г. Москва |
|
5 октября 2020 г. |
Дело N А40-295203/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Филиной Е.Ю.
судей Беловой А.Р., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Дмитриева Е.А., доверенность N 33-Д-815/20 от 12.05.2020;
от заинтересованного лица: Фокина Н.С., доверенность N Д-21/2019 от 30.12.2019;
рассмотрев в судебном заседании 28 сентября 2020 года кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение от 30 января 2020 года Арбитражного суда города Москвы, на постановление от 20 июля 2020 года Девятого арбитражного апелляционного суда, по делу
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 20.08.2019 г. N 77/19-103138, об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в течение месяца со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента городского имущества города Москвы, осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности города Москвы в отношении объекта недвижимости сооружение - наружные сети теплоснабжения (инв.N65002155).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 января 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 июля 2020 года решение Арбитражного суда города Москвы от 30 января 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанции, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Представитель заявителя возражал против кассационной жалобы, письменный отзыв не представлен.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прдставителей заявителя и заинтересованного лица, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что ГУП города Москвы "Московское производственно-техническое объединение городского хозяйства" (далее также - ГУП "Московское ПТО ГХ" на основании доверенности от 24.10.2018 N 33-Д-932/18, выданной Департаментом, обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимости (инв. N 65002155, сооружение - наружные сети теплоснабжения), расположенный по адресу: город Москва, поселение Московский.
Письмом от 20.08.2019 N 77/19-103138 Управление уведомило Департамент об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении спорного объекта на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ссылаясь на отсутствие в составе приложения в полном объеме документов, необходимых для осуществления кадастровой процедуры, а также в связи с тем, что с заявлением обратилось ненадлежащее лицо.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента городского имущества города Москвы в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела и доводы заявления суды установили, что оспариваемый отказ регистрирующего органа противоречит законодательству в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и нарушает права и законные интересы заявителей, в связи с чем в данном случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными. Кроме того в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обязал Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Признавая требования обоснованными, суды исходили из того, что заявителем на государственную регистрацию были представлены все необходимые для ее осуществления документы, которые соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражают информацию, необходимую для государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости.
Судами установлено, что в связи с реализацией Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом Федерального значения Москвой и Московской областью" и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2019 N 374 "О перечнях документов необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную или муниципальную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" МУП "Московское ПТО ГХ" передан в собственность города Москвы имущественным комплексом.
Передача имущественного комплекса осуществлялась на основании следующих документов: решение Совета Депутатов Ленинского муниципального района Московской области от 27.06.2012 N 10/76 "О передаче муниципального унитарного предприятия Ленинского муниципального района Московской области "Московское производственно-техническое объединение народного хозяйства" в собственность города Москвы"; распоряжение Правительства Москвы от 24.04.2013 N 215-РП "О принятии унитарного предприятия Ленинского муниципального района Московской области "Московское производственно-техническое объединение городского хозяйства"; акт приема-передачи субъектами РФ МУП "Московское ПТО ГХ", а также его имущественного комплекса от 24.05.2013.
При разделении баланса техническая документация на объект не составлялась.
С целью проведения указанных учетно-регистрационных действий ГУП "Московское ПТО ГХ" 24.04.2019 было представлено в Управление Росреестра по Москве соответствующее заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества N 77-0-1-71/3137/2019-365, 77/007/243/2019-1818.
Однако, как установлено судами, ГУП "Московское ПТО ГХ" в постановке объекта на государственный кадастровый учет было отказано Управлением Росреестра по Москве на основании статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ. Управление Росреестра по Москве в качестве оснований к отказу в постановке на кадастровый учет объекта указало на отсутствие разрешительной и технической документации, необходимой для подготовки технического плана.
С целью подтверждения полномочий собственника указанного объекта недвижимости ГУП "Московское ПТО ГХ" было направлено заявление со следующими приложениями: решение Совета Депутатов Ленинского муниципального района Московской области от 27.06.2012 N 10/76 "О передаче муниципального унитарного предприятия Ленинского муниципального района Московской области "Московское производственно-техническое объединение народного хозяйства" в собственность города Москвы"; распоряжение Правительства города Москвы от 24.04.2013 N 215-РП "О принятии унитарного предприятия Ленинского муниципального района Московской области "Московское производственно-техническое объединение народного хозяйства"; акт приема-передачи субъектами РФ МУП "Московское ПТО ГХ", а также его имущественного комплекса от 24.05.2013; технический план объекта недвижимого имущества.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ является, в том числе технический план, подготовленный на основании составленной и заверенной декларации в установленном порядке. На основании изложенного, суды пришли к выводу, что у Управления Росреестра по Москве отсутствовали правовые основания для отказа в постановке на государственный кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности указанного объекта недвижимого имущества.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта не допущено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 января 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 июля 2020 года по делу N А40-295203/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
Е.Ю. Филина |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С целью подтверждения полномочий собственника указанного объекта недвижимости ГУП "Московское ПТО ГХ" было направлено заявление со следующими приложениями: решение Совета Депутатов Ленинского муниципального района Московской области от 27.06.2012 N 10/76 "О передаче муниципального унитарного предприятия Ленинского муниципального района Московской области "Московское производственно-техническое объединение народного хозяйства" в собственность города Москвы"; распоряжение Правительства города Москвы от 24.04.2013 N 215-РП "О принятии унитарного предприятия Ленинского муниципального района Московской области "Московское производственно-техническое объединение народного хозяйства"; акт приема-передачи субъектами РФ МУП "Московское ПТО ГХ", а также его имущественного комплекса от 24.05.2013; технический план объекта недвижимого имущества.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ является, в том числе технический план, подготовленный на основании составленной и заверенной декларации в установленном порядке. На основании изложенного, суды пришли к выводу, что у Управления Росреестра по Москве отсутствовали правовые основания для отказа в постановке на государственный кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности указанного объекта недвижимого имущества."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 октября 2020 г. N Ф05-14899/20 по делу N А40-295203/2019
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14899/20
20.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-10524/20
30.01.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-295203/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-295203/19