г. Москва |
|
27 октября 2020 г. |
Дело N А40-222140/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2020.
Полный текст постановления изготовлен 27.10.2020.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Крекотнева С.Н.
судей Гречишкина А.А., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от ФГУП "ЭПМ" ФМБА РОССИИ: Баженова М.Ю. по дов. от 18.02.2020
от ИФНС России N 34 по г. Москве: Байкова Е.Н. по дов. от 20.01.2020
рассмотрев 20.10.2020 в судебном заседании кассационную жалобу
ФГУП "ЭПМ" ФМБА РОССИИ
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.01.2020
и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020
по заявлению ФГУП "ЭПМ" ФМБА РОССИИ (ОГРН: 1027739704211)
к ИФНС России N 34 по г. Москве (ОГРН: 1047796991549)
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МАСТЕРСКИЕ" Федерального медико-биологического агентства (далее - заявитель, предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании частично недействительным принятого Инспекцией Федеральной налоговой службы N 34 по городу Москве (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) Решения от 29.12.2018 N19/948/Р "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.01.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятыми по существу спора судебными актами, заявитель обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой, указывая на несоответствие выводов судов вследствие ненадлежащей оценки представленных в материалы дела доказательств, а также на нарушение налоговым органом процедур налогового контроля и неправильный расчет пени, просит решение и постановление отменить.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
В заседании суда кассационной инстанции 20.10.2020 представитель заявителя изложенные в жалобе доводы и требования поддержал, представитель заинтересованного лица против удовлетворения жалобы возражал по доводам приобщенного к материалам дела отзыва.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм процессуального и материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление отмене не подлежат.
Из представленных в материалы дела документов судами при рассмотрении спора по существу установлено, что по итогам проведенной в отношении заявителя выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 заинтересованным лицом был составлен акт от 24.10.2016 N 19/948 и с учетом представленных предприятием возражений и полученных в результате дополнительных мероприятий налогового контроля материалов 29.12.2018 вынесено решение N 19/948/Р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением заявителю доначислены к уплате в бюджет сумма налогов в общем размере 27 613 663 руб. и пени в общем размере 14 517 520 руб., из которых 7 451 051 руб. по налогу на прибыль, 5 166 662 руб. по НДС и 1 55 554 руб. за просрочку удержания и уплаты НДФЛ. Кроме того, заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 122 и статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 27 396 руб.
Основанием принятия указанного решения в обжалуемой части явились выводы инспекции о получении обществом необоснованной налоговой выгоды по не обладающим признаками реальности и основанном на фиктивном документообороте взаимоотношениям с ООО "Глав-Торг", ООО "СтройАрсенал" и ООО "Лекто", прекратившим ведение деятельности 13.12.2016 путем ликвидации.
Поскольку Решением УФНС России по г.Москве от 05.07.2019 N 21-19/114222 поданная заявителем апелляционная жалоба была оставлена без удовлетворения, налогоплательщик обратился с вышеуказанными требованиями в суд.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями положений статей 64-65, 70-71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленные сторонами доводы и представленные в материалы дела доказательства, включая протоколы допросов в качестве свидетелей руководителей контрагентов и их поставщиков, а также сотрудников общества, заключения проведенных по назначению инспекции почерковедческих экспертиз и сведения о фактическом движении выплаченных заявителем спорным контрагентам денежных средств, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, и суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, руководствовались положениями статей 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статей 169, 171-172, 226, 247 и 252 Налогового кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.08.2017 N 303-КГ17-9537, и исходили из правомерности выводов инспекции о невозможности исполнения спорными контрагентами обязательств по заключенным сделкам и включения ООО "СтройАрсенал" и ООО "Лекто" в схему поставки оборудования и выполнения работ для искусственного увеличения размера расходов и налоговых вычетов, ООО "Глав-Торг" в конечном счете - на обналичивание и оплату услуг платежных систем, отметив при этом правильность и обоснованность начисления пени за нарушение срока перечисления в бюджет НДФЛ.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций, отклоняя доводы заявителя о нарушении налоговым органом вследствие несоблюдения установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков проведения мероприятий налогового контроля и вынесения решения, руководствовались положениями статей 88, 89, 100-101 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изложенных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснений и исходили из отсутствия в действиях инспекции, направленных на обеспечение участия представителя заявителя в рассмотрении материалов налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, отметив, что само по себе нарушение срока принятия решения по итогам проверки при отсутствии перечисленных в пункте 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельств не являются основанием для признания решения инспекции недействительным.
Судебная коллегия окружного суда, соглашаясь с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций, исходит из соответствия установленных судами фактических обстоятельств имеющимся в деле доказательствам и правильного применения относительно установленных обстоятельств норм материального и процессуального права, отмечая при этом, что суд кассационной инстанции не вправе в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций.
Отклоняя доводы жалобы относительно правильности оценки представленных в материалы дела доказательств и применения норм материального права, суд округа, принимая во внимание положения статей 171-172 и 247, 252 Налогового кодекса Российской Федерации, исходит с учетом разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении Пленума от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", из того, что налоговая выгода в виде учтенных при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходов и при подлежащей уплате суммы НДС налоговых вычетов не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельностью, в том числе, если налоговым органом доказана невозможность реального осуществления налогоплательщиком операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг; отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств; совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком, в документах бухгалтерского учета; учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций.
В связи с тем, что судами первой и апелляционной инстанций в ходе рассмотрения дела достоверность представленных обществом документов и реальность спорных хозяйственных операций была опровергнута, приведенные в жалобе доводы, повторяющие позицию по спору и основанные на несогласии с изложенными в судебных актах выводами, по существу представляют собой требование о переоценке доказательств и установленных на основании их обстоятельств дела, что выходит за установленные положениями статей 286-287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы компетенции суда кассационной инстанции.
Возражения относительно соблюдения процедуры налоговой проверки и принятия решения, а также правильности начисления инспекцией суммы пени суд округа отклоняет в виду их противоречия положениям статей 75 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющих как основания и порядок начисления пени за нарушение срока уплаты налога, так и конкретные обстоятельства, влекущие недействительность решения инспекции.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу и с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства. Выводы судов об этих обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах и которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иное толкование заявителем норм материального и процессуального права, а равно иная оценка представленных в материалы дела документов не является предусмотренным положениями статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Неправильное применение норм материального права и нарушения норм процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлены, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.01.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020 по делу N А40-222140/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Н. Крекотнев |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По итогам проверки налоговым органом составлен акт и вынесено решение, которым налогоплательщику доначислены налоги, пени и штраф. Решение оспаривается последним в том числе по причине существенного нарушения процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и вынесения решения.
Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогового органа.
Само по себе нарушение срока принятия решения по итогам проверки при отсутствии существенных нарушений не является основанием для признания решения инспекции недействительным.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 октября 2020 г. N Ф05-16700/20 по делу N А40-222140/2019
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16700/20
29.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-25489/20
28.01.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-222140/19
23.08.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-222140/19