В соответствии с поручением Президента Российской Федерации по результатам работы Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России (N Пр-22 от 4 января 2010 г., пункт 5 "б") в настоящее время осуществляется плановая работа по подготовке программ инновационного развития (далее - ПИР) акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий (далее - Госкомпании).
Во исполнение указанного поручения Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям (протокол от 3 августа 2010 г. N 4) были утверждены:
Положение о порядке мониторинга разработки и реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий;
Рекомендации по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий (далее - Рекомендации);
Перечень акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, федеральных государственных унитарных предприятий, разрабатывающих программы инновационного развития.
ПИР Госкомпаний разрабатываются данными организациями самостоятельно. В срок до 1 декабря 2010 г. концепции (основные положения) данных программ должны быть представлены в соответствующие федеральные органы исполнительной власти на рассмотрение. Начиная с 1 февраля 2011 г. ПИР будут утверждаться по графику, подготовленному Минэкономразвития России.
ПИР Госкомпаний формируются на среднесрочный период (5-7 лет) с учетом приоритетов государственной научно-технической и инновационной политики и должны содержать комплекс мероприятий, направленных на разработку и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, а также на инновационное развитие ключевых отраслей промышленности Российской Федерации.
В соответствии с утвержденными Рекомендациями ПИР Госкомпаний должны содержать разделы, имеющие прямое отношение к вузам и научным организациям:
1. Обеспечение взаимодействия с ведущими высшими учебными заведениями (раздел V).
2. Обеспечение взаимодействия с научными организациями, малыми и средними инновационными предприятиями (раздел VI).
3. Участие в технологическом прогнозировании и деятельности технологических платформ (раздел VII).
Реализация ПИР Госкомпаний предполагает тесное взаимодействие с вузами по вопросам проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР); подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников Госкомпаний; научно-технологического прогнозирования; разработки технологических дорожных карт и пр.
Для повышения эффективности взаимодействия Госкомпаний с вузами и научными организациями в процессе разработки ПИР Минобрнауки России создало Консультативную группу (приложение N 1). С этой же целью создан и запущен в опытную эксплуатацию портал: http://innoedu.ru.
Для получения консультаций по взаимодействию с Госкомпаниями по вопросам участия в программах их инновационного развития рекомендуем:
- обращаться к консультантам в соответствии с профилями указанных Госкомпаний;
- сформировать и направить консультантам до 5 ноября 2010 г. предложения вуза в ПИР профильных Госкомпаний (форма для подготовки предложений приведена в приложении N 2);
- принять участие в организуемых в ноябре 2010 года встречах с представителями Госкомпаний и последующей совместной работе над программами их инновационного развития (график проведения встреч будет направлен дополнительно и размещён на сайте http://innoedu.ru).
Информируем также о начале работ по формированию перечня технологических платформ, в деятельности которых планируется участие российских вузов.
Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям утвержден порядок формирования перечня технологических платформ (протокол от 3 августа 2010 г. N 4, приложение N 3).
Технологическая платформа - коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития. В рамках деятельности технологических платформ будут сформированы стратегические программы исследований и разработок, с учетом которых будут формироваться принципы государственной научно-технической политики, определяться тематики НИОКР, финансируемых в рамках государственных программ, выстраиваться научно-производственная кооперация.
Минэкономразвития России совместно с Минобрнауки России до 25 ноября 2010 г. осуществляют прием заявок по проектам реализации технологических платформ для включения в указанный перечень. Заявки формируются в соответствии с рекомендациями по разработке проекта реализации технологических платформ (приложение N 4). Консультации по вопросам подготовки данных предложений осуществляются специалистами Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития России по телефонам: (495) 650-88-19, 650-85-78 с 9.00 до 18.00 и по электронной почте: Yakonov@economy.gov.ru (http://www.economy.gov.ru, раздел "Формирование технологических платформ").
Учитывая, что вузы обладают необходимым потенциалом в области организации взаимодействия бизнеса и науки в вопросах научно-технологического развития, рекомендуем принять активное участие в процессе формирования заявок и проектов реализации технологических платформ.
В дальнейшем Минобрнауки России планирует проводить анализ участия вузов в реализации ПИР Госкомпаний и проектов технологических платформ.
Приложение:
1. Состав и контактная информация Консультативной группы по обеспечению участия вузов и научных организаций в ПИР Госкомпаний.
2. Типовая форма предложений вуза в проект ПИР Госкомпании.
3. Протокол заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г. N 4.
4. Рекомендации по разработке проекта реализации технологических платформ.
|
А.К. Пономарёв |
Компания |
N |
ФИО консультанта |
Организация |
Должность |
Тел. раб. |
|
ГК "Росатом" |
1 |
Стриханов Михаил Николаевич |
МИФИ |
Роектор МИФИ |
(495) 324-33-84 |
(пусто) |
2 |
Каменев Евгений Александрович |
МФТИ |
Заместитель директора центра развития инновационной инфраструктуры |
(495) 408-41-55 |
ek@miptic.ru |
|
ГК "Ростехнологии" |
1 |
Довгий Владимир Иванович |
МАЦ |
Заместитель генерального директора |
(495) 690-68-50 |
Dovgy2006@yandex.ru; Dovgiy@iacenter.ru |
2 |
Каменев Евгений Александрович |
МФТИ |
Заместитель директора центра развития инновационной инфраструктуры |
(495) 408-41-55 |
ek@miptic.ru |
|
3 |
Соколов Александр Васильевич |
ВШЭ |
Заместитель директора Института статистических исследований и экономики знаний |
(495) 621-79-68 |
sokolov@hse.ru |
|
ЗАО "Акционерная компания с государственным участием "Алроса" |
1 |
Муравьев Александр Анатольевич |
МФТИ |
Директор центра развития инновационной инфраструктуры |
(495) 408-85-44 |
amuravyov@miptic.ru |
Иркутское ОАО энергетики и электрификации |
1 |
Бояров Артур Дмитриевич |
ВШЭ |
Ассистент Кафедры общего и стратегического менеджмента |
(495) 772-95-90 (доб. 16-74) |
boyarov@hse.ru |
ОАО "Автоваз" |
1 |
Зимин Владимир Николаевич |
МГТУ им. Н.Э. Баумана |
Директор НИИ СМ |
(499) 261-21-88 |
sm11@sm.bmstu.ru |
ОАО "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" |
1 |
Долматов Илья Алексеевич |
ВШЭ |
Директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий |
(495) 621-10-79, (495) 698-44-58 |
idolmatov@hse.ru |
2 |
Муравьев Александр Анатольевич |
МФТИ |
Директор центра развития инновационной инфраструктуры |
(495) 408-85-44 |
amuravyov@miptic.ru |
|
ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" |
1 |
Евсеев Евгений Григорьевич |
МФТИ |
Начальник планово-экономического отдела |
(495) 408-66-72 |
evgeny.evseev@gmail.com |
ОАО "Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения" |
1 |
Манченко Евгений Владимирович |
МАЦ |
Руководитель направления Межведомственного аналитического центра |
(495) 618-60-10 |
mev@iacenter.ru |
ОАО "Газпром" |
1 |
Долматов Илья Алексеевич |
ВШЭ |
Директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий |
(495) 621-10-79, (495) 698-44-58 |
idolmatov@hse.ru |
2 |
Муравьев Александр Анатольевич |
МФТИ |
Директор центра развития инновационной инфраструктуры |
(495) 408-85-44 |
amuravyov@miptic.ru |
|
ОАО "Инвестиционная компания связи" |
1 |
Шашнов Сергей Анатольевич |
ВШЭ |
Сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний |
(495) 621-96-04 |
shashnov@hse.ru |
2 |
Гаричев Сергей Николаевич |
МФТИ |
Декан факультета радиотехники и кибернетики |
8 (495) 221-71-21 |
Garichev_s@metropol.ru |
|
ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева" |
1 |
Манченко Евгений Владимирович |
МАЦ |
Руководитель направления Межведомственного аналитического центра |
(495) 618-60-10 |
mev@iacenter.ru |
2 |
Щелкунов Николай Николаевич |
МФТИ |
Заведующий кафедрой |
(495) 408-44-33 |
