город Москва |
|
01 октября 2020 г. |
Дело N А40-205120/19-130-1572 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу ООО "Ашан"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11 ноября 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2020 г.,
по делу N А40-205120/19-130-1572
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ашан"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 27-00802 от 16 июля 2019 г.,
УСТАНОВИЛ: в период с 14 мая 2019 г. по 25 июня 2019 г. на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (далее - Управление Роспотребнадзора по Москве, административный орган) от 30 апреля 2019 г. N 01-04-00063 о проведении плановой выездной проверки юридического лица (распоряжение от 30 мая 2019 г. N 01-04-0041 о продлении срока проведения плановой выездной проверки юридического лица) в отношении общества с ограниченной ответственностью "АШАН" (далее - ООО "АШАН", общество, заявитель) проведена плановая выездная проверка в гипермаркете "АШАН", в том числе по адресам: г. Москва, ул. Ярцевская, д. 19, стр. 1; г. Москва, Багратионовский проезд, д. 5; г. Москва, Рублевское шоссе, д. 62; г. Москва, Проспект Вернадского, д. 6, с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно ежегодному плану проведения плановых проверок на 2019 год, утвержденному Генеральной прокуратурой Российской Федерации и размещенном на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сити "Интернет".
В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий в гипермаркетах "АШАН" по вышеуказанным адресам были выявлены нарушения, в том числе пунктов 1.9, 1.10, 1.13, 1.16 СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", выразившееся в ненадлежащем обосновании обществом сроков годности на хлебобулочные изделия, изготавливаемые в соответствии с действующими на предприятии техническими условиями СТО 57041869-016-2018 "Изделия хлебобулочные из пшеничной муки. Технические условия".
По результатам проверки составлен акт проверки от 25 июня 2019 г. N 01-04-0063.
На основании полученных данных 04 июля 2019 г. Управлением Роспотребнадзора по Москве составлен протокол по делу об административном правонарушении, в котором зафиксированы выявленные правонарушения.
Постановлением Управления Роспотребнадзора по Москве по делу об административном правонарушении N 27-00802 от 16 июля 2019 г. ООО "АШАН" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 18 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "АШАН" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по Москве о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 ноября 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2020 г., постановление Управления Роспотребнадзора по Москве от 16 июля 2019 г. по делу об административном правонарушении N 27-00802 о привлечении ООО "АШАН" к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ изменено в части назначенного административного наказания в виде штрафа в размере 18 000 руб., определив штраф в размере 10 000 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "АШАН" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, в том числе указанно на необоснованное применение административным органом положений СанПиН 2.3.2.1324-03, поскольку указанные требования Санитарных правил не являются обязательными к исполнению актами, так как не входят в перечень стандартов к ТР ТС 021/2011.
В кассационной жалобе обществом заявлено ходатайство о рассмотрении дела с проведением судебного заседания с вызовом сторон.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения заявленного ходатайства.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Роспотребнадзора по Москве просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья, регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 52-ФЗ государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Статья 15 данного закона (в редакции, действовавшей на дату утверждения Санитарных правил) закрепляет, что пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарным правилам.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о техническом регулировании данный закон регулирует отношения, возникающие при оценке соответствия объекта, продукции требованиям технических регламентов, положениям стандартов.
Из содержания статьи 2 Закона о техническом регулировании следует, что декларирование соответствия является одной из форм обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Пунктом 1 статьи 24 Закона о техническом регулировании предусмотрено, что декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее - третья сторона).
Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия установлены статьей 28 Закона о техническом регулировании.
СанПиН 2.3.2.1324-03 устанавливает гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов в целях обеспечения безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов в процессе производства, хранения, транспортировки и оборота, а также при их разработке и постановке на производство (пункт 1.2).
В соответствии с пунктом 1.9 Санитарных правил сроки годности и условия хранения на продукты, превышающие сроки и/или величины температур хранения для аналогичных видов продуктов, представленных в Приложении N 1 (Условия хранения, сроки годности особо скоропортящихся и скоропортящихся продуктов при температуре (4 +/- 2) град. C) (пролонгированные), а также сроки годности и условия хранения на новые виды продуктов, которые не имеют аналогов в указанном Приложении N 1, должны быть обоснованы в установленном порядке.
