Положение
об оценке качества проектно-сметной документации для строительства
(утв. Госстроем СССР и Государственным комитетом СССР по науке и технике 6 июня 1985 г. N 28-Д)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок и номенклатуру основных показателей оценки качества проектно-сметной документации для нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений*.
1.2. Оценке подлежит следующая проектно-сметная документация:**
технико-экономические обоснования строительства крупных и сложных предприятий и сооружений, а при необходимости и других объектов (ТЭО), технико-экономические расчеты (ТЭР);
рабочие проекты на строительство предприятий, зданий и сооружений или их очередей со сводными сметными расчетами стоимости;
проекты на строительство предприятий, зданий и сооружений или их очередей со сводными сметными расчетами стоимости;
рабочая документация на строительство предприятий, зданий и сооружений, их очередей и пусковых комплексов со сметами;
типовая проектная документация (типовые проекты, типовые проектные решения, чертежи типовых строительных конструкций, изделий и узлов).
Оценке также подлежит проектная продукция, выполненная субподрядными проектными и изыскательскими организациями.
1.3. Оценка качества проектной продукции осуществляется для определения соответствия принятых технологий, оборудования, строительных решений, организации производства и труда новейшим достижениям отечественной и зарубежной науки и техники и прогрессивным удельным показателям.
При этом должно быть обеспечено:
в области технологического проектирования - широкое использование высокоэффективных процессов производства, малоотходной и ресурсосберегающей технологии, комплексной механизации, автоматических линий, промышенных роботов, гибких автоматизированных систем и другого прогрессивного оборудования, а также повышение коэффициента сменности его работы, рост производительности труда;
в области строительного проектирования - снижение материалоемкости, трудоемкости и стоимости строительства, сокращение его продолжительности за счет высокой технологичности конструктивных решений зданий и сооружений, внедрения прогрессивных изделий и материалов, укрупненных монтажных блоков, конструкций высокой заводской готовности и передовых методов организации строительства;
высокий уровень архитектурных и градостроительных решений, улучшение условий труда и быта работающих с учетом последних достижений промышленной эстетики;
совершенствование планировки и повышение качества жилых домов и объектов социально-бытового назначения, а также создание лучших условий проведения культурно-массовой работы.
1.4. Оценка качества проектной продукции используется для:
а) анализа технико-экономического уровня проектируемых объектов отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности;
б) оценки деятельности проектных и изыскательских организаций, как основной критерий;
в) решения вопросов о возможности выделения средств для премирования работников проектных и изыскательских организаций.
1.5. Для оценки качества заказчики проектной продукции с участием проектных и изыскательских организаций устанавливают конкретные значения технико-экономических показателей (базовые значения технико-экономических показателей) и качественные характеристики (базовые качественные характеристики) по номенклатуре, согласно приложениям 1-3 к настоящему Положению.
Базовые значения технико-экономических показателей и базовые качественные характеристики должны отражать передовой отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства, обеспечивать реализацию новейших достижений науки и техники, высокую эффективность капитальных вложений и сокращение доли строительно-монтажных работ в их общем объеме, применение индустриальных методов строительства, высокий уровень градостроительных и архитектурных решений, рациональное использование земель и внедрение мероприятий по охране окружающей природной среды и др.
Данные о соответствии принятых технологий, оборудования, строительных решений, организации производства и труда новейшим достижениям отечественной и зарубежной науки и техники и прогрессивным удельным показателям приводятся в материалах, обосновывающих необходимость и целесообразность строительства объектов, в проектах и экспертных заключениях.
1.6. Оценка высокого качества устанавливается проектной продукции, которая по своим технико-экономическим показателям и качественным характеристикам находится на уровне базовых значений этих показателей, соответствует базовым качественным характеристикам или превосходит их при условии применения технологических процессов и оборудования, соответствующих новейшим достижениям науки и техники, прогрессивных изделий и материалов, передовых методов организации производства, труда, управления и организации строительства.
