• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 октября 2020 г. N Ф05-14195/20 по делу N А40-223878/2019

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 02.06.2017 между сторонами было заключено соглашение от N 6-НКО-17 о предоставлении из федерального бюджета субсидии на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (соглашение). В соответствии с п. 1.1 соглашения, субсидия предоставляется в целях реализации ее получателем следующих мероприятий: участие в подготовке и обучении населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, пожаров и несчастных случаев на водных объектах; участие в профилактике и (или) тушении пожаров; участие в проведении аварийно-спасательных работ; проведение конференций и семинаров по проблемам безопасности жизнедеятельности. Пунктом 3.3 соглашения запрещается перечисление денежных средств, полученных в качестве субсидии из федерального бюджета, в качестве взноса в уставный капитал другого юридического лица, в целях размещения целевых средств на депозиты, а также в иные финансовые инструменты. В случае нецелевого использования субсидии, а так же нарушения правил и соглашения, денежные средства подлежат возврату в доход федерального бюджета в порядке, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации. Так, истец перечислил ответчику субсидию из средств федерального бюджета в размере 37.182.100 руб., что подтверждается платежным поручением от 13.06.2017 N 862278. По результатам реализации субсидии ответчиком был утвержден отчет о расходах, а также отчет о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций. 21.12.2018 в МЧС России поступило предписание Федерального казначейства от 18.12.2018 N 16-00-08/27425-дсп (предписание) по результатам проведенной внеплановой выездной проверки соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на субсидии в 2017 году. Федеральным казначейством были выявлены расхождения фактического направления средств субсидии, отраженных в отчете о расходах, от расходов на мероприятия программы ответчика, отраженных в соответствующей смете расходов на сумму 5.827.660,81 руб. Данные о расхождениях были приведены в сведениях об использовании субсидии ответчиком в 2017 году, поступивших в МЧС России из Федерального казначейства вместе с актом внеплановой выездной проверки в МЧС России от 16.11.2018. Согласно предписанию, МЧС России обязано принять меры к предъявлению социально ориентированным некоммерческим организациям требований о возврате в федеральный бюджет средств субсидий. Во исполнение предписания истцом в адрес ответчика было направлено требование от 24.01.2019 N 28-1-134 о возврате в федеральный бюджет часть средств субсидии в размере 4.200.990 руб. Кроме того, постановлениями УФК по г. Москве о назначении административного наказания (18 постановлений), оставленными без изменения решениями Тушинского районного суда г. Москвы от 19.04.2019, РОССОЮЗСПАС (17 постановлений), а также председатель исполнительного комитета РОССОЮЗСПАС Щетинин С.В. (1 постановление) были признаны виновными в совершении административного правонарушения - нецелевое использование бюджетных средств - по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, поскольку факт нецелевого использования ответчиком денежных средств в рамках соглашения о предоставлении субсидии подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, при этом доказательств возврата денежных средств в материалы дела не было представлено, то суд в обжалуемых актах правильно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика денежных средств в размере 4.200.990 руб., с чем в настоящее время согласна и кассационная коллегия.

Кроме того, истцом было заявлено требование о взыскании процентов в порядке ст. 395 ГК РФ в сумме 186.097,87 руб. В соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ, в случаях удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Расчет процентов был проверен судом и правильно признан арифметически верным."