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ с широким представительством предпринимателей и привлечению их к развитию системы начального, среднего и высшего профессионального образования, участию в итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений.
4.2.6. Организовать распространение положительного опыта взаимодействия предприятий, объединений предпринимателей и учреждений профессионального образования в деле повышения качества подготовки специалистов.
4.2.7. Подготовить и направить в Правительство РФ предложения о предоставлении льготного режима налогообложения средств, направляемых предпринимательскими структурами на укрепление материально-технической базы учебных заведений.
4.2.8. Оказывать постоянное содействие организациям и предприятиям всех форм собственности в разработке и реализации программ внутрифирменного обучения и повышения квалификации работников и специалистов.
4.3. Приоритетный национальный проект "Доступное жилье".
4.3.1. Внести в Правительство Российской Федерации предложения по изменениям и дополнениям в действующее законодательство, предусмотрев:
- отмену ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, сырьевые материалы и запасные части, не производимые в РФ, для предприятий промышленности строительных материалов;
- возможность установления специальных налоговых преференций (включая налоговые каникулы) для инвесторов при капитальном строительстве и модернизации объектов ЖКХ, реконструкции предприятий промышленности стройматериалов и производителей альтернативной экологически чистой энергии;
- налоговые преференции банкам при долгосрочном кредитовании строительства нового жилья.
4.3.2. Направить в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу предложения о возможности использования для обеспечения жильем граждан, по отношению к которым государство несет определенные обязательства, механизма смешанного финансирования с использованием средств федерального и муниципального бюджетов и частного капитала.
4.3.3. Принять участие в деятельности рабочих групп Правительства Российской Федерации по подготовке подзаконных актов, связанных с реализацией положений нового Градостроительного кодекса, прежде всего в части:
- принятия муниципалитетами упрощенных процедур землеотвода, разрешений и согласований на жилищное строительство, подготовку необходимой инженерно-коммунальной инфраструктуры;
- создания совместно с предпринимательским сообществом общественной системы контроля за расходованием средств, предусмотренных ФЦП "Жилище".
4.3.4. Установить взаимодействие с администрациями субъектов Федерации и муниципальных образований по вопросам привлечения торгово-промышленных палат к реализации следующих мер:
- разработки комплексных долгосрочных программ развития и модернизации инфраструктуры и социальной сферы городов и населенных пунктов;
- инвентаризации имеющихся территорий и подготовки их к выделению (продаже) под застройку со всеми необходимыми согласованиями;
- мониторинга деятельности подрядных организаций, девелоперских и риэлторских компаний, предприятий промышленности стройматериалов.
4.3.5. Активно содействовать внедрению в массовое производство инновационных методов строительства жилья, передовых строительных технологий, новых материалов и строительной техники.
4.4. Приоритетный национальный проект "Эффективное сельское хозяйство".
4.4.1. Принять участие в работе по подготовке и продвижении законопроектов о внесении изменений в федеральные законы "Об ипотеке (залоге недвижимости)", "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", "Об ипотечных ценных бумагах", "О рынке ценных бумаг", предусмотрев при этом:
- внесение изменений в действующее законодательство, делающее доступной ипотеку сельскохозяйственных земель;
- упрощение процедуры регистрации прав собственности на землю в режиме "одного окна";
- устранение ограничений в развитии кредитной кооперации в аграрной сфере.
4.4.2. Разработать совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации меры по подготовке персонала для животноводства и селекционной работы.
4.4.3. Осуществить совместно с территориальными торгово-промышленными палатами разработку региональных проектов по стимулированию развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.
5. Расширение сотрудничества с органами государственной власти и управления, структурами гражданского общества
В числе приоритетных задач Торгово-промышленной палаты Российской Федерации - налаживание постоянного диалога и партнерского взаимодействия с органами государственной власти и институтами гражданского общества.
5.1. Участие в реализации административной реформы.
5.1.1. Обратиться в рабочую группу Администрации Президента РФ с предложениями в части дополнений к Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, имея в виду передачу ряда избыточных функций в ведение торгово-промышленных палат, союзов и объединений предпринимателей.
5.1.2. Совершенствовать практику работы с органами законодательной и исполнительной власти по подготовке и обсуждению проектов нормативно-правовых актов социально-экономического характера, по проведению независимой экспертизы проектов, в том числе на коррупционность.
5.1.3. Привлечь представителей предпринимательских структур и бизнес-ассоциаций к формированию и оценке эффективности бюджетных целевых программ.
5.1.4. Разработать и представить в Правительство РФ концепцию внедрения механизмов аутсорсинга административно-управленческих процессов с участием саморегулируемых предпринимательских организаций.
5.1.5. Принять участие в определении критериев качества, стоимости и полезности услуг для органов государственной власти и мер ответственности за полноту и достоверность сведений и рекомендаций.
5.2. Взаимодействие с федеральными органами власти.
5.2.1. Продолжить практику заключения договоров о сотрудничестве с федеральными министерствами и ведомствами и осуществлять постоянный анализ хода выполнения таких соглашений.
5.2.2. Наладить процесс аккредитации в министерствах и ведомствах Российской Федерации экспертных организаций территориальных палат.
5.2.3. Внести предложения по расширению участия представителей ТПП России в работе руководящих органов и общественных формирований министерств и ведомств.
5.3. Взаимодействие с региональными структурами государственной власти и управления.
5.3.1. Оказать практическую помощь межрегиональным ассоциациям торгово-промышленных палат в усилении взаимодействия с органами управления полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
5.3.2. Развивать и совершенствовать опыт заключения соглашений между территориальными палатами и администрациями субъектов Федерации и муниципальных образований.