Nschelkunov@gk-eiks.ru |
|
ОАО "Концерн "Моринформсистема - Агат" |
1 |
Манченко Евгений Владимирович |
МАЦ |
Руководитель направления Межведомственного аналитического центра |
(495) 618-60-10 |
mev@iacenter.ru |
ОАО "Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор" |
1 |
Пастухов Владимир Александрович |
МАЦ |
Руководитель направления Межведомственного аналитического центра |
(495) 690-68-22 |
pastukhov@iacenter.ru |
ОАО "Концерн "Научно-производственное объединение "Аврора" |
1 |
Пастухов Владимир Александрович |
МАЦ |
Руководитель направления Межведомственного аналитического центра |
(495) 690-68-22 |
pastukhov@iacenter.ru |
ОАО "Концерн "Океанприбор" |
1 |
Симаранов Сергей Юрьевич |
ЗАО "Техноконсалт" |
Генеральный директор ЗАО "Техноконсалт" |
(495) 625-92-00 |
simaranov@mail.ru |
2 |
Лобковский Леопольд Исаевич |
МФТИ |
Заведующий кафедрой информационных технологий освоения шельфа ФРТК МФТИ |
(499) 124-59-90 |
llobkovsky@ocean.ru |
|
ОАО "Концерн "Созвездие" |
1 |
Щелкунов Николай Николаевич |
МФТИ |
Заведующий кафедрой |
(495) 408-44-33 |
Nschelkunov@gk-eiks.ru |
2 |
Пастухов Владимир Александрович |
МАЦ |
Руководитель направления Межведомственного аналитического центра |
(495) 690-68-22 |
pastukhov@iacenter.ru |
|
ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" |
1 |
Щелкунов Николай Николаевич |
МФТИ |
Заведующий кафедрой |
(495) 408-44-33 |
Nschelkunov@gk-eiks.ru |
2 |
Довгий Владимир Иванович |
МАЦ |
Заместитель генерального директора |
(495) 690-68-50 |
Dovgy2006@yandex.ru; Dovgiy@iacenter.ru |
|
ОАО "Концерн радиостроения "Вега" |
1 |
Щелкунов Николай Николаевич |
МФТИ |
Заведующий кафедрой |
(495) 408-44-33 |
Nschelkunov@gk-eiks.ru |
2 |
Пастухов Владимир Александрович |
МАЦ |
Руководитель направления Межведомственного аналитического центра |
(495) 690-68-22 |
pastukhov@iacenter.ru |
|
ОАО "Корпорация "Росхимзащита" |
1 |
Васильев Михаил Николаевич |
МФТИ |
Профессор, заведующий кафедрой |
(495) 408-67-98 |
csl@mail.mipt.ru; mvasiliev2006@rambler.ru |
ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" |
1 |
Симаранов Сергей Юрьевич |
ЗАО "Техноконсалт" |
Генеральный директор ЗАО "Техноконсалт" |
(495) 625-92-00 |
simaranov@mail.ru |
2 |
Негодяев Сергей Серафимович |
МФТИ |
Декан факультета аэрофизики и космических исследований |
8 (495) 408-53-36 |
snegod@mail.ru |
|
ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" |
1 |
Евсеев Евгений Григорьевич |
МФТИ |
Начальник планово-экономического отдела |
(495) 408-66-72 |
evgeny.evseev@gmail.com |
ОАО "Мурманский морской торговый порт" |
1 |
Макаров Александр Николаевич |
IBS |
Директор по развитию бизнеса Департамента по работе в сфере образования Центра развития бизнеса |
(495) 967-80-80 |
AMakarov@ibs.ru |
ОАО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф.Э. Дзержинского" |
1 |
Симаранов Сергей Юрьевич |
ЗАО "Техноконсалт" |
Генеральный директор ЗАО "Техноконсалт" |
(495) 625-92-00 |
simaranov@mail.ru |
ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" |
1 |
Долматов Илья Алексеевич |
ВШЭ |
Директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий |
(495) 621-10-79, (495) 698-44-58 |
idolmatov@hse.ru |
ОАО "Новороссийский морской торговый порт" |
1 |
Макаров Александр Николаевич |
IBS |
Директор по развитию бизнеса Департамента по работе в сфере образования Центра развития бизнеса |
(495) 967-80-80 |
AMakarov@ibs.ru |
ОАО "НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко" |
1 |
Манченко Евгений Владимирович |
МАЦ |
Руководитель направления Межведомственного аналитического центра |
(495) 618-60-10 |
mev@iacenter.ru |
ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" |
1 |
Довгий Владимир Иванович |
МАЦ |
Заместитель генерального директора |
(495) 690-68-50 |
Dovgy2006@yandex.ru; Dovgiy@iacenter.ru |
ОАО "Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром" |
1 |
Довгий Владимир Иванович |
МАЦ |
Заместитель генерального директора |
(495) 690-68-50 |
Dovgy2006@yandex.ru; Dovgiy@iacenter.ru |
2 |
Гаричев Сергей Николаевич |
МФТИ |
Декан факультета радиотехники и кибернетики |
8 (495) 221-71-21 |
Garichev_s@metropol.ru |
|
ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" |
1 |
Пастухов Владимир Александрович |
МАЦ |
Руководитель направления Межведомственного аналитического центра |
(495) 690-68-22 |
pastukhov@iacenter.ru |
ОАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева" |
1 |
Манченко Евгений Владимирович |
МАЦ |
Руководитель направления Межведомственного аналитического центра |
(495) 618-60-10 |
mev@iacenter.ru |
2 |
Негодяев Сергей Серафимович |
МФТИ |
Декан факультета аэрофизики и космических исследований |
(495) 408-53-36 |
snegod@mail.ru |
|
ОАО "РАО Энергетические системы Востока" |
1 |
Волкова Ирина Олеговна |
ВШЭ |
Заместитель Директора Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий |
(495) 698-44-36 |
iovolkova@hse.ru |
ОАО "Российские железные дороги" |
1 |
Муравьев Александр Анатольевич |
МФТИ |
Директор центра развития инновационной инфраструктуры |
(495) 408-85-44 |
amuravyov@miptic.ru |
2 |
Долматов Илья Алексеевич |
ВШЭ |
Директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий |
(495) 621-10-79, (495) 698-44-58 |
idolmatov@hse.ru |
|
ОАО "РусГидро" |
1 |
Долматов Илья Алексеевич |
ВШЭ |
Директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий |
(495) 621-10-79, (495) 698-44-58 |
idolmatov@hse.ru |
ОАО "СГ-Транс" |
1 |
Долматов Илья Алексеевич |
ВШЭ |
Директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий |
(495) 621-10-79, (495) 698-44-58 |
idolmatov@hse.ru |
2 |
Муравьев Александр Анатольевич |
МФТИ |
Директор центра развития инновационной инфраструктуры |
(495) 408-85-44 |
amuravyov@miptic.ru |
|
ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы" |
1 |
Волкова Ирина Олеговна |
ВШЭ |
Заместитель Директора Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий |
(495) 698-44-36 |
iovolkova@hse.ru |
2 |
Муравьев Александр Анатольевич |
МФТИ |
Директор центра развития инновационной инфраструктуры |
(495) 408-85-44 |
amuravyov@miptic.ru |
|
ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" |
1 |
Евсеев Евгений Григорьевич |
МФТИ |
Начальник планово-экономического отдела |
(495) 408-66-72 |
evgeny.evseev@gmail.com |
2 |
Волкова Ирина Олеговна |
ВШЭ |
Заместитель Директора Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий |
(495) 698-44-36 |
iovolkova@hse.ru |
|
ОАО "Холдинг МРСК" |
1 |
Волкова Ирина Олеговна |
ВШЭ |
Заместитель Директора Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий |
(495) 698-44-36 |
iovolkova@hse.ru |
ОАО "Центр технологии судостроения и судоремонта" |
1 |
Пастухов Владимир Александрович |
МАЦ |
Руководитель направления Межведомственного аналитического центра |
(495) 690-68-22 |
pastukhov@iacenter.ru |
ФГУП "ГКНПЦ имени М.В. Хруничева" |
|
Манченко Евгений Владимирович |
МАЦ |
Руководитель направления Межведомственного аналитического центра |
(495) 618-60-10 |
mev@iacenter.ru |
Муравьев Александр Анатольевич |
МФТИ |
Директор центра развития инновационной инфраструктуры |
(495) 408-85-44 |
amuravyov@miptic.ru |
||
ФГУП "Космическая связь" |
1 |
Романов Алексей Александрович |
МФТИ |
Заведующий кафедрой радиотехнических космических систем ФРТК МФТИ |
(495) 673-92-24 |
Romanov@rniikp.ru |
ФГУП "Научно-производственное объединение по медицинским иммунобиологическим препаратам "Микроген" |
1 |
Симаранов Сергей Юрьевич |
ЗАО "Техноконсалт" |
Генеральный директор ЗАО "Техноконсалт" |
(495) 625-92-00, (495) 956-23-13 |
simaranov@mail.ru |
ФГУП "Почта России" |
1 |
Макаров Александр Николаевич |
IBS |
Директор по развитию бизнеса Департамента по работе в сфере образования Центра развития бизнеса |
(495) 967-80-80 |
AMakarov@ibs.ru |
ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" |
1 |
Макаров Александр Николаевич |
IBS |
Директор по развитию бизнеса Департамента по работе в сфере образования Центра развития бизнеса |
(495) 967-80-80 |
AMakarov@ibs.ru |
2 |
Гаричев Сергей Николаевич |
МФТИ |
Декан факультета радиотехники и кибернетики |
8 (495) 221-71-21 |
Garichev_s@metropol.ru |
Рекомендации
Предложения
по участию ________________________________
(наименование вуза)
в программе инновационного развития
______________________________________________________
(наименование госкомпании или предприятия)
Краткая справка о вузе
История, современное состояние, основные достижения последних лет (не более 1 страницы).
