г. Москва |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А41-51473/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2020.
Полный текст постановления изготовлен 26.10.2020.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - Фалина С.Н. по доверен. от 04.08.2020,
от заинтересованного лица - Кириллов К.А. по доверен. от 10.12.2018,
рассмотрев 20 октября 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области
на решение от 18 декабря 2019 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 07 июля 2020 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-51473/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мир Звуков"
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Московской области
об оспаривании требования и результатов проверки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мир Звуков" (далее - ООО "Мир Звуков", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Московской области (далее - заинтересованное лицо, ТФ ОМС МО, фонд), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать недействительным (незаконным) требование Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области от 19.04.2019 N 09-03-07/3566 в части восстановления средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), использованных не по целевому назначению, в общей сумме 77 099 986 руб. 47 коп. (пункт 1); в части требования перечислить в бюджет ТФ ОМС МО штраф в размере 7 709 998 руб. 65 коп. (пункт 2), а также в части направления в адрес ТФ ОМС МО плана мероприятий по устранению выявленных нарушений в течение 10 рабочих дней со дня получения;
- признать незаконными и отменить результаты внеплановой проверки, оформленные актом от 29.03.2019.
ТФ ОМС МО обратилось со встречным заявлением к ООО "Мир Звуков" о взыскании средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в сумме 77 099 986 руб. 47 коп., штрафа за использование средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в сумме 7 709 998 руб. 65 коп. и пени за просрочку восстановления средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, за период с 25.05.2019 по 20.09.2019 в сумме 2 266 097 руб. 10 коп. с их последующим начислением в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки на сумму 77 099 986 руб. 47 коп. по день фактической уплаты, начиная с 21.09.2019.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 декабря 2019 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2020 года, первоначальное заявление удовлетворено, в удовлетворении встречного заявления отказано
Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Московской области подана кассационная жалоба, согласно которой фонд просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование доводов жалобы фонд указывает на неправильное применение судами Положения о контроле за медицинскими организациями в связи с чем является необоснованным вывод об отсутствии оснований для проведения внеплановой комплексной проверки по письму Службы экономической безопасности Управления по городу Москве и Московской области Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Представитель ТФОМС МО в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда Московской области и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Судами установлено, что ТФОМС МО на основании приказа директора от 05.03.2019 N 111 (с учетом приказа от 14.03.2019 N 124) была проведена внеплановая комплексная проверка в отношении использования ООО "Мир Звуков" средств обязательного медицинского страхования.
Внеплановая проверка в отношении ООО "Мир Звуков" была проведена на основании обращения Службы экономической безопасности Управления по городу Москве и Московской области Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России).
По результатам проверки был составлен акт от 29.03.2019.
Основанием для вынесения акта послужил вывод комиссии о нецелевом расходовании средств обязательного медицинского страхования в сумме 77 099 986 руб. 47 коп.
На основании вышеназванного акта обществу было выдано требование от 19.04.2019 N 09-03-07/3565 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе внеплановой комплексной проверки с 11.03.2019 по 29.03.2019.
Указанным требованием заявителю было предложено восстановить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в общей сумме 77 099 986 руб. 47 коп., перечислить в бюджет Фонда штраф в сумме 7 709 998 руб. 65 коп. и направить в адрес Фонда план мероприятий по устранению выявленных нарушений в течение 10 рабочих дней со дня получения.
Полагая, что указанное требование является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Мир звуков" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Встречное заявление мотивировано выявлением факта нарушений, связанных с нецелевым использованием денежных средств обязательного медицинского страхования.
Удовлетворяя первоначальное заявление и отказывая в удовлетворении встречного заявления, суды исходили из того, что письмо Службы экономической безопасности Управления по городу Москве и Московской области Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России) о предоставлении информации от 05.03.2019 N 105/17/2557 не может служить основанием для проведения внеплановой проверки, поскольку в соответствии с абзацем 3 пункта 5 Положения, предусмотрен закрытый перечень лиц, по обращению которых территориальным фондом проводятся внеплановые проверки, оснований для расширительного толкования данного пункта Положения не имеется.
