Приказ Федерального казначейства от 25 января 2011 г. N 19
"Об утверждении Положения о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе"
17 июня 2011 г.
Приказом Казначейства России от 16 октября 2014 г. N 240 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 января 2015 г.
На основании положений статьи 270.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2010, N 40, ст. 4971) и мероприятий, предусмотренных Планом реализации в 2009-2011 годах Концепции развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006-2011 годах, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе.
2. Признать утратившими силу:
приказ Федерального казначейства от 14 февраля 2005 г. N 22 "Об утверждении Правил проведения проверок деятельности территориальных органов Федерального казначейства" (в редакции приказов Федерального казначейства от 21.05.2009 г. N 118, от 31.07.2009 г. N 168, от 25.03.2010 г. N 68);
приказ Федерального казначейства от 29 сентября 2005 г. N 176 "Об утверждении методических рекомендаций по оформлению результатов проверок деятельности структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства" (в редакции приказов Федерального казначейства от 22.05.2008 г. N 128, от 11.11.2008 г. N 308, от 21.05.2009 г. N 117, от 31.07.2009 г. N 169, от 12.04.2010 г. N 90).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2011 года.
Руководитель |
Р.Е. Артюхин |
Положение
о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе
(утв. приказом Федерального казначейства от 25 января 2011 г. N 19)
17 июня 2011 г.
I. Общие положения
1.1. Положение о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе (далее - Положение) разработано в целях повышения эффективности системы управления в Федеральном казначействе и основано на положении статьи 270.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2010, N 40, ст. 4971), Концепции развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006-2011 годах, утвержденной решением Коллегии Федерального казначейства от 23.12.2005 N 1/1 (с дополнениями и изменениями, утвержденными решением Коллегии Федерального казначейства от 27.04.2009 N 16/1).
1.2. Положение определяет основные цели, принципы, требования и структуру внутреннего контроля и внутреннего аудита в органах Федерального казначейства.
Приказом Казначейства России от 17 июня 2011 г. N 228 в пункт 1.3 настоящего Положения внесены изменения
1.3. В настоящем Положении применяются следующие общие понятия:
органы Федерального казначейства - центральный аппарат Федерального казначейства, Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, отделения управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации;
контрольно-аудиторские подразделения - Управление внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства, отдел внутреннего контроля и аудита Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, отделы внутреннего контроля и аудита управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации;
процессы и операции внутреннего контроля и внутреннего аудита - действия, осуществляемые руководством, сотрудниками и контрольно-аудиторскими подразделениями органов Федерального казначейства (в том числе с использованием программного обеспечения), направленные на установление соответствия деятельности органов Федерального казначейства требованиям нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность и реагирование на казначейские риски;
казначейские риски - вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на процессах и операциях, осуществляемых органами Федерального казначейства при реализации функций и полномочий в установленной сфере деятельности.
II. Принципы внутреннего контроля и внутреннего аудита
2.1. Внутренний контроль и внутренний аудит основываются на следующих принципах:
принцип законности - неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства норм и правил, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации;
принцип независимости - субъекты внутреннего контроля и внутреннего аудита при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля и внутреннего аудита;
принцип объективности - внутренний контроль и внутренний аудит осуществляются с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
принцип ответственности - каждый субъект внутреннего контроля и внутреннего аудита за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
принцип стандартизации - процессы и процедуры внутреннего контроля и внутреннего аудита должны быть регламентированы;
принцип гласности - открытость и доступность для общества и средств массовой информации сведений о результатах контрольных мероприятий, проведенных в рамках внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства в пределах соблюдения государственной и служебной тайны;
принцип системности - проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля (внутреннего аудита) и его взаимосвязей в структуре управления.
III. Внутренний контроль
3.1. Внутренний контроль в Федеральном казначействе - непрерывный процесс, осуществляемый руководством, сотрудниками и контрольно-аудиторскими подразделениями органов Федерального казначейства в рамках управления казначейскими рисками, направленный на обеспечение соблюдения требований нормативных правовых актов Российской Федерации и регламентов, повышение эффективности и результативности осуществляемых операций, в разрезе финансового, административного и технологического направлений деятельности.
Субъекты внутреннего контроля в Федеральном казначействе - руководители, сотрудники, контрольно-аудиторские подразделения органов Федерального казначейства, осуществляющие процессы и операции внутреннего контроля в соответствии с возложенными на них полномочиями;
Объекты внутреннего контроля - органы Федерального казначейства, сотрудники органов Федерального казначейства, структурные подразделения органов Федерального казначейства;
Предмет внутреннего контроля - процессы и операции, осуществляемые органами Федерального казначейства в рамках закрепленных за ними функций, а также формируемые ими документы.
3.2. Целью внутреннего контроля в органах Федерального казначейства является установление соответствия деятельности объекта внутреннего контроля положениям нормативных правовых актов и регламентов.
3.3. Задачами внутреннего контроля являются:
установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражение в бюджетном учете и отчетности требованиям нормативных правовых актов (финансовый контроль);
установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников (административный контроль);
соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности (технологический контроль).
3.4. Внутренний контроль в органах Федерального казначейства осуществляется в форме предварительного, текущего и последующего контроля.
Методами осуществления внутреннего контроля являются самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, а также проведение контрольно-аудиторскими подразделениями проверок тематического и комплексного характера.
3.5. Внутренний контроль осуществляется в соответствии со стандартами, утверждаемыми Федеральным казначейством.
IV. Внутренний аудит
4.1. Внутренний аудит в Федеральном казначействе - деятельность контрольно-аудиторских подразделений по представлению независимой и объективной информации о состоянии деятельности органов Федерального казначейства по осуществлению возложенных на них функций и полномочий, в том числе надежности функционирования системы внутреннего контроля.