Предлагаемые направления сотрудничества вуза и компании
1. Выполнение научных исследований и разработок в интересах компании - указать тематику предметных направлений проведения совместных исследовательских (конструкторских, технологических) работ, по которой вуз может выступить исполнителем самостоятельно либо в кооперации с другими вузами, научными организациями и инновационными предприятиями.
2. Реализация программ повышения качества образования и подготовки кадров в интересах компаний:
a. совершенствование учебных программ и планов в интересах компании;
b. участие сотрудников компаний в преподавательской работе;
c. проведение практик и стажировок студентов, аспирантов и научно-преподавательского состава вузов в компаниях;
d. развитие системы непрерывного образования персонала компаний (повышение квалификации сотрудников компании в вузе).
3. Обмен научно-технической и маркетинговой информацией.
4. Проведение совместных работ в сфере прогнозирования научно-технического развития.
5. Взаимное участие сотрудников компании и вуза в коллегиальных органах управления и консультативных органах указанных организаций
6. Совместное формирование технологических платформ.
Для крупных госкомпаний (ГК "Росатом", ГК "Ростехнологии" и т.п.) желательно указать конкретные предприятия или дочерние компании, входящие в их состав, с которыми возможно сотрудничество.
Минобрнауки России А.А. Фурсенко
Протокол
заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям
от 3 августа 2010 г. N 4
Председательствовал
Председатель Правительства Российской Федерации
В.В. Путин
Присутствовали: |
|
|
члены Правительственной комиссии |
- |
С.Б. Иванов, С.С. Собянин, И.Р. Агамирзян, И.В. Боровков, В.А. Дмитриев, В.П. Евтушенков, С.В. Кириенко, М.В. Ковальчук, А.А. Мордашов, Ю.С. Осипов, М.Д. Прохоров, В.А. Садовничий, А.Э. Сердюков, М.Н. Стриханов, А.А. Фурсенко, А.В. Хлунов, В.Б. Христенко, В.А. Черешнев, А.Б. Чубайс |
губернатор Московской области |
- |
Б.В. Громов |
заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти |
- |
А.А. Жаров, А.Н. Клепач, А.Л. Сафонов |
заместитель генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" |
- |
П.Г. Щедровицкий |
первый заместитель генерального директора Государственной корпорации "Ростехнологии" |
- |
А.В. Алешин |
первый вице-президент ОАО "Российские железные дороги" |
- |
В.Н. Морозов |
заместитель председателя правления ОАО "Газпром" - руководитель аппарата правления "Газпром" |
- |
М.Л. Середа |
заместитель директора Департамента науки, высоких технологий и образования Правительства Российской Федерации |
- |
С.В. Лебедев |
представители средств массовой информации |
|
|
О программах инновационного развития и технологической модернизации субъектов естественных монополий и крупных государственных компаний
(Клепач, Христенко, Иванов, Щедровицкий, Середа, Собянин, Чубайс, Фурсенко, Путин)
1. Принять к сведению доклады заместителя Министра экономического развития Российской Федерации А.Н. Клепача и Министра промышленности и торговли Российской Федерации В.Б. Христенко по данному вопросу.
2. Утвердить:
Положение о порядке мониторинга разработки и реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий;
рекомендации по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий;
перечень акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, федеральных государственных унитарных предприятий, разрабатывающих программы инновационного развития (далее - перечень);
порядок формирования перечня технологических платформ.
3. Образовать рабочую группу по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере и утвердить ее состав.
4. Представителям интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ, представителям интересов государства в органах управления государственных корпораций, а также руководителям федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих права собственника имущества унитарных предприятий, включенных в перечень, обеспечить принятие решений о разработке программ инновационного развития и представление их концепций (основных положений) в соответствующие федеральные органы исполнительной власти в установленном порядке.
Срок - 1 декабря 2010 г.
5. Минэкономразвития России (Э.С. Набиуллиной):
обеспечить организационную и методическую поддержку разработки программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень;
подготовить и внести в Правительственную комиссию по высоким технологиям и инновациям графики принятия программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий.
Срок - 1 февраля 2011 г.
6. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих права акционера в акционерных обществах, права собственника имущества унитарных предприятий, а также представляющих интересы Российской Федерации в органах управления государственных корпораций, учитывать решения Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям и рекомендации рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере, связанные с разработкой и реализацией программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, при представлении интересов государства.
Председатель Правительства |
В. Путин |
Перечень
акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, федеральных государственных унитарных предприятий, разрабатывающих программы инновационного развития
(утв. решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г., протокол N 4)
Группа 1 - компании, в отношении которых мониторинг разработки и реализации программ инновационного развития осуществляется Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям
Группа 2 - компании, в отношении которых мониторинг разработки и реализации программ инновационного развития реализуется федеральными органами исполнительной власти
Состав
рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере
(утв. решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г., протокол N 4)
Клепач А.Н. |
- |
заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, председатель рабочей группы |
Пономарев А.К. |
- |
заместитель Министра науки и образования Российской Федерации, заместитель председателя рабочей группы |
Агамирзян И.Р. |
- |
генеральный директор ОАО "Российская венчурная компания" (по согласованию) |
Алдошин С.М. |
- |
вице-президент Российской академии наук, заместитель председателя рабочей группы |
Алешин А.В. |
- |
первый заместитель генерального директора Государственной корпорации "Ростехнологии" |
Белова А.Г. |
- |
заместитель генерального директора ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" (по согласованию) |
Выборных М.В. |
- |
директор департамента Экспертного управления Президента Российской Федерации |
Гохберг Л.М. |
- |
первый проректор государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет - Высшая школа экономики" |
Идрисов А.Б. |
- |
управляющий партнер ООО "Стратеджи партнерс" (по согласованию) |
Кадочников П.А. |
- |
проректор государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Всероссийская академия внешней торговли" Минэкономразвития России |
Копейкин М.Ю. |
- |
член правления, заместитель Председателя государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (по согласованию) |
Кудрявцев Н.Н. |
- |
ректор государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский физико-технический институт (государственный университет)" |
Лебедев С.В. |
- |
заместитель директора Департамента науки, высоких технологий и образования Правительства Российской Федерации |
Ливанов Д.В. |
- |
ректор государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС" |
Нарайкин О.С. |
- |
первый заместитель директора федерального государственного учреждения Российский научный центр "Курчатовский институт" |
Наумов С.А. |
- |
статс-секретарь - заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации |
Поляков С.Г. |
- |
генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере |
Провоторов А.Ю. |
- |
президент ОАО "Ростелеком", первый заместитель генерального директора ОАО "Связьинвест" |
Руденко Д.В. |
- |
советник президента Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (по согласованию) |
Салтыков Б.Г. |
- |
президент некоммерческой Ассоциации "Российский дом международного научно-технического сотрудничества" |
Свинаренко А.Г. |
- |
член правления, заместитель генерального директора государственной корпорации "Российская корпорация нанотехнологий" |
Симачев Ю.В. |
- |
заместитель директора ОАО "Межведомственный аналитический центр" |
Стриханов М.Н. |
- |
ректор государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" |
Фомичев О.В. |
- |
директор Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития России, ответственный секретарь рабочей группы |
Шаронов А.В. |
- |
управляющий директор ЗАО "Инвестиционная компания "Тройка Диалог" (по согласованию) |
Щедровицкий П.Г. |
- |
заместитель генерального директора по стратегическому развитию Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (по согласованию) |
Юдин Е.Г. |
- |
первый проректор государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана" |
"ОДОБРЕНО"
Руководитель рабочей группы по развитию
частно-государственного партнерства
в инновационной сфере
Заместитель Министра экономического развития
Российской Федерации
_________________ (Клепач А.Н.)
"25" октября 2010 г.
м.п.
Рекомендации по разработке проекта реализации технологической платформы
Москва, октябрь 2010 г.
Общие положения
I. Основные понятия
Технологическая платформа (далее - ТП) - коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития (в соответствии с п. 2 Порядка формирования перечня технологических платформ (утвержден решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 03 августа 2010 г., протокол N 4) - далее Порядок).