В случае, если имеет место снижение уровня отдельных технико-экономических показателей при существенном улучшении других технико-экономических показателей по сравнению с соответствующими базовыми значениями этих показателей, составляются расчеты экономического эффекта от принятых проектных решений, обосновывающих их экономическую целесообразность.
Экономический эффект от принятых проектных решений определяется по Типовой методике определения экономической эффективности капитальных вложений, утвержденной Госпланом СССР и Госстроем СССР.
При этом приведенные затраты по сравниваемым вариантам определяются по формуле 14 указанной методики; срок окупаемости капитальных вложений принимается по данным сравниваемых вариантов; приведению по фактору времени подлежат только затраты по осуществлению строительно-монтажных работ.
Оценка высокого качества может быть установлена и ТЭО (ТЭР), которыми обоснована экономическая нецелесообразность строительства объектов.
II. Порядок определения базовых значений технико-экономических показателей и базовых качественных характеристик
2.1. Базовые значения технико-экономических показателей для оценки качества ТЭО (ТЭР) по конкретным объектам определяются на основе утвержденных прогрессивных удельных показателей, в том числе по стоимости и материалоемкости, и устанавливаются в заданиях на разработку этой документации. Кроме того, в заданиях на разработку ТЭО (ТЭР) должны устанавливаться базовые качественные характеристики.
2.2. Базовые значения технико-экономических показателей и базовые качественные характеристики для оценки качества проектов (рабочих проектов) на строительство конкретных предприятий, зданий и сооружений или их очередей со сводными сметными расчетами стоимости определяются на основе технико-экономических показателей и качественных характеристик утвержденных ТЭО (ТЭР)*** и устанавливаются в заданиях на проектирование.
2.3. Базовые значения технико-экономических показателей и базовые качественные характеристики для оценки качества рабочей документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, их очередей и пусковых комплексов принимаются на основе утвержденных в установленном порядке проектов.
2.4. Базовые значения технико-экономических показателей для оценки качества конкретных типовых проектов, типовых проектных решений и чертежей типовых строительных конструкций, изделий и узлов определяются на основе утвержденных прогрессивных удельных показателей, в том числе по стоимости и материалоемкости, и устанавливаются в заданиях на разработку этой документации. Кроме того, в заданиях на разработку типовой проектной документации должны устанавливаться базовые качественные характеристики.
Базовые значения технико-экономических показателей и базовые качественные характеристики для оценки качества конкретной рабочей документации типовых проектов, типовых проектных решений принимаются на основе утвержденных проектов, а конкретных рабочих чертежей типовых строительных конструкций, изделий, узлов - на основе одобренных технических решений.
2.5. Для оценки качества технических отчетов (заключений) по инженерным изысканиям, выполняемым по конкретным объектам, принимаются установленные в согласованных заказчиками и утвержденных программах инженерных изысканий базовые качественные характеристики, отражающие требования к составу, объему и методам производства этих работ.
III. Порядок оформления документов по оценке качества проектной продукции
3.1. Проектные и изыскательские организации подготавливают и передают заказчикам одновременно с проектной продукцией проекты актов оценки качества этой проектной продукции согласно приложению 4 к настоящему Положению.
В случаях, предусмотренных пунктом 1.6 настоящего Положения, к проектам актов оценки качества прилагаются расчеты экономического эффекта от принятых проектных решений.
По требованию заказчиков проектные и изыскательские организации представляют выписки из протоколов заседаний научно-технических (архитектурно-технических, технических) советов этих организаций по рассмотрению ТЭО, ТЭР, проектов (включая типовые проекты), а по техническим отчетам (заключениям) об инженерных изысканиях - справки изыскательских организаций, обосновывающие соблюдение требований программы инженерных изысканий.
3.2. После приемки проектной продукции, подлежащей экспертизе, заказчики представляют ее в соответствующие экспертные подразделения.