Суды указали, что органы федеральной службы безопасности имеют лишь право на получение от заинтересованного лица информации в отношении заявителя, в том числе по проведенным плановым проверкам за 2016 - 2017, а также информации по результатам проведенной внеплановой проверки в целях выполнения задач, возложенных Федеральным законом Российской Федерации от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности".
В связи с тем, что встречное заявление основано на результатах вышеназванной проверки, суды отказали в удовлетворении встречных требований.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с абзацем третьим пункта 5 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, Территориальным фондом могут быть проведены внеплановые проверки. Внеплановые проверки использования средств обязательного медицинского страхования проводятся по решению директора территориального фонда на основании представлений контрольных органов, обращений в адрес территориального фонда органов государственной власти субъекта Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд), обращений, жалоб и заявлений граждан, в связи с истечением срока исполнения медицинской организацией требований территориального фонда об устранении нарушений и недостатков, и (или) возврате (возмещении) средств, и (или) уплате штрафов (пеней), проведением Федеральным фондом проверок соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании на территории субъекта Российской Федерации и использования средств обязательного медицинского страхования участниками обязательного медицинского страхования, в случае прекращения действия договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе в связи с приостановлением или прекращением действия лицензии, ликвидации медицинской организации и других необходимых случаях.
Исходя из буквального толкования данной правовой нормы Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями и вопреки выводам судов данный перечень оснований для проведения внеплановых проверок медицинских организаций является открытым.
Согласно статье 15 Федерального закона "О федеральной службе безопасности" органы федеральной службы безопасности осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности. Государственные органы, а также предприятия, учреждения и организации обязаны оказывать содействие органам федеральной службы безопасности в осуществлении ими возложенных на них обязанностей.
Таким образом, письмо Службы экономической безопасности Управления по городу Москве и Московской области Федеральной службы безопасности Российской Федерации о проведении внеплановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования ООО "Мир Звуков" в силу абзаца третьего пункта 5 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями и полномочий Службы экономической безопасности ФСБ России являлось законным основанием для проведения фондом соответствующей проверки.
Выводы судов об обратном основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
При рассмотрении данного спора судами не исследовались обстоятельства нецелевого использования обществом средств обязательного медицинского страхования, не данная оценка всем доводам общества, указанным в заявлении, и доводам фонда, приведенном во встречном исковом заявлении.
Поскольку для правильного разрешения спора необходимо исследовать фактические обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, оценить доказательства, а суд кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ такими полномочиями не наделен, данные недостатки обжалуемых судебных актов не могут быть восполнены на стадии кассационного производства, в связи с чем, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда на основании частей 1, 2 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении арбитражному суду первой инстанции необходимо устранить названные недостатки, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований норм арбитражного процессуального закона, принять решение в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 170 АПК РФ, в частности, указать доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, подвергнув оценке представленные в материалы дела доказательства во взаимосвязи и совокупности с соблюдением положений главы 7 АПК РФ, оценить все доводы лиц, участвующих в деле, правильно применить нормы процессуального и материального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 декабря 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2020 года по делу N А41-51473/2019 отменить, данное дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
И.Ю. Григорьева |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацем третьим пункта 5 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, Территориальным фондом могут быть проведены внеплановые проверки. Внеплановые проверки использования средств обязательного медицинского страхования проводятся по решению директора территориального фонда на основании представлений контрольных органов, обращений в адрес территориального фонда органов государственной власти субъекта Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд), обращений, жалоб и заявлений граждан, в связи с истечением срока исполнения медицинской организацией требований территориального фонда об устранении нарушений и недостатков, и (или) возврате (возмещении) средств, и (или) уплате штрафов (пеней), проведением Федеральным фондом проверок соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании на территории субъекта Российской Федерации и использования средств обязательного медицинского страхования участниками обязательного медицинского страхования, в случае прекращения действия договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе в связи с приостановлением или прекращением действия лицензии, ликвидации медицинской организации и других необходимых случаях."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 октября 2020 г. N Ф05-15531/20 по делу N А41-51473/2019
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15531/20
07.10.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18226/2021
07.10.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18386/2021
22.07.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-51473/19
26.10.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15531/20
07.07.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1174/20
18.12.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-51473/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-51473/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-51473/19