Координатор технологической платформы - организация, которая осуществляет организационное, информационное обеспечение взаимодействия участников технологической платформы (в соответствии с п. 5 Порядка).
Перечень технологических платформ - список, утверждаемый Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям. Федеральные органы исполнительной власти оказывают институциональную, организационную и консультационную поддержку деятельности технологических платформ, включенных в перечень; результаты деятельности технологических платформ, включенных в перечень, учитываются при планировании и реализации мер государственной поддержки, направленных на обеспечение социально-экономического развития, совершенствование научно-технической и инновационной деятельности (в соответствии с п. 6 Порядка).
Заявка о включении в перечень технологических платформ - документация, которая подается координатором технологической платформы в рабочую группу; содержит проект реализации технологической платформы (далее - Проект), характеризующий целесообразность ее формирования (в соответствии с п. 10 Порядка).
II. Общие рекомендации по подготовке проекта реализации технологической платформы
В Проекте могут быть предусмотрены различные решения по управлению формированием и функционированием технологической платформы, заложены те или иные механизмы регулирования взаимодействия участников. При этом должны соблюдаться следующие общие принципы (в соответствии с п. 4 Порядка):
(1) четкая направленность на удовлетворение важнейших общественных потребностей, стратегических задач развития бизнеса, приоритетных государственных интересов;
(2) значимое представительство интересов бизнеса, ключевых потребителей в органах управления технологической платформы;
(3) ориентированность на проведение исследований и разработок для решения средне- и долгосрочных задач социально-экономического развития;
(4) направленность на формирование необходимых для реализации технологической платформы учебных программ и совершенствование образовательных стандартов;
(5) вариантность рассматриваемых технологических решений, ориентация на проработку различных технологических альтернатив;
(6) ориентированность на расширение кооперации, на поиск лучших партнеров;
(7) активность в привлечении негосударственных средств из различных источников;
(8) прозрачные правила участия в технологической платформе, открытость для входа новых участников, отсутствие дискриминации в отношении определенных групп организаций;
(9) ясность и публичность достигнутых результатов в ходе реализации технологической платформы.
В Проекте необходимо продемонстрировать, как эти принципы предполагается проводить в деятельности технологической платформы (какие механизмы будут для этого созданы и т.п.).
Основные направления функционирования технологической платформы определяются с учетом специфики отраслей и секторов экономики, к которым она относится. Исходя из этого, деятельность технологической платформы должна быть в той или иной степени направлена на:
- технологическую модернизацию и существенное повышение конкурентоспособности отдельных отраслей и секторов экономики;
- быстрое распространение некоторых передовых технологий в ряде отраслей и секторов экономики;
- разработку совокупности "прорывных" технологий, определяющих возможность появления новых рынков высокотехнологичной продукции (услуг).
В зависимости от специфики отраслей и секторов экономики, к которым относится технологическая платформа, могут быть выделены различные результаты от ее функционирования, ключевые с точки зрения вклада в долгосрочное социально-экономическое развитие и технологическую модернизацию, в частности:
- диверсификация российской экономики, ускоренный рост высокотехнологичных секторов, расширение высокотехнологичного экспорта;
- дополнительный приток частных (в том числе иностранных инвестиций) инвестиций в разработку передовых технологий, развитие высокотехнологичных производств;
- повышение конкурентоспособности высокотехнологичных секторов экономики;
- принципиальное улучшение общественного сектора, решение значимых социальных проблем (здоровье, безопасность, экология, мобильность, образование и культура);
- повышение эффективности, снижение ресурсоемкости сырьевых секторов, формирование дополнительных переделов и повышение уровня переработки;
- формирование новых высокотехнологичных компаний, расширение высокотехнологичного малого и среднего бизнеса и улучшение условий для его роста, формирование новых индустрий.
Для обеспечения возможности сопоставления различных Проектов в каждом из них должны быть даны и обоснованы ответы на следующие вопросы:
- Насколько цели и задачи реализации технологической платформы приоритетны и значимы для долгосрочного социально-экономического развития и технологической модернизации?
- В какой мере инициаторы создания технологической платформы раскрыли возможность и необходимость применения технологической платформы как инструмента достижения поставленных целей?
- Насколько механизмы управления и реализации технологической платформы соответствуют базовым принципам применения данного инструмента?
- Существует ли возможность привлечения к участию в технологической платформе широкого круга предприятий и организаций - представителей отраслей и секторов экономики, к которым относится технологическая платформа?
- Каков уровень готовности к созданию технологической платформы, каковы перспективы ее быстрого запуска?
- Насколько адекватны предлагаемые меры поддержки и планируемые мероприятия в рамках технологической платформы поставленным целям и задачам, определены ли и насколько объективны показатели для оценки результатов функционирования технологической платформы?
Рекомендуемый объем Проекта (без учета приложений) - 30-50 стр. Проект включает Основную часть, рекомендации для подготовки которой даны ниже, а также приложения 1 и 2, формы которых приведены в конце настоящих рекомендаций; по усмотрению инициаторов в Проект могут быть включены в качестве приложений любые материалы для обоснования и дополнительной проработки предложений, представленных в Основной части Проекта.
В основной части проекта рекомендуется выделить следующие разделы:
Раздел 1. Общие сведения об инициативе по формированию технологической платформы.
Раздел 2. Перспективы развития и распространения технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы.
Раздел 3. Научно-технические заделы и производственная база.
Раздел 4. Обоснование выбора технологических платформ как инструмента решения поставленных задач.
Раздел 5. Развитие кооперации с участием производственных предприятий, научных организаций, вузов и др. заинтересованных сторон.
Раздел 6. Риски реализации технологической платформы.
Раздел 7. Управленческие решения, связанные с формированием и функционированием технологической платформы.
В соответствии с п. 10 Порядка, Проект должен содержать некоторые обязательные элементы, а именно:
1. название ТП (рекомендуется представить в разделе 1);
2. краткое описание предполагаемых задач и основных результатов создания технологической платформы (рекомендуется представить в разделе 1);
3. группу технологий, которую предполагается развивать в рамках технологической платформы (рекомендуется представить в разделе 1);
4. информацию о координаторе технологической платформы, а также перечень основных предприятий и организаций, привлеченных к участию в создании технологической платформы (рекомендуется представить в разделе 1);
5. перечень секторов экономики, на которые предполагается воздействие технологий, развиваемых в рамках технологической платформы (рекомендуется представить в разделе 2);
6. описание перспектив использования новых технологий в экономике (рекомендуется представить в разделе 2);
7. информацию об используемых механизмах государственной поддержки в создании технологической платформы (рекомендуется представить в разделе 4);
8. краткое описание ключевых направлений совершенствования государственного регулирования в целях обеспечения развития технологий, поддерживаемых в рамках технологической платформы (рекомендуется представить в разделе 4);
9. информацию о готовности к созданию технологической платформы, включая описание реализуемых мер по координации деятельности организаций, участвующих в создаваемой технологической платформе (рекомендуется представить в разделе 7);
10. описание основных мероприятий по созданию и обеспечению деятельности технологической платформы на ближайшие 5-7 лет и план действий на ближайший год (рекомендуется представить в разделе 7).
Конкретное содержание проекта реализации технологической платформы определяется, наряду с требованиями п. 10 Порядка (которые носят обязательный характер), спецификой отраслей и секторов экономики, к которым относится технологическая платформа. В зависимости от того, в какой степени в данной области проработаны вопросы, касающиеся модернизации и научно-технологического развития, Проект может содержать такие элементы, как проект дорожной карты модернизации и научно-технологического развития отраслей и секторов российской экономики, к которым относится технологическая платформа, проект стратегической программы исследований и т.п. Также Проект может содержать предложения по системе управления формированием и функционированием технологической платформы (включая организационно-правовую форму и организационную структуру ТП).
Предложения по организационно-правовой форме ТП и ее организационной структуре могут быть оформлены комплектом соответствующих документов (проектов или действующих). В комплект могут входить: соглашение об участии в технологической платформе; учредительные документы специализированной организации; приказ о формировании специализированного подразделения в организации - координаторе; положение о специализированной организации/подразделении и т.п.
Ниже приведены рекомендации по подготовке отдельных разделов проекта реализации технологической платформы.
Рекомендации по заполнению раздела 1 проекта
"Общие сведения об инициативе по формированию технологической платформы"
В данном разделе рекомендуется:
- указать наименование технологической платформы; представить краткое описание предполагаемых целей, задач и основных результатов создания технологической платформы;
- представить описание технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы; привести сведения об инициаторе (инициаторах) формирования технологической платформы;
- представить информацию о координаторе технологической платформы;
- представить перечень основных предприятий и организаций, привлеченных к участию в создании технологической платформы;
- представить информацию о государственной поддержке исследований и разработок, инновационной деятельности и развития инновационной инфраструктуры, которую ранее получали организации - инициаторы создания технологической платформы (по технологиям, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы).
