г. Москва |
|
29 октября 2020 г. |
Дело N А40-338565/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.10.2020.
Полный текст постановления изготовлен 29.10.2020.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Дом-Строй" - Костреюка Д.И. (представителя по доверенности от 01.12.2019),
от Федеральной антимонопольной службы - Ивановой У.В. (представителя по доверенности от 20.03.2020),
от общества с ограниченной ответственностью "Эко-Ресурс" - извещено, представитель не явился,
от Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Правительства Еврейской автономной области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 22.10.2020 в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дом-Строй"
на решение от 10.03.2020
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 06.07.2020
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-338565/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дом-Строй"
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании решения, предписания,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Эко-Ресурс", Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Правительства Еврейской автономной области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дом-Строй" (далее - общество, ООО "Дом-Строй") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (далее - служба) от 13.11.2019 N 04/10/18.1-143/2019.
В качестве третьих лиц в деле участвуют общество с ограниченной ответственностью "Эко-Ресурс" (далее - ООО "Эко-Ресурс") и Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Правительства Еврейской автономной области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ООО "Дом-Строй" просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель службы возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
ООО "Эко-Ресурс" и управление, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей ООО "Дом-Строй" и службы, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что ООО "Эко-Ресурс" обратилось в службу с жалобой на действия организатора торгов - управления при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Еврейской автономной области (извещение N 100919/4324348/01).
По мнению ООО "Эко-Ресурс", отсутствие в конкурсной документации информации о тарифе на услуги по захоронению ТКО ООО "Спецкомбинат" не позволяло участнику конкурсного отбора и в последующем региональному оператору произвести расчет единого тарифа на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решением службы от 13.11.2019 N 04/10/18.1-143/2019 жалоба признана обоснованной в части несоответствия информации о направлении транспортирования отходов в конкурсной документации Территориальной схеме, отсутствия в конкурсной документации информации о тарифе оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым региональный оператор обязан заключить договор в соответствии с Территориальной схемой.
На основании решения выдано предписание от 13.11.2019 N 04/10/18.1-143/2019.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с указанным заявлением.
В силу пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно пункту 2.1 статьи 29.1 Закона N 89-ФЗ до 01.01.2023 запрет, установленный пунктом 7 статьи 12 Закона об отходах, также не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 настоящей статьи.
Пунктом 8 статьи 29.1 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что до 01.01.2023 объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
Раздел 9 Территориальной схемы предусматривает, что на территории Еврейской автономной области полноценно действует только один полигон твердых бытовых отходов в городе Биробиджан, эксплуатирующей организацией которого является ООО "Спецкомбинат", который должен принимать все количество твердых бытовых отходов, образующихся в области.
Согласно пункту 7.1 конкурсной документации описание границы зоны деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах этой зоны приведены в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, Еврейской автономной области, размещенной на официальном сайте органов государственной власти Еврейской автономной области в телекоммуникационной сети "Интернет".
Вместе с тем в пункте 7.3 конкурсной документации указано, что на территории Еврейской автономной области расположено три объекта, предназначенные для размещения отходов и включенные в государственный реестр объектов размещения отходов, из них 2 объекта предназначены для размещения промышленных отходов (полигон структурного подразделения филиала "Хабаровская теплосетевая компания" АО "Дальневосточная генерирующая компания" "Биробиджанская ТЭЦ", полигон ООО "Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат") и 1 объект - для размещения твердых коммунальных отходов (ООО "Полигон").
В соответствии с подпунктом "б" пункта 12 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 (далее - Правила), документация об отборе должна содержать описание границы зоны деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов, в пределах этой зоны, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Подпунктом "л" пункта 12 Правил установлено, что документация об отборе должна содержать информацию о порядке расчета единого тарифа на услугу регионального оператора, включая информацию о тарифах операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов.
Пунктом 68 Правил предусмотрено, что при первом проведении конкурсного отбора в отношении соответствующей зоны деятельности регионального оператора организатор конкурсного отбора вправе использовать процедуру оценки и сопоставления заявок, предусмотренную разделом 9 Правил.
Согласно пункту 22 Правил в случае, предусмотренном пунктом 68 Правил, организатор конкурсного отбора вправе установить дополнительные критерии качества услуги регионального оператора: критерий мощности; критерий квалифицированности; критерий обеспеченности; критерий экологичности.
При повторном проведении конкурсного отбора в отношении соответствующей зоны деятельности регионального оператора пунктами 20, 21 Правил установлено, что критериями оценки и сопоставления заявок являются приведенная стоимость услуги регионального оператора и качество услуги регионального оператора: критерий надежности, критерий оперативности, критерий открытости, критерий исполнительности.
Общие правила оценки и сопоставления заявок установлены разделом 8 Правил.
Признавая заявление ООО "Дом-Строй" не подлежащим удовлетворению с учетом данных положений законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что конкурсная документация в части указания направлений транспортирования твердых коммунальных отходов не соответствует утвержденной Территориальной схеме, что является нарушением подпункта "б" пункта 12 Правил. При составлении конкурсной документации организатором торгов нарушены требования подпункта "л" пункта 12 Правил, а также требования пункта 21, раздела 9 Правил.
Отклоняя доводы ООО "Дом-Строй", суды указали, что вывод службы о несоответствии конкурсной документации подпункту "б" пункта 12 Правил в части указания на три объекта, предназначенные для размещения отходов и включенные в государственный реестр объектов размещения отходов, основан не на положениях пункта 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, а обусловлен несоответствием указанной в конкурсной документации информации, содержащимся в Территориальной схеме положениям, необходимость соблюдения которых прямо предусмотрена подпунктом "б" пункта 12 Правил, равно как и пунктом 7.1 самой конкурсной документации.
Кроме того, суды установили, что в приложении N 1 к конкурсной документации приведена информация о предельных тарифах операторов ООО "Южное село", ООО "Полигон", АУ "Чистое село" на 2019-2020 годы. Информация о тарифе ООО "Спецкомбинат", указанном в Территориальной схеме, в конкурсной документации отсутствует.
Вопреки мнению ООО "Дом-Строй", выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают требованиям АПК РФ к доказыванию и оценке доказательств, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы ООО "Дом-Строй" о незаконности оспариваемых актов службы, направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2020 по делу N А40-338565/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая заявление ООО "Дом-Строй" не подлежащим удовлетворению с учетом данных положений законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что конкурсная документация в части указания направлений транспортирования твердых коммунальных отходов не соответствует утвержденной Территориальной схеме, что является нарушением подпункта "б" пункта 12 Правил. При составлении конкурсной документации организатором торгов нарушены требования подпункта "л" пункта 12 Правил, а также требования пункта 21, раздела 9 Правил.
Отклоняя доводы ООО "Дом-Строй", суды указали, что вывод службы о несоответствии конкурсной документации подпункту "б" пункта 12 Правил в части указания на три объекта, предназначенные для размещения отходов и включенные в государственный реестр объектов размещения отходов, основан не на положениях пункта 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, а обусловлен несоответствием указанной в конкурсной документации информации, содержащимся в Территориальной схеме положениям, необходимость соблюдения которых прямо предусмотрена подпунктом "б" пункта 12 Правил, равно как и пунктом 7.1 самой конкурсной документации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 октября 2020 г. N Ф05-16027/20 по делу N А40-338565/2019