город Москва |
|
06 октября 2020 г. |
Дело N А40-225908/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Журавлев С.С., доверенность от 15.07.2020;
от заинтересованного лица: Никанорова А.В. не допущена к участию в судебном заседании ввиду непредставления подлинника доверенности от 09.01.2020;
рассмотрев 29 сентября 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ОАО "РЖД"
на решение от 27 января 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 19 июня 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-225908/19
по заявлению ОАО "РЖД"
об оспаривании решения
к Росжелдору,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Росжелдору о признании незаконным решения от 16.05.2019 N УЦТБ-6/557-ис, с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 января 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "РЖД" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Представитель заинтересованного лица - Никанорова А.В. не допущена к участию в судебном заседании ввиду непредставления подлинника доверенности от 09.01.2020.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 01.03.2019 письмом N ИСЗ-3670 общество обратилось в Росжелдор с заявлением об исключении из реестра объектов транспортной инфраструктуры ряда объектов, таких как перегоны и участки путей, расположенных в границах Приволжской железной дороги, не подпадающих под термин "объект транспортной инфраструктуры".
29.03.2019 обществом в лице Департамента безопасности дополнительно направлены сведения о железнодорожных перегонах и участках путей, расположенных в границах Приволжской и Октябрьской железных дорог для проведения работ по их исключению из реестра (письмо от 29.03.2019 N исх-2145/ЦБЗ).
Письмом от 16.05.2019 N УЦТБ-6/557-ис обществу отказано в исключении перегонов и участков путей из реестра ОТИ (зарегистрированное за вх. N 18646).
23.05.2019 обществом получен отказ в исключении указанных объектов из реестра (письмо от 16.05.2019 N УТБ-6/557-ис).
Общество, посчитав, что бездействие, выразившееся в неисключении из реестра объектов транспортной инфраструктуры ряда объектов, таких как перегоны и участки путей, нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из фактических обстоятельств дела и соответствия оспариваемого решения действующему законодательству.
В соответствии с пунктами 5 и 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ), объектами транспортной инфраструктуры являются технологические комплексы, включающие в себя, в том числе, железнодорожные пути и станции, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона N 16-ФЗ предусмотрено, что объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N 16-ФЗ.
Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ОТИ и ТС), ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (часть 4 статьи 6 Федерального закона N 16-ФЗ).
Полномочия по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии с пунктом 5.3.14 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397, возложены на Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Приказом Минтранса России от 29.01.2010 N 22 утвержден Порядок ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Порядок N 22).
Согласно пункту 4 Порядка N 22, реестр формируется и ведется компетентными органами по видам транспорта.
Основанием для включения категорированного объекта транспортной инфраструктуры или категорированного транспортного средства в реестр, внесения изменений в реестр, а также исключения данных объектов и транспортных средств из реестра является решение компетентного органа (пункт 11 Порядка N 22).
Согласно реестру категорированных объектов транспортной инфраструктуры, содержащемуся на официальном сайте общества (источник данных Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), http://www.roszeldor.ru/trans_save/reestr/otizd), сведения о железнодорожном перегоне Спартановка - Мечетка Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" как категорируемом объекте внесены в реестр за реестровым номером от 13.07.2012 N ЖПН401145.
Положениями Федерального закона N 16-ФЗ установлены правовые основы транспортной безопасности в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ, к субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Объектами транспортной инфраструктуры, согласно подпункту "з" пункта 5 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ, являются: технологический комплекс, включающий в себя участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.
Все объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат категорированию - отнесению их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий (пункт 2 статьи 1, часть 1 статьи 6 Федерального закона N 16-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона N 16-ФЗ, количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.
Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности утвержден приказом Минтранса России от 21.02.2011 N 62.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона N 16-ФЗ, категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ, под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя: железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; метрополитены; тоннели, эстакады, мосты; морские терминалы, акватории морских портов; порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения; расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения; аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств; участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2016 N 686 "Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры" утвержден Перечень участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры (далее - Перечень N 686).
В Перечне N 686 отсутствуют перегоны и участки путей.
Судами установлено, что перегоны, расположенные в границах Приволжской и Октябрьской железной дороги, которые общество просит исключить из реестра, взяты выборочно. На иных перегонах, расположенных в границах Приволжской и Октябрьской железной дороги, находятся железнодорожные мосты.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ, к объектам транспортной инфраструктуры относится технологический комплекс, включающий в себя ряд объектов, в том числе мосты.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона N 16-ФЗ, объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, как обоснованно отметили суды, любой объект, попадающий под определение "объект транспортной инфраструктуры" (имеющий такое наименование в соответствии с техническим паспортом, иной документацией), подлежит категорированию как отдельный ОТИ и включению в реестр категорированных объектов, вне зависимости от наличия (отсутствия) комплексного технологического оборудования.
Письмом от 16.05.2019 N УТБ-6/557-ис Росжелдор отказал в исключении данных объектов из реестра ОТИ и ТС, руководствуясь принципом непрерывности (статья 3 Федерального закона N 16-ФЗ), при реализации мер по транспортной безопасности, препятствующим проведению исключения железнодорожных перегонов из реестра, до момента, пока не будут определены категории всех железнодорожных мостов на них, в связи с чем, предложено определить категории железнодорожных мостов, находящихся на железнодорожных перегонах.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 495 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств представить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об ОТИ для категорирования и ведения реестра ОТИ и ТС, предусмотренного статьей 6 Федерального закона N 16-ФЗ и полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования ОТИ, установленным Министерством транспорта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, данные действия не выполнены субъектом транспортной инфраструктуры - обществом в отношении железнодорожных мостов, находящихся на Приволжской и Октябрьской железной дороге.
Выборочное исключение из реестра ОТИ и ТС железнодорожных перегонов, на которых не находятся определенной категории железнодорожные мосты, противоречит принципу непрерывности.
Исключение из реестра ОТИ и ТС всех железнодорожных перегонов, расположенных в границах Приволжской и Октябрьской железной дороги, создает невозможным обеспечение транспортной безопасности на данных участках.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что совокупность условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и необходимых для признания незаконным оспариваемого решения, отсутствует, а оспариваемое решение Росжелдора является законным.
Доказательств нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности судами не установлено.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 января 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2020 года по делу N А40-225908/19 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Письмом от 16.05.2019 N УТБ-6/557-ис Росжелдор отказал в исключении данных объектов из реестра ОТИ и ТС, руководствуясь принципом непрерывности (статья 3 Федерального закона N 16-ФЗ), при реализации мер по транспортной безопасности, препятствующим проведению исключения железнодорожных перегонов из реестра, до момента, пока не будут определены категории всех железнодорожных мостов на них, в связи с чем, предложено определить категории железнодорожных мостов, находящихся на железнодорожных перегонах.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 495 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств представить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об ОТИ для категорирования и ведения реестра ОТИ и ТС, предусмотренного статьей 6 Федерального закона N 16-ФЗ и полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования ОТИ, установленным Министерством транспорта Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 октября 2020 г. N Ф05-14734/20 по делу N А40-225908/2019
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14734/20
19.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13582/20
27.01.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-225908/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-225908/19