Цели и задачи создания технологической платформы должны быть сгруппированы по срокам достижения (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные); по специализации (научно-технические, технологические, производственные, рыночные и т.п.).
Для обоснования целей и задач создания технологической платформы рекомендуется рассмотреть следующие основные вопросы:
- наличие стратегических вызовов для обеспечения конкурентоспособности определенных секторов экономики;
- наличие проблем, на решение которых будет направлена совместная деятельность участников ТП (состав проблем, на решение которых направлена совместная деятельность участников платформы (обобщенная характеристика); описание глобальных, международных и национальных долгосрочных вызовов в области научно-технологического и социально-экономического развития; взаимосвязь перечисленных проблем и вызовов с основными проблемами развития технологического направления);
- перспективы формирования новых высокотехнологичных рынков продукции (услуги), развития новых индустрий на основе принципиально новых технологий;
- возможности существенных улучшений в общественном секторе, решения значимых социальных проблем; значительное повышение эффективности и уровня технологических переделов в традиционных секторах экономики.
При описании планируемых (ожидаемых) результатов функционирования технологической платформы рекомендуется выделить:
- состав планируемых результатов функционирования технологической платформы;
- ожидаемые формы результатов деятельности технологической платформы (новые методы и принципы деятельности; принципиально новые продукты (новые поколения продуктов; производство, организованное в стране и за рубежом; технология производства, другие варианты);
- уровень планируемых результатов (технологическое лидерство на мировом рынке и доминирование в технологическом стандарте; конкурентоспособность на мировом уровне по альтернативным технологиям; ликвидация отставания от мирового уровня; решение локальных технологических задач);
- планируемые сроки достижения заявленных результатов (классификация результатов на краткосрочные (в течение года с начала функционирования технологической платформы; среднесрочные (1-3 года); долгосрочные (5-10 лет);
- технологические и иные возможности, предлагаемые обществу в результате функционирования технологической платформы;
- возможности для диверсификации экономики (возможности использования результатов деятельности в рамках технологической платформы для развития деятельности в различных отраслях экономики).
Для оценки планируемых (ожидаемых) результатов функционирования технологической платформы рекомендуется использовать следующий показатель: соответствие результата мировому уровню развития науки и техники в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе (существенно опережает; опережает; состояние работ аналогично работам, проводимым на мировом уровне; наблюдается отставание; наблюдается существенное отставание).
В п. 1 Приложения 2 к проекту реализации ТП (см. форму Приложения 2, приведенную в настоящих рекомендациях) рекомендуется также предоставить сведения по данному разделу.
Рекомендации по заполнению раздела 2 проекта
"Перспективы развития и распространения технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы"
В данном разделе рекомендуется:
- представить описание основных видов продукции (до 10 важнейших продуктов/продуктовых групп), на разработку (совершенствование) которой направлена деятельность технологической платформы (далее - продукция ТП);
- представить описание секторов экономики, на которые предполагается воздействие технологий, развиваемых в рамках технологической платформы, в том числе обозначить целевые рынки продукции ТП;
- охарактеризовать основные тенденции и перспективные направления развития науки, технологий, техники, рынков (в том числе, целевых) в отраслях и секторах экономики, к которым относится технологическая платформа;
- охарактеризовать долгосрочную привлекательность целевых рынков продукции ТП; дать оценку состоянию исследований и разработок технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы, в России по сравнению с мировым уровнем;
- оценить соответствие технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы, магистральным направлениям научно-технологического развития индустриально развитых стран;
- оценить степень распространенности технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы; провести сопоставление технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы, с основными альтернативами.
Для того, чтобы охарактеризовать основные тенденции и перспективные направления развития науки, технологий, техники, рынков (в том числе, целевых) в отраслях и секторах экономики, к которым относится технологическая платформа, рекомендуется рассмотреть следующие основные вопросы:
- долгосрочные тенденции развития науки и техники на горизонт до 10 лет;
- перспективы развития рассматриваемого направления науки, технологий и техники;
- будут ли наблюдаться структурные сдвиги в развитии направления (технологии и продукты, новые поколения и т.п.);
- основные факторы, которые повлияют на развитие рассматриваемого направления в будущем (возможные причины структурных сдвигов, появления новых технологий и т.п.);
- новые технологии, которые с высокой долей вероятности могут появиться (быть внедренными в практику деятельности организаций) в мире в ближайшие 10 лет;
- какие государства или субъекты хозяйственной деятельности могут претендовать на лидерство в рассматриваемой области;
- технологические дорожные карты и другие долгосрочные прогнозы развития рассматриваемого направления;
- сроки выхода на рынок с новыми технологическими стандартами и продуктами на их основе с целью приобретения технологического лидерства.
Также рекомендуется указать основные проблемы и вызовы в области развития науки, технологий, техники, рынков (в том числе, целевых) в отраслях и секторах экономики, к которым относится технологическая платформа, в мире. Рекомендуется рассмотреть следующие основные вопросы:
- основные научные, технологические, рыночные проблемы, которые существуют в процессе проведения исследований и разработок в мире;
- характеристика технологических вызовов в рассматриваемом направлении деятельности.
Для оценки состояния работ по направлениям исследований и разработок в рамках технологической платформы в России по сравнению с мировым уровнем рекомендуется охарактеризовать:
- соответствие уровня развития направления в России мировому уровню. Степень отставания (опережения) по рассматриваемому направлению по отношению к мировому уровню (существенно опережает; опережает; состояние работ аналогично работам, проводимым на мировом уровне; наблюдается отставание; наблюдается существенное отставание);
- факторы опережения (отставания) от мирового уровня.
Для того, чтобы охарактеризовать долгосрочную привлекательность целевых рынков продукции ТП, рекомендуется:
- охарактеризовать барьеры входа на российский рынок продукции ТП зарубежных конкурентов (перечислить основные барьеры входа, описать характер их влияния на конкурентную ситуацию на российском рынке, оценить потребность в государственном регулировании в этой сфере), а также барьеры входа на основные зарубежные рынки российских производителей продукции ТП.
- оценить интенсивность конкуренции на российском рынке продукции технологической платформы, указав:
- число конкурентов;
- присутствие крупных зарубежных компаний;
- степень концентрации основных конкурентов на освоении различных сегментов рынка - в какой степени пересекаются целевые сегменты основных конкурентов;
- как часто происходят существенные обновления используемых технологий производства продукции ТП в России и мире;
- как часто происходит смена поколений продукции ТП в России и мире и т.п.
- указать основные барьеры на пути разработки и распространения технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы, а также основные факторы, способствующие разработке и распространению этих технологий. Оценить преимущества и недостатки технологий по сравнению с альтернативными.
В п. 2 Приложения 2 к проекту реализации ТП (см. форму Приложения 2, приведенную в настоящих рекомендациях) рекомендуется также предоставить сведения по данному разделу.
Рекомендации по заполнению раздела 3 проекта
"Научно-технические заделы и производственная база"
В данном разделе рекомендуется:
- обозначить ключевые направления исследований и разработок по созданию (совершенствованию) технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы, а также выделить тематику конкретных исследований и разработок по направлениям, которые могут быть проведены в ближайшие три года; выделить тематику конкретных инновационных проектов, которые могут быть осуществлены в рамках технологической платформы в ближайшие три года;
- обозначить, какие российские организации осуществляют исследования и разработки по данным ключевым направлениям;
- оценить предыдущие затраты на исследования и разработки инициаторов создания ТП; описать основные достижения в области исследований и разработок организаций - инициаторов создания ТП;
- охарактеризовать рыночное положение российских производителей продукции ТП; оценить деятельность инициаторов создания ТП по созданию (развитию) производства.
При выделении тематики конкретных работ (исследования и разработки, инновационные проекты), которые могут быть проведены в ближайшие три года, рекомендуется отдельно отметить следующие основные виды работ:
- проблемно-ориентированные поисковые исследования;
- разработки конкурентоспособных технологий, предназначенных для последующей коммерциализации;
- опытно-конструкторские и опытно-технологические работы;
- проекты коммерциализации технологий.
Рекомендуется выделить возможные взаимосвязи между различными работами, которые могут быть осуществлены в рамках технологической платформы в ближайшие три года, в частности:
- последовательность реализации работ и взаимосвязь между окончанием и началом отдельных работ;
- ориентировочные сроки начала реализации работ;
- тематика первоочередных работ, начало реализации которых планируется в краткосрочной перспективе (до 1 года) и состав их участников.
В п. 3 Приложения 2 к проекту реализации ТП (см. форму Приложения 2, приведенную в настоящих рекомендациях) рекомендуется также предоставить сведения по данному разделу.