При обосновании сроков годности изготовителем или разработчиком документации представляется информация в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации о мероприятиях, способствующих повышению сохранности пищевых продуктов (усовершенствование технологии; внедрение новых видов упаковки, улучшенных показателей качества сырья, усиленного санитарного режима при производстве и т.д.), и результаты испытаний продукции, свидетельствующие об их безопасности и пригодности к использованию по назначению в течение всего срока годности (пункт 1.10 СанПиН 2.3.2.1324-03).
Согласно пункту 1.13 СанПиН 2.3.2.1324-03 сроки годности пищевых продуктов, вырабатываемых по нормативной документации, должны быть обоснованы на основании результатов широких производственных испытаний отраслевыми научно-исследовательскими организациями, аккредитованными в установленном порядке, с участием учреждений, уполномоченных федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического благополучия.
Пунктом 1.16 СанПиН 2.3.2.1324-03 установлено, что санитарно-эпидемиологические заключения о возможности установления сроков годности скоропортящихся пищевых продуктов, продуктов, изготовленных по новым технологиям и/или из новых видов сырья, продуктов детского, лечебного и профилактического питания, в том числе консервированных; продуктов, полученных из генетически модифицированных источников, выдаются федеральным органом исполнительной власти в области санэпидблагополучия после проведения экспертизы в уполномоченных им учреждениях по месту расположения организаций-изготовителей.
Статья 3 ТР ТС 021/2011 предусматривает, что объектами технического регулирования являются пищевая продукция и связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации. При этом в силу статьи 4 Технического регламента под процессом производства (изготовления) пищевой продукции понимается совокупность или сочетание последовательно выполняемых различных технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции.
ТР ТС 021/2011 устанавливает объекты технического регулирования, требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования, правила идентификации объектов технического регулирования, формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего Технического регламента.
Методические указания, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06 марта 2004 г. (далее - МУК), устанавливают порядок проведения и методологию санитарно-эпидемиологической оценки обоснования сроков годности и условий хранения пищевых продуктов, и предназначены, в том числе для юридических лиц, деятельность которых осуществляется в области производства, обращения пищевых продуктов и разработки нормативной и технической документации.
Положениями МУК предусмотрено, что сроки годности и условия хранения пищевых продуктов устанавливаются изготовителем пищевых продуктов или разработчиком нормативной и технической документации в соответствии с гигиеническими требованиями безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, и вносятся в нормативную или техническую документацию в установленном порядке (пункт 3.1).
Действия, связанные нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ, и влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО "АШАН" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом суд пришел к выводу о возможности изменения постановления административного органа в части размера административного штрафа, снизив его до 10 000 руб.
Отклоняя доводы общества о том, что положения СанПиН 2.3.2.1324-03 не являются обязательными к исполнению актами, так как не входят в перечень стандартов к ТР ТС 021/2011, суды исходили из того, что отсутствие в техническом регламенте порядка подтверждения сроков годности продукции не дает права изготовителю устанавливать его произвольно, без соблюдения требований федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Указано также на то, что СанПиН 2.3.2.1324-03 в связи с вступлением в силу ТР ТС 021/2011 не прекратили свое действие и подлежат применению.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки вывода судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 ноября 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2020 г. по делу N А40-205120/19-130-1572 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "АШАН" - без удовлетворения.
Судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО "АШАН" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом суд пришел к выводу о возможности изменения постановления административного органа в части размера административного штрафа, снизив его до 10 000 руб.
Отклоняя доводы общества о том, что положения СанПиН 2.3.2.1324-03 не являются обязательными к исполнению актами, так как не входят в перечень стандартов к ТР ТС 021/2011, суды исходили из того, что отсутствие в техническом регламенте порядка подтверждения сроков годности продукции не дает права изготовителю устанавливать его произвольно, без соблюдения требований федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Указано также на то, что СанПиН 2.3.2.1324-03 в связи с вступлением в силу ТР ТС 021/2011 не прекратили свое действие и подлежат применению.
...
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 октября 2020 г. N Ф05-13286/20 по делу N А40-205120/2019