5.3.3. Обеспечить участие территориальных палат в создании и деятельности советов по борьбе с коррупцией в федеральных округах и субъектах Федерации.
5.3.4. Изучить и распространить опыт ряда территориальных палат по презентации экономического и инвестиционного потенциала регионов в России и зарубежных странах.
5.3.5. Наладить систему работы с администрациями субъектов Федерации и органами местного самоуправления по экспертному сопровождению инвестиционных проектов.
5.4. Участие в формировании механизмов государственно-частного партнерства.
5.4.1. Участвовать в развитии концессионных соглашений, включая разработку необходимых подзаконных актов и осуществление пилотных проектов.
5.4.2. Привлечь территориальные палаты к налаживанию государственно-частного партнерства в проектах, связанных с созданием производственной и социальной инфраструктуры.
5.4.3. Организовать совместно с государственными органами и отечественными бизнес-структурами работу по изучению и применению лучшего зарубежного опыта государственно-частного партнерства.
5.4.4. Принять меры по распространению опыта формирования региональных и отраслевых программ выявления, формализации и доведения до потенциальных разработчиков и исполнителей запросов предприятий на инновации и инвестиции.
5.5. Взаимодействие с федеральными, региональными и отраслевыми бизнес-объединениями.
5.5.1. Участвовать в разработке мер по продвижению интересов бизнес-сообщества и прежде всего малого и среднего бизнеса в связи с перспективой вступления России в ВТО.
5.5.2. Разработать предложения ТПП России относительно условий и порядка приобретения прав на находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки под приватизированными предприятиями.
5.5.3. Практиковать внесение предложений бизнес-сообщества для рассмотрения на заседаниях Совета по конкурентоспособности при Правительстве Российской Федерации.
5.5.4. Осуществить совместное исследование практики корпоративного управления в российских компаниях и подготовку рекомендаций по ее улучшению.
5.5.5. Выработать совместную позицию ТПП России и ведущих объединений предпринимателей по следующим вопросам:
- реформирование инфраструктурных монополий;
- совершенствование транспортной и логистической инфраструктуры;
- расширение конкурентного сектора в сфере телекоммуникаций;
- поэтапное снижение ввозных таможенных пошлин и увеличение льготных периодов для импорта технологического оборудования, не производимого в России;
- проведение реформы технического регулирования.
5.6. Сотрудничество с Общественной палатой России и общественными палатами субъектов Федерации.
5.6.1. Наладить совместную работу по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов.
5.6.2. Обеспечить широкое привлечение представителей делового сообщества к работе комиссий и других формирований Общественной палаты России.
5.6.3. Осуществить совместный мониторинг правоприменительной практики в отношении Федерального закона "О некоммерческих организациях".
5.6.4. Взаимодействовать в подготовке и продвижении социальных проектов, инициируемых местными предпринимательскими сообществами и неправительственными организациями.
5.6.5. Разработать и реализовать меры совместных действий ТПП России, Общественной палаты и предпринимательских объединений по предотвращению экстремизма, ксенофобии и национализма в российском обществе.
5.6.6. Совместно с территориальными палатами установить постоянное сотрудничество с региональными общественными палатами.
5.7. Выстраивание долгосрочных отношений с некоммерческими организациями и независимыми экспертными структурами.
5.7.1. Осуществлять совместную разработку аналитических материалов по актуальным проблемам развития экономики и предпринимательства.
5.7.2. Организовать проведение социологических исследований по вопросам социальной ответственности бизнеса с участием ведущих консалтинговых компаний, агентств и исследовательских лабораторий.
5.7.3. Продолжить практику проведения "круглых столов" и обсуждений по социально-экономической тематике.
5.7.4. Проводить мероприятия по широкому обсуждению в экспертном сообществе годовых докладов ТПП России о развитии предпринимательства в важнейших отраслях национальной экономики.
5.7.5. Развивать сотрудничество с Центром международного частного предпринимательства (CIPE) при Торговой палате США по исследованию наиболее значимых проблем в деятельности бизнес-коалиций и структур гражданского общества в России.
5.7.6. Расширять рабочие связи с научными организациями Российской академии наук и отраслевых академий.
5.7.7. Совершенствовать деятельность "Меркурий-клуба" при ТПП России. Шире распространять опыт его работы в регионах России.
6. Активизация деятельности палат по формированию социальной ответственности и позитивного имиджа российского предпринимательства
Торгово-промышленная палата Российской Федерации будет настойчиво внедрять принцип социальной ответственности российского предпринимательства, рассматривая его как необходимое условие успешной бизнес-практики, минимизации рисков и установления партнерских взаимоотношений между властью, неправительственными организациями и частным предпринимательством.
6.1. Развитие практики участия бизнеса, некоммерческих организаций и государственных органов в реализации совместных проектов, направленных на повышение уровня жизни населения.
6.1.1. Разработать и внести в Правительство РФ предложения по повышению эффективности программ в области социальной политики, предусматривающие пересмотр существующих механизмов предоставления негосударственной социальной помощи.
6.1.2. Отработать новые формы и механизмы для вовлечения трудоспособных и временно незанятых граждан в экономическую деятельность, и в том числе путем развития семейных форм малого предпринимательства.
6.1.3. Предусмотреть меры помощи органам службы занятости в деле широкого использования информационных технологий и эффективных методик для обучения высвобождающихся работников на модернизируемых предприятиях.
6.2. Совершенствование форм и методов социального партнерства и гармонизации социально-трудовых отношений.
6.2.1. Обеспечить участие территориальных палат в решении вопросов становления социального партнерства на уровне субъектов Федерации, обратив особое внимание в деятельности трехсторонних комиссий на установление справедливого уровня оплаты труда работников и ликвидацию неформального найма рабочей силы.