Рекомендации по заполнению раздела 4 проекта
"Обоснование выбора технологических платформ как инструмента решения поставленных задач"
В данном разделе должны быть даны обоснованные ответы на два основных вопроса:
- почему в качестве инструмента требуется технологическая платформа, в чем причины недостаточности использования других инструментов поддержки научно-технической и инновационной деятельности?
- какие именно ожидания (надежды) связывают инициаторы создания технологической платформы с применением именно данного инструмента?
В качестве возможных предпосылок выбора технологических платформ как инструмента решения поставленных задач (которые обязательно должны иллюстрироваться соответствующими фактами и примерами применительно к тематической направленности, специфике технологической платформы) могут быть представлены, в том числе, следующие:
- множественность потенциальных участников технологической платформы и косвенных бенефициаров от реализации технологической платформы; необходимость представления различных групп интересов, обеспечения содержательного и представительного обсуждения перспектив технологической модернизации и форм партнерства бизнеса, науки, государства;
- слабая структурированность интересов бизнеса в разработке и внедрении новых технологий, в подготовке кадров; необходимость согласования интересов и определения требований к важнейшим базовым технологиям; сокращение сроков определения практических приоритетов в проведении исследований и разработок, направлений технологической модернизации и консолидации ресурсов существенной части бизнеса на реализации таких приоритетов для обеспечения (сохранения) лидерства;
- необходимость совершенствования отраслевого регулирования, регулирования отдельных рынков продукции (услуг) для повышения инновационной активности компаний, распространения передовых технологий, привлечения стратегических инвестиций;
- необходимость существенной специализации и "настройки" существующих механизмов финансовой поддержки исследовательских, инновационных, инвестиционных проектов (в том числе в рамках деятельности институтов развития);
- недостаточное влияние бизнеса на определение тематики поддерживаемых государством исследований и разработок (в том числе отсутствие определенных важных тем), на учебные программы (в том числе отсутствие ориентации на отдельные необходимые в перспективе компетенции в рамках существующих учебных программах);
- потенциальное мультисекторальное (многоотраслевое) применение технологий, разработка которых предполагается в рамках технологической платформы; необходимость взаимодействия компаний из различных секторов для определения технологических задач;
- многодисциплинарность необходимых исследований для разработки перспективных технологий;
- недостаточно развитые механизмы прямого взаимодействия компаний с научно-образовательными организациями, фрагментарное представление об интересах и возможностях сторон; возможности выстраивания новых цепочек формирования добавленной стоимости, новых устойчивых научно-производственных партнерств;
- неясность существующих компетенций в российском научно-технологическом секторе, наличие ведомственных барьеров между научными организациями, перспективы развития кооперации между научно-технологическими организациями для реализации сложных проектов.
Вышеперечисленные направления обоснования являются возможными, но не исчерпывающими и обязательными во всем объеме. Рекомендуется дать четкий ответ на вопрос, зачем нужны дополнительные коммуникации и согласования действий в рамках технологической платформы, в чем основные акценты во взаимодействии бизнеса и науки, государства и бизнеса и т.п. Инициаторы создания технологической платформы должны четко показать систему своих приоритетов и ожиданий от применения данного инструмента.
В рамках данного раздела важно охарактеризовать принципиальную схему распределения усилий между государством, бизнесом, наукой, систему их взаимных обязательств и изменения этих обязательств в процессе реализации технологической платформы, о практических механизмах внешнего влияния технологической платформы на систему поддержки инноваций и совершенствование регулирования.
В данном разделе также рекомендуется представить краткое описание ключевых направлений совершенствования государственного регулирования в целях поддержки решения задач и достижения результатов функционирования технологической платформы. В качестве возможных направлений могут быть выделены:
- уточнение тематики исследований и разработок, финансируемых государством;
- совершенствование механизмов стимулирования инновационной деятельности;
- совершенствование технического регулирования;
- определение перспективных (более высоких) требований к качественным характеристикам продукции (услуг), закупаемых для государственных нужд;
- уточнение программ инновационного развития крупных компаний с государственным участием (дополнений и уточнений в проекты таких программ, если последние еще не приняты);
- уточнение направлений и принципов поддержки государственными институтами развития научно-технической и инновационной деятельности;
- совершенствование образовательных стандартов;
- определение направлений международного научно-технического сотрудничества.
В данном разделе также рекомендуется указать барьеры на пути научно-технологического развития, которые нельзя преодолеть с помощью существующих инструментов государственной политики (федеральные целевые программы, государственные институты развития, фонды поддержки научно-технической и инновационной деятельности и др.).
В Проекте не требуется представление детальных предложений по всем вышеприведенным направлениям, однако инициаторы создания технологической платформы должны продемонстрировать ясное представление о том, какого рода изменения в регулировании в целом наиболее важны для успешной реализации технологической платформы. Это позволит оценить обоснованность предложений по участию в технологической платформе представителей различных федеральных органов власти, государственных институтов развития и др.
Рекомендации по заполнению раздела 5 проекта
"Развитие кооперации с участием производственных предприятий, научных организаций, вузов и др. заинтересованных сторон"
В данном разделе необходимо обосновать потребность в кооперации для достижения целей создания технологической платформы.
В разделе дается краткое описание направлений (профиля) деятельности основных потенциальных участников технологической платформы, определяются их возможные роли и специализации в рамках ТП, а также стратегические цели их участия в ТП. При этом рекомендуется отдельно выделить участников следующих типов:
- научно-исследовательские институты (иная форма научно-исследовательской организации);
- опытно-конструкторские бюро (иная форма конструкторской организации);
- высшие учебные заведения;
- проектные организации;
- инжиниринговые компании;
- производственные компании;
- сервисные компании;
- финансово-кредитные организации;
- маркетинговые и сбытовые организации;
- государственные органы;
- другие организации (указать какие).
Для организаций каждого типа рекомендуется указать:
- сферу специализации;
- планируемую роль и способ участия организаций с подобной специализацией в технологической платформе;
- стратегические цели, которые могут преследовать организации с подобной специализацией от участия в технологической платформе.
Также рекомендуется осветить следующие вопросы:
- опыт научной и производственной кооперации предприятий и организаций - потенциальных участников технологической платформы в последние 5 лет;
- перспективы развития международной кооперации на пространстве СНГ и по линии европейских технологических платформ;
- возможности по развитию поддерживающих отраслей (выпуск материалов, оборудования, подготовка специалистов и т.п.).
Рекомендации по заполнению раздела 6 проекта
"Риски реализации технологической платформы"
В проекте реализации технологической платформы необходимо указать возможные внешние угрозы реализации технологической платформы и меры для их преодоления, в том числе:
- угрозы ограничения (прекращения) поставок из-за рубежа ключевых материалов, комплектующих и т.п. для производства продукции ТП, и меры по их преодолению;
- угрозы ограничения (прекращения) спроса на продукцию ТП российского производства внутри страны и за рубежом, и меры по их преодолению;
- угрозы вытеснения с рынка видов продукции ТП в долгосрочной перспективе (со стороны товаров-заменителей), и меры по их преодолению;
- угрозы долгосрочных сдвигов предпочтений потребителей на рынках продукции ТП в пользу продукции зарубежных производителей, и меры по их преодолению.
Проект реализации технологической платформы должен включать также обоснование того, что формирование технологической платформы не создает дополнительных ограничений конкуренции:
- производителей продукции технологической платформы на российском рынке;
- научных организаций и вузов;
- организаций-потребителей продукции технологической платформы на российском рынке.
Рекомендации по заполнению раздела 7 проекта
"Управленческие решения, связанные с формированием и функционированием технологической платформы"
В данном разделе должны быть представлены ответы на два основных вопроса: каковы основные принципы функционирования технологической платформы? Как и за счет чего декларируемые принципы будут реализованы на практике?
Рекомендуется представить описание основных этапов формирования и функционирования ТП, включая для каждого этапа:
- описание основных задач;
- особенности формирования и функционирования ТП, основные роли различных групп участников технологической платформы;
- ключевые мероприятия;
- целевые индикаторы, характеризующие решение основных задач;
- некоторые принципиальные "вехи" (ключевые события, принципиальные позитивные изменения), позволяющие на качественном уровне судить об успешности технологической платформы, о достижении запланированных результатов.
Отдельно рекомендуется представить:
- описание планируемых форм взаимодействия участников в рамках технологической платформы;
- описание управления деятельностью технологической платформы;
- описание механизма координации деятельности участников в рамках технологической платформы. Следует обратить внимание не только на согласие различных компаний и организаций принять участие в деятельности технологической платформы, но и на выработку предварительных договоренностей о базовых правилах взаимодействия и принятия решений в рамках технологической платформы, на выбор в качестве координатора той организации, которая способна обеспечить баланс в представлении различных интересов.