Субъекты внутреннего аудита - контрольно-аудиторские подразделения органов Федерального казначейства, осуществляющие процессы и операции внутреннего аудита в соответствии с возложенными на них полномочиями.
Объекты внутреннего аудита - органы Федерального казначейства и их структурные подразделения.
Предмет внутреннего аудита - документы, формируемые в результате деятельности органов Федерального казначейства в рамках закрепленных за ними функций, подтверждающие соответствие, результативность и эффективность их деятельности.
4.2. Целью внутреннего аудита является предоставление руководству Федерального казначейства независимой и объективной информации о деятельности органов Федерального казначейства при осуществлении ими функций в установленной сфере деятельности.
4.3. Задачами внутреннего аудита являются:
анализ и оценка проводимого внутреннего контроля исполнения органами Федерального казначейства нормативных правовых актов Российской Федерации и иных документов, регламентирующих осуществление ими функций и полномочий в установленной сфере деятельности;
оценка эффективности и результативности деятельности объектов внутреннего аудита (в том числе по осуществлению внутреннего контроля) по осуществлению функций в установленной сфере деятельности;
оценка эффективности использования финансовых и нефинансовых ресурсов, целесообразности проводимых процессов и операций объектами внутреннего аудита.
4.4. По форме осуществления внутренний аудит носит последующий характер.
4.5. Методом осуществления внутреннего аудита является проверка.
4.6. Внутренний аудит осуществляется в соответствии со стандартами, утверждаемыми Федеральным казначейством.
V. Требования к организации и проведению внутреннего контроля и внутреннего аудита
5.1. Основными требованиями к организации и проведению внутреннего контроля и внутреннего аудита являются:
а) требование планирования - планирование внутреннего контроля и внутреннего аудита предполагает разработку общей стратегии, сроков проведения и объема контрольных мероприятий;
б) требование эластичности - внутренний контроль и внутренний аудит организуются таким образом, чтобы при необходимости можно было обеспечить достижение вновь поставленных целей органов Федерального казначейства;
в) требование рациональности - внутренний контроль и внутренний аудит организуются таким образом, чтобы исключить осуществление излишних процессов и операций в ходе их проведения;
г) требование взаимодействия и координации - внутренний контроль и внутренний аудит осуществляются на основе взаимодействия субъекта и объекта внутреннего контроля и внутреннего аудита, координации их усилий для решения поставленных задач;
д) требование документированности - в процессе проведения проверок все полученные сведения подлежат документированию (в том числе в электронном виде) в установленном порядке;
е) требование компетентности, добросовестности и честности - субъекты внутреннего контроля и внутреннего аудита должны обладать необходимыми знаниями, добросовестно и честно выполнять возложенные обязанности;
ж) требование ответственности - субъекты внутреннего контроля и внутреннего аудита несут ответственность за достоверность и качество проводимого контрольного мероприятия;
з) требование периодичности - внутренний контроль и внутренний аудит проводится с установленной периодичностью;
и) требование доказательности - выводы, полученные в ходе внутреннего контроля и внутреннего аудита, должны быть обоснованы и подтверждены.
VI. Структура внутреннего контроля и внутреннего аудита
6.1. Организационная структура внутреннего контроля и внутреннего аудита представляет собой совокупность субъектов внутреннего контроля и внутреннего аудита и включает:
сотрудников органов Федерального казначейства;
начальников структурных подразделений органов Федерального казначейства;
контрольно-аудиторские подразделения соответствующих органов Федерального казначейства;
руководство органов Федерального казначейства.
6.2. Сотрудники органов Федерального казначейства осуществляют самоконтроль в соответствии с должностными обязанностями, установленными в их должностных регламентах.
6.3. Начальники структурных подразделений органов Федерального казначейства в рамках должностных обязанностей организуют и осуществляют внутренний контроль за процессами и операциями, осуществляемыми сотрудниками возглавляемых ими структурных подразделений.
6.4. Контрольно-аудиторские подразделения органов Федерального казначейства организуют и осуществляют внутренний контроль и внутренний аудит за деятельностью органов Федерального казначейства и их структурных подразделений.
6.5. Руководство соответствующих органов Федерального казначейства организует и осуществляет общую координацию работы структурных подразделений по организации и осуществлению внутреннего контроля и внутреннего аудита в органах Федерального казначейства, а также непосредственно контролирует вопросы внутреннего контроля и внутреннего аудита.
VII. Заключительные положения
7.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся по мере необходимости в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закреплены принципы, задачи, субъекты, объекты, предмет, структура внутренних контроля и аудита в Федеральном казначействе. Определены требования к соответствующим мероприятиям.
Утрачивают силу правила, в соответствии с которыми ранее контролировалась деятельность территориальных органов Федерального казначейства. Кроме того, методические рекомендации по оформлению результатов проверок, проводимых там и в центральном аппарате.
Цель контроля - установить, соответствует ли деятельность органов Федерального казначейства, их сотрудников и структурных подразделений нормативно-правовым актам и регламентам. Он осуществляется следующими методами. Самоконтроль. Проверки. Контроль по уровню подчиненности.
Внутренний аудит носит последующий характер. Он проводится методом проверки.
Контроль и аудит осуществляются в соответствии со стандартами, которые утверждаются Федеральным казначейством. При этом должны выполняться следующие требования: планирование; эластичность; рациональность; взаимодействие и координация; документированность; компетентность, добросовестность и честность; ответственность; периодичность; доказательность.
Приказ вступает в силу с 1 июля 2011 г.
Приказ Федерального казначейства от 25 января 2011 г. N 19 "Об утверждении Положения о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе"
Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2011 г.
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Казначейства России от 16 октября 2014 г. N 240 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 января 2015 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Казначейства России от 17 июня 2011 г. N 228