6.2.2. Разработать предложения по налоговому стимулированию добровольного пенсионного страхования работников за счет средств работодателей.
6.2.3. Организовать участие территориальных палат в выработке предложений по совершенствованию и внедрению современных форм экспертизы условий труда, осуществлении мер по охране труда.
6.3. Отработка новых механизмов взаимодействия бизнеса, власти и институтов гражданского общества.
6.3.1. Проводить на постоянной основе общественный мониторинг хода реализации и результатов реформ в социальной сфере и реформы местного самоуправления.
6.3.2. Осуществить проработку и сопровождение реализации ряда пилотных проектов партнерства в социальной сфере с применением механизма государственно-частного партнерства.
6.3.3. Проработать вопрос о реформировании Единого социального налога в части изменения регрессивной шкалы налогообложения.
6.3.4. Содействовать созданию необходимых условий для совершенствования социальной рекламы как действенного института информационной политики государства и общества.
6.4. Внедрение современных систем управления социальными инвестициями.
6.4.1. Обеспечить внедрение Стандарта ТПП РФ "Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации. Общие положения".
6.4.2. Организовать изучение опыта зарубежных стран, в которых национальное законодательство предписывает выпуск нефинансовых социальных отчетов, и подготовить в случае необходимости соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации.
6.4.3. Продолжить работу с Правительством Российской Федерации и Государственной Думой по выработке предложений, направленных на стимулирование благотворительной деятельности предпринимательских структур, особенно в отношении материнства и детства.
6.5. Участие палат в решении проблем рынка труда.
6.5.1. Обеспечить участие палат в проведении исследований и подготовке прогнозов развития рынков труда в различных регионах Российской Федерации.
6.5.2. Разработать рекомендации по участию палат в реализации специальных программ по привлечению высококвалифицированных специалистов в реальный сектор экономики и прежде всего в регионах Сибири и Дальнего Востока.
6.5.3. Организовать общественную экспертизу законопроектов об иммиграции, а также целевых государственных и региональных иммиграционных программ.
6.5.4. Принять участие в выработке предложений Правительством Российской Федерации по социальной защите иностранных работников и членов их семей.
6.5.5. Использовать возможности палат в налаживании эффективного механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации.
6.6. Повышение роли палат в решении проблем экологии и природопользования.
6.6.1. Обеспечить участие торгово-промышленных палат и их экспертных организаций в проведении экологического аудита и сертификации предприятий на соответствие международным стандартам ИСО-14000.
6.6.2. Разработать и внести в Министерство природных ресурсов Российской Федерации предложения о мерах по совершенствованию механизмов рационального природопользования.
6.6.3. Определить совместно с Минэкономразвития России меры по повышению роли и ответственности пользователей леса в вопросах улучшения состояния, воспроизводства, охраны и защиты лесов.
6.6.4. Принять участие в разработке и экспертизе проекта Экологического кодекса Российской Федерации, а также проектов нормативно-правовых актов, направленных:
- на совершенствование законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления;
- на урегулирование вопросов платы за негативное воздействие на окружающую среду, нанесенный ей ущерб.
6.6.5. Принять участие в разработке и экспертизе нормативно-правовых документов, необходимых для реализации Киотского протокола в России, и документов, необходимых для внедрения системы сертификации деятельности предприятий, направленной на сокращение выбросов и увеличение абсорбции газов в России.
6.7. Мероприятия по продвижению положительного имиджа российского бизнеса в стране и за рубежом.
6.7.1. Разработать и направить в территориальные палаты рекомендации в части совершенствования методики проведения конкурса лучших предприятий "Золотой Меркурий".
6.7.2. Создать в ТПП России единую организационную систему управления медиа-ресурсами.
6.7.3. Повысить качество информационных и аналитических материалов о деятельности ТПП России, предлагаемых к публикации в ведомственных изданиях и наиболее популярных средствах массовой информации.
6.7.4. Оказывать содействие в создании и тиражировании узнаваемых отечественных торговых марок и брэндов, формировании позитивного имиджа российского предпринимательства, в том числе по линии загранпредставительств Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
7. Повышение роли малого и среднего предпринимательства в экономической и социальной жизни общества
Развитие малого и среднего предпринимательства, являющегося важнейшим фактором ускорения темпов экономического роста страны, ликвидации дисбаланса в развитии территорий, преодоления бедности и укрепления социальной стабильности, было и остается одной из наиболее приоритетных задач ТПП России.
7.1. Увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства и повышение эффективности их деятельности.
7.1.1. Продолжить работу по формированию предложений в федеральные органы законодательной и исполнительной власти в части совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.
7.1.2. Принять участие в реализации Ведомственной программы Минэкономразвития России по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства на 2005-2008 годы.
7.1.3. Подготовить и направить в Минэкономразвития России предложения в Федеральную программу поддержки и развития малого и среднего бизнеса на 2009 год и последующие годы.
7.1.4. Оказывать организационно-методическое содействие территориальным палатам в вопросах их участия в разработке и реализации региональных и муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.
7.1.5. Осуществлять постоянный мониторинг состояния малого и среднего предпринимательства с целью определения уровня его развития и устранения проблем, тормозящих развитие сектора.
7.1.6. Проводить тематические всероссийские конференции представителей малых и средних предприятий и региональные конференции с целью обсуждения актуальных проблем малого и среднего предпринимательства и поиска путей их преодоления, организации диалога бизнеса и власти для определения стратегии развития малого и среднего предпринимательства.
7.1.7. Использовать возможности федеральных, отраслевых и региональных СМИ для пропаганды развития малого и среднего предпринимательства, в первую очередь в производственной и научно-технической сферах.