- описание механизма входа и выхода участников из технологической платформы;
Основные этапы формирования и функционирования ТП рекомендуется представить в формате дорожной карты, включающей ключевые мероприятия в рамках этапов реализации технологической платформы.
В Проекте должна быть представлена информация о готовности участников к созданию технологической платформы, включая описание реализуемых мер по координации их деятельности.
В Проекте также должно быть представлено описание основных мероприятий по созданию и обеспечению деятельности технологической платформы на ближайшие 5-7 лет и план действий на ближайший год, включая:
- состав мероприятий по формированию технологической платформы (мероприятия по определению состава участников, способа кооперации, по формированию координирующих органов и механизмов и др.);
- график реализации мероприятий по формированию технологической платформы с выделением основных этапов её создания;
- распределение ответственности за отдельные мероприятия по формированию технологической платформы.
В данном разделе рекомендуется также описать механизм достижения консенсуса участников ТП по основным направлениям развития технологической платформы.
В проекте технологической платформы рекомендуется определить сроки и соответствующие мероприятия по разработке следующих документов:
- стратегической программы исследований, предусматривающей определение средне- и долгосрочных приоритетов в проведении исследований и разработок, выстраивание механизмов научно-производственной кооперации;
- программ обучения;
- пакета документов, определяющих направления и принципы развития стандартов и системы сертификации, комплекс мер по развитию инновационной инфраструктуры;
- программы по внедрению и распространению передовых технологий в соответствующих секторах российской экономики, определяющей различные механизмы и источники финансирования, обязательства участников технологической платформы;
- предложений, направленных на совершенствование регулирования в научно-технологической и инновационной сфере.
ФОРМА ПРИЛОЖЕНИЯ 1
К ПРОЕКТУ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ
Соответствие ключевым направлениям научно-технологического развития России
П.1.1. Наиболее существенный вклад в реализацию Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и развитие критических технологий Российской Федерации (Поставить "+" напротив выбранного ответа или ответов):
Индустрия наносистем |
|
|
| ||
|
Компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий |
|
Нано-, био-, инфо-, когнитивные технологии (НБИК-технологии) |
|
|
Технологии диагностики наноматериалов и наноустройств |
|
|
Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов |
|
|
Технологии получения и обработки функциональных наноматериалов |
|
|
Технологии наноустройств и микросистемной техники |
|
|
Другое (укажите) |
|
|
| ||
Информационно-телекоммуникационные системы |
|
|
| ||
|
Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам |
|
Технологии информационных, управляющих, навигационных систем |
|
|
Технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем |
|
|
Технологии создания электронной компонентной базы |
|
|
Другое (укажите) |
|
|
| ||
Науки о жизни |
|
|
| ||
|
Биомедицинские и ветеринарные технологии |
|
Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии |
|
|
Геномные, протеомные и постгеномные технологии |
|
|
Клеточные технологии |
|
|
Технологии биоинженерии |
|
|
Технологии снижения потерь от социально-значимых заболеваний |
|
|
Другое (укажите) |
|
|
| ||
Рациональное природопользование |
|
|
| ||
|
Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации её загрязнений |
|
Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
|
|
Технологии поиска, разведки и разработки месторождений, добычи полезных ископаемых |
|
|
Другое (укажите) |
|
|
| ||
Транспортные и космические системы |
|
|
| ||
|
Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта |
|
Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения |
|
|
Другое (укажите) |
|
|
| ||
Энергоэффективность и энергосбережение |
|
|
| ||
|
Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом |
|
Технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику |
|
|
Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии |
|
|
Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе |
|
|
Другое (укажите) |
|
П.1.2. Наиболее существенный вклад в реализацию Приоритетов модернизации и научно-технологического развития экономики России (Поставить "+" напротив выбранного ответа или ответов):
медицинская техника и фармацевтика |
|
энергоэффективность |
|
ядерные технологии |
|
космос и телекоммуникации |
|
стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение |
|
ФОРМА ПРИЛОЖЕНИЯ 2
К ПРОЕКТУ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ*
1. Общие сведения об инициативе по формированию технологической платформы
*1.1. Наименование технологической платформы:
|
1.2. Сведения об инициаторе создания технологической платформы:
*1.2.1. Наименование, юридический и фактический адрес организации - инициатора создания технологической платформы, ФИО контактного лица, его контактная информация:
Организация - инициатор:
Наименование: |
Юридический адрес: |
Фактический адрес: |
Контактное лицо (Ф.И.О., должность): |
Контактная информация (телефон, факс, e-mail): |
[далее в представленном формате привести данные о других предприятиях и организациях - инициаторах технологической платформы, если таковые имеются; при этом рекомендуется приложить письменные подтверждения готовности данных организаций присоединиться к технологической платформе)]
1.3. Сведения о предприятиях и организациях - потенциальных участниках технологической платформы (кроме перечисленных в п. 1.2.1):
*1.3.1. Российские предприятия и организации - потенциальные участники технологической платформы (производственные предприятия, научные организации, вузы, организации - потребители продукции, на разработку и производство которой направлена технологическая платформа, их объединения, органы власти, финансовые организации, консультанты и пр.)
(поставить "+" напротив организаций, с которыми уже проведены предварительные переговоры о присоединении к технологической платформе):
Наименование: |
|
Наименование: |
|
Наименование: |
|
Наименование: |
|
Наименование: |
|
[далее в представленном формате привести данные о других российских предприятиях и организациях - потенциальных участниках технологической платформы]
1.3.2. Зарубежные предприятия и организации - потенциальные участники технологической платформы
(поставить "+" напротив организаций, с которыми уже проведены предварительные переговоры о присоединении к технологической платформе):
Наименование: |
|
Наименование: |
|
Наименование: |
|
Наименование: |
|
Наименование: |
|
[далее в представленном формате привести данные о других зарубежных предприятиях и организациях - потенциальных участниках технологической платформы]
*1.4. Государственная поддержка научно-технологического развития:
1.4.1. Средства государственной поддержки, ранее полученные организациями - инициаторами создания технологической платформы (если такая поддержка оказывалась):
N |
Направления ИиР, инновационной деятельности и развития инновационной инфраструктуры |
Источник средств |
Объем выделенных средств по источникам (млн. руб.) ориентировочно |
Сроки предоставления поддержки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: в колонке "источник средств" для каждого направления ИиР указывается наименование соответствующего инструмента государственной поддержки (федеральные целевые программы, ГК "Роснанотех", бюджетные фонды, Постановления Правительства N 218, 219, 220, Программы инновационного развития компаний с государственным участием и т.п.)
2. Перспективы развития и распространения технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы
*2.1. Основные виды продукции (до 10 важнейших продуктов/продуктовых групп), на разработку (совершенствование) которой непосредственно направлена деятельность технологической платформы (продукция ТП):
|
Примечание: рекомендуется представить в формате перечня наименований видов продукции.
2.2. Целевые рынки продукции ТП российского производства:
*2.2.1. Области применения продукции ТП**, перспективные с точки зрения продвижения продукции ТП российского производства (поставить "+" напротив выбранного ответа или ответов):
Примечание: в перечне по пункту 2.1 рекомендуется выделить группы продукции с одинаковыми областями применения; таблицу ниже заполнить отдельно для каждой такой группы, выбранной по условию п. 2.2.1.
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
|
Производство транспортных средств и оборудования |
|
Рыболовство и рыбоводство |
|
Производство мебели, музыкальных инструментов, спортивных товаров и прочие производства |
|
Добыча полезных ископаемых - энергетических - не энергетических |
|
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
|
Производство пищевых продуктов, включая напитки |
|
Строительство |
|
Текстильное и швейное производство |
|
Оптовая и розничная торговля |
|
Производство кожи, изделий из кожи и обуви |
|
Ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
|
Обработка древесины, производство изделий из дерева |
|
Услуги гостиниц и ресторанов |
|
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность |
|
Услуги в области транспорта и связи в том числе деятельность туристических агентств |
|
Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов |
|
Финансовые услуги в том числе услуги по страхованию, кроме обязательного социального страхования |
|
Химическое производство в том числе: - вещества химические, продукты химические и волокна химические - фармацевтическое производство |
|
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, в том числе: - услуги, связанные с недвижимым имуществом - услуги по аренде машин и оборудования (без оператора), бытовых изделий и предметов личного пользования - программные продукты и услуги, связанные с использованием вычислительной техники и информационных технологий - услуги, связанные с научными исследованиями и разработками - прочие услуги, связанные с предпринимательской деятельностью |
|
Производство резиновых и пластмассовых изделий |
|
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
|
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
|
Образование |
|
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
|
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
|
Производство машин и оборудования в том числе услуги по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту машин и оборудования |
|
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
|
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования в том числе - офисное оборудование и вычислительная техника - компоненты электронные, аппаратура для радио, телевидения и связи - изделия медицинские, приборы и инструменты для измерения, контроля, испытаний, навигации и управления |
|
Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства |
|
2.2.2. Масштабы и глубина освоения российскими производителями потенциальных рынков продукции ТП (поставить "+" напротив выбранного ответа или ответов):
Примечание: для каждой из групп продукции, выделенной по п. 2.2.1, и области ее применения заполняется отдельно.