При рассмотрении экспертными подразделениями проектной продукции необходимо особое внимание обращать на применение прогрессивных решений, учитывающих зарубежный и отечественный передовой опыт и научно-технические достижения в области технологии производства, обеспечивающей экономию топлива, энергии, металла, лесных, строительных и других материалов, снижение материалоемкости изделий, широкое применение вторичных материальных ресурсов и за счет этого дополнительное снижение себестоимости продукции и работ; сокращение ручного труда за счет внедрения комплексной механизации и автоматизации производственных процессов; использование наиболее экономичных транспортных схем завоза сырья, материалов и комплектующих изделий и вывоза готовой продукции; применение индустриальных методов строительства и эффективных форм его организации, совершенствование объемно-планировочных и конструктивных решений, рациональное использование земель, охрану окружающей среды, высокий уровень градостроительных и архитектурных решений, комплексное решение вопросов строительства объектов производственного назначения, жилых домов, объектов социально-бытового назначения и охраны окружающей среды.
3.3. До проектной продукции, рекомендованной экспертизой к утверждению, заказчики с учетом заключений экспертизы рассматривают материалы, обосновывающие оценку качества этой проектной продукции, указанные в пункте 3.1 настоящего Положения, и утверждают акты оценки ее качества.
По проектной продукции, не подлежащей экспертизе, включая проектную продукцию, выполненную субподрядными проектными и изыскательскими организациями, заказчики после приемки этой проектной продукции организуют проверку материалов, обосновывающих ее качество, и утверждают акты оценки качества этой проектной продукции.
При выполнении требований пункта 1.6 настоящего Положения указанная проектная продукция относится заказчиками к проектной продукции высокого качества.
3.4. По проектной продукции, не рекомендованной экспертизой к утверждению, а также по проектной продукции, не отвечающей требованиям пункта 1.6 настоящего Положения, в актах оценки качества заказчики указывают, что эта проектная продукция не может быть отнесена к проектной продукции высокого качества и прилагают соответствующие обоснования.
3.5. Материалы, обосновывающие оценку качества проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, осуществляемое за границей организациями СССР на подрядных условиях или иностранными заказчиками при техническом содействии СССР (технико-экономические обоснования строительства; технико-экономические предложения по строительству; проекты и рабочие проекты на строительство; рабочая документация), разработанной советскими проектными и изыскательскими организациями, оформляются аналогично порядку, предусмотренному пунктом 3.1 настоящего Положения. Акты оценки качества по этой проектной продукции утверждаются министерствами (ведомствами) - генеральными поставщиками в порядке, установленном в пунктах 3.3 и 3.4 настоящего Положения.
3.6. Заказчики организуют проведение всех необходимых работ (приемку и экспертизу проектной продукции, проверку и рассмотрение материалов, обосновывающих оценку качества) и обеспечивают отправку утвержденных актов оценки качества проектной продукции проектным и изыскательским организациям, разработавшим эту документацию, в сроки, как правило, на превышающие 90 дней с момента отправки заказчику (или передачи непосредственно) этой проектной продукции.
3.7. Решения о возможности использования проектной продукции, не получившей оценку высокого качества, принимаются министерствами, ведомствами и Советами Министров союзных республик.
3.8. Определение доли вклада структурных подразделений (бригад) проектных и изыскательских организаций, а также специализированных субподрядных организаций в разработке проектной продукции высокого качества осуществляется в порядке, определяемом министерствами и ведомствами.
______________________________
* Новое строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений в дальнейшем именуется: "строительство предприятий, зданий и сооружений".
** Проектно-сметная документация, подлежащая оценке, в дальнейшем именуется: "проектная продукция".
*** При отсутствии разработанных и утвержденных ТЭО или ТЭР базовые значения технико-экономических показателей и базовые качественные характеристики устанавливаются в заданиях на проектирование на основе утвержденных схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности или схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение об оценке качества проектно-сметной документации для строительства (утв. Госстроем СССР и Государственным комитетом СССР по науке и технике 6 июня 1985 г. N 28-Д)
Текст положения официально опубликован не был
Приказом Минстроя России от 29 апреля 2020 г. N 242/ПР настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 29 апреля 2020 г.