7.2. Оптимизация налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства.
7.2.1. Подготовить предложения по дальнейшему уменьшению налоговой нагрузки на экономику, в том числе налоговому стимулированию развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.
7.2.2. Проработать вопрос о предоставлении налоговых каникул для вновь создающихся малых инновационных предприятий.
7.2.3. Подготовить предложения:
- по расширению возможности малых предприятий IТ-индустрии переходить на упрощенную систему налогообложения;
- по совершенствованию распределения налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства между бюджетами различных уровней.
7.2.4. Разработать проекты новых стандартов исчисления базовой доходности для единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности и наметить меры по их реализации совместно с Минэкономразвития России и Минфином России.
7.3. Формирование программ поддержки инновационных и экспортно-ориентированных проектов малых и средних предприятий.
7.3.1. Оказывать постоянное содействие формированию региональной сети закрытых паевых инвестиционных фондов для продвижения венчурных проектов в малом бизнесе.
7.3.2. Оказывать содействие в привлечении территориальных ТПП к участию в проектах международных организаций, направленных на поддержку экспортно-ориентированных инновационных малых и средних предприятий.
7.3.3. Разработать комплекс мероприятий по внедрению международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года на малых и средних предприятиях.
7.3.4. Сформировать базы данных экспортно-ориентированной продукции малых предприятий и разместить их на интернет-сайтах территориальных ТПП.
7.3.5. Содействовать формированию пулов (консорциумов) малых инновационных предприятий, реализующих конкретные технологические проекты, в том числе в экспортно-ориентированных программах.
7.3.6. Организовать распространение и применение опыта по продвижению продукции малых предприятий на международные рынки.
7.4. Развитие механизмов финансово-кредитной поддержки малого и среднего бизнеса.
7.4.1. Принять участие в разработке, экспертизе и согласовании проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов, регулирующих микрофинансовую деятельность. В качестве приоритетных направлений определить:
- принятие Федерального закона "О кредитной кооперации";
- разработку и принятие Федерального закона "О микрофинансовых организациях".
7.4.2. Способствовать разработке и внедрению стандартов микрофинансовой деятельности, направленных на формирование устойчивого и прозрачного профессионального рынка.
7.4.3. Осуществить совместно с территориальными ТПП разработку и внедрение региональных и муниципальных программ развития микрофинансирования.
7.4.4. Содействовать развитию сотрудничества между микрофинансовыми организациями и банками в процессе кредитования малого бизнеса.
7.4.5. Провести анализ программ кредитования малого и среднего бизнеса, реализуемых банками в регионах России, и подготовить рекомендации по критериям малых и средних предприятий для использования в специальных программах банковского кредитования.
7.5. Создание и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, обучение кадров.
7.5.1. Наладить взаимодействие с федеральными ведомствами и региональными администрациями в процессе формирования и развития сети бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, коучинг-центров и других видов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах России.
7.5.2. Оказывать содействие внедрению системообразующих пакетов технологий в сферу жилищно-коммунального хозяйства "Город - эффективные решения", реализуемых малыми инновационными предприятиями в рамках программы НП "Национальное агентство технологической поддержки предпринимательства "Интех".
7.5.3. Расширить сеть учебно-деловых центров Морозовского проекта, функционирующих на базе территориальных палат, организовать обучающие семинары для представителей малого бизнеса.
7.5.4. Принять участие во внедрении технологий дистанционного обучения, коучинга и бизнес-наставничества для подготовки начинающих предпринимателей.
7.5.5. Содействовать созданию системы подготовки и сертификации консультантов для сферы малого бизнеса с использованием зарубежного опыта.
8. Расширение и углубление международного сотрудничества
В целях дальнейшей интеграции России в систему международных экономических отношений ТПП России намерена сконцентрировать свои усилия на следующих направлениях:
8.1. Совершенствование механизмов и организационных форм участия российских предприятий в международном разделении труда и кооперировании.
8.1.1. Предоставлять членам ТПП России и заинтересованным российским организациям информационно-консультативные услуги по вопросам работы на определенных внешних рынках, а также оказывать практическую помощь в организации презентаций регионов и предприятий за рубежом, организации визитов делегаций бизнесменов и специализированных бизнес-миссий.
8.1.2. Участвовать в выработке и реализации мер по поддержке экспорта российских товаров и услуг.
8.1.3. Принять участие в обсуждении законопроектов "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" и о внесении изменений в Федеральный закон "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", а также инициировать разработку и принятие новой редакции Федерального закона "О таможенном тарифе".
8.2. Углубление и расширение взаимодействия с торгово-промышленными палатами, предпринимательскими союзами и объединениями стран СНГ.
8.2.1. Содействовать совершенствованию интеграционного экономического взаимодействия в рамках СНГ, в частности формированию Единого экономического пространства России и других заинтересованных стран Содружества.
8.2.2. Добиваться наращивания российского экономического присутствия на рынках стран Содружества, в том числе через создание совместных производств, участие российских предприятий в процессах приватизации.
8.2.3. Совместно с территориальными палатами и объединениями предпринимателей развивать межрегиональное и приграничное сотрудничество со странами Содружества, содействовать восстановлению и налаживанию новых кооперационных связей.
8.2.4. Продолжить участие ТПП России в работе Совета руководителей торгово-промышленных палат стран СНГ и развитие взаимовыгодного сотрудничества на двусторонней основе с партнерскими организациями стран Содружества.
8.2.5. Совместно с торгово-промышленными палатами стран Содружества принять участие в организационно-методической работе по созданию Учебно-делового центра.
8.2.6. Продолжить работу по развитию и совершенствованию системы "ТПП Эксперт СНГ" на основе современных информационных технологий.
8.3. Налаживание деловых связей российских предприятий с деловыми кругами Евросоюза и других стран Европы.
8.3.1. Содействовать повышению авторитета российских предпринимательских кругов в странах региона, доведению объективной хозяйственной информации о России до сведения деловых и общественных кругов Европы.
8.3.2. Способствовать привлечению европейских капиталовложений в реальный сектор российской экономики, созданию "промышленных округов" по опыту некоторых стран Западной Европы.
8.3.3. Активизировать информационно-консультационную поддержку работе отечественных предприятий на европейских рынках, установлению рабочих связей с местными компаниями.
8.3.4. Добиваться дальнейшего упрощения визового режима ЕС для российских предпринимателей.
8.3.5. Активно использовать потенциалы Итало-Российской и Российско-Британской торговых палат, других двусторонних объединений предпринимателей.
8.3.6. Разработать комплекс мер по поддержке выхода заинтересованных российских регионов и территориальных ТПП на взаимосвязи с территориальными образованиями и местными ТПП стран Европы.
8.4. Развитие практического взаимодействия с представителями деловой элиты США и Канады.
8.4.1. Активизировать сотрудничество с объединениями деловых кругов США (Торговая палат США, Американо-Российский деловой совет, Американская палата в России, российско-американские торговые палаты, действующие в ряде штатов).
8.4.2. Осуществить по линии представительства ТПП России в США меры по закреплению в деловых и общественных кругах Северной Америки положительного имиджа России как надежного экономического партнера.
8.4.3. Активизировать участие ТПП России и территориальных палат, а также предприятий - членов Палаты в мероприятиях по линии Российско-Американского Тихоокеанского партнерства.
8.4.4. Использовать возможности Представительства ТПП России в США для содействия развитию связей с деловыми кругами и их объединениями в Канаде.
8.5. Расширение присутствия и укрепление позиций ТПП России и российского бизнеса на рынках стран Азии.
8.5.1. Продолжить поиск путей повышения в российском экспорте в страны региона удельного веса товаров с высоким уровнем добавленной стоимости и смещения "центра тяжести" с традиционной торговли к широкомасштабному инвестиционному сотрудничеству.
8.5.2. Оказывать поддержку созданию и развитию деятельности двусторонних советов по сотрудничеству предпринимателей России и стран региона. Содействовать экономическим отношениям с предпринимательскими кругами государств - участников Шанхайской Организации Сотрудничества.
8.5.3. Способствовать привлечению компаний стран региона в российские особые экономические зоны, а также использованию российскими предприятиями возможностей особых экономических зон в странах Азии для производства продукции для экспорта, либо импортозамещения.
8.5.4. Проводить на постоянной основе работу, нацеленную на повышение доверия зарубежных инвесторов и покупателей к российскому рынку.
8.6. Интенсификация сотрудничества с деловыми кругами арабских стран.
8.6.1. Шире использовать возможности Российско-Арабского Делового Совета и двусторонних деловых советов по продвижению на рынки региона российской машинно-технической продукции и технологий, привлечению финансовых возможностей местных фирм для инвестирования в российскую экономику.
8.6.2. Осуществить меры по привлечению компаний арабских стран к участию в российских ОЭЗ, в частности, созданию производств, нацеленных на долгосрочные поставки в государства региона дефицитных для них материалов и изделий.
8.7. Содействие созданию условий для более совершенной модели торгово-экономического взаимодействия российских предприятий с партнерам из стран Африки и Латинской Америки.
8.7.1. Способствовать укреплению позиций российских предприятий в странах Латинской Америки, их возврату на рынки африканских стран в качестве устойчивых поставщиков оборудования, технологий и услуг в энергетике, нефтегазовом комплексе, транспорте, строительстве и других отраслях.
8.7.2. Направлять усилия палат всех уровней на расширение круга участников внешнеэкономических операций, увеличение в российском экспорте в страны Африки и Латинской Америки доли машин и оборудования, а также готовых изделий и услуг.
8.7.3. Провести совместно с партнерскими организациями серию мероприятий, направленных на повышение доверия инвесторов и покупателей из латиноамериканских стран к российскому рынку.
8.7.4. Вести линию на наращивание числа двусторонних советов сотрудничества с предпринимателями стран Латинской Америки и Африки.
8.8. Углубление и расширение взаимодействия с торгово-промышленными палатами, международными, региональными и национальными организациями деловых кругов.
8.8.1. Использовать участие ТПП России в работе международных объединений торговых палат для представления оперативной экономической информации по России, ее законодательству в области внешней торговли и иностранных инвестиций, о наших интересах и возможностях, конкретных инвестиционных проектах.
8.8.2. Разработать и осуществить совместно с зарубежными партнерскими организациями целевые программы по повышению степени информированности российских компаний о зарубежных рынках сбыта и торговом законодательстве зарубежных стран.
8.8.3. Предусмотреть меры по использованию механизмов регионального и многостороннего сотрудничества палат для продвижения российских товаров, услуг и капиталов на мировые рынки.
8.8.4. Продолжить практику организации деловых встреч, форумов и экономических миссий между российскими и зарубежными партнерами.
8.8.5. Способствовать привлечению представителей российского бизнеса к работе профильных комиссий Международной торговой палаты, а также Ассоциации европейских торговых палат.
8.9. Совершенствование и расширение деятельности представительств ТПП России в зарубежных странах и регионах.
8.9.1. Продолжить работу по оптимизации структуры сети и географии представительств ТПП России за границей, в том числе с привлечением к долевому участию в финансировании их деятельности территориальных палат и других организаций.