замещение импорта из государств - участников СНГ |
|
создание рыночной ниши, новой для российского рынка |
|
замещение импорта из развивающихся стран и стран с переходной экономикой |
|
создание рыночной ниши, новой для рынков государств - участников СНГ |
|
замещение импорта из индустриально развитых стран |
|
создание рыночной ниши, новой для рынков развивающихся стран и стран с переходной экономикой |
|
экспорт в государства - участники СНГ |
|
создание рыночной ниши, новой для рынков индустриально развитых стран |
|
экспорт в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой |
|
создание нового мирового рынка*** |
|
экспорт в индустриально развитые страны |
|
|
|
*2.3. Долгосрочная привлекательность целевых рынков продукции ТП:
Оценка текущих значений и прогноз объема рынков продукции ТП в денежном выражении (по всем видам продукции ТП, ориентировочно):
Показатели |
2010 |
2015 |
2020 |
Объем мирового рынка продукции ТП (млрд. руб.) |
|
|
|
Совокупный объем целевых рынков продукции ТП (млрд. руб.) - ЕСЛИ ТП НЕ БУДЕТ СОЗДАНА |
|
|
|
Совокупный объем целевых рынков продукции ТП (млрд. руб.) - ПРИ УСЛОВИИ СОЗДАНИЯ ТП |
|
|
|
Объем российского рынка продукции ТП (млрд. руб.) - ЕСЛИ ТП НЕ БУДЕТ СОЗДАНА |
|
|
|
Объем российского рынка продукции ТП (млрд. руб.) - ПРИ УСЛОВИИ СОЗДАНИЯ ТП |
|
|
|
2.4. Соответствие технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы, магистральным направлениям научно-технологического развития индустриально развитых стран:
2.4.1. Зарубежные страны - и организации-лидеры в области исследований и разработок по основным направлениям развития технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы:
N |
технологии |
страны |
организации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.4.2. Крупные проекты и основные достижения зарубежных стран- и организаций-лидеров в области исследований и разработок по основным направлениям развития технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы, за последние пять лет (включая совместные проекты):
N |
технологии |
страны |
организации |
проекты |
достижения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.4.3. Зарубежные страны- и организации-лидеры по созданию (развитию) производства в области технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы:
N |
технологии |
страны |
организации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.4.4. Крупные проекты зарубежных стран- и организаций-лидеров по созданию (развитию) производства в области технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы, за последние пять лет (включая совместные проекты):
N |
технологии |
страны |
организации |
проекты |
достижения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.5. Сопоставление технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы, с основными альтернативами:
2.5.1. Наличие альтернативных технологий (технологии, которые (1) не вошли в состав технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы, но (2) являются источниками схожих потребительских свойств):
|
2.5.2. Зарубежные страны- и организации-лидеры в области исследований и разработок по основным направлениям развития альтернативных технологий:
N |
технологии |
страны |
организации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.5.3. Зарубежные страны- и организации-лидеры по созданию (развитию) производства с использованием альтернативных технологий:
N |
технологии |
страны |
организации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Научно-технические заделы и производственная база
*3.1. Ключевые направления исследований и разработок по созданию (совершенствованию) технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы, и тематика конкретных исследований и разработок по направлениям, которые могут быть проведены в ближайшие три года:
N |
Направления ИиР |
Тематика конкретных ИиР по направлению |
Характеристика взаимосвязи с другими ИиР и инновационными проектами по п. 3.2 |
Характеристика результатов (значительное продвижение/ улучшающие), и оценка их значимости для решения задач ТП |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: рекомендуется отдельно выделить те направления, реализации которых в России до сих пор не уделяется достаточно внимания.
*3.2. Инновационные проекты, которые могут быть осуществлены в рамках технологической платформы в ближайшие три года:
N |
Тематика проекта |
Организационные формы реализации совместных проектов (программ) |
Характеристика взаимосвязи с другими проектами и ИиР по п. 3.1 |
Описание результатов, и оценка их значимости для решения задач ТП |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.3. Российские организации, осуществляющие исследования и разработки:
3.3.1. Потенциал предприятий и организаций - потенциальных участников ТП, позволяющий успешно вести исследования и разработки по направлениям по пункту 3.1:
N |
Организации |
Направления, по которым организация имеет потенциал выполнить ключевые ИиР |
|
|
|
|
|
|
3.3.2. Ведущие российские организации, осуществляющие исследования и разработки технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы, но не заявленные в числе ее потенциальных участников:
N |
Наименование организации |
Причина отсутствия в числе потенциальных участников |
|
|
|
|
|
|
3.4. Затраты на исследования и разработки инициаторов создания ТП:
3.4.1. Расходы на НИОКР предприятий и организаций - инициаторов создания ТП (организации, от которых получено письменное подтверждение готовности присоединиться к ТП), за последние три года, млн. руб.:
всего |
по направлениям по п. 3.1 |
|
|
3.5. Оценка наличия и достаточности материально-технической базы организаций - потенциальных участников:
|
3.6. Описание основных достижений в области исследований и разработок организаций - инициаторов создания ТП:
*3.6.1. Основные достижения в области ИиР предприятий и организаций - инициаторов создания ТП (организаций, от которых получено письменное подтверждение готовности присоединиться к ТП), за последние три года:
N |
Организация |
описание достижения |
регистрация результатов |
|
|
|
|
|
|
|
|
3.6.2. Наличие у инициаторов создания ТП результатов ИиР, готовых к коммерциализации:
N |
организация |
результаты ИиР |
Характеристика значимости результатов |
|
|
|
|
|
|
|
|
3.7. Рыночное положение российских производителей продукции ТП:
*3.7.1. Объем продукции ТП (или технологически связанной с ней продукции), реализованной организациями - инициаторами создания технологической платформы в течение трех последних лет (млрд. руб.):
|
*3.7.2. Присутствие российских производителей (потенциальных участников технологической платформы) на рынках продукции ТП (или технологически связанной с ней продукции) в настоящее время (поставить "+" напротив ответа или ответов, если ежегодный объем продаж на соответствующем рынке в каждом из прошедших трех лет составил не меньше 10 млн. долл. США)):
Россия |
|
развивающиеся страны и страны с переходной экономикой |
|
Россия и государства - участники СНГ |
|
индустриально развитые страны |
|
3.7.3. Уровень конкурентоспособности продукции ТП российского производства (текущие оценки и прогноз - ориентировочно, если будет сформирована ТП):
|
2010 |
2020 |
Основные потребительские характеристики (свойства) продукции ТП российского производства |
|
|
Основные потребительские характеристики (свойства) продукции ТП зарубежного производства |
|
|
3.7.4. Основные зарубежные конкуренты российских производителей продукции ТП в настоящее время (если имеются):
N |
организация |
характеристика |
|
|
|
|
|
|
3.8. Деятельность инициаторов создания ТП по созданию (развитию) производства:
Совокупные инвестиции в создание (развитие) производства предприятий и организаций - инициаторов создания ТП, за последние три года, млрд. руб.:
|
______________________________
* В данной форме обязательными для заполнения являются только позиции, которые отмечены знаком "*". Заполнение формы ведется без каких-либо ограничений на количество знаков и меток.
** в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) и Статистической классификацией видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (NACE Rev. 1.1, 2002). Данный перечень видов экономической деятельности не является ориентиром при формировании перечня технологических платформ
*** Создание принципиально новых видов продукции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В настоящее время готовятся программы инновационного развития (ПИР) акционерных обществ с госучастием, государственных корпораций и ФГУП.
ПИР разрабатываются госкомпаниями. До 1 декабря 2010 г. концепции программ должны быть представлены в соответствующие органы власти. С 1 февраля 2011 г. ПИР будут утверждаться.
Реализация ПИР предполагает взаимодействие с вузами по вопросам проведения НИОКР, подготовки и переподготовки сотрудников, прогнозирования, разработки технологических дорожных карт и др.
Для повышения эффективности взаимодействия Минобрнауки России создало Консультативную группу. Начато формирование перечня технологических платформ, в деятельности которых планируется участие российских вузов.
В дальнейшем Минобрнауки России планирует проводить анализ участия вузов в реализации ПИР Госкомпаний и проектов технологических платформ.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2010 г. N АП-164/13 "Об участии в формировании программ инновационного развития госкомпаний и перечня технологических платформ"
Текст письма официально опубликован не был