8.9.2. Усилить взаимодействие представительств ТПП России за границей с посольствами и торгпредствами России, включая участие в экономсоветах при посольствах Российской Федерации в зарубежных странах.
8.9.3. Добиваться дальнейшего повышения эффективности деятельности загранпредставительств ТПП России, в том числе за счет укрепления взаимодействия с основными подразделениями аппарата ТПП России и территориальными палатами, имея в виду превращение их в полномасштабные информационные центры.
9. Расширение спектра и повышение качества услуг, оказываемых торгово-промышленными палатами предпринимательским структурам
Торгово-промышленная палата Российской Федерации рассматривает в числе своих приоритетных задач не только дальнейшее наращивание объемных и стоимостных показателей услуг предпринимательским структурам, но и повышение их качества, а также решительное увеличение интеллектуально насыщенных видов деятельности. В условиях нарастающей конкуренции на качественно новый уровень работы предстоит выйти предприятиям и организациям, созданным при участии ТПП России и территориальных палат.
9.1. Развитие Единой системы экспертной оценки количества, качества и комплектности товаров - Системы "ТПП Эксперт".
9.1.1. Продолжить работу по аккредитации и инспекционному контролю экспертных организаций территориальных ТПП в системе "ТПП Эксперт" в соответствии с требованиями международных стандартов.
9.1.2. Осуществлять актуализацию программ по подготовке экспертов с использованием базовых положений международных стандартов.
9.1.3. Оказывать постоянное содействие учебным центрам территориальных палат по товарной экспертизе в целях их последующей аккредитации и повышения качества учебного процесса.
9.1.4. Продолжить работу по развитию и совершенствованию ведения реестров системы "ТПП Эксперт" на основе современных информационных технологий.
9.2. Развитие Системы добровольной сертификации инспекционных услуг - Системы "Инспектсерт".
9.2.1. Разработать комплекс мер по расширению объектов сертификации системы "Инспектсерт", включая сертификацию систем менеджмента, решению вопросов взаимного признания результатов сертификации.
9.2.2. Создать в федеральных округах на базе территориальных ТПП органы по сертификации системы "Инспектсерт".
9.2.3. Организовать работу по использованию министерствами и ведомствами системы добровольной сертификации инспекционных услуг "Инспектсерт".
9.2.4. Осуществить сертификацию услуг экспертных организаций территориальных ТПП по экспертизе определения страны происхождения товаров в системе "Инспектсерт".
9.2.5. Разработать и внедрить программу подготовки экспертов по аккредитации органов по сертификации.
9.3. Развитие системы стандартизации ТПП России.
9.3.1. Проводить постоянный мониторинг применения стандартов ТПП России и готовить предложения по их актуализации.
9.3.2. Продолжить разработку и введение в действие новых стандартов ТПП России по основным направлениям деятельности торгово-промышленных палат.
9.3.3. Обеспечить участие ТПП России в реализации Концепции развития национальной системы стандартизации.
9.3.4. Оказать целевую помощь территориальным палатам, планирующим провести в течение 2007 - 2011 годов сертификацию систем менеджмента качества на соответствие международным стандартам ИСО серии 9000 версии 2000 года.
9.3.5. Организовать проведение цикла семинаров по вопросам внедрения на предприятиях систем менеджмента, соответствующих требованиям международных стандартов.
9.3.6. Продолжить работу по ведению Реестра стандартов ТПП России.
9.3.7. Продолжить работу по внесению изменений в действующие стандарты ТПП России и организовать переиздание устаревших и издание новых стандартов ТПП России.
9.4. Повышение эффективности работы по удостоверению сертификатов происхождения товаров.
9.4.1. Реализовать меры дополнительного контроля за деятельностью территориальных палат по удостоверению сертификатов происхождения товаров и проведению согласованной тарифной политики.
9.4.2. Наладить систему взаимодействия с хозяйствующими субъектами, таможенными и другими компетентными органами по вопросам оптимизации порядка выдачи сертификатов происхождения товаров.
9.4.3. Продолжить работу с Комиссией Европейских сообществ в части совершенствования практики удостоверения сертификатов происхождения товаров по форме "А" и на некоторые изделия из стали, экспортируемые в страны ЕС.
9.4.4. Продолжить работу в специализированных органах (рабочих групп) Всемирной Федерации торговых палат по вопросам унификации правил определения страны происхождения товаров.
9.4.5. Разработать компьютерную программу (программное обеспечение) по процедуре выдачи сертификатов происхождения товаров по форме СТ-1.
9.4.6. Провести мониторинг применения стандартов и методик ТПП России, определяющих порядок проведения экспертизы страны происхождения товаров.
9.5. Становление механизмов саморегулирования оценочной деятельности.
9.5.1. Обеспечить участие ТПП России в реализации межведомственной Концепции развития оценочной деятельности на среднесрочную перспективу.
9.5.2. Инициировать внесение поправок в законодательство об оценочной деятельности в части признания субъектами оценочной деятельности юридических лиц и уточнения порядка функционирования обязательного компенсационного фонда.
9.5.3. Добиться активного участия территориальных палат и независимых оценщиков в деятельности некоммерческого партнерства "Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков".
9.5.4. Завершить работу по формированию Системы независимого общественного контроля оценочной деятельности.
9.5.5. Обеспечить участие палат в реализации Соглашения о минимальных тарифах, Кодекса профессиональной этики и Соглашения о принципах подсчета рейтингов оценочных компаний в России.
9.5.6. Разработать комплекс мер по повышению роли палат в оценке нематериальных активов и интеллектуальной собственности.
9.6. Развитие инфраструктуры информационной поддержки предпринимательства.
9.6.1. Продолжить работу по внедрению целевой программы ТПП России "Развитие инфраструктуры информационной поддержки предпринимательства на базе Сети обмена деловой информацией системы ТПП России", используя в этих целях возможности ОАО "ЦМТ".
9.6.2. Обеспечить интеграцию ресурсов ТПП России и сервисов территориальных палат и аффилированных структур.
9.6.3. Подготовить предложения о создании на базе ТПП России электронную торговую площадку с использованием современных информационных технологий с целью комплексного оказания услуг предпринимателям.
9.6.4. Наладить с помощью новых ресурсов деловой информации систему сбора и анализа информации по вопросам соблюдения требований технических регламентов.
9.6.5. Подготовить предложения о внедрении в практику работы технологии телеконференций для заочного участия предпринимателей из регионов в значимых мероприятиях в Москве и, в первую очередь, в ТПП России.
9.7. Совершенствование выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.
9.7.1. Разработать проект Положения об организации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации.
9.7.2. Подготовить предложения по повышению эффективности участия отечественных товаропроизводителей в выставочно-конгрессных мероприятиях в стране и за рубежом.
9.7.3. Разработать предложения по созданию общероссийской информационной базы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.
9.7.4. Провести анализ состояния материально-технической базы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, подготовить предложения в Правительство Российской Федерации по стимулированию ее развития.
9.7.5. В рамках Межведомственной комиссии по выставочно-ярмарочной деятельности при Минэкономразвития России:
- разработать и внедрить долгосрочное планирование зарубежных выставочных мероприятий с господдержкой на основе предложений отечественного бизнеса;
- подготовить предложения по совершенствованию механизма государственной поддержки выставок и ярмарок с частичным финансированием из федерального и регионального бюджетов.
9.7.6. Подготовить предложения по системе льгот для малого и среднего бизнеса, принимающего участие в зарубежных выставках с частичным бюджетным финансированием.
9.7.7. Совместно с администрациями субъектов Федерации и территориальными палат продолжить практику проведения презентаций промышленного и инвестиционного потенциала регионов.
9.7.8. Совместно с Федеральной таможенной службой России и Российским Союзом выставок и ярмарок завершить разработку правил таможенного оформления выставочных грузов.
9.7.9. Разработать совместно с Всероссийской Академией внешней торговли при Минэкономразвития России и Российским Союзом выставок и ярмарок специализированные программы по подготовке и повышению квалификации специалистов, занятых в различных сферах организации подготовки и проведения выставочно-конгрессных мероприятий, а также маркетинговых программ для подготовки и повышения квалификации экспонентов.
9.7.10. Обеспечить участие территориальных палат в организации экспозиции Российского национального павильона на Всемирных выставках ЭКСПО-2008 (г. Сарагоса, Испания) и ЭКСПО-2010 (г. Шанхай, Китай) и российских национальных выставок за рубежом.
9.8. Освоение новых интеллектуально насыщенных видов услуг.
9.8.1. Создать в федеральных округах учебно-консультационные центры на базе территориальных палат, предназначенные для подготовки специалистов и оказания консультационных услуг в области систем менеджмента качества, экологического менеджмента, социальной ответственности бизнеса, менеджмента профессиональной безопасности и здоровья.
9.8.2. Содействовать образовательным учреждениям в развитии системы дистанционного обучения предпринимателей по актуальным проблемам современной экономики и инновационного развития.
9.8.3. Оказать целевую помощь в разработке планов диверсификации услуг, предусмотрев в них меры по развитию следующих видов услуг:
- патентование и регистрация товарных знаков;
- бизнес-консультирование;
- деловое образование;
- штрих-кодирование;
- маркетинг и реклама.
10. Организационное, материальное и кадровое укрепление системы торгово-промышленных палат в Российской Федерации
В среднесрочной перспективе Торгово-промышленная палата Российской Федерации намерена сосредоточить усилия на осуществлении следующих мер:
10.1. В сфере совершенствования механизмов управления и взаимодействия в системе палат.
10.1.1. Продолжить работу по повышению эффективности деятельности руководящих органов ТПП России на базе строгого соблюдения демократических принципов.
10.1.2. Добиваться строгого соблюдения принципов и норм Кодекса корпоративной этики торгово-промышленных палат Российской Федерации.
10.1.3. Оказывать постоянное содействие палатам субъектов Федерации и муниципальных образований в разработке перспективных и текущих бизнес-планов.
10.1.4. Совершенствовать структуру, формы и методы деятельности комитетов и других общественных формирований ТПП России и территориальных палат.
10.1.5. Внести коррективы в методологию, систему критериев и требований по вопросу аккредитации территориальных палат в ТПП России.
10.1.6. Провести детальный анализ в разрезе регионов перспектив развития сети палат муниципальных образований, а также представительств, филиалов и структурных подразделений палат субъектов Федерации.
10.2. В деле интенсификации работы по привлечению в члены палат хозяйствующих субъектов.
10.2.1. Постоянно работать над расширением членской базы. Организовать изучение и распространение опыта работы по привлечению в члены палат предприятий и организаций.
10.2.2. Проводить ежегодную сверку членской базы на федеральном и региональном уровнях.
10.2.3. Использовать практику направления рабочих групп ТПП России для оказания помощи палатам, слабо развивающим членскую базу.
10.2.4. Активизировать работу по проведению социологического мониторинга всего комплекса проблематики, связанной с привлечением в члены ТПП России новых хозяйствующих субъектов.
10.3. В области укрепления материально-технической базы палат.
10.3.1. Совместно с аффилированными структурами и заинтересованными организациями осуществить модернизацию аппаратно-программного комплекса ТПП России посредством внедрения новых информационных технологий, а также системы видеоконференцсвязи.
10.3.2. Обеспечить разработку и внедрение автоматизированных информационных систем и банков данных для координации работы подразделений аппарата ТПП России на основе стандартов ТПП России.
10.3.3. Продолжить работу, направленную на повышение эффективности использования и обеспечение безопасности объектов недвижимости, находящихся в собственности ТПП России.
10.3.4. Продолжить создание и модернизацию сети испытательных лабораторий территориальных палат на основе государственно-частного партнерства.
10.4. В сфере кадрового укрепления системы палат.
10.4.1. Совершенствовать практику стажировок специалистов территориальных палат в ТПП России и зарубежных партнерских организациях.
10.4.2. Обеспечить повышение квалификации сотрудников ТПП России в области использования компьютерной техники и работы с информационно-аналитическими системами.
10.4.3. Осуществлять распространение опыта территориальных палат по созданию региональных центров добровольной сертификации персонала.
10.4.4. Продолжить практику проведения семинаров в системе "ТПП Эксперт" по новой программе удостоверения страны происхождения товаров и проведения товарной экспертизы.
10.4.5. Активизировать участие ТПП России и территориальных палат в реализации программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (Президентская программа).
10.4.6. Завершить работу по созданию Международного института менеджмента объединений предпринимателей и обеспечить его деятельность.
10.4.7. Продолжить практику проведения семинаров по подготовке специалистов предприятий и территориальных торгово-промышленных палат по системам менеджмента качества с аттестацией в международных организациях.
10.5. Улучшение методической работы.
Подготовить и направить в территориальные палаты методические материалы:
- по вопросам участия палат в инновационном развитии субъектов Федерации и муниципальных образований;
- по методике организации электронных (виртуальных) выставочно-ярмарочных мероприятий по малому предпринимательству;
- по оценке экономической эффективности выставочно-ярмарочной деятельности в разрезе экспонента, организатора мероприятия и региона;
- по вопросам, связанным с финансово-хозяйственной деятельностью территориальных палат;
- по размещению выставочных комплексов и техническому оснащению выставочного павильона;
- по проведению межрегиональных и международных встреч (экономических миссий) предпринимателей;
- по противодействию недружественным поглощениям предприятий.
11. Информационное обеспечение деятельности системы торгово-промышленных палат
Важнейшим ресурсом усиления роли ТПП России в жизни государства и общества, укрепления ее авторитета за рубежом, дальнейшего развития и укрепления отношений в системе торгово-промышленных палат является последовательное повышение эффективности информационной деятельности и работы с общественностью.
11.1. Формирование и развитие общего информационного пространства системы торгово-промышленных палат.
11.1.1. Совету по координации информационно-издательской деятельности и работы со СМИ разработать концепцию информационной деятельности системы торгово-промышленных палат, выработать рекомендации и предложения по формированию и развитию общего информационного пространства системы торгово-промышленных палат, повышению эффективности информационной деятельности ТПП России.
11.1.2. Осуществить консолидацию имеющихся информационных ресурсов торгово-промышленных палат и отработать механизм координации информационной работы.
11.1.3. Повысить роль изданий ТПП России, рассмотреть вопросы их структуры, периодичности и увеличения тиража.
11.1.4. Активизировать информационно-издательскую деятельность ТПП РФ; рассмотреть вопрос о выпуске на регулярной основе изданий под рубрикой "Деловая библиотека ТПП России".
11.1.5. Рассмотреть вопрос о создании информационного холдинга на базе медиа-группы "ТПП-Информ" с привлечением информационных ресурсов территориальных палат и бизнес-структур, созданных при участии ТПП России.
11.1.6. В целях повышения эффективности информационной работы практиковать регулярное проведение семинаров с представителями информационных служб территориальных палат и подразделений аппарата ТПП России.
11.1.7. Наладить на постоянной основе анализ информационной деятельности системы торгово-промышленных палат, оценку эффективности реализации информационных проектов, информационного обеспечения плановых мероприятий.
11.2. Развитие взаимодействия с российскими СМИ.
11.2.1. Осуществлять регулярный мониторинг публикаций ведущих СМИ, информационной деятельности бизнес-сообщества в России.
11.2.2. С целью продвижения информации о деятельности системы торгово-промышленных палат активизировать взаимодействие с ведущими российскими СМИ, прежде всего с радио и телевидением.
11.2.3. Продолжить работу по повышению эффективности Всероссийского конкурса журналистов "Экономическое возрождение России".
11.2.4. Активизировать работу с журналистским активом, освещающим деятельность Палаты, расширить его состав за счет представителей региональных и зарубежных СМИ.
11.2.5. Спланировать на постоянной основе проведение пресс-конференций, брифингов и выступлений в СМИ руководителей ТПП России.
11.3. Информационная поддержка интересов торгово-промышленных палат и российского бизнеса за рубежом.
11.3.1. Активизировать информационную деятельность в интересах укрепления международного авторитета и улучшения внешнего имиджа Палаты, продвижения информации о деятельности Палаты за рубежом.
11.3.2. Наладить с зарубежными представительствами ТПП России, профильными службами международных бизнес-структур обмен информационными материалами в целях их продвижения в СМИ.
11.3.3. Осуществлять информационную поддержку российского бизнеса за рубежом. Содействовать созданию и тиражированию узнаваемых отечественных торговых марок, формированию позитивного имиджа российского предпринимательства.
11.3.4. Активизировать работу Международного пресс-центра, повысить эффективность информационного обеспечения международных контактов под эгидой ТПП России. Шире использовать возможности Интернета, радио и телевидения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации на 2007-2011 годы
Текст программы официально